Педсовет Программа коррекционной работы в рамках ФГОС для умственно отсталых детей (интеллектуальные нарушения): инновации и проблемы.


муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Специальная школа №58»
Педсовет
Программа коррекционной работы в рамках ФГОС для умственно отсталых детей (интеллектуальные нарушения): инновации и проблемы.
Подготовила
учитель-логопед
Вострых О.В.
Новокузнецк, 2016
ФГОС для учащихся с умственной отсталостью представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации адаптированной основной общеобразовательной программы образования учащихся с умственной отсталостью образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию.
Главной целью новых ФГОС стало раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание дружелюбной среды, в том числе и во внеурочное время.
Основа стандарта:
1. Деятельностный подход
2. Дифференцированный подход
Системно - деятельностный подход - служит основой адаптированной основной общеобразовательной программы и предполагает ориентацию на достижение основного результата – развитие личности обучающегося.
Дифференцированный подход
Это обязательная организация специальных условий обучения, особых образовательных потребностей (условия обучения, воспитания и развития), включающих в себя:
использование адаптированных образовательных программ,
специальные методы обучения и воспитания,
специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы,
специальную пространственно-временную организацию процесса получения образования
наличие специалистов, имеющих необходимую квалификацию,
проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий,
организацию профессионально-трудового обучения.
обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и некоторые другие условия.
Программа коррекционной работы ((ПКР) является неотъемлемым структурным компонентом адаптированной основной общеобразовательной программы.Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
В соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) целью программы коррекционной работы является создание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения процесса освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), позволяющего учитывать их особые образовательные потребности на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном процессе.Задачи коррекционной работы:
- выявление особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии;
- осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с нарушениями интеллекта с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
- разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и групповых занятий для детей с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся;
- реализация системы мероприятий по социальной адаптации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- оказание родителям (законным представителям) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) консультативной и методической помощи по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам, связанным с их воспитанием и обучением.
Принципы коррекционной работы:
Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.
Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов коррекционно-воспитательной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.
Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьника с учетом изменений в их личности.
Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с детьми с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.
Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционно-воспитательной работы.
Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.
Программа коррекционной работы включает в себя взаимосвязанные направления, которые отражают её основное содержание и охватывают всю образовательную деятельность, обеспечивают взаимодействие с родительской общественностью и иными общественными организациями: диагностическое; коррекционно-развивающее; консультативное; информационно-просветительское. Каждое из них направлено на мониторинг и сопровождение учащихся с нарушениями интеллекта и их семей, а также на создание благоприятной психологически безопасной среды для каждого учащегося не только в стенах школы, но и за ее пределами.
В рамках психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности в школе проводится индивидуальная и групповая коррекционная работа с учащимися в различных формах, в частности, коррекционно-развивающие занятия с психологом (педагогом-психологом), учителем-логопедом и другими квалифицированными специалистами.
Каждый из специалистов вносит необходимый вклад в обучение и всестороннее развитие обучающихся. Отдельное внимание хотелось бы уделить логопедической работе с детьми.
Организация логопедической работы в рамках Федерального Государственного Образовательного Стандарта включает в себя формирование базовых учебных действий, тематическое планирование с определением основных видов логопедической работы.
В рамках ФГОС логопедическая работа предполагает системно-деятельностный подход, который заключается в комплексной диагностике всех учащихся начальной школы, осуществлении коррекционно-развивающей работы с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи, консультирование родителей обучающихся, педагогов, самих детей, участие в профилактически-просветительской работе.
     Особое значение придается формированию коммуникативных действий, которые необходимы для общения ребенка в социуме (школа), с близкими (дом) и сверстниками. Сформированность коммуникативных действий обусловливает развитие способности ребенка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира.      Особое значение придается формированию коммуникативных учебных действий, которые необходимы для общения ребенка в социуме, с близкими и сверстниками. Их сформированность обусловливает развитие способности ребенка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира.
Ограниченность представлений об окружающем мире, слабость речевых контактов, незрелость интересов, снижение потребности в речевом общении представляют собой значимые факторы, обусловливающие замедленное и аномальное развитие речи у умственно отсталых детей. Наряду с этим имеют место и другие факторы, вызывающие у них нарушения речи: аномалии в строении речевого аппарата, обусловливающие ринолалию, механическую дислалию, локальное органическое поражение подкорковых отделов головного мозга, приводящее к возникновению органического заикания и дизартрии.
Нарушения речи имеют стойкий характер, при логопедической диагностике нарушения речи определяют как системное недоразвитие речи.
Организация логопедической работы обусловлена характером нарушения высшей нервной системы, психопатологическими особенностями, особенностями речевого развития и структурой речевого дефекта. В своей работе учителю-логопеду необходимо исходить из «требований» каждого ребенка. Для обучающихся создаются условия, при которых ребенку комфортно преодолеть не только недостатки звукопроизношения, но и осуществить работу над преодолением недостатков письма и чтения.
Опираясь на данные мониторинга уровня речевого развития учащихся, в связи с изменением требований общества к обучению детей с ОВЗ, с введением ФГОС возникла необходимость создания специальной программы логопедической коррекции.
Нами была разработана рабочая программа логопедического сопровождения учащихся.
Цель логопедического сопровождения учащихся состоит в диагностике, коррекции и развитии всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), связной речи; формировании навыков вербальной коммуникации.
Основные задачи логопедического сопровождения учащихся:
1. Коррекция нарушений произношения.
2. Формирование фонематического восприятия.
Обогащение и развитие словаря, уточнение значение слова, развитие лексической системности, формирование семантических полей.
Развитие и совершенствование грамматического строя речи.
Развитие связной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной).
Коррекция недостатков письменной речи (чтения, письма).
Учитывая быструю утомляемость, низкий уровень работоспособности, неустойчивости внимания, склонность к охранительному торможению на логопедических занятиях мы проводим частую смену видов деятельности.
Для более успешной коррекционной работы логопедическое занятие включает в себя не только коррекцию звукопроизношения и преодоление недостатков письма и чтения, но и множество других аспектов, без которых логопедическая работа будет иметь меньшей эффект. К таким аспектам относятся: развитие общих речевых навыков, развитие общей и мелкой моторики и др. Очень большое значение имеет развитие навыков звукового анализа и синтеза, уделяется внимание развитию лексики и связной речи.
Особенностью работы является максимальное включение анализаторов с использованием разных видов наглядности, частая повторяемость логопедических упражнений, так как у обучающихся долго и тяжело формируются новые умения и навыки.Педагогический процесс разделяется на проведение групповых и индивидуальных занятий, прослеживания динамики. Логопедические занятия состоят из этапов и проводятся в игровой форме. Ведется логопедическое просвещение, профилактика, консультации для родителей и педагогов.
В целом логопедическое сопровождение учащихся включает в себя:
Направление работы Задачи Содержание и формы работы Ожидаемые результаты
Диагностическая работа Выявление детей с нарушениями речевого развития, определение структуры и степени выраженности дефекта, отслеживание динамики речевого развития.
Беседа с обучающимися, обследование устной и письменной речи, проведение диктантов, беседа с классными руководителями, с родителями; сбор анамнестических данных, изучение медицинских карт; составление индивидуального плана работы. Составление списка обучающихся, зачисленных на логопедические занятия. Заполнение карт первичного обследования обучающихся, поставленных на очередь.
Коррекционно-развивающая работа Коррекция общего и речевого развития обучающихся-логопатов.
Проведение индивидуальных и групповых логопедических занятий по коррекции системного недоразвития речи, звукопроизношения, нарушения чтения и письма.
Развитие языковых средств и умений пользоваться ими.
Консультативная работа Оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) обучающихся и педагогам. Консультации для родителей.
Консультации для педагогов и воспитателей. Беседы с родителями о позитивных результатах комплексного подхода к коррекции речевого недоразвития.
Информационно-просветительская работа Информирование родителей о своевременной диагностике и профилактике речевых нарушений в раннем детском возрасте. Сообщения на МО, разработка памяток для педагогов и родителей, размещение на школьном сайте рекомендаций, итогов конкурсов, викторин; фотографий логопедических праздников, утренников. Размещение информации на стенде. Информационные стенды, печатные материалы.
О содержаниях и формах диагностической работы расскажет учитель-логопед Утина В.Г. :В начале учебного года учитель-логопед обследует всех вновь принятых обучающихся (независимо от класса, в который они зачислены). Обследованию подлежат также и обучающиеся, занимающиеся у логопеда в предыдущем году и оставленные для продолжения обучения (с целью выявления состояния речи к началу учебного года).
Обследование речи охватывает произношение, темп, плавность речи, а также её понимание, словарь, грамматический строй, связную речь, навыки чтения и письма.
Первичное обследование речи проводится в классной обстановке. Каждому обучающемуся предлагается ответить на несколько вопросов бытового характера, повторить за логопедом одну - две специально подобранные фразы. Изучение состояния письма проводится при помощи диктантов, тексты которых отвечают условиям логопедической проверки и соответствуют требованиям программы каждого класса. Всех обучающихся с нарушениями речи, обнаруженных в результате первичного обследования, логопед отмечает в специальном журнале учёта. Основанием для занесения в журнал учёта является также выписка из протокола ПМПК, где указано заключение и рекомендации логопеда.
Устная и письменная речь обучающихся, выявленных при первичном обследовании, подробно изучается логопедом в условиях индивидуального обследования обучающихся традиционными логопедическими приёмами. Данные индивидуального логопедического обследования записываются в речевую карту, заполняемую на каждого обучающегося с нарушением речи, зачисленного на логопедические занятия. Обследование речи обучающихся, занимавшихся у логопеда в предыдущем году, может проводиться не полностью, а только по тем параметрам, которые были намечены логопедом для продолжения занятий. Соответственно заполняется и речевая карта. На обучающихся, которые не были зачислены на логопедические занятия, но поставлены на очередь, заполняется карта первичного обследования.
Основным критерием при зачислении на занятия является характер речевого нарушения и его значение для успеваемости и общения обучающегося. Первоочередному зачислению на логопедические занятия подлежат обучающиеся с такими нарушениями, которые мешают их речевому общению и усвоению чтения и письма.
К речевой карте каждого обучающегося, зачисленного на логопедические занятия прилагается план занятий с ним. План составляется на основании логопедического заключения, обобщающего все данные обследования.
Организационный период, предшествующий началу систематических логопедических занятий и включающий в себя обследование обучающихся, комплектование групп и оформление первичной логопедической документации, рассчитан на две недели учебного года.
С целью отслеживания динамики речевого развития проводится специальное обследование по методике Т. А. Фотековой.
Об особенностях логопедической работы с учащимися 1-го класса расскажет учитель-логопед Козырева О.В.
(выступление)
Консультативная работа
Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и их семей по вопросам коррекции речи, развития и социализации обучающихся.
Консультативная работа включает:
— выработку рекомендаций по основным направлениям логопедической работы с обучающимся;
— консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся;
— консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка.
В процессе консультативной работы логопеды школы используют следующие формы и методы работы:
беседа, семинар, лекция, консультация,
анкетирование педагогов, родителей,
разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям.
Психологическое консультирование основывается на принципах анонимности, доброжелательного и безоценочного отношения к консультируемому, ориентации на его нормы и ценности, включенности консультируемого в процесс консультирования.
Учитель-логопед проводит индивидуальные консультации для родителей (лиц, их заменяющих) и педагогов по применению специальных методов и приёмов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии. График консультаций вывешивается на дверях логопедического кабинета и на стенде.
Информационно-просветительская работа
Информационно-просветительская работа предполагает осуществление разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным с особенностями осуществления процесса коррекции речевых нарушений.
Информационно-просветительская работа включает:
― проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению речевых особенностей различных категорий детей,
― оформление информационных стендов, печатных и других материалов,
― психологическое просвещение педагогов с целью повышения их психологической компетентности,
― логопедическое просвещение родителей с целью формирования у них элементарной компетентности.
Учителя-логопеды школы принимают участие в работе методического объединения начальных классов, выступают на педагогических советах и на родительских собраниях. На школьном сайте мы размещаем информацию для родителей о профилактике речевых нарушений, о правильной организации речевой среды. Кроме того, там же родители могут узнать результаты логопедических викторин, недель логопедии, которые проводятся в школе.
Итогом логопедического воздействия должно быть формирование ключевых компетенций учащихся: образовательных, личностных, коммуникативных, информационных.
Таким образом, реализуя свою профессиональную деятельность согласно поставленной цели, учитель-логопед становится важным звеном в деятельности специалистов сопровождения, направленной на создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для обучающихся, воспитанников с интеллектуальной недостаточностью.
При переходе к ФГОС  логопеды, как и другие педагоги, конечно, столкнулись с проблемами в планировании и организации работы.
Но, самое важное для успешной работы по новым стандартам - желание учителя меняться и способность  видеть проблемы, а не их следствия.      
Одобрить работу учителей-логопедов школы по внедрению ФГОС.
Учителям – логопедам вести работу по изучению и внедрению инновационных технологий в логопедической практике в рамках реализации ФГОС.
В течение 2016-2017 учебного года учителям-логопедам Вострых О.В. и Уткиной В.Г. пройти курсы повышения квалификации.