Краткосрочная программа для летнего лагеря


Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Центр дополнительного образования детей Ипатовского района
Ставропольского края
КРАТКОСРАЧНАЯ Программа
« Сувенир»
летнего оздоровительного лагеря
с дневным пребыванием детей
«Радуга»
Рассчитана на детей: 6 -14 лет
Автор:
Романская С.Н.
Педагог дополнительного образования детей
г. Ипатово, 2015
Пояснительная записка
Объединение «Сувенир» привлекает детей возможностью сделать своими руками игрушки – сувениры.
Целью работы объединения «Сувенир» в детском оздоровительном лагере дневного пребывания детей «Радуга» Ипатовского района при муниципальном казенном образовательном учреждении дополнительного образования детей Центра дополнительного образования детей Ипатовского района Ставропольского края является формирование интереса к многообразному миру декоративно – прикладного искусства, привитие посильных графических навыков.
Главной задачей руководителя является массовое обучение детей возможности сделать своими руками игрушки -сувениры.
Большое значение педагог должен придавать общественно полезной работе каждого воспитанника. Ребята участвуют в оформлении праздников в лагере, изготовлении карнавальных костюмов, масок, сувениров и. т.д. Следует учитывать кратковременность пребывания детей в лагере, и поэтому задания должны быть несложными, быстро выполнимыми.
Желательно, чтобы отдельные работы выполнялись коллективно. Коллективный труд приносит ребятам большую радость своей слаженностью, четкой организованностью. Здесь особенно важно, чтобы дети понимали результативность коллективного труда, осознавали его преимущества. Большое влияние коллективный труд оказывает на формирование у детей дружеских, доброжелательных отношений и взаимопомощи.
Группы для занятий комплектуются с учетом возраста детей.
Оборудование и инструменты, необходимые для занятий: столы рабочие; стулья; полки для готовых сувениров; ножницы ( небольшие, с тупыми концами); нож ( с тупым концом); карандаши простые ( лучше мягкие); краски ( гуашевые); кисти ( мягкие для рисования, жесткие – для клея); циркуль; шкаф для хранения инструментов; баночки для воды.
Материалы, необходимые для работы: бумага разная по фактуре, плотности ( бархатная, картон, пергаментная, копировальная, чертежная и т.д.), цветная ( различных оттенков); фольга; цветные лоскуты (обрезки разных тканей); нитки, тесьма, шнур; бусинки, пуговицы; природный материал – засушенные листья, цветы, перья, шляпки от желудей, скорлупа ореховая, ракушки, и др.; клей – резиновый, ПВА.
Большое значение необходимо придавать технике безопасности. На занятиях ребята будут пользоваться острыми предметами ( циркуль, нож, ножницы), поэтому они должны хорошо знать и постоянно соблюдать правила безопасности труда.
Важно на первом занятии показать детям, как правильно работать с различными инструментами и как их правильно хранить. Ножницы на занятиях должны лежать справа, кольцами к себе, с сомкнутыми лезвиями. Передавать ножницы можно только кольцами вперед. Нужно следить, чтобы острые инструменты не падали на пол, так как при радении они могут поранить кого – нибудь.
Если посуда для воды стеклянная , нужно следить за правильным ее хранением, чтобы она не разбилась. Кисти и карандаши должны находиться на горизонтальной плоскости стола.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п Темы Количество часов
На теоретические занятия На практические занятия итого
1. Вводное занятие 1 - 1
2. Декоративное рисование на цветной бумаге гуашью 0,5 3,5 4
3. Плоскостная аппликация с использованием цветной бумаги разной фактуры, фольги, лоскутов ткани, пуговиц, бусинок, тесьмы 0,5 5,5 6
4. Коллаж из природного материала 0,5 2,5 3
5. Объемная аппликация. Игрушка - сувенир из цветной бумаги или изготовление карнавальных масок 0,5 3,5 4
Всего 3 15 18
Содержание программы
Вводное занятие. Ознакомление с работой объедщинения. Техника безопасности, правила поведения на занятиях. Просмотр образцов сувениров (для формирования интереса детей к работе). Дежурство по уборке помещения.
Декоративное рисование на цветной бумаге. Богатство и разнообразие цветов в природе, гармонические и контрастные сочетания цветов. Передача цветом настроения, выделение главного в поделке. Темы декоративного рисования: сказочная птица, подводный мир, праздничный букет и т. д.
Плоскостная аппликация с использованием цветной бумаги разной фактуры, фольги, лоскутов ткани, пуговиц. Бусинок, тесьмы. Разнообразные фактуры бумаги (матовая и блестящая, бархатная и прозрачная), богатство ее цветной гаммы – условия для создания выразительной работы. Условность цвета, стилизованность рисунка. Силуэтность плоскостной аппликации (светлый силуэт на темном фоне и наоборот). Четкость силуэта, оригинальность формы. Чтобы изображение получилось, бумагу надо сложить вдвое. Лоскуты ткани, тесьмы, обрывки ниток, бусинки, пуговицы – отличный материал для работы, для развития фантазии ребенка. Пусть ребята не торопятся резать ткань, а постараются из уже готовых обрезков придумать композицию. Такие работы выходят более непринужденными и свободными, свидетельствуя о развитом воображении у ребят. В качестве фона для аппликации тканью лучше брать плотный картон.
Коллаж из природного материала. Основа для работы – тонкий цветной картон, цветная бумага. Сочетание по цвету природного материала и фона. Осторожность при работе с засушенными листьями , цветами, семенами. Минимальное использование ножниц (чтобы не разрушить природной формы растений). Предварительная подготовка необходимого материала.
Объемная аппликация. Игрушка - сувенир из цветной бумаги или изготовление карнавальных масок. Сложность работы над объемной аппликацией. Помощь педагога ребятам при выполнении задания по готовым выкройкам – лекалам. Основа объемной игрушки – цилиндр или конус. Закручивание полоски бумаги острым лезвием ножа или ножниц (это будущие волосы, усы, гривы у объемных игрушек). Использование лоскутов, тесьмы, природного материала. Для праздников дети могут сделать себе забавные маски, смешные шапки, шляпки. Маски лучше делать из плотной бумаги. Размеры масок и шляп не обязательно должны соответствовать размеру головы и лица. Маска может быть большой, вполовину фигуры ребенка, а шляпка может держаться на самой макушке.
Рекомендуемая литература
Гульянц Э. К., Базик И. Я. Что можно сделать из природного материалов. – М., 1984.
Молотобарова О. С. Кружок изготовления игрушек - сувениров. – М., 1983.
Претте М. К., Капальдо А. Творчество и выражение. – М., 1985 – Вып. 2.
Шевчук Л. В. Дети и народное творчество . М., 1985.
Щипанов А. С. Юному любителю кисти и резца. – М., 1981.