Планирование коррекционно-развивающей работы для детей с ЗПР младшего школьного возраста в условиях кабинета психолого-педагогической коррекции

Планирование коррекционно-развивающей работы для детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста в условиях кабинета психолого-педагогической коррекции.

п/п
Направление коррекционной работы
Сроки

I
Диагностика.
Определение уровня сформированности общих знаний, умений, навыков.


1-15 сентября

II
Сенсомоторное развитие.

1. Развитие тактильных ощущений.
(Д/и «Чудесный мешочек», «Узнай и назови букву, предмет», «Логические блоки Дьенеша»,
«Сухой бассейн».)

2. Развитие дифференцированности анализа зрительно воспринимаемых предметов.
Д/и упражнения на узнавание контурных, силуэтных, перечеркнутых изображений,
недорисованных предметов «Зашумленные предметы», «Недописанные буквы».


сентябрь- декабрь

ноябрь



декабрь

III
Формирование пространственных представлений.
Формирование и умение ориентироваться в собственном теле.
Формирование и умение ориентироваться на плоскости (тетрадь, книга);

сентябрь –


IV
Развитие межанализаторных систем, их взаимодействие:
Развитие слухомоторной координации (воспроизведение ритмических структур)
Д/и «Воспроизведи ритмический рисунок».
Отхлопывание ладошками, топанье ногами, ритмические движения с оречевлением, слогоритмика;
2. Развитие слухозрительной и зрительно - слуховой координации.
Выстукивание ритмической структуры по зрительному, графическому представленному образцу.
Срисовывание образцов, узоров, точек, дорисовывание симметричных изображений букв.


сентябрь –
октябрь



декабрь

V
Формирование функций контроля и программирования собственной деятельности:
Регуляция простейших двигательных актив:
(Действия детей по сигналу учителя: встать, сесть, принести, подать, положить «с права от себя», «слева» и т.д.);

Формирование умения принимать и удерживать инструкцию, воспринятую на слух и прочитанную самостоятельно;

Формирование умения планировать этапы выполнения задания.

сентябрь



октябрь


декабрь

VI
Коррекция дизорфографии:
1. Выявление наличия специфических ошибок в письменных работах. (Запись под диктовку слов, предложений, текста). Корректурная проба «Догони и поймай букву». Д/и запомни и запиши 10 слов.
Анализ состояния навыка письма (тексты для списывания, письма под диктовку с пропущенными окончаниями).


VII
Совершенствование навыка чтения (коррекция техники чтения, темп, четкая дикция, правильность, выразительность).
(Чтение слогов прямых, обратные, со стечением согласных).
Чтение слов односложных, двухсложных, трехсложных;
Упражнения по чтению «по кругу», «молния», «буксир»;
Чтение «лесенок», «пирамидок»;


сентябрь,
октябрь,
ноябрь,
декабрь

VIII
Развитие речи.
Лексические темы.
Осень.
Овощи, фрукты. Ягоды. Грибы. Деревья. Кустарники.
Животные.
Домашние. Дикие.
Птицы.
Подготовка животных, птиц к зиме.
Зима.
Погодные изменения. Календарь.
Труд человека зимой.
Животные зимой. Рыбы зимой.


сентябрь,
октябрь


ноябрь


декабрь



Первое полугодие


п/п

Тема

Сроки

1.
Гласные и согласные звуки.
Выделение гласных в словах, письмо.
Согласные. Звуковой анализ. Звуко – буквенный анализ.


2.
Звонкие и глухие согласные в конце и середине слова.
Упражнения на различения звонких глухих согласных, игры «Не разорви цепочку», «Подбери пару», «Доскажи словечко», работа с веером «парные гласные», упражнение на изменение слов «Один - много».
Деформированные предложения, игра – упражнение «Исправь ошибку», упражнение на определение слов с сомнительной согласной в предложениях, текстах с последующим анализом и записью в тетради.


3.
Однокоренные слова.
(Анализ групп родственных однокоренных слов. Упражнения в выделение единого корня в словах).


4.
Ударение.
(Единообразное написание слов с безударной гласной в корне слова).
Упражнения в подборе однокоренных слов для проверки написания безударных гласных в корне слова;
Сравнение группы однокоренных слов для доказательства правильности безударной гласной в корне слова;
Упражнения в нахождении в предложениях и тексте слов с безударной гласной.


5.
Предложение.
«Слово - слог». Перенос слов.
Упражнения на определение слогов по количеству гласных звуков в слове (схема слов, подбор картинок к соответствующим схемам).
Подбор слов с заданным количеством слогов и по заданному слогу, игра «Расписанные слоги» и др.
Перенос слов. Упражнение на формирование умения делить на слоги для переноса (разгадывание загадок, ребусов, кроссвордов).


6.
Сравнение слов с правильным и неправильным переносом.
Контроль. Диктанты. Проверочные работы.


7.
Слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Д/и «Один - много», «Лесенка», «Круги», «Лото», «Эстафета».


8.
Сочетания «чк-чн».
Фонетический анализ слов с этими сочетаниями.
Д/и с использованием загадок. Литературные тексты.


9.
Мягкий знак – показатель мягкости согласных.
Звуко – буквенный анализ слов с Ь знаком на конце.
Упражнения, игры, загадки на различение мягких согласных в словах.
Правописание слов с мягким знаком в середине слова (перенося).


10.
Промежуточная диагностика.
Корректировка программ.




Второе полугодие

Направления коррекционной работы
Сроки

Сенсомоторное развитие.
Закрепление тактильных ощущений (Д/и «Чудесный мешочек», «Узнай и назови букву, предмет», «Логические блоги Дьенеша», «Сухой бассейн», «Сенсорные вкладыши») 1-4 класс
январь-май

Развитие зрительного анализа и пространственного восприятия элементов букв (Нахождение в рядах повторяющихся букв, нахождение букв с заданным элементом, нахождение похожих фигур, графические диктанты, буквенные диктанты). «Подбери узор», перерисовывание фигур по точкам. Рисование по клеточкам.


январь-май

Развитие дифференцированности анализа зрительно воспринимаемых предметов. Д/и и упражнения на узнавание контурных, силуэтных, перечеркнутых изображений, недорисованных предметов «Зашумленные предметы», «Недопечатанные буквы», анализ сложного образца «Визуальный тренажер», «Учимся смотреть и видеть», «Учимся следить глазами».


Развитие пространственных представлений:
развитие умения ориентироваться в собственном теле
развитие умения ориентироваться на плоскости, графические диктанты
закрепление пространственно-временных представлений (вчера, сегодня, завтра, послезавтра, день, неделя, месяц, год)


январь-май

Развитие межанализаторных систем.
Развитие зрительно-моторной координации (выстукивание ритмической структуры по зрительному графическому образу, Срисовывание образцов узоров, точек, дорисовывание симметричных изображений букв, рисование серии изображений из полуовала и линий по образцу, по памяти ).


январь-май

Формирование функции контроля и программирования собственной деятельности. Формирование умения осуществлять словесный отчет о совершаемом действии и результате.

январь-май


Коррекция дизорфографии.
Развитие навыка орфографической зоркости.
Письмо с проговариванием орфограмм.
Письмо с постукиванием.
Диктант «Проверю себя».
Звуко-буквенный анализ слов.
Слоговой анализ.
Перенос слов.
Двойные согласные.
Непроизносимые согласные в, д, л, т.
Состав слова. Разбор слов по составу.
Правописание сложных слов.
Правописание приставок.
Правописание приставок и предлогов.
Части речи (существительное, прилагательное, глагол).
Род, число имен существительных.
Предложение.
Составление предложений по опорным словам. Деформированные предложения.
Диагностика.



Развитие математических представлений.
Развитие счета, оперативной памяти .
Развитие умения применять таблицу умножения при решении примеров и задач.
Таблицы Шульте.



Коррекция и развитие речи.
Развитие общеречевых навыков. Совершенствование произносительных сторон речи (фонетического слуха).
Развитие диалогической, монологической речи.
Развитие речи через систематическое наблюдение за сезонными изменениями в природе (зима, весна), жизни человека, животных, растений.
Лексические темы:
Зима.
Погодные изменения.
Животные зимой.
Зимние забавы детей.
Транспорт.
Посуда.
Продукты питания.
Головные уборы.
Комнатные растения, уход.
Весна. Календарь погоды.
Заучивание стихов о весне.
Наурыз.
Составление предложений по сюжетным картинкам.
Соотнесение текста с сюжетной картинкой.
Пересказ прочитанных текстов (выборочно по плану).
Охрана здоровья.
Коррекция чтения (техники чтения, темпа, дикции, правильности, выразительности).
Упражнения по чтению «по кругу», «молния», «буксир».
Чтение лесенок, пирамидок.
Чтение чистоговорок, скороговорок, слов одинаковой и разной структуры.
Исправление ударения в словах.
Ролевое чтение.
Чтение несуразиц.
Чтение с окошечком «левым», «правым», «решеткой».









Дети, получающие коррекционную помощь в КГУ «Кабинет психолого-педагогической коррекции города Риддера» УО ВКО, по своему составу представляют неоднородную группу. Это дети раннего возраста с нарушениями в развитии, дети и подростки с двигательными нарушениями, расстройствами речи, слуха, зрения и с различной степенью интеллектуальных нарушений. Система коррекционно-развивающего обучения в КППК предусматривает проведение с учащимися индивидуальных и групповых коррекционных занятий общеразвивающей и предметной направленности. Основными целями моих коррекционных занятий с младшими школьниками с задержкой психического развития являются:
- повышение уровня общего развития детей;
- восполнение пробелов предшествующего развития и обучения;
- индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных умений и навыков;
-- коррекция отклонений развития познавательной деятельности;
-- целенаправленная подготовка к восприятию нового учебного материала в школе.
Продолжительность занятий не превышает 45 минут. В группы объединяю по 3-4 ученика, у которых имеются одинаковые проблемы в развитии и трудности в усвоении школьной программы. С детьми с задержкой психического развития регулярно провожу работу по развитию и совершенствованию тонкой моторики кистей и пальцев рук. Весь комплекс упражнений состоит из массажа пальцев и кистей, пальцевой гимнастики, работы в тетрадях. При построении занятий учитываю личностную незрелость ребёнка с задержкой психического развития. А именно: несформированность учебной мотивации, слабость волевых установок, эмоциональную лабильность. Стойкие неудачи приводят к отказу от занятий. Поэтому любое задание предлагаю ребёнку в игровой форме, вызывая интерес и положительные эмоции.
Казахстан, ВКО
КГУ «Кабинет психолого-педагогической
коррекции города Риддера» УО ВКО
педагог- дефектолог Мехова Л.С.



15