Комплексная программа оздоровления и отдыха детей, посвященная году культуры в России


Программа
деятельности лагеря
в оздоровительном комплексе «Баранчинские огоньки»
в период ВЕСЕННЕЙ смены 2014 года
«Парад АЛЕЕ!!»

Составитель: педагог-организатор
Корчанова Ольга Сергеевна
Студентка НТГСПА 2 курса ГСЭН
Нижний Тагил
2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность работы детского оздоровительного лагеря обусловлена необходимостью организации безопасного, интересного и познавательного досуга детей и укрепления их здоровья в течение весенних каникул. В 2014 году в лагере «Баранчинские огоньки» будет проведена весенняя смена продолжительностью 10 день, на которых смогут отдохнуть и оздоровиться 128 детей.

Программа детского оздоровительного лагеря «Баранчинские огоньки» опирается на следующие принципы:
1.      Принцип гуманизации отношений: построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
2.      Принцип демократичности: участие всех детей и подростков в программе  развития творческих способностей.
3.      Принцип  дифференциации  воспитания: дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
-          отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
-          создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
-          взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
-          активное участие детей во всех видах деятельности.
4.      Принцип  творческой индивидуальности: творческая индивидуальность – это  характеристика  личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
Цель и задачи педагогического коллектива
Целью детского оздоровительного лагеря «Баранчинские огоньки» является – создание условий для развития творческого потенциала и активной жизненной позиции детей
Задачи:
-         Развитие лидерских, организаторских, творческих способностей детей через коллективно-творческие дела смены
-         Сплочение детского коллектива, поддержание духа сотрудничества и взаимопомощи
-         Привитие навыков здорового образа жизни, укрепления здоровья.
-         Формирование интереса и потребности в занятиях спортом.
-         Расширение кругозора ребенка через игровой сюжет с учетом возрастных особенностей и интеллектуального уровня
-         Формирование  мотивации к применению накопленных знаний, умений и навыков в повседневной жизни
Ресурсное обеспечение программы
Количество детей: 128 детей на смене. Количество отрядов: 4.
Количество воспитателей: 4;
Вожатых: 8;
Педагогов дополнительного образования: 10;
Медицинские работники: 2.
Кадровое обеспечение
В реализации программы участвуют студенты Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии, учителя школ Нижнего Тагила. Контроль над здоровьем детей осуществляется медицинскими работниками детских поликлиник Нижнего Тагила.
Перечень должностей:
– директор;
– зам. директора по воспитательной работе;
– педагог-организатор;
– руководитель пресс-центра;
– педагоги дополнительного образования;
– воспитатели;
– вожатые;
– медицинские работники.
Подбор и распределение кадров осуществляется администрацией лагеря. Перед началом работы смены проводится установочное собрание для всех участников программы (кроме детей). На каждом отряде работает один воспитатель и два вожатых. Педагоги несут ответственность за жизнь и здоровье детей, выполнение воспитательного плана, проведение отрядных мероприятий и участие в общелагерных делах. Вожатые занимаются организацией досуга детей в своих отрядах, самостоятельно разрабатывают и проводят одно общелагерное мероприятие, участвуют в подготовке детей к общим мероприятиям.
Методические условия предусматривают:
·         наличие необходимой документации, программы, планы;
·         проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены;
·         коллективные творческие дела;
·         творческие мастерские;
·         индивидуальная работа;
·         деловые и ролевые игры;
·         диагностика
Материально-техническое обеспечение
Реализация программы требует наличия материально-технического обеспечения, к которому относятся:
– оптимальные условия для проживания и питания детей и педагогов;
– оборудованные площадки для проведения мероприятий различной направленности (спортивных, творческих, развлекательных);
– материалы и инструменты для организации работы в кружках;
– спортивный инвентарь в достаточном количестве;
– материалы и инструменты для оформления отрядных уголков;
– оргтехника и канцтовары для организации работы пресс-центра;
– аудио- и видеотехника, проекционное оборудование, светомузыка, аудио- и видеоматериалы, музыкальные инструменты;– сувениры для гостей; призы, награды и грамоты для стимулирования детей.
Направления деятельности пришкольного оздоровительного лагеря:
 
1.      Оздоровительная;
2.      Физкультурная;
3.      Трудовая деятельность;
4.      Экологическое направление;
5.      Художественно – эстетическое направление;
6.      Патриотическое направление
Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий.
Четкое представление целей и постановка задач.
Кадровое обеспечение программы.
Методическое обеспечение программы.
Педагогические условия.
Материально-техническое обеспечение.
Концепция весенней смены 2014
«Парад АЛЛЕ!»
Основа цирка – ЧУДО. Демонстрация уникальных возможностей человека в яркой и фееричной форме. Иллюзионисты, акробаты, воздушные гимнасты, эквилибристы, дрессировщики – все показывают невозможное. Единственное исключение – клоуны. Но они цементирующая основа всего представления. 
Ребята, смогут заглянуть за кулисы цирка, познакомятся с настоящими артистами! У отдыхающих появится возможность научиться цирковому искусству, в том числе фокусам! Эта смена поможет раскрыть творческий потенциал ребят и оставит волшебные воспоминания.
Легенда смены
Герои «Легенды о Солнце»: люди – любимые дети Солнца, птицы – его голосистые вестники, звезды и кометы – придворные Солнечного королевства. Они умеют летать (в том числе над зрительным залом!), разговаривать с животными, запрыгивать в окна домов и стоять друг у друга на голове. Они рассказывают истории: волнующие, вдохновляющие, согревающие, поражающие до глубины души!
Кто есть кто?
Лагерь – «Солнечное королевство. Королевство цирков»
Отряд – Шатёр
Директор лагеря – Генеральный директор Цирка
Организатор – Конферансье
DJ- АрлекиноРаботники ДОП- Иллюзионисты
Инструкторы по ФКиС – Манежные
Воспитатели – Дрессировщики
Вожатые - Клоуны
Гимн смены
Мы по всей земле кочуем,На погоду не глядим.Где придется заночуем,Что придется поедим.Театральные подмосткиДля таких как мы бродяг,Свежеструганные доски,Занавески на гвоздях.
Припев: Мы бродячие артисты,Мы в дороге день за днем.И фургончик в поле чистом,Это наш привычный дом.Мы великие таланты,Но понятны и просты.Мы певцы и музыканты,Акробаты и шуты.
Никогда не расстаютсяС нами музыка и смех.Если зрители смеются,Значит празднуем успех.Мы приедем, мы уедем,Летом, осенью, зимой,И опять приснится детямНаш вагончик расписной.
Припев:
Режим дня
Каждый день в лагере строится в строгом соответствии режиму.
8.30 – подъем.
8.45 – зарядка.
9.15 – линейка.
9.30 – завтрак.
9.45 – уборка территории.
10.00 – занятия в кружках.
11.00 – второй завтрак.
11.10 – занятия в двух кружках.
13.00 – обед.
14.00 – тихий час.
16.00 – окончание тихого часа.
16.30 – полдник.
17.30 – начало коллективного творческого дела.
19.00 – ужин.
20.00 – отрядные мероприятия (или дискотека через день).
21.00 – второй ужин.
22.00 – отбой.

План – сетка
Весенняя смена 2014 «Парад АЛЛЕ!»
День 1
22.03.14 День 2
23.04.14 День 3
24.03.14 День 4
25.04.14 День 5
26.04.14
1). Формирование отрядов
2). Заезд в лагерь, расселение по корпусам
3). Пресс-конференция (Представление пед.состава)
4). Фильм «Мадагаскар 3» 1). Конкурс табличек в столовой (до 13:00)
2). Вертушка по лагерю «Солнечное королевство»
3). Открытие смены «Ап, и тигры у ног моих сели!»
4). Праздничная дискотека 1). Работа в кружках
2). Просмотр цирковых афиш (Защита отрядных уголков)
3). Фильм «Оз. Великий и ужасный» 1). Работа в кружках
2).Открытие Малых Олимпийских игр (5 стран – на выбор). Закрытие МОИ3). Дискотека 1). Масленица. «Берендеевы поляны» (масленичные гулянья)
2). Работа в кружках (вечер)
3). Фильм «Князь Владимир»
День 6
27.04.14 День 7
28.04.14 День 8
29.04.14 День 9
30.04.14 День 10
31.04.14
1). Работа в кружках
2). «Иллюзия обмана» (Стартинейджер)
3). Дискотека 1). «Быстрее, выше, сильнее!» (Весёлые старты)
2).Работа в кружках
3). Фильм «монсты на каникулах» 1). Работа в кружках
2). «Цирковая мода»
(День моды в Солнечном Королевстве)
3). Дискотека 1). Работа в кружках
2). Подготовка к открытию
3). Встреча артистов цирка
4). Закрытие смены «Парад АЛЛЕ!»
5). Праздничная дискотека 1). Операция «Автографы на матрацах»
2). Выезд из лагеря
День 1
22.03.14 День 2
23.03.14 День 3
24.03.14 День 4
25.03.14 День 5
26.03.14
1). Организационный сбор педагогического состава в ДК НТМК в установленное время
2). Формирование отрядов, заполнение списков
3). Въезд в лагерь, распределение по отрядам
4). Подготовление списков отрядов мед.работникам5). Вечерняя свечка
6). Заполнение журнала ТБ 1). Контроль над безопасностью при проведении игры «Солнечное королевство»
2). ТБ на мероприятии в закрытом помещении, заполнение журнала
3). Вожатые и воспитатели несут ответственность за безопасность детей на дискотеке
1). Размещение детей по кружкам
2). Ответственность за готовность к просмотру уголков
3). ТБ при посещении кинозала 1). Размещение детей по кружкам
2). Ответственность за готовность к Открытию/Закрытию МОИ3). ТБ на спортивных мероприятиях на территории лагеря 1). ТБ на открытой территории лагеря
2).
День 6
27.03.14 День 7
28.03.14 День 8
29.03.14 День 9
30.03.14 День 10
31.03.14
1). Ответственность вожатых за подготовку к «Стартинейджеру»
2). ТБ на мероприятиях в закрытом помещении 1). Размещение детей по кружкам
2). Контроль над безопасностью при проведении «Веселых стартов» 1). Размещение детей по кружкам
2). Ответственность за подготовку к «Моде»
3). ТБ в экстренных ситуациях 1). Размещение детей по кружкам
2). Подготовка жителей лагеря к закрытию
3). ТБ на отчетном мероприятии
4). ТБ на праздничной дискотеке 1). Организационные сборы в жилых корпусах
2). Сдача корпусов
3). Организация детей к выезду
4). Выезд из лагеря
Методическое обеспечение программы
К методическому обеспечению относятся:
– настоящая программа,
– план-сетка смены,
– планы проведения отрядных и общелагерных мероприятий,
– должностные инструкции всех участников воспитательного процесса,
– проведение установочного собрания для всех работающих в течение лагерной смены,
– проведение ежедневных планерок,
– разработанная система отслеживания результатов и подведения итогов.
Вожатые, проходящие зимнюю педагогическую практику в лагере, традиционно ведут вожатские дневники, которые регулярно проверяют зам. директора по воспитательной работе и педагог-организатор.
Педагогические условия
Реализация программы предполагает соответствие следующим педагогическим условиям.
Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей.
Организация различных видов деятельности.
Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря.
Создание ситуации успеха.
Систематическое информирование о результатах прожитого дня.
Организация различных видов стимулирования.
Предполагаемые результаты работы
При активном участии детей и взрослых в реализации программы предполагается, что у каждого возникнет чувство сопричастности к большому коллективу единомышленников.
Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах.
Хорошая организация питания и медицинское наблюдения будут способствовать оздоровлению детей и помогут своевременно обратить внимание на возможные проблемы со здоровьем.
Предполагается, что время, проведенное в лагере, поможет детям снять определенные комплексы, узнать много нового, стать более самостоятельными, открыть в себе новые способности и таланты, проявить и развить творческий потенциал, найти новых друзей, получить положительный эмоциональный заряд на целый год.