ПРОГРАММА детского отдыха в оздоровительном лагере


ПРОГРАММА
детского отдыха в оздоровительном лагере " РОМАНТИКА "
на лето 2013 года
Составитель : Чепикова Н.В.
г.Ревда
2013

Программа детского отдыха в оздоровительном
лагере «Романтика» на лето 2013г.
Лагерь – это место, где каждый ребенок
может состояться как уникальная личность…
Лагерь – это большая, умная Игра, которая помогает детям
радоваться жизни, праздновать жизнь практически ежечасно.
С.А.Шмаков
Мы предлагаем на 21 день забыть о компьютерах, телевизорах и видеоиграх и отправиться в увлекательный мир живого общения, спорта, захватывающих приключений и игр. Детский лагерь «Романтика» — это спортивные состязания, творческие мероприятия, кружки и развивающие игры. Море положительных эмоций, новых друзей и радостных событий во время детских каникул . Летние каникулы в детском лагере «Романтика» — это полноценный активный отдых по насыщенной развивающей программе. Ребята расширят свой кругозор, приобретут новые полезные знания и навыки, умение творчески мыслить и выражать свои мысли и чувства, самостоятельно принимать решения и работать в команде. Детский загородный лагерь «Романтика» — место, где ребята могут провести с интересом и пользой три недели и вернуться домой отдохнувшими и с отличным настроением.
Содержание программы. 
1.     Пояснительная записка.2.     Цели и задачи организации работы летнего отдыха.3.     Содержание и формы реализации программы.4.     Условия реализации программы.5.     Критерии эффективности программы.Пояснительная записка.
Летняя большая перемена  дана школьникам для укрепления их здоровья, физической закалки, восстановления сил после долгого учебного года. Но это также время их обогащения, время действий, пробы и проверки своих сил, время освоения и осмысления окружающего мира. Этот место отдыха ребёнка от школы, зона его общения со сверстниками, вожатыми, природой, место развития его способностей и интересов. Однотипный ритм жизни ребят здесь сменяется разными видами деятельности, обогащается новыми впечатлениями. Лагерь – клапан для спуска излишков детской энергии ,а также ,лагерь – всегда зарядка новой энергией, настроением, приобретение новых сил, продолжение освоения мира, его познание, это время воспитания и самовоспитания. Наконец, лагерь – это место реализации человеческой фантазии.
Данная программа рассчитана на 3 смены по 21дню для детей от 7 до 15 лет.  Тематическая смена – смена, в которую заложена идея, и ей будут подчинены все мероприятия в период отдыха ребят. Идея смены проходит через все дела, проводимые в лагере, и отражена и в атрибутике.
Первая смена будет посвящена необычному путешествию на «Загадочный остров».Лагерь превратится в настоящий остров. Меньше месяца будет продолжаться увлекательное путешествие, но какой удивительный багаж привезут ребята домой: поэтическое восприятие мира, роскошь человеческого общения, расширенный кругозор об окружающем мире- романтику коллективного «плавания», веру в собственные силы, ощущение счастья!
Тема второй смены – «Праздник каждый день». 21 день в лагере – это календарный год. За смену в лагере пройдут все значимые праздники года – День Нептуна, Праздник шоколада, День Влюбленных,…и, наконец, Новый год. Ребята вспомнят все традиции праздника – история появления праздника, изготовление подарка, поздравление в разнообразных формах, а также конкурсы, шутки, игры, развлечения…
Третья смена -«Профсоюзный калейдоскоп»-традиционно посвящена профсоюзной организации ,нацелена на укрепление внутриколлективных отношений, профориентирование подростков.
При написании программы используются педагогические принципы, заложенные в воспитательную систему ДОЛ: 
Принцип нравственного отношения друг к другу, к окружающему миру;
Принцип творческого отношения к делу;
Принцип добровольности участия в делах;
Принцип учета возрастных особенностей детей;
Принцип доступности выбранных форм работы.
 
Цели и задачи программы.
Цель программы– создание системы интересного, разнообразного по форме и содержанию отдыха и оздоровления детей.
 
Задачи программы:
1.Организация интересного, полноценного отдыха ребёнка.
2Создание условий для раскрытия и развития творческого потенциала каждого.
3.Организация совместной деятельности детей и взрослых.
4.Оказание методической и практической помощи в организации и проведении мероприятий.
5.Формирование самостоятельности и ответственности за свою деятельность.
6.Оздоровление в рамках загородного детского оздоровительного лагеря.
7. Пропаганда здорового образа жизни.
 
 
 
 
Содержание и формы реализации программы.
Реализация целей и задач смены осуществляется по данной программе . Все учащиеся делятся на  четыре возрастные группы. Каждый отряд планирует свою работу с учётом общего плана.
Основные режимные моменты дня:
8ч.00м.-подъём утренние процедуры.
8ч.30м-зарядка
9ч.00м.- завтрак
11ч.00м.-2-й завтрак
9ч.30м.-13ч.00м -работа кружка «ОЧУмелые ручки»;
- Спортивные состязания;
-Отрядные мероприятия.
13ч.00м.- обед
13ч.30м.-16ч.00м.-отдых.
16ч.30м.-полдник
17ч.00м.-19ч.00м.-подготовка к мероприятиям
19ч. 00 м.-ужин
19ч.00м.- вечернее общелагерное мероприятие
21ч.00м.- 2-й ужин
21ч.10м.- дискотека
22ч.00м.-вечерняя «Свечка»
22ч.30м.- отбой.
 
Все участники проекта(и дети, и взрослые) должны соблюдать следующие Законы и Заповеди.
Законы:      Закон точного времени.
      Закон доброты.
      Закон порядочности.
      Закон дружбы.
      Закон безопасности.
      Закон взаимовыручки.
Заповеди:      Отряд – одна семья.
      Один за всех и все за одного.
      Порядок, прежде всего.
      Каждое дело вместе
      Все делай творчески, а иначе зачем?
      Даже если трудно, доведи дело до конца.
      Чистота – залог здоровья. 
Выполнение всех Законов и Заповедей предполагает сделать жизнь в ДОЛ интересной  и насыщенной, приносящей радость себе и другим. Педагогическим составом ДОЛ разработана система стимулирования успешности и личностного роста. 
 Формы реализации программы:
-Анкетирование.
-Викторины,конкурсы.
-Игры.
- Спортивные состязания.
-Беседы.
-Театр экспромт.
- Тренинги межличностной коммуникации.
-Выставки.
-Методы самовыражения (в рисунке, в создании образа и т.п.)
Условия реализации программы.
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:
  1.      Чёткое представление целей и постановка задач.
2.      Конкретное планирование деятельности.
3.      Кадровое обеспечение программы.
4.      Методическое обеспечение программы.
5.      Педагогические условия.
6.      Материально-техническое обеспечение.
Кадровое обеспечение (на 67детей.)
В реализации программы участвуют:
Заместитель начальника лагеря;
Педагог-организатор;
Педагог-физрук;
Музыкальный руководитель;
Педагоги дополнительного образования ( кружковые – 2человека)
Воспитатели ;
Вожатые. 
Подбор и расстановка кадров осуществляется  администрацией ДОЛ. Перед началом работы летних смен проводится установочный семинар для всех участников программы . На каждом отряде работает два педагога-воспитатель и вожатый. Все остальные участники воспитательного процесса проводят работу по плану. Педагоги несут ответственность за жизнь и здоровье детей при выполнении воспитательного плана, проведении отрядных и общелагерных дел, а также занимаются организацией отрядной жизни.
Методическое обеспечение. 
Наличие программы лагеря, планов работы отрядов, плана-сетки.
Должностные инструкции всех участников процесса.
Проведение установочного семинара для всех работающих в течение лагерной смены.
Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.
Проведение ежедневных планёрок.
Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.
 Педагогические условия.
1.      Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей.
2.      Организация различных видов деятельности.
3.      Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря.
4.      Создание ситуации успеха.
5.      Систематическое информирование о результатах прожитого дня.
6.      Организация различных видов стимулирования.
 Материально-техническое обеспечение.
1.      Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий.
2.      Материалы для оформления и творчества детей.
3.      Наличие канцелярских принадлежностей.
4.      Аудиоматериалы и видеотехника.
5.      Призы и награды для стимулирования.
 
Критерии эффективности программы.
Для того ,чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, а также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условиях разработаны следующие критерии эффективности:
·        Постановка реальных целей и планирование результатов программы;
·        Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;
·        Удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;
·        Творческое сотрудничество взрослых и детей.
 Предполагаемые результаты программы.
При активном участии детей и взрослых в реализации программы предполагается, что у каждого возникнет чувство сопричастности к большому коллективу единомышленников. Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах.
 При хорошей организации питания, медицинского наблюдения и правильно организованных спортивных мероприятиях предполагается оздоровить детей и своевременно обратить внимание на проблемы со здоровьем, если они существуют.
Осуществление бесед, походов, поездок помогут детям в обретении новых знаний о родном крае и научат их бережно и с любовью относиться к своей малой Родине.
Предполагается, что время, проведенное в ДОЛ, не пройдет бесследно ни для взрослых, ни для детей, и на следующий год они вновь приедут  в «Романтику».
В ходе реализации программы будут созданы условия:
-для реализации и развития разносторонних интересов и увлечений детей в каникулярный период;
-для укрепления здоровья детей, привития навыков здорового и безопасного образа жизни;
- предполагается сокращение детского и подросткового травматизма и гибели в летний период, сокращение детской и подростковой преступности.
-пропаганда здорового образа жизни( антинаркотическая , антиникотиновая и антиалкогольная агитация).
Участие детей и подростков в программе летнего оздоровительного лагеря «Романтика» позволит им реализовать потребности в содержательном отдыхе, самореализации, саморазвитии.
Планирование работы.
При составлении плана работы учитываются возможности разновозрастных отрядов, интересы детей, педагогов, родителей и разнообразные пути их реализации.
План-сетка мероприятий ДОЛ «Романтика»на1 смену, июнь2013. «МАДАГАСКАР 3 D»
1день
Заезд.
Знакомство с лагерем
-Операция «Уют».
-Отрядные свечки. 2день
1.Игра "Знакомство с островом"
2.Конкурс отрядных уголков 3день
1.Эстафета «Юный пожарный». 1.Викторина «Пожарный калейдоскоп»
3. Открытие смены.
Концерт . 4день
1.Асфальтовая живопись
2.Турнир по ватерболу3 Заседание Профактива 5день
1.Выступление профсоюзных агитбригад
2.Полоса препятствий.
3.Игра «Слабое звено»
6день
1.Конкурс плакатов «Профсоюз глазами детей»
2.Сказки на новый лад
7день
1. «Профсоюз –это…» Круглый стол.
2.Встреча с пред-ми профсоюза ГМПР. Турнир по пионерболу
8день
1.Город мастеров. Конкурс отрядных поделок из природного материала.
2.Мисс Романтика
3 .Заседание Профактива 9день
1. «День открытых дверей»
2.Вечерние свечки у костра
10день
Банный день
1Лекция
2.ИГРА «Интуиция» 11день
1.Спортивная игра «Зоопарк»
2.Карнавал
3 Заседание Профактива 12день
1.Спортивно-патриотич. Игра «Разведчики»
2.»Любовь с первого взгляда» 13день
1.Игра по станциям «В единстве наша сила»
2.Фотосессия
14день
1.Конкурс рисунков «Black&white»
2.Шоу двойников
3.Турнир по шаш-кам, шахматам
15день
1.Митинг «…»
2.Лазертаг
3 Заседание Профактива
16день
1.Планетарий
2Веселые эстыфеты3..Конкурс танца "Бразильский карнавал" 17день
1.Заседание «Большой четвёрки»
2.Игра"Кладоискатели
3.Мистер «Романтика» 18день
1Турнир по настольному теннису
2.Концерт 5 отряда
3. Игра «Укра-денный полдник»
19день
1. «Там, на неведомых дорожках…». Игра по сказкам
2.Заседание Профактива 20день
Закрытие лагерной смены.
Концерт.
Костёр.
Дискотека. 21день
Выезд
План-сетка мероприятий ДОЛ «Романтика»на2 смену, июль2013. «ПРАЗДНИК каждый день»
1день
Заезд.
Знакомство с лагерем
-Операция «Уют».
-Отрядные свечки. 2день
День Защиты детей.
Игра "Зоопарк"
Оформление отрядных уголков,комнат. 3день
День танца
1.Конкурс отрядных уголков
2. Открытие лагерной смены. Концерт "Бесконечная история" 4день
Пятница 13-е 1.Турнир по ватерболу
2.Вечер страшилок 5день
Валентинов день 1.Конкурс открыток - "Валентинок"
2.Конкурс "Любовь с первого взгляда"
3. Тематическая дискотека . 6день
День физкультурника
1.Первенство по игре в "Классики"
2.Спортивные первенства.
3.Турнир по воллейболу»
7день
День ШОКОЛАДА 1.Шоко-Маскарад
2.Конкурс костюмов
3.Тематическая дискотека 8день
День наоборот
1.Дискотека
2."Украденный ужин"
3.Викторина
4.Зарядка 9день
День тенниса
1.турнир по настольному теннису
2.Игра "Кладоискатели" 10день
День фотографа
1.Выставка творческих работ "МояРомантика"
2.Лазертаг
3.Шоу двойников
4.Фотосессия 11день
Банный день
1.Интеллектуальная ИГРА «Интуиция»
2.Фестиваль игрового кино"Романтика против вредных привычек" 12день
«День открытых дверей»
Спортивные состязания.
Праздничный концерт"Ах,карнавал-удивительный мир!" 13день
День МЕТАЛЛУРГА 1.Спортивно-патриотич. Игра «Разведчики»
2.Выставка плакатов"Мой город-Мой завод"
14день
БИЗНЕС-ДЕНЬ
Разработка, защита проектов. Осуществление Бизнес-деятельности. Ярмарка 15день
«Black&white»
1.Конкурс рисунков «Black&white»
2.Турнир по шаш-кам, шахматам
3.Чёрно-белая дискотека 16день
Чистая среда
1. «Там, на неве-домых дорожках» Игра по сказкам
2.Конкурс чистоты (личное и отряд-ное первенство)
3Планетарий 17день
ЛЕТНИЙ НОВЫЙ ГОД 1.Конкурс новогодних поделок
2.Бал-маскарад 3.Театрализованное представление у ёлки
4.Дискотека 18день
День именинника
1.Асфальтовая живопись "Мы желаем..."
2.Развлекательная программа "Мы желаем счастья..." 19день
Праздник НЕПТУНА 20день
ПРАЗДНИК КАЖДЫЙ ДЕНЬ Закрытие лагерной смены.
Концерт.
Костёр.
Дискотека.
21 день-выезд
План-сетка мероприятий ДОЛ «Романтика»на3 смену, август 2013. «Профсоюзный КАЛЕЙДОСКОП»
1день
Заезд.
Знакомство с лагерем
-Операция «Уют».
-Отрядные свечки. 2день
Профориентационный день
1.Профсоюзная АЗБУКА
2. Вступление детей в Перв.профс-ю орг-ю. Принятие Устава. Выбор профактива. 3день
1.Эстафета «Юный пожарный». 1.Викторина «Пожарный калейдоскоп»
3. Открытие смены.
Концерт . 4день
1.Асфальтовая живопись
2.Турнир по ватерболу3 Заседание Профактива 5день
1.Выступление профсоюзных агитбригад
2.Полоса препятствий.
3.Игра «Слабое звено»
6 день
1.Конкурс плакатов «Профсоюз глазами детей»
2.Сказки на новый лад
3 .Заседание Профактива 7 день
1. «Профсоюз –это…» Круглый стол.
2.Встреча с пред-ми профсоюза ГМПР. Турнир по пионерболу
8 день
1.Город мастеров. Конкурс отрядных поделок из природного материала.
2.Мисс Романтика 9 день
1.Спортивная игра «Зоопарк»
2.Карнавал
3 Заседание Профактива 10 день
Банный день
1Лекция
2.ИГРА «Интуиция» 11 день
1. «День открытых дверей»
2.Вечерние свечки у костра
12 день
1.Спортивно-патриотич. Игра «Разведчики»
2.»Любовь с первого взгляда» 13день
1.Игра по станциям «В единстве наша сила»
2.Фото
3 Заседание Профактива 14день
1.Конкурс рисунков «Black&white»
2.Шоу двойников
3.Турнир по шашкам, шахматам
15 день
1.Митинг «…»
2.Лазертаг
16день
1.Планетарий
2Веселые эстыфеты3 Заседание Профактива
4.Конкурс танца 17 день
1.Заседание «Большой четвёрки»
2.Кладоискатели
3.Мистер «Романтика» 18день
1Турнир по настольному теннису
2.Концерт 5 отряда
3. Игра «Украденный полдник»
19 день
1. «Там, на неведомых дорожках…». Игра по сказкам
3 Заседание Профактива 20 день
Закрытие лагерной смены.
Концерт.
Костёр.
Дискотека. 21 день
Выезд
Сетка отрядных мероприятий
Кружок
«Умелые ручки» Репетиция Спорт-час Отрядное мероприятие
1 ОТРЯД 12.30 -13.15 11.45-12.30 10.45-11.45 10.00-10.45
2 ОТРЯД 11.45-12.30 10.45-11.45 10.00-10.45 12.30 -13.15
3 ОТРЯД 10.45-11.45 10.00-10.45 12.30 -13.15 11.45-12.30
4 ОТРЯД 10.00-10.45 12.30 -13.15 11.45-12.30 10.45-11.45