План-конспект урока истории на тему: Россия в начале XX века

Министерство образования Республики Башкортостан
ГБПОУ Акъярский горный колледж имени И. Тасимова












Разработка урока
Тема: Российская империя в начале ХХ века.












Разработал: преподаватель истории
и обществознания Атанов М.М.

















Акъяр
2017 г.
Цель: показать социально-экономическое и политическое развитие страны в начале ХХ века, познакомить с новыми явлениями в жизни страны, патриотическое воспитание студентов.

Межпредметные связи: всеобщая история, обществознание.

Наглядные пособия: Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки Отечественной истории ХIХ-ХХ веков, Интернет-ресурсы – справочный отдел Википедии.

Технические средства обучения: компьютер, медиапроектор, экран.

Литература: История, П.С.Самыгин, Россия в ХХ веке, А.А.Левандовский, Ю.А.Щетинов
Понятия и термины: коронация, монархия, губернатор, земство, модернизация, инвестиции, монополии, картели, синдикаты, тресты, концерны, эмиссия, кредит, товарооборот, импорт, экспорт, протекционизм, конкуренция, индустриализация, индустриальное общество, аграрный, генерал-губернаторства, губернии, области.



План урока:


1.Организационный момент.
2.Изучение нового материала. Лекция
а) Россия на политической карте мира в начале ХХ века. (презентация)
б) Российская империя в начале ХХ века
Вводное тестирование
Николай Второй (1894-1917 гг.) Биография и краткая характеристика
Трагедия на Ходынском поле 14 мая 1896 г. (отрывок из документального фильма)
Территория и население (карта, 22 млн. кмІ, армия – 1,4 млн. чел, 128 млн. чел., 1914 г. – 185 млн. чел., плотность населения – 1 человек на 1кмІ )
Система управления – самодержавная монархия (до 1905 г.) Императору принадлежит вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти.
Социальная структура. Население делилось на четыре сословия: дворянство, духовенство, городские обыватели (почётные граждане, купечество, мещане, посадские люди) и сельские обыватели (крестьяне). В реальности, население делилось на классы, по экономическому признаку: буржуазия, пролетариат, интеллигенция, крестьяне (также неоднородное)
Прочитать статью «генерал-губернатор» из энциклопедии Брокгауза и Ефрона и ответить на вопрос (вопрос на экране)
Экономика. Средний уровень развития (второй эшелон развития)
Задачи и особенности модернизации:
Особенности: сочетание частнокапиталистического, монополистического, полукрепостнического, мелкотоварного укладов. Необходимость догонять развитые индустриальные державы, огромное влияние государства на процесс экономического роста, участие в финансировании промышленности иностранного капитала.
Иностранный капитал в нефтедобыче, чёрной и цветной металлургии и т.д.
Формирование монополистического капитализма. (термины записать обязательно, подробно охарактеризовать каждый из понятий и терминов)
Государственно-монополистический капитализм. (слияние промышленного, банковского капитала и бюрократии)
Финансы.
Торговля.
Транспорт. (Развитие железнодорожного, речного транспорта строительство шоссейных и железных дорог)
Чтение статей энциклопедии. Ответ на два вопроса.
Выводы. Россия в начале ХХ века была страной второго эшелона развития, с сочетанием разных укладов. Активно идёт формирование капиталистических отношений, но политическое развитие страны отстаёт в своём развитии, там сохраняются феодальные пережитки в виде самодержавной монархии, и сословий. Это приводит к острой социальной напряжённости в стране.
Итоговое тестирование
в) Россия сегодня. (презентация слайдов)

3.Задание на дом. §§ 1-5 учебник А.А.Левандовского «Россия в ХХ веке»



15