Развивающие игры как метод психолого — педагогической коррекции школьной дезадаптации детей младшего школьного возраста


Развивающие игры как метод психолого - педагогической коррекции
школьной дезадаптации детей младшего школьного возраста
Хазипова Ф.Ф, студент гр. Д2341у
Казанский инновационный университет имени В. Г. Тимирясова (ИЭУП)
Научный руководитель – д. пед. н., профессор Ахметова Д.З.
Понятие «школьная дезадаптация» стало использоваться в последние годы для описания различных проблем и трудностей, возникающих у детей различного возраста в связи с обучением в школе.
Эта проблема актуальна и для меня, так как по роду своей деятельности являюсь учителем начальных классов. И у некоторых детей, с которыми мне приходится работать, наблюдаются отклонения в учебной деятельности – затруднения в учебе, конфликты с одноклассниками и т.д.
Цель статьи: изучить роль развивающих игр с младшими школьниками как метод психолого- педагогической коррекции школьной дезадаптации .
В данной статье мы также рассмотрим понятие дезадаптации , определим направление и содержание коррекционной работы с помощью развивающих игр.
Проблема дезадаптации давно исследуется в педагогике, психологии и социальной педагогике, но в качестве научного понятия "школьная дезадаптация" пока не имеет однозначного толкования.
Вроно М.Ш считает ,что под школьной дезадаптацией понимают нарушения приспособления личности школьника к условиям обучения в школе, которое выступает как частное явление расстройства у ребенка общей способности к психической адаптации в связи с какими-либо патологическими факторами (1984).[1]
По мнениям А.А. Северного и Иовчук Н.М. школьная дезадаптация - это невозможность школьного обучения соответственно природным способностям и адекватного взаимодействия ребенка с окружением в условиях, предъявляемых данному конкретному ребенку той индивидуальной микросоциальной средой, в которой он существует (1995).[3]
Л.И. Божович (1968) указывала, что « переход от дошкольного детства к школьному характеризуется решительным изменением места ребенка в системе отношений и всего образа его жизни». [2]
Школьная дезадаптация проявляется на трех уровнях: социальном (педагогическом) уровне, психологическом уровне и физиологическом уровне.
Очевидно, что школьная дезадаптация нуждается в своевременной коррекции.
Коррекция школьной дезадаптации – деятельность, направленная на формирование у человека необходимых психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям. При коррекции школьной дезадаптации применяются индивидуальные и групповые формы работы с психологом: консультации, беседы, развивающие игры. На занятиях с детьми, имеющими школьную дезадаптацию, используются разнообразные виды психокоррекции: игровая терапия, арттерапия, сказкотерапия, методы психодрамы, аутотренинга, релаксации, примы когнитивно- поведенческой психотерапии. [4]
Основными коррекционными методами для работы с младшими школьниками - являются развивающие игры. Они заключают в себя ситуационно-ролевые, дидактические, творческие, организационно - деятельностные, имитационные. Игра может использоваться и как психотерапевтический метод, что особенно ярко проявляется в гештальттерапии и психодрамме. В определённом смысле к игровым методам можно отнести и работу с деструктивными играми в общении, проводимую в трансактном анализе Э. Берна. [4]
Использование игровых методов , по мнению Н.И. Гуткиной, О.А. Карабановой , чрезвычайно продуктивно. На первой стадии групповой работы игры полезны как способ преодоления скованности и напряжённости участников, как условие безболезненного снятия «психологической защиты». Очень часто игры становятся инструментом диагностики и самодиагностики, позволяющим ненавязчиво, мягко, легко обнаружить наличие трудностей в общении и серьезных психологических проблем. Благодаря игре интенсифицируется процесс обучения, закрепляются новые поведенческие навыки, обретаются казавшиеся недоступными ранее способы оптимального взаимодействия с другими людьми, тренируются и закрепляются вербальные и невербальные коммуникативные умения. Вследствие этого игра становится мощным психотерапевтическим и психокоррекционным средством не только для детей, но и для взрослых. Возможности игровых методов в коррекционной работе действительно неисчерпаемы. [5]
Проблему школьной дезадаптации, на мой взгляд, следует отнести к одной из наиболее серьезных проблем современности, требующих уже не столько углубленного изучения, сколько безотлагательных поисков продук-тивного решения на практическом уровне.
Развивающие игры способствуют сплочению коллектива. Игра создаёт особого рода практику в поведении ребёнка и таким образом способствует формированию ценных качеств личности, воспитывает волю, организованности, находчивость, инициативность. [5]
Список литературы:
Дубровина И.В., Акимова М.К., Борисова Е.М. и др. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1991.
Божович Л.И. Личность и е формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968.
Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб.: СОЮЗ, 1997.
Каптерев П.Ф. Систематическое обучение и детские игры // Детская и возрастная психология. Воронеж, 1999.
Карабанова О.А. Игра в коррекции и психическом развитии ребенка. -М, 1997. С. 41-48.
9ђ Заголовок 115