Методические рекомендации «Использование картинно-графических планов для формирования связной речи у умственно отсталых детей»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение специальная общеобразовательная школа – интернат.









Методические рекомендации
«Использование картинно-графических планов для формирования связной речи у умственно отсталых детей»












Составила учитель Панкратова Е.В.


2016



Связная речь играет важную роль в процессе общения детей друг с другом и со взрослыми, в их обучении и воспитании. Однако у детей с умственной отсталостью отмечается специфическое нарушения связной речи. Составляя рассказ, дети используют короткие, малоинформативные предложения. Затруднено участие в коллективном разговоре, недостаточно сформированы умения задавать вопросы и отвечать на них. Дети не могут последовательно и логично рассказывать о факте, событии, явлении; пересказывать небольшие литературные произведения; составлять рассказы о предмете, по сюжетной картинке.
В работах многих авторов (Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, В.К. Воробьевой, Л.Н. Ефименковой, Н.А. Чевелевой, Т.А. Ткаченко, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой) приводятся методики и технологии формирования связной речи, основанные на выстраивании связного высказывания с помощью зрительных образов (предметные картинки), стимульных символов, из которых составляются схема предложения и план рассказа.
Я использую на уроке картинно – графических планов, еще можно сказать опорно – графическая таблица, описательная таблица, наглядное моделирование. Таблицы составляются по единому образцу, используются определенные схемы-картинки, которые просты и схематичны, но доступны для понимания (рука – как используется предмет; круг, квадрат, треугольник – какую форму имеет)
Такая таблица состоит из 6 разных картинок, отдельно по разным темам: времена года (4 - на каждый сезон), посуда, игрушки, одежда, фрукты, овощи, игрушки. Дети учатся составлять простые описательные рассказы с опорой на такую таблицу. Чтобы дети говорили более развернутыми предложениями, можно предложить начинать со слов, к примеру «Летом на улице».
Вначале работы с таблицей мы разбираем, что изображено на картинках, потом составляем предложения и затем повторяем рассказ полностью.
-Что нарисовано на картинке?
- Солнышко, туча, дождик.
- А солнышко где спряталось?
- За тучей.
- Правильно. А теперь повтори это, только начни со слов: «Осенью .»
- Осенью солнышко прячется за тучей и часто идут дожди.

Вот пример универсальных условных обозначений подобной таблицы:

1[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
13 INCLU
·DEPICTURE "http://img3.xn--80aaaaa2cjbcb1dcdcgded.com/%D0%98%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%B3%D0%B5%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85-%D1%84%D0%BE%D1%80_4bd0051ab614f-p.gif" \* MERGEFORMATINET 1415 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] 2 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
3 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]


4
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
5
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
6


Какого цвета предмет?
Какой формы?
Из каких частей состоит?
Размеры (большой или маленький)
Из чего сделан? (деревянный, металлический, резиновый и т. д.)
Как используется?

Важно повторять одни и те же используемые обозначения, поскольку дети зрительно запоминают: палитра – значит нужно назвать цвет предмета, игрушки, одежды, посуды и т.д.; маленькое и большое солнышки – размер.
Если составляется таблица по какому-либо сезону, то соблюдается следующая последовательность: Основные признаки (снег, солнце, дождь, лужи, при необходимости им можно уделить 2 картинки), животный мир, сезонная одежда, чем занимаются дети в это время года, и сезонные сельскохозяйственные работы (за исключением зимнего периода).
Картинно – графические планы существенно облегчают задачу составления предложений по заданной тематике и способствуют формированию способности составить если не рассказ, то хотя бы связное самостоятельное высказывание умственно отсталого ребенка. Данные таблицы можно использовать на уроках развития речи.









13PAGE 15


13PAGE 14115




Заголовок 115