Рабочая программа по учебному предмету «СБО (социально-бытовая ориентировка)»

ГБОУ Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат VIII вида №7

«Согласовано»
Председатель МО
_________
Протокол № ___ от
«____»________2014 г.
«Принята»
На педагогическом совете

Протокол №1
«27» августа 2014 г.
«Утверждаю»
Директор ГБОУ СКОШИ №7
__________

«30» августа 2014 г.





Рабочая программа
по учебному предмету «СБО (социально-бытовая ориентировка)»
для обучающихся 5-9 классов с умеренной структурой дефекта


Разработана на основе программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы под редакцией В.И.Романиной и Н.П.Павловой (СБО), программ по социально-бытовой подготовке в специальных (коррекционных) образовательных школах VIII вида под ред. А.М.Щербаковой, В.В.Гладкой.
Одобрена Министерством образования РФ для использования в образовательном учреждении.











Составитель:
ДмитриеваС.Н.
учитель предмета Социально - бытовая ориентировка
высшая квалификационная категория



Москва, 2014


Программа по социально-бытовой ориентировке
5 – 9 класс
для обучения детей с легкой степенью умственной отсталости
Пояснительная записка к программе курса по СБО
(социально-бытовой ориентировке)
Учебной задачей курса СБО является подготовка учеников к самостоятельной жизни, формирование прочных знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями учебного процесса и научно-технического прогресса, правилами этики и нормами поведения в современном обществе. На уроках учитель способствует ориентировке учащихся в современном мире, применяет различные методы и приемы для благополучной адаптации учащихся и их успешной реализации после окончания школы.
Для социализации данной категории учащихся необходим определенный уровень сформированности коммуникативной функции речи, умений и навыков. Известно, что дети с отклонениями в развитии испытывают большие трудности в адаптации к окружающему миру, в усвоении общепринятых норм поведения в силу неполноценности их познавательной деятельности, обусловленной тотальным психическим недоразвитием или деменцией. Причины затруднений связаны с особенностями их интеллектуального развития. Многие приходят в школу с негативным отношением к учебной деятельности, имеют формальные мотивы учения, отличаются интеллектуальной пассивностью, безынициативностью. Играют роль и относительно меньшие возможности общения с окружающим миром школьников, живущих в интернате. В отличие от нормально развивающихся сверстников, социальное развитие которых происходит в значительной мере непроизвольно и спонтанно, умственно отсталые дети не в состоянии самостоятельно выделить и освоить образцы решения социальных и бытовых задач. В контексте формирования личности умственно отсталого ребенка социализация возможна лишь при условии целенаправленного обучения и воспитания, обеспечивающих их подготовку к самостоятельной жизни. Участие семьи в подготовке этих детей к самостоятельной жизни, как правило, ничтожно мало. В семьях домашнее хозяйство часто ведется столь плохо, что научиться чему-либо в таких условиях сложно. Л. С. Выготский отмечал: «Социальное воспитание умственно отсталого ребенка является единственно состоятельным научным путем его воспитания»*1.
Программа СБО составляется с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений; по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем мире.
На уроках СБО учитывается дифференциация учащихся.
I группа. Учащиеся данной группы способны достаточно полно воспроизводить учебный материал, отвечая на вопросы, а в простых случаях воспроизводить его самостоятельно. Технико-технологические знания усвоены достаточно полно. Планирование новой работы в пределах программных требований осуществляют успешно. Приемы контроля сформированы, работоспособность высокая, трудовые приемы в объеме программных требований данного класса усвоены успешно.
II группа. Учащиеся данной группы учебный материал воспроизводят в основном правильно, но допускают незначительные ошибки. Самостоятельно использовать знания теоретической и практической деятельности могут только в простейших случаях. Самостоятельно трудовую деятельность планируют с трудом, чаще прибегают к помощи учителя. Приемы контроля сформированы недостаточно, наблюдаются недостатки в усвоении профессиональных приемов, но только в связи с двигательными дефектами воспитанников; работоспособность средняя.
III группа. Учащиеся данной группы учебный материал воспроизводят отдельно, чаще всего частями, главное в содержании выделить не могут. Некоторые технико-технологические знания усвоены на уровне конкретных представлений. К самостоятельному планированию работы не способны. Приемы контроля не сформированы, трудовые профессиональные двигательные навыки выполняют с ошибками; темп работы низкий.
На занятиях по СБО учащихся практически знакомятся с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют занятия, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д.
Целью данной программы является развитие социальной компетентности у детей с особыми образовательными потребностями и подготовка их к самостоятельной жизни.
Задачи курса:
формирование у воспитанников коррекционной школы-интерната знаний и умений, способствующих социальной адаптации;
формирование механизмов стрессоустойчивого поведения как основы психического здоровья школьника и условие их социально-психологической адаптации;
развитие коммуникативной функции речи как непременное условие социальной адаптации детей с умственной отсталостью;
освоение теоретической информации, а также приобретение бытовых навыков;
развитие умений, необходимых подросткам с особыми образовательными потребностями для осуществления своей жизнедеятельности в режиме самостоятельности;
повышение уровня познавательной активности и расширение объема имеющихся знаний и представлений об окружающем мире.
Воспитание позитивных качеств личности
Курс СБО изучается с 5 по 9 классы. Это позволяет учителю, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении при сообщении нового материала использовать опыт учащихся как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков и формирования новых. Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы; широко используются наглядные средства обучения, демонстрация учебных кинофильмов, диафильмов и др. Социально-бытовая ориентировка имеет своё логическое продолжение в системе внеклассной работы. Воспитатель осуществляет закрепление полученных на занятиях по СБО знаний и умений в процессе практической работы, формирует на их основе прочные навыки. Только комплексная совместная деятельность учителя и воспитателя позволит достичь желаемых результатов.
Занятия по СБО проводятся в специальном кабинете, в котором отведены места для учащихся и для оборудования, обеспечивающего выполнение в полном объеме всех видов практических работ, предусмотренных программой. При организации кабинета учитываются санитарно-гигиенические нормы и правила техники безопасности.
Освоение программы предусматривает сочетание аудиторных занятий, основанных на интерактивных формах освоения учебного содержания, а также использовании примеров и ситуаций из опыта знакомых детям героев литературных произведений, учителей и воспитателей, и самостоятельной работы, ориентированной на включение освоенного теоретического материала в реальную практику для решения конкретных проблем в повседневной жизни.
Освоения программы фиксируется в процессе проведения сюжетно-ролевых игр, экскурсий, обобщающих уроков, практических работ.
Аудиторные формы организации занятий:
Лекция-беседа, предполагающая непосредственный контакт педагога с учащимися. Использование данного вида лекций позволит привлечь внимание учащихся к наиболее важным вопросам темы, определить содержание и темп изложения учебного материала с учетом психофизических особенностей детей, а также позволит определить степень усвоения ими предыдущего материала; лекция с разбором конкретных ситуаций, предполагающая в процессе лекции обсуждение конкретных жизненных ситуаций;
Практические занятия: дают возможность учащимся использовать теоретические знания в практической деятельности. Активное участие в практической работе ведет к систематизации и углублению знаний, к выработке умений и навыков.
Учебные сюжетно-ролевые игры – синтетическая форма организации совместной деятельности преподавателя и обучаемых учащихся. Представляет собой поликомпонентную модель, содержащую несколько принципиально важных для развития умственно-отсталого ребенка типов деятельностей: проблемно-поисковую, мыслительную, коммуникативную, имитационно-ролевую (социально-моделирующую).
Форма итоговой аттестации учащихся – итоговая контрольная работа. Система оценивания в конце изучения каждой темы предусматривает тестирование, устные опросы, творческие и контрольные работы.
Обязательные результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие специальную (коррекционную) школу VIII вида и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс специальной (коррекционной) школы VIII вида. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». Два первых компонента представлены отдельно по каждому из разделов содержания.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному плану Российской Федерации для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида на изучение социально-бытовой ориентировки отводится 68 часов, из расчета 2 часа в неделю для каждого класса и 34 часа для 5-х классов, из расчета 1 час в неделю.
Ожидаемые результаты
В результате реализации программы у детей должны быть сформированы теоретические знания, трудовые умения и навыки, достаточные для самообслуживания, адаптации в современном обществе, ориентации в социуме и быту, в самостоятельном поиске работы и трудоустройстве.
В течение девяти лет обучения в школе учащиеся с интеллектуальной недостаточностью должны овладеть следующим минимумом жизненно значимых умений в области бытового труда:
в сфере организации питания:
– различать продукты питания разных групп: овощи, фрукты, молочные, мучные, мясные, рыбные продукты. Крупы, кондитерские изделия; – определять способы употребления в пищу (в сыром, варённом, жареном виде) разных продуктов питания; – различать доброкачественные (пригодные к употреблению) и испорченные (непригодные к употреблению) продукты; – размещать продукты питания в соответствующих местах хранения; – обрабатывать продукты питания перед приёмом в пищу: мыть (фрукты, овощи, ягоды), чистить, отваривать и др.; – готовить простейшие блюда (напитки, бутерброды, простейшие первые, вторые, третьи блюда); – правильно пользоваться столовой, чайной, кухонной посудой, столовыми приборами (столовой и чайной ложками, вилкой и ножом), кухонными приспособлениями и инструментами, некоторой бытовой кухонной техникой (мясорубкой, миксером и др.); – сервировать стол к завтраку (ужину, обеду); – убирать стол после еды; мыть посуду; убирать помещение кухни; – соблюдать правила приёма пищи, культуру поведения и общения за столом;
в сфере ухода за телом:
– выполнять утренний и вечерний туалет (мыть руки, лицо, уши, шею, ноги, чистить зубы); – мыть тело; – мыть и расчёсывать волосы; – чистить и подстригать ногти на пальцах рук и ног; – пользоваться предметами и средствами гигиены, правильно их хранить; – пользоваться дезодорантом; – оценивать свой внешний вид (чистота лица, рук, волос, состояние ногтей, опрятность одежды, обуви), при необходимости вносить изменения.
в сфере ухода за одеждой и обувью:
– пользоваться застёжками разных видов (пуговицами, кнопками, крючками, молнией, липучками); – складывать и развешивать одежду; размещать одежду в шкафу, в квартире (доме); – чистить одежду щёткой; – стирать одежду вручную и в стиральной машине; – гладить одежду; – выполнять мелкий ремонт одежды (пришивать пуговицы, вдевать резинку в пояс предметом одежды, зашивать одежду по распоровшемуся шву); – зашнуровывать обувь, завязывать шнурок на узелок и бантик; – чистить обувь; – сушить мокрую обувь;
в сфере ухода за жилищем:
– наводить порядок в помещении; – застилать постель; – удалять пыль с мебели, зеркал и др.; – подметать и мыть, пол; – пользоваться механической щеткой для чистки ковровых покрытий; вытряхивать половики; – пользоваться пылесосом; – выполнять уборку квартиры (повседневную, еженедельную, сезонную); – ухаживать за комнатными растениям (поливать, удалять сухие листья, удалять пыль с листьев, рыхлить землю) и цветочными горшками;
Начиная с пятого класса, учащиеся знакомятся с предприятиями и учреждениями сферы обслуживания населения. В процессе обучения у детей формируются следующие жизненно значимые умения:
– ориентироваться в услугах, оказываемых различными предприятиями и учреждениями: торговли (магазин, рынок, киоск). Службы быта (парикмахерская, фотоателье, ателье по пошиву одежды, ремонтные мастерские, прачечная, химчистка, столовая). Связи (почта, телеграф), медицинской помощи (больница, поликлиника, служба «скорой помощи», аптека). Культуры (библиотека, кинотеатр, музей); – различать узнавать эти предприятия, учреждения по условным обозначениям, витринам, вывескам-названиям и др. – ориентироваться в местонахождении ближайших предприятий и учреждений сферы обслуживания населения в районе проживания; – осуществлять покупки в универсальных, специализированных магазинах, на рынках, в киосках. – ориентироваться в размерах, примерять и покупать одежду, обувь; – обращаться в службы быта, медицинской помощи, правильно вести себя при пользовании их услугами; – правильно вести себя в учреждениях культуры; – пользоваться телефоном; обращаться по телефону в службы экстренной помощи: пожарную, милицию, скорую помощь; – ориентироваться в услугах общественного транспорта (городской, пригородный, междугородный транспорт), осуществлять поездку в общественном транспорте; – пользоваться деньгами, осуществлять платежи.
Важной особенностью работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью является необходимость специального обучения способам проведения досуга. Этой задаче посвящены темы, связанные с учреждениями культуры (библиотека, кинотеатр) и местами отдыха (парк). У детей формируются: – представления о способах организации досуга (посещения парка, кинотеатра, библиотеки и др.); – умения правильно вести себя в местах отдыха и учреждениях культуры.
Начиная с 5 класса, учащиеся постепенно готовятся к семейной жизни.
Семья – это макросоциальная единица сообщества, основанная на супружеском союзе и родственных связях (муж, жена, родители, дети и другие родственники), на совместном ведении общего хозяйства и взаимной моральной ответственности. В рамках социально-бытовой ориентировки у учащихся формируются представления о важнейших аспектах жизнедеятельности семьи (психологическом, экономическом, хозяйственном и др.) и социально значимые умения: – называть свою фамилию, имя, отчество, возраст, адрес; – называть членов своей семьи: отца, мать, брата, сестру, дедушек и бабушек; – определять собственную социальную роль в семье (сын или дочка, внук или внучка, брат, сестра); – ориентироваться в распределении обязанностей в быту между членами семьи; – планировать семейный бюджет: определять сумму доходов в семьи за месяц, планировать расходы; – называть правила ухода за маленькими детьми в семье; – приглашать и принимать гостей; – поздравлять с праздником; – называть способы организации досуга семьи, уметь организовывать свой досуг.
Содержание данного раздела «Трудоустройство» (9 класс.) направленно на ориентировку учащихся:
– называть основные документы гражданина РФ. – называть документы, предоставляемые при поступлении в профессиональное училище, при устройстве на работу; – оформлять документы (заявление, анкета); – ориентироваться в ситуациях: заключения трудового договора, перехода с одной работы на другую, начисления трудового стажа, оформления больничного листа.
Тематическое планирование
5 класс
1. Введение – 1 ч. 2. Личная гигиена – 8 ч. 3. Одежда и обувь – 4 ч. 4. Семья – 3 ч. 5. Транспорт – 4 ч. 6. Торговля – 5 ч. 7. Питание – 4 ч. 8. Культура поведение – 2 ч. 9. Жилище – 3 ч.
Практические работы.
Выполнение утреннего туалета: мытье рук, лица, шеи, ушей, чистка зубов, причесывание волос. Выполнение вечернего туалета: чистка ушей. Заполнение почтового адреса на открытках, приготовление бутербродов, салата, варка яиц, заваривание чая, сервировка стола к чаю, чистка и мытье кухонных принадлежностей и посуды. Изготовление знаков дорожного движения, встречающихся на пути к дому, школе; чистка и сушка повседневной одежды, обуви.
Основные требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать:
Последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета, периодичность и правила чистки зубов, ушей, мытья головы, правила охраны зрения при чтении и просмотре телевизионных передач.
Виды одежды и обуви, правила ухода за одеждой и обувью.
Виды бутербродов, санитарно-гигиенические требования к процессу приготовления пищи, правила сервировки стола к завтраку, правила заваривания чая, правила пользования ножом, плитой, электрическим чайником.
Требования к осанке при ходьбе, в положении сидя и стоя, правила поведения при встрече и расставании, формы обращения с просьбой, вопросом, правила поведения за столом.
Состав семьи, имена, отчества родителей и близких родственников, место работы и должность родителей, правила поведения в семье.
Виды жилых помещений в городе и деревне и их различие, почтовый адрес своего дома и школы-интерната.
Наиболее рациональный маршрут проезда до школы-интерната, варианты проезда до школы различными видами транспорта, количество времени, затрачиваемого на дорогу, пересадки, пешеходный маршрут, правила передвижения на велосипеде.
Основные виды магазинов, их назначение, виды отделов в продовольственных магазинах и правила покупки товаров в них, стоимость продуктов, используемых для приготовления завтрака.
Учащиеся должны уметь:
Совершать утренний туалет, в определенной последовательности совершать вечерний туалет, причесывать волосы и выбирать прическу.
Подбирать одежду, головные уборы, обувь по сезону, сушить мокрую одежду и чистить одежду, подготавливать одежду и обувь к сезонному хранению.
Резать ножом продукты для бутербродов, отваривать яйца, жарить яичницу и омлет, нарезать вареные овощи кубиками и соломкой, накрывать на стол с учетом конкретного меню, пользоваться печатными инструкциями к различным бытовым химическим средствам.
Следить за своей осанкой, походкой и жестикуляцией, правильно вести себя при встрече и расставании со сверстниками (мальчиками и девочками), взрослыми (знакомыми и незнакомыми) в различных ситуациях, тактично вести себя за столом во время приёма пищи (пользоваться приборами, салфетками, аккуратно принимать пищу).
Писать адреса на почтовых открытках.
Соблюдать правила поведения в общественном транспорте. Правила посадки, покупки билета, поведения в салоне и при выходе на улицу. Соблюдать правила дорожного движения.
Выбирать продукты для приготовления завтрака с учетом конкретного меню, оплачивать покупку, соблюдать правила поведения в магазине.
6 класс
1. Личная гигиена – 8 часа 2. Одежда и обувь – 8 часов 3. Семья – 2 часа 4. Культура поведения – 8 часов 5. Питание – 8 часов 6. Жилище – 6 часов 7. Учреждения – 2 часов 8. Транспорт – 6 часа 9. Средства связи – 6 часов 10. Торговля – 6 часов 11 Медицинская помощь – 8 часа
Практические работы
Мытье рук, стрижка ногтей, уход за кожей рук. Варка макарон, картофеля, оформление готовых блюд. Написание адреса и индекса на конвертах, составление телеграмм, заполнение телеграфных бланков. Сухая и влажная уборка помещений, пользование пылесосом и уход за ним. Пришивание пуговиц, петель, крючков, вешалок на одежду, стирка и утюжка изделий из х/б и шелковых тканей.
Основные требования к знаниям и умениям.
Учащиеся должны знать:
Правила закаливание организма, правила обтирания, правила соблюдения личной гигиены во время физических упражнений, походов, правила ухода за ногами.
Правила поведения в зрелищных и культурно-просветительных учреждениях, правила поведения и меры предосторожности при посещении массовых мероприятий.
Способы первичной и тепловой обработки макаронных изделий, круп, молока и молочных продуктов, овощей, санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при работе с режущими инструментами, кипятком, правила пользования электроприборами, определение качества и сроков хранения продуктов, правила хранения продуктов в холодильнике и без него, различные меню ужина.
Основные средства связи; виды почтовых отправлений, стоимость почтовых услуг при отправлении писем, виды телеграфных услуг.
Виды медицинской помощи, функции основных врачей-специалистов.
Гигиенические требования к жилому помещению, правила организации рабочего места школьника, правила и последовательности проведения уборки помещения, санитарно-гигиенические требования, назначение комнатных растения, уход и допустимое количество их в квартире.
Правила стирки изделий, санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при работе с электронагревательными приборами и бытовыми химическими средствами.
Основные транспортные средства, виды междугороднего транспорта, стоимость проезда во всех видах транспорта, порядок приобретения билетов и талонов.
Основные виды продовольственных магазинов, их отделы, виды специализированных магазинов, виды и стоимость различных товаров, порядок приобретения товаров.
Слова, обозначающие понятия, указанные в программе. Название предметов и материалов, используемых в работе и действия с ними..
Учащиеся должны уметь:
Мыть руки, стричь ногти на руках и ухаживать за кожей рук, подбирать косметические средства для ухода за кожей рук, подбирать косметические средства для ухода за ногами.
Культурно вести себя в театре, музее, читальном зале, правильно и безопасно вести себя при посещении массовых мероприятий.
Отваривать макаронные изделия, варить кашу на воде и молоке, отваривать картофель и готовить пюре, готовить запеканки из овощей и творога, оформлять готовые блюда, сервировать стол.
Находить по справочнику индекс предприятий связи, записывать адреса с индексом на конвертах, составлять различные тексты телеграмм, заполнять телеграфные бланки.
Записываться на прием к врачу, вызывать врача на дом, приобретать лекарство в аптеке.
Проводить сухую и влажную уборку помещения, чистить ковры, книжные полки, батареи, ухаживать за полом в зависимости от покрытия, используя бытовые химические средства, ухаживать за комнатными растениями.
Пришивать пуговицы, крючки, кнопки, зашивать одежду. Подшивать платья, брюки, рукава. Подбирать моющие средства для стирки, стирать и гладить изделия.
Выбирать наиболее рациональные маршруты при передвижении по городу, ориентироваться в расписании движения транспорта, определять направление и зоны, пользоваться кассой-автоматом при покупке билетов на пригородные поезда.
Подбирать продукты к ужину с учетом меню, обращаться к продавцу, кассиру.

7 класс
1. Личная гигиена – 4 часа 2. Одежда и обувь – 9 часов 3. Культура поведения – 5 часа 4. Питание – 8 часов 5. Транспорт – 6 часа 6. Семья – 5 часа 7. Учреждения – 4 часов 8. Жилище – 4 часов 9. Торговля – 6 часов 10. Средства связи – 8 часов 11. Медицинская помощь – 9 часов
Практические работы:
Правильное мытьё, сушка и расчёсывание волос. Ремонт разорванных мест одежды, штопка, утюжка, стирка изделий из хлопчатобумажной ткани вручную и с помощью стиральной машины. Разучивание тихих и подвижных игр. Уборка помещений, чистка и мытьё пола, мытье окон. Приготовление закусок, первых, вторых и третьих блюд, сервировка стола к обеду. Упражнения в наложении повязок на рану, поврежденную конечность, заваривание травяного настоя. Заполнение бланков на телеграммы и бандероль, упаковка бандеролей.
Учащиеся должны знать:
Правила соблюдения личной гигиены подростка, правила смены одежды, нательного и постельного белья, санитарно-гигиенические правила пользования зубной щеткой, расческой, мочалкой, душем, ванной, унитазом.
Некоторые тихие и подвижные игры.
Последовательность проведения регулярной и сезонной уборки жилого помещения, способы и периодичность ухода за окнами, виды моющих средств, способы утепления окон, правила ухода за полами, правила соблюдения гигиены жилища при наличии животных в доме, правила содержания домашних животных и птиц.
Правила поведения при встрече и расставании, правила поведения в гостях, правила вручения и приема подарков.
Способы обработки овощных, мясных, рыбных продуктов, последовательность приготовления блюд, правила пользования бытовыми электроприборами и возможность использования их, санитарно-гигиенические требования и правила безопасности при приготовлении пищи, правила пользования столовыми приборами.
Состав домашней аптечки, правила применения и назначения медицинских средства, входящих в состав домашней аптечки, местные лекарственные растения, правила обработки ран и наложение повязки меры по предупреждению осложнений, правила оказания первой медицинской помощи при ушибах, растяжении и вывихах.
Функции железнодорожного транспорта, виды пассажирских вагонов, примерную стоимость билета в зависимости от вида вагона и дальности расстояния, виды справочных служб, виды камер хранения, сроки и стоимость хранения багажа.
Особенности стирки цветного и белого белья. Правила пользования моющими средствами, устройство и правила пользования стиральной машиной. Санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при ремонте одежды, стирке вручную и с помощью стиральной машины, последовательность и особенности утюжки белья и одежды. Назначение и виды предприятий по химической чистке одежды и виды оказываемых услуг, правила подготовки вещей к сдаче в чистку.
Ассортимент некоторых отделов промтоварных магазинов, стоимость отдельных товаров, приобретать некоторые товары в промтоварном магазине, подсчитывать стоимость покупок, правильно себя вести в магазине.
Перечень предметов, посылаемых бандеролью, максимальный вес и стоимость посылаемых предметов, виды и способы упаковки бандеролей.

Учащиеся должны уметь:
Одевать малышей на прогулку, объяснять детям младшего возраста правила игры и играть с ними в тихие и подвижные игры, помогать первоклассникам при уборке игрушек.
Убирать жилые помещения, чистить мебель, мыть зеркала и стекла, утеплять окна.
Выбирать подходящую одежду для визита в гости, культурно вести себя в гостях, выбирать подарки, изготавливать простые сувениры, вручать и принимать подарки.
Готовить обед, готовить третьи блюда, оформлять готовые блюда, сервировать стол к обеду.
Пользоваться термометром, готовить отвары и настои из лекарственных растений, обрабатывать раны и накладывать повязки, накладывать временные шины.
Ориентироваться в расписании, приобретать билеты в железнодорожной кассе, обращаться за справкой в справочную службу вокзала, центральную справочную по телефону.
Ремонтировать разорванные места одежды, штопать, стирать белье вручную и с помощью стиральной машины, гладить белье и одежду.
Приобретать некоторые товары в промтоварном магазине, подсчитывать стоимость покупок, правильно себя вести в магазине.
Заполнять бланки на отправку бандеролей, составлять опись посылаемых предметов, упаковывать бандероли.

8 класс
1. Личная гигиена – 4 часа 2. Одежда и обувь –7 часа 3. Культура поведения – 6 часа 4. Семья – 5 часов 5. Питание – 10 часов 6. Жилище – 6 часа 7. Транспорт – 4 часа 8. Торговля – 5 часа 9. Учреждения – 5 часов 10. Средства связи – 5 часа 11. Медицинская помощь – 5 часов 12. Бюджет семьи – 6 часов
Практические работы:
Упражнения в протирании кожи лица лосьоном, кремом; упражнения в одевании, купании, пеленании куклы, мытье детской посуды и игрушек. Выпечка печения, блинов, консервирование овощей, ягод. Уход за кожаной обувью. Стирка и утюжка изделий из шерстяных и синтетических тканей. Упражнения в подсчете стоимости покупок, снятии показателей электросчетчика. Расчет стоимости израсходованной электроэнергии, заполнение квитанций. Уход за мягкой мебелью и коврами, мытье кафельных стен, чистка раковин; упражнения в оказании первой помощи при ожогах, при обморожении, помощь утопающему.

Учащиеся должны знать:
Правила стирки и сушки изделий из шерстяных и синтетических тканей, утюжка изделий.
Правила периодичности кормления ребенка из соски и ложки, купание ребенка, одевание и пеленание грудного ребенка. Распределение хозяйственно-бытовых обязанностей между членами семьи.
Способы и последовательность приготовления изделий из теста, консервирование овощей.
Правила поведения юношей и девушек при знакомстве в общественных местах, дома, внешний вид.
Типы кожи и правила ухода за кожей лица.
Виды рынков и ярмарок. Отделы рынка, цены на отдельные товары, отличия цен на ярмарке, рынке, в магазинах.
Ассортимент товаров в крупных и мелких торговых точках, стоимость промышленных и продовольственных товаров.
Правила пользования городским таксофоном, домашним и мобильным телефонами, номера телефонов срочного вызова, правила пользования телефонным справочником.
Правила и периодичность уборки кухни, санузла, моющие средства. Правила ухода за мягкой мебелью и коврами.
Основные службы речного вокзала. Значение подземного транспорта.
Правила и приемы оказания первой помощи при несчастных случаях, виды глистных заболеваний и меры предупреждения.
Составные части бюджета семьи и их размер. Основные статьи расходов в семье, размер квартплаты, тарифы, порядок и периодичность оплаты электроэнергии, газа, телефона и др.
Название материала, используемого на занятиях, слова, обозначающие понятия, указанные в программе, и использовать их в речи.
Учащиеся должны уметь:
Выбирать косметические средства в зависимости от состояния кожи, времени года.
Купать, одевать, пеленать куклу, кормить, содержать в порядке детскую постель, игрушки.
Готовить изделия из разных видов теста, солить овощи, оформлять изделия.
Культурно и вежливо вести себя при знакомстве, в общественных местах, дома, подбирать прическу, одежду, учитывая свой возраст.
Стирать, сушить изделия из шерстяных и синтетических тканей, утюжка блузок и платьев. Правильно ухаживать за мягкой мебелью и коврами.
Выбирать покупку с учетом различных условий, подсчитывать стоимость покупок.
Объяснить причину звонка по телефону срочного вызова, культурно разговаривать по телефону.
Мыть кафельные стены и раковину, пользоваться печатными инструкциями к моющим средствам. Самостоятельно начертить планировку своей квартиры.
Пользоваться расписанием и схемами метро, покупать билет, определять стоимость проезда.
Оказывать первую помощь при ожогах, обмораживании, помощь утопающему.
Подсчитать расходы, снимать показатели счетчика и подсчитывать стоимость израсходованной электроэнергии, газа, воды и т. д; планировать и подсчитывать расходы на культурные и текущие потребности, крупные покупки.

9 класс
1. Личная гигиена – 2 часа 2. Одежда и обувь – 7 часа 3. Семья – 3 часа 4. Бюджет семьи – 2 часа 5. Жилище – 8 часа 6. Торговля – 8 часа 7. Транспорт – 5 часа 8. Питание – 10 часов. 9. Средства связи – 7 часов 10. Медицинская помощь – 2 часа 11. Предприятия бытового обслуживания – 4 час 12. Культура поведения – 4 часа 13. Трудоустройство – 6 часов
Практические работы:
Упражнения в подсчете расходов на удовлетворение культурных потребностей. Расчеты рационального ведения домашнего хозяйства. Определение размеров одежды и обуви, примерка одежды и обуви. Выведение пятен. Правила сервировки праздничного стола, приготовление вегетарианского борща, правила техники безопасности при пользовании бытовыми электроприборами. Уход за больным: переодеть, умыть, чтение назначений врача в рецепте, листа-вкладыша к лекарствам; составление деловых бумаг: заявления, автобиографии, заявки на материалы и инструменты; упражнения в рациональной расстановке мебели, подборе деталей интерьера; заполнение бланков денежных переводов, на посылки. Экскурсии в сбербанк, ЖЭК (ДЭЗ) для ознакомления с видами деятельности этих учреждений. Экскурсия в учреждения и отделы по трудоустройству. Составление деловых бумаг: заявление, автобиография, заполнение анкеты, заявки на материалы, расписки, докладной записки.
Учащиеся должны знать:
О вредном воздействии алкоголя и наркотиков и курения на организм человека.
Требования к культуре поведения, нормы морали и этики в современном обществе, правила поведения в критических ситуациях.
Порядок и условия заключения и расторжения брака, формы организации досуга в семье.
Стиль одежды и моды, гарантийные сроки носки, правила возврата покупок, санитарно-гигиенические требования и правила по Т.Б. при работе со средствами для выведения пятен. Особенности ухода за меховыми изделиями.
Способы приготовления национальных блюд, правила сервировки праздничного стола.
Меры по предупреждению инфекционных заболеваний, условия освобождения от работы (по болезни и ухода за больным).
Учреждения и отделы по трудоустройству.
Виды документов необходимых для поступления на работу, правила поведения при оформлении на работу.
Перечень основных деловых бумаг и требования к их написанию.
Правила расстановки мебели в квартире. Требования к подбору занавесей. Светильников и других деталей интерьера. Виды ремонта квартиры и составление плана и сметы на ремонт.
Виды оказываемых услуг бытовой сферы, профессии работников предприятий.
Современные виды связи, денежные переводы и их стоимость.
Виды торговли и виды оплаты товаров. Права потребителя. Правила покупки и оформления кредита на дорогостоящий товар.
Названия необходимых в работе материалов. Слова, обозначающие понятия, указанные в программе.
Учащиеся должны уметь:
Правильно вести себя в критических ситуациях, управлять собой, соблюдать морально-этические норы при выражении соболезнования.
Анализировать различные семейные ситуации и давать им правильную оценку. Организовывать досуг свой и соей семьи.
Подбирать одежду и обувь в соответствии с индивидуальными особенностями и размерами, выводить пятна различными способами и средствами.
Сервировать праздничный стол, готовить отдельные блюда для детей ясельного возраста, составлять меню праздничного стола.
Выбирать покупки в соответствии со своими потребностями и возможностями, вежливо обращаться к продавцу, подсчитывать стоимость покупки и оформлять покупку наличными или в кредит.
Одевать, умывать, кормить больного, измерять температуру, ставить горчичники.
Заполнять анкету, писать заявления о принятии на работу, о переходе, с одной работы на другую, автобиографию, обращаться в отделы кадров для устройства на работу.
Составлять заявки на материалы, инструменты, написать расписку, докладную записку.
Правильно расставлять мебель в квартире. Подбирать светильники и другие детали интерьера. Проводить косметический ремонт квартиры и составлять план и смету на ремонт.
Заполнять бланки почтово-телеграфного перевода, упаковывать посылку.