Открытый урок по русскому языку Обобщение имени существительного 3 класс


Открытый урок по русскому языку 3 класс
Тема: обобщение знаний об имени существительном.
Цель урока:
Обобщить и закрепить знания учащихся об имени существительном. 
Задачи урока:
Систематизировать полученные знания об имени существительном как части речи через систему упражнений.
Ход урока.
1 слайд
I. Организационный   момент.
- На части не делится солнце лучистое
И вечную землю нельзя поделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить!
- Давайте поработаем так, чтобы искорки счастья засветились в ваших глазах и не исчезли даже тогда, когда закончится урок.
А свои улыбки мы подарим гостям.
2.Актуализация знаний
Послушайте слова и скажите, что их объединяет : поиск, слежка, наблюдение, расследование, преследование, размышление. ( с какими профессиям связаны эти слова? : (Детектив, следопыт, следователь, дознаватель, сыщик).– Какими качествами характера нужно владеть людям этих профессий? (Быть смелыми, ловкими, умными)
2 слайд– Я предлагаю вам сегодня попробовать свои силы в роли детективов и открыть собственное детективное агентство класса «Сыщики».
Ребята, какой бы девиз работы нашего агентства вы предложили. (Предлагают варианты девиза работы на урок). Давайте прочитаем девиз нашей работы .3 слайд
Раздаются листы.
Мы сегодня с вами должны расследовать дело одного объекта. А вот что это за объект догадайтесь.
3. Самоопределение к деятельности.
Вещи, люди и цветы, Носороги и коты, Джинсы, майки и конфеты Шубы, шапки и зонты, Гвозди, гайки и винты, Сёла, города, планеты – Это всё …  (предметы)И так объект нашего расследования. (Это имя существительное)
Какую цель мы поставим. Задачи.
3 слайд
В нашем листе детективного агентства класса «Следопыт» мы напишем
Дело имя сущ.
Раскрыть это дело нам помогут сказки всеми любимого писателя А.С. Пушкина.
4 слайд
4. Систематизация знаний.
5 слайд
Вставьте недостающие слова .Жил-был …,Толоконный ….Пошёл … по …Посмотреть кой – какого ….Навстречу ему …Идёт, сам не зная куда.
6 слайд
(Поп, лоб, базару, товару, Балда) слайд
Учитель. Из какого произведения этот отрывок? Кто автор?
Дети. А.С. Пушкин «Сказка о Попе и работнике его Балде».
Учитель. Какой частью речи выражены восстановленные слова? Докажите.
Дети Именем существительным. Обозначает предмет.
7 Слайд ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Мы провели с вами первое расследование и выяснили, что имя сущ. Обозначает предмет. Запишем в деле, обозначает предмет
Учитель. На какие группы можно разделить данные имена существительные? (поп, базар, товар, лоб, Балда)
8 слайд
Дети. Ученики определяют, по какому признаку можно разделить эти слова на группы.
Учитель. Откройте тетради, запишите дату. Запишите слова в два столбика.
Один ученик работает у доски.
кто? что?
поп базар
Балдалоб
товар

Учитель. Как можно назвать первую группу слов?
Дети. Одушевлённые имена существительные
Учитель. Как можно назвать вторую группу слов?
Дети. Неодушевлённые имена существительные .
Учитель. Какие имена существительные относятся к одушевлённым, а какие к неодушевлённым?
Дети. Имена существительные, которые называют людей, животных и отвечают на вопрос кто? – одушевлённые имена существительные
Имена существительные, которые называют неживые предметы, растения, явления окружающего мира и отвечают на вопрос что? – неодушевлённые имена существительные
Учитель. Молодцы! Приведите пример одушевлённых и неодушевлённых имён существительных из сказок Пушкина, обосновывая свой выбор.
Мы провели с вами еще одно расследование, что запишем.
Дети. Отвечают на вопрос кто? что? Бывает одушевленным и неодушевленным.
9 слайд
Упражнение в различении собственных и нарицательных имён существительных.
10 слайд
Учитель. Найдите «лишнее» слово, обоснуйте свой ответ.
Дети. Слово «Балда» относится к собственным именам существительным, а остальные к нарицательным именам существительным
Учитель. Давайте уточним, какие имена существительные относятся к собственным, а какие к нарицательным?
Дети. Собственные – называют единичные, неповторимые в своём роде предметы (например, стран много, а Россия одна; поэтов много, а А.С.Пушкин один)
Нарицательные – называют неединичные предметы
Учитель. Какие собственные имена существительные (кроме «Балда») встречаются в сказках А.С. Пушкина? Запишите в тетрадь не менее трех.
Запишем в дело. (Собственное и нарицательное)
11 слайд
Упражнение в различении имён существительных по родам.
12 слайд
Учитель. Чем похожи эти слова?
Дети. Все они мужского рода.
Учитель. А ещё какого рода могут быть имена существительные?
Дети. Женского и среднего.
Учитель. Я предлагаю вам два отрывка из произведения Александра Сергеевича. Вам нужно будет:
Определить род имен существительных, записать в 3 столбика. Что нужно, чтобы правильно определить род (поставить сущ. в ед. ч. в нач. форму.)
13 слайд
По вариантам.
Белка песенки поет
И орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра - чистый изумруд;
Вот что чудом-то зовут".(7 сущ)
Вот Чернавка в лес пошлаИ в такую даль свела,Что царевна догадалась,И до боли испугалась,И взмолилась: «Жизнь моя!В чём, скажи, виновна я?Не губи меня, девица!…» (7 сущ)
Проверка.
Ж.р. м.р. ср.рЧто мы можем записать в расследовании?
Дети. Имя сущ. изменяется по родам и числам.
Упражнение в группировке имён существительных по склонениям.
Учитель. Как еще можно разделить эти же слова на три группы?
Дети. По склонениям.
Работа в парах.
Песенки, орешки, белка, ядра, изумруд. Чудом, Чернавка, лес, даль, царевна, боли, жизнь, девица, скорлупки.
Проверим
1 ск. Песенки, белка, Чернавка, царевна, девица, скорлупки.
2 ск. Орешки, ядра, изумруд, чудом, лес.
3 ск. Даль, боль, жизнь.
Что запишем в пасследовании?
14 слайд Физкультминутка
Шли по крыше три кота.
Молодцы!!! А мы продолжаем свое расследование. Какой вывод сделаем?
Дети. Есть 3 склонения.
15 слайд
Учитель. Что такое склонение?
Дети. Изменение окончаний имён существительных по падежным вопросам, то есть изменение по падежам.
Правильно.
Сейчас девочки просклоняют по падежам слово рыбка, а мальчики море. 2 у доски
И.п. рыбка, море
Р.п. рыбки, моря
Д.п. рыбке, морю
В.п. рыбку, море
Т.п. рыбкой, морем
П.п. о рыбке, о море.
Мы выделили окончания или по другому ( формы слова)
Учитель. С какой целью мы используем разные падежные формы имён существительных.
И так еще одно расследование проведено, что мы запишем в деле имени существительного?
16 слайд
Посмотрим на дело имени существительного. Я думаю, что все расследования мы провели, а вы как считаете?
Ответы детей.
Странно, а почему у нас еще одно расследование написано?
( Проблемная ситуация)
17 слайд
Пришел старик с тиной морскою.
Разберем по членам предложения.
Вывод: подлежащее и второстепенные члены предложения могут быть выражены именем сущ.
Расследования завершены.
18 слайд
Какой вывод мы сделаем.
Вы настоящие сыщики, наше детективное агентство с успехом раскрыли дело об имени существительно.
Около каждого расследования есть след, если вы поняли это расследования закрасьте след простым карандашом, нет – оставьте не закрашенным .Запишите в квадратике число закрашенных следов.
Хорошо.
И так какую цель мы ставили вначале урока. Что нам помогло в этом?
19 слайд
Рефлексия
- Сегодня на уроке я обобщил…
- Мне было легко….
- Мне было трудно…
- После урока мне захотелось…
20 слайд
Домашнее задание.
1 уровень по 3 сущ. каждого склонения
2 уровень по 3 сущ. каждого склонения, 1 просклонять по падежам
3 уровень 3 сущ. каждого склонения, 1 просклонять по падежам, составить предложение и разобрать по членам .21 слайд
Читайте книги, они нас учат только хорошему, наша речь становится грамотней и письменная и устная.
22 слайд
Искорки счастья у вас еще горят? Я вас благодарю за работу.
Оценки.
Сюрприз.