Методический материал на тему Психолого-педагогические основы формирования контрольно-оценочных умений у детей младшего школьного возраста


Психолого-педагогические основы формирования контрольно-оценочных умений у детей младшего школьного возраста
Психолого-педагогический аспект проблемы формирования контрольно-оценочных умений учащихся в настоящее время получил достаточно широкое освещение в научной литературе (Ю. К. Бабанский, П. П. Блонский, Е. Д. Божович, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. З. Зак, А. М. Новиков, Е. В. Сергеева, В. И. Слободчиков, Т. Ф. Ушева, Г. А. Цукерман и др.). Анализ работ указанных авторов свидетельствует о том, что психолого-педагогическую основу исследуемой проблемы составляют а) учет возрастных особенностей развития учащихся; б) знание стадий проявления самоконтроля и этапов его формирования у детей младшего школьного возраста. Охарактеризуем каждое из этих положений.
Учеными установлено, что младший школьный возраст является одним из наиболее ответственных возрастных этапов на пути формирования контрольно-оценочных умений. Л. С. Выготский отмечает, что именно в этом возрасте у учащихся возникают и развиваются произвольность, внутренний план действия, формируется осознание своего «Я», выделение самого себя, cвоего «Я» из мира объектов; стремление к общественно значимой деятельности; способность управлять своим поведением; умение делать простые обобщения; умение устанавливать взаимосвязи и сотрудничество с другими людьми; начинает складываться самооценка как обобщенное, внеситуативное и вместе с тем дифференцированное отношение ребенка к самому себе . Но самым важным и качественно новым свойством человеческой психики, появляющимся у детей младшего школьного возраста, является рефлексия. Как отмечает Т. Ф. Ушева, именно рефлексия выступает показателем субъектности и позволяет личности регулировать собственную активность, влиять на систему норм и стандартов, управлять учебной и практической деятельностью. «Занимая рефлексивную позицию, – пишет автор, – младший школьник анализирует, критически осмысливает свою деятельность, сравнивает её цели и результаты, стремится понять её особенности, недостатки и достоинства» .Термин «рефлексия» в отечественной науке впервые начал использоваться в 30–40-х годах прошлого столетия. Изучение исследований, посвященных проблемам и сути рефлексии, убеждает в том, что в современной науке нет единого исчерпывающего понимания этого феномена. Это приводит к многозначности трактовок понятия «рефлексия» и многоплановости понимания самого явления. В социальной психологии под рефлексией понимается «осознание индивидом того, как он воспринимается партнёром по общению» . В философии рефлексия определяется как «форма теоретической деятельности общественно развитого человека, направленная на осмысление собственных действий и их законов: деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека» . Рефлексия в образовании – «мыследеятельностный или чувственно переживаемый процесс осознания субъектом образования своей деятельности» . Мы под рефлексией понимаем осознание учеником самого себя как субъекта своей учебной деятельности, иначе говоря, его сознание направлено на собственную учебную деятельность. По сути, рефлексия – это самоанализ. Рефлексия – неотъемлемый компонент любой деятельности. При этом школьник осознаёт свою потребность в учебной деятельности, её цели, способен поставить себе учебную задачу, выбрать способ её решения и обосновать, почему он делает именно так, а не иначе. Кроме того, учащийся способен соотнести свой результат с целью деятельности: пытается понять, достиг ли он цели и, если нет, то по каким причинам не смог этого сделать. Осознание себя субъектом учебной деятельности предполагает также определение границ собственного знания и незнания.
В исследуемый период у школьников начинают формироваться элементы теоретического мышления, что находит выражение в способности рассуждать гипотетико-дедуктивно, т.е. на основе одних общих посылок и через построение различных гипотез и их проверку. Устойчиво проявляется рефлексивный характер мышления: предметом внимания, анализа и оценки учащихся младшего школьного возраста становятся их собственные интеллектуальные операции.
Огромное значение для нашего исследования имеет мысль Е. Д. Божович о том, что важнейшее приобретение младшего школьного возраста – это установка на «размышление и отыскание, выделение значимых и существенных связей и причинно-следственных зависимостей при работе с любым материалом – с наглядным и отвлеченным, конкретным и обобщенным, при выполнении учебно-практических заданий любого рода». В младшем школьном возрасте активно начинает развиваться логическая память, возрастает умение логически обрабатывать материал для преднамеренного запоминания. По этому поводу В. В. Давыдов отмечает: «…для младшего школьника вспоминать – значит мыслить. Его процесс запоминания сводится к мышлению, к установлению логических отношений внутри запоминаемого материала, а припоминание заключается в восстановлении материала по этим отношениям» .Внимание учащихся начальной школы характеризуется не только большим объемом и устойчивостью, но и специфической избирательностью. В этот период развивается умение длительное время удерживать внимание на логически организованном и значимом для школьника материале. Избирательным, целенаправленным, анализирующим становится и восприятие.
Как видим, данные психологических исследований свидетельствуют о том, что младшие школьники по своим возрастным особенностям готовы к сознательному, а не формальному овладению контрольно-оценочными умениями. Развитие основных познавательных процессов учащихся начального звена достигает такого уровня, что они оказываются практически готовыми к выполнению всех видов умственной работы, включая самые сложные.
К числу важнейших условий успешного формирования контрольно-оценочных умений в процессе обучения ученые относят и знание стадий проявления самоконтроля у детей младшего школьного возраста. П. П. Блонский выделил четыре стадии проявления самоконтроля применительно к усвоению материала. Первая стадия характеризуется отсутствием всякого самоконтроля: учащийся, не усвоивший материал, не может ничего контролировать. На этой стадии нет сличения действия с программой его выполнения, для нее характерно медленное, произвольно анализируемое выполнение действия после указания на характер его выполнения, а значит, имеется необходимость внешнего контроля . Вторая стадия – полный самоконтроль, когда учащийся проверяет полноту и правильность репродукции усвоенного материала. На этой стадии происходит сличение действия с программой выполнения по произвольно осознаваемой схеме. Для этой стадии характерно немедленное, правильное выполнение действия, но после указания на ошибку со стороны, т.е. не исчезает необходимость внешнего контроля. Третью стадию отличает выборочный самоконтроль, при котором учащийся проверяет только главное по вопросам. На этой стадии происходит сличение действия с программой. На четвертой стадии видимый самоконтроль отсутствует, он осуществляется как бы на основе прошлого опыта, на основе каких-то незначительных деталей, примет .Как было отмечено выше, формирование самооценки происходит уже в школьном возрасте, причем изменения в ней очень заметны от 1-го класса к 4-му. У первоклассников еще действует детское представление о самоценности своей личности, отношение к себе как к центру мироздания, причем даже частные самооценки не могут до конца скорректировать это представление. Изначально высокая общая самооценка повышает и уровень частных. Первоклассники по всем качествам оценивают себя выше, чем четвероклассники. Развитие самооценки второклассников характеризуется наличием разнонаправленных тенденций. В. И. Слободчиков и Г. А. Цукерман отмечают, что в учебной деятельности второклассников наблюдается резкое уменьшение выбора задач высокого уровня сложности по сравнению с 4-м классом при росте выбора задач среднего уровня трудности. Во 2-м классе число заниженных самооценок возрастает, наряду с адекватностью самооценки . Дисгармоничное развитие самооценки во 2-м классе объясняется психологическими особенностями данного возраста как переломного внутри младшего школьного возраста, когда происходят сдвиги в функционировании психических образований. К 4-му классу происходит стабилизация возрастного развития, что ведет к нарастанию гармонии становления составляющих самооценки. У учащихся накапливается опыт реальной деятельности, изменяющий характеристики частных самооценок, которые, в свою очередь, ведут к изменению общей самооценки. В то же время необходимо отметить становление относительной независимости частных самооценок друг от друга, их избирательного влияния на общую самооценку. В результате общая самооценка становится все более обоснованной, адекватной, наполняется конкретным содержанием, строится на осознанных результатах самоконтроля, что способствует успешности ребенка в учебной деятельности
Для успешного формирования у младших школьников контрольно-оценочных умений учителю важно знать и этапы формирования самоконтроля. В научно-методической литературе выделяют три основных этапа.
1-й этап. Ученик должен научиться понимать и принимать контроль учителя. Для этого учитель должен: а) показать учащимся, что любое обучение – органическое единство двух процессов: передача обучаемому в той или иной форме учебного материала и выявление степени усвоения этого материала (переход к последующему этапу обучения возможен только при условии полного усвоения предыдущего материала); б) познакомить учащихся с нормами и критериями оценки знаний, умений и навыков; в) сообщать учащимся, после каких доз учебного материала необходим контроль и с какой целью проводится тот или иной контроль; г) выставляя оценку, объяснять её, исходя из тех критериев, которые указаны; д) просить учащегося самостоятельно оценить свою деятельность и объяснить полученную им оценку; е) просить учащегося оценить деятельность товарища, опираясь на указанные учителем критерии; ж) научить учащихся пользоваться различными видами проверки .2-й этап. Ученик должен научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей. Для этого учителю следует практиковать взаимопроверку самостоятельно выполненных упражнений, домашних работ. В процессе взаимопроверки учащиеся сверяют ответы, ищут ошибки, объясняют их друг другу. После того, как взаимопроверка окончена, на доске следует записать верные ответы и решения трудных задач, а ученикам ещё раз сверить свои ответы и решения. При взаимопроверке учащиеся должны знать, что цель таких работ не в получении оценки, а в том, чтобы проверить, насколько глубоко и правильно понята тема, может ли ученик самостоятельно найти решение той или иной задачи, может ли проанализировать чужую работу. «Взаимопроверка, считает Л. М. Денякина, служит хорошей школой воспитания самоконтроля – ведь обнаружить ошибки в работе товарища гораздо легче, чем в собственной, а полученные навыки контроля ученик переносит на свою деятельность (самоконтроль)» . Необходимо практиковать решение у доски одной и той же задачи несколькими учениками. Остальные учащиеся в это время наблюдают за работой своих товарищей. После окончания работы у доски написанное обсуждается всем классом, каждое решение оценивается, его выбор обосновывается.
На этом этапе учителю необходимо: а) предлагать учащимся оценить ответ товарища, задать ему вопросы, сделать замечания по существу ответа, высказать свои соображения относительно полученного результата, идеи и хода решения, а также попытаться предложить другой вариант ответа или решения; б) приучать учащихся контролировать деятельность учителя, стимулировать постановку вопросов учителю; в) демонстрировать учащимся типичные ошибки. Такую демонстрацию можно провести в явном виде, но можно предложить учащимся рассказ с сознательным нарушением логических связей, которое ученики должны обнаружить.
3-й этап. Ученик должен научиться осуществлять самоанализ, самооценку и самокоррекцию. Самоанализ и самооценка предполагают определение отношения к себе и своей учебной деятельности, умение исследовать свою деятельность, определять эффективность своего труда, создавать мотивы, потребности и возможности для перестройки и улучшения своей учебной деятельности. Самокоррекция является необходимым этапом учебной деятельности ученика для успешного продолжения образования. Учащийся, осуществляя самокоррекцию, регулируя производимые им действия, создаёт внутренний образец, эталон знания, действия, который в случае необходимости мгновенно извлекает из памяти для сличения с внешней деятельностью.
Для формирования у учащихся навыка осуществлять самонаблюдение, самоанализ и самокоррекцию (важных составляющих контрольно-оценочных умений) своей деятельности, по мнению А. З. Зака, учитель должен:
– приучать учащихся при выполнении домашней работы проверять степень усвоения материала путём составления плана прочитанного и пересказа главных мыслей, отвечать на контрольные вопросы учебника;
– приучать учащихся составлять дополнительные контрольные вопросы к тексту, находить ответы на вопросы в учебнике, сопоставлять новую информацию с ранее изученной;
– вырабатывать у учащихся привычку анализировать полученные результаты, проверять правильность выполнения заданий, используя специфические для каждого учебного предмета приемы;
– не торопиться с выставлением оценки, если ученик дал неверный ответ, решение с ошибкой, а по возможности дать ученику найти свою ошибку;
– если ошибка найдена, то оценку можно не снижать;
– не спешить с упрёками, не обвинять учащегося в стремлении завысить свою оценку, если учащийся допускает ошибки в самооценке (в этом случае надо вместе с учеником рассмотреть, почему он себе поставил эту, а не другую оценку, и помочь разобрать в нормах оценки, чтобы ученик мог правильно пользоваться ими в дальнейшем);
– при условии трудностей механического запоминания правил, формул, теорем, формулировок и т.д. рекомендовать учащимся делать карточки, предназначенные для активной тренировки и самоконтроля . На одной стороне карточки пишется вопрос, а на другой стороне – правильный ответ; при самоконтроле происходит сличение ответа с эталоном, учащиеся откладывают в сторону карточки, на вопросы которых дали верный ответ, фиксируют зону, где совершена ошибка, и продолжают работать с оставшимися карточками. После 5-6 прокручиваний карточек почти не остается. Так можно готовиться к тестам, диктантам и т. п. Неудовлетворительные оценки в журнал сразу не выставляются, ученику дается две недели на устранение обнаруженного пробела и проведение повторного контроля знаний. Ученик контролирует свои задолженности и учится спрашивать себя: «Что мне надо сделать, чтобы повысить свой уровень?»
Учитель должен приучать учащихся контролировать свою деятельность по результату. Учащийся должен самостоятельно оценить трудность работы, вычленить объект, в котором допускается ошибка, обнаружить и изучить свои затруднения и решить, что же надо сделать, чтобы повысить свой уровень. Таким образом, учащийся приучается исследовать свою деятельность и создавать мотивы для перестройки своей учебной деятельности, у ученика формируется стремление выполнить работу после того, как он понял и принял задачу, приучать учащихся постоянно спрашивать себя: «Почему так?», «Что требуется?», «Как это делают другие?», «Как это делали на уроке?», «Какие есть рекомендации по этому вопросу?». Учитель должен способствовать формированию у учащихся умения контролировать свою деятельность непосредственно в ходе занятия, выполнения упражнения. Для этого необходимо предлагать учащимся специальные задания, в которых надо найти допущенные ошибки и неточности; предлагать задания разной сложности. Учащиеся должны оценить свои возможности, сознательно выбрать свой уровень и работать индивидуально. Предварительно следует сообщить критерий оценки и требования к выполнению заданий.
При формировании у учащихся контрольно-оценочных умений учителю важно руководствоваться принципом посильности и доступности. Вначале следует давать установку на контроль одного из аспектов деятельности, затем усложнять задачу включением в контроль двух и более аспектов и направить контроль учащегося на содержание конечного продукта его деятельности. Результаты самоконтроля по отдельным темам можно вносить в журнал. Это содействует формированию таких качеств, как точность, чёткость, объективность. Учителям не следует забывать, что деятельность учащихся, связанная с самоконтролем, является неотъемлемой частью обучения, совершенствования ученика и требует внимания со стороны учителя, как и любая другая учебная деятельность. Самоконтроль учащегося и контроль со стороны учителя выступают как две формы обратной связи, которые совершенствуют и поддерживают друг друга.
Таким образом, данные психолого-педагогических исследований свидетельствуют о том, что младшие школьники по своим возрастным особенностям готовы к сознательному, а не формальному овладению контрольно-оценочными умениями. Именно в этом возрасте начинает формироваться осознание своего «Я», выделение самого себя, cвоего «Я» из мира объектов; способность выбирать и избирательно контролировать любой шаг в деятельности. Формируются элементы теоретического мышления, активно развивается логическая память, устойчиво проявляется рефлексивный характер мышления: предметом внимания, анализа и оценки учащихся младшего школьного возраста становятся их собственные интеллектуальные операции. Внимание учащихся начальной школы характеризуется не только большим объемом и устойчивостью, но и специфической избирательностью. В этот период развивается умение длительное время удерживать внимание на логически организованном и значимом для школьника материале. Избирательным, целенаправленным, анализирующим становится и восприятие.
Психолого-педагогическую основу формирования контрольно-оценочных умений составляет и знание стадий проявления самоконтроля и этапов его формирования у детей младшего школьного возраста. В исследовании исходим из того, что выявленные психолого-педагогические закономерности позволят сделать процесс овладения контрольно-оценочными умениями наиболее эффективным и результативным.