Методическая разработка по теме Педагогический проект Весёлый ветерок


МБДОУ Д/с комбинированного вида № 15 «Журавушка»
Педагогический проект
для детей дошкольного возраста с ОВЗ
«Весёлый ветерок»
 

Учитель-дефектолог, учитель-логопед
Дектярёва С.А.
Актуальность
Дыхательный аппарат включает в свой состав грудную клетку с расположенными в ней легкими, трахеей и бронхами, а также диафрагму и мышцы брюшного пресса. Благодаря работе дыхательного аппарата мы получаем необходимую для речи струю выдыхаемого воздуха. Вся наша речь строится на выдохе, именно струя выдыхаемого воздуха является основой для голосо и звукообразования. Если эта выдыхаемая воздушная струя по каким-то причинам не сможет попасть в ротовую полость, то речеообразование становится невозможным. Если же проходящая через гортань воздушная струя является слишком слабой, то и голос у человека звучит слабо. По этой причине уже с раннего возраста важно заботиться о развитии и укреплении дыхательного аппарата ребенка. 
Немаловажную роль для развития устной речи детей играет правильная постановка у них дыхания. Конечно, звуки речи, просодемы образуются при известном положении артикуляционных органов, но при непременном условии: через артикуляционные органы должна проходить струя воздуха, идущая из легких. Струя воздуха предназначена прежде всего для дыхания; значит, ребенок должен научиться одновременно и дышать, и говорить. Физиологическое дыхание непроизвольно, т. е. не зависит от воли, сознания человека. Оно протекает рефлекторно и сопряжено с самим понятием «жизнь». Дыхание, кроме того, представляет собой основу процесса образования речи. Речевое дыхание — это короткий вдох через нос и длительный выдох через рот. В речи вдох и выдох взаимосвязаны и непрерывны, поэтому необходимо выработать в процессе занятий плавный и постепенный выдох, обеспечивающий длительная фонация. 
Прежде чем начинать постановку звуков, необходимо научить ребёнка правильной выработке воздушной струи. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения.
Упражнения дыхательной гимнастики проводятся в процессе логопедического занятия или как часть его.
Гипотеза: социализация лиц с проблемами в речевом развитии требует использования современных подходов, включая элемент здоровьесберегающей технологии – дыхательная гимнастика.
Цель проекта: формирование у детей умения управлять органами дыхания, развивать нижнедиафрагмальное дыхание.
Задачи:
• Формирование у детей понятия о здоровом образе жизни и правильном дыхании; обучение детей технике диафрагмально-релаксационного дыхания
• Приобретение детьми навыков дифференциации носового и ротового дыхания, эффективности использования речевого дыхания
• Формирование силы, плавности и направленности выдыхаемой воздушной струи
• Повышение компетенции воспитателей в данной области
• Привлечение внимания родителей к совместной работе по развитию правильного речевого дыхания у детей.
Объект: здоровьесберегающие технологии, используемые в коррекционно-развивающем процессе в условиях ДОУ.
Предмет: создание условий для реализации дыхательных игр и упражнений в коррекционно-развивающем процессе.
Условия реализации проекта:
• Реализация по всем разделам образовательной программы.
• Соблюдение рационально выстроенных занятий, обеспечивающих смену разнообразной деятельности и отдыха.
• Использование современных прогрессивных методов и приёмов обучения.
• Индивидуальный подход к ребёнку сообразно его уровню развития, биологическому и психологическому возрасту.
• Создание условий для удовлетворения потребности детей в движении.
• Реализация различных форм систематической работы с родителями.
Тип проекта:
По времени проведения: долгосрочный (сентябрь 2016г.- май 2016 г.)
По доминирующей в проектной деятельности: практико-ориентированный.
Участники проекта:
учитель-логопед, учитель-дефектолог, воспитанники, воспитатели, родители.
Основные формы реализации:
Коррекционно-развивающие занятия с использованием дыхательных игр и упражнений.
Взаимодействие с воспитателями ДОУ.
Работа с родителями воспитанников.
Ожидаемый результат:
Активизация речевой деятельности детей;
Дети научатся правильному речевому дыханию, в результате речь станет более чёткой, разборчивой;
Улучшение показателей речевого развития;
Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями;
Повышение профессиональной компетентности педагогов.
Проект предполагает 4 этапа
1 этап. Теоретический  (05.09.2016 – 09.09. 2016г.)
Определение проблемы
Определение цели и задач
2 этап. Подготовительный (разработка проекта)
12.09.2016 – 30.09.2016г.)Определение методов работы
Подбор методической литературы
Проведение работы с родителями детей с ОВЗ
Разработка плана взаимодействия участников проекта
Разработка плана работы с детьми с ОВЗ
Консультация для педагогов «Игры для развития речевого дыхания у детей»
3 этап. Практический  (выполнение проекта)
(03.10.2016 г.-12. 05. 2017 г.)
Организация практической части проекта
Новизна заключается во внедрении элементов инновационных здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающий процесс: дыхательная гимнастика, игры и упражнения по развитию физиологического и речевого дыхания; использование информационно-коммуникативных технологий на занятиях.
1. Систематизировать картотеки дыхательной гимнастики, комплекса игр и упражнений на развитие речевого дыхания, логоритмики с дыхательными упражнениями.
2. Изготовить и приобрести дидактические и игры, пособия, материал, способствующие развитию физиологического и речевого дыхания детей.
3. В работу с детьми во время проведения фронтальных и индивидуальных занятий внедрить  игры и упражнения на развитие речевого дыхания.
4. Провести выставку творческих работ дошкольников.
5. Подготовить фотоотчёт по реализации проекта.
Работа с детьми
• Развитие силы и целенаправленности воздушной струи у детей на фронтальных и индивидуальных занятиях,
• Игровые упражнения для развития физиологического (нижнедиафрагмального) и речевого дыхания с использованием мультимедийных презентаций, красочных иллюстраций, специальных пособий.
• Занятие с детьми на тему «Здоровей-ка»
• Физминутки на дыхание с использованием ИКТ
• Совместное с детьми придумывание и изготовление пособий для занятий дыхательной гимнастикой (сентябрь-октябрь).
Работа с родителями
• Консультации для родителей по темам «Формирование правильного речевого дыхания», «Дыхательные упражнения и игры».
• С целью наглядной агитации папки-передвижки «Дыхательная гимнастика после сна», «Упражнения для развития дыхания».
• Памятки для родителей «Правила речевого дыхания», «Развитие речевого дыхания. Игры и упражнения».
Работа с педагогами
• Консультация «Игры для развития речевого дыхания у детей»;
• Семинар-практикум «Роль дыхательной гимнастики в развитии речи дошкольников».
План реализации проекта
Месяц Игры и упражнения на развитие речевого дыхания
октябрь Выработка правильного диафрагмального дыхания. С этой целью проводится дыхательная гимнастика, в процессе которой происходит нормализация дыхания и увеличение объема вдоха и выдоха. УПРАЖНЕНИЕ 1. В положении лежа на спине левую руку положить на грудь правую на живот (в области пупка), расслабиться. Сделать произвольный выдох, правая рука и живот при этом опускаются вниз, грудная клетка и левая рука остаются без движения. Затем пауза и непроизвольный вдох через нос (живот поднимается вместе с правой рукой), опять непроизвольный выдох животом и т.д. Упражнение повторяют 15-20 раз и отдыхают 2-3 мин.«Подуем на листочки»Цели: тренировка навыка правильного носового дыхания; формирование углубленного выдоха.Оборудование: Пособие-тренажер «Деревце с листочками».Мы листочки, мы листочки,Мы веселые листочки,Мы на веточках сидели, Ветер дунул – полетели.Повторить 4-5 раз.«Надуем пузырь»Цели: тренировка правильного носового дыхания; формирование ритмичного выдоха и его углубление.Дети приседают.Надувайся, пузырь, Расти большой, Да не лопайся!Дети встают, разводят руки в стороны, делают вдох, показывая как растет пузырь, затем глубокий выдох.Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения.Повторить 4-5 раз.«Вот какие мы большие!»Цели: тренировка правильного носового дыхания, формирование углубленного вдохаС каждым новым днем – Мы растем, мы растем. Выше, выше тянемся!Подрастем, подрастем, Малышами не останемся!Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: поднять руки вверх, потянуться.Повторить 3-4 раза.Статические упражнения, направленные на развитие ротового выдоха. Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху с использованием наглядного материала.«Наслаждаемся запахами духов». Вдох через нос и ровный, медленный выдох через рот.«Лошадки фыркают». Сильно дуть на расслабленные губы до получения вибрации.«Кучер останавливает лошадку». Набрав в легкие воздух, с силой выдувать его, заставляя вибрировать губы: пррррррр.«Кит выбрасывает фонтан воды». Вибрация губ и языка. Сильно подуть, стараясь прокатить маленькую машинку между двух кубиков. Задувать на кончик языка, установленного «лопатой» и мягко, но плотно прикасаться только к верхней губе, нижняя вместе с челюстью оттянута вниз.Игровое задание «Мячик – ямочка». Сделай глубокий вдох. Твой животик стал похож на мячик. Выдохни воздух – образовалась ямочка. Статистическое упражнение на развитие ротового выдоха.«Дуют ветры сильные, дуют ветры слабые». Дутье на листочки. Обучение правильному диафрагмальному дыханию. Вдох носом, пауза (под счет 1, 2), продолжительный выдох ртом.«Ныряльщики»Цель: выработка дифференцированного дыхания.Краткое описание: Дети, разводя руки в стороны, делают вдох ртом. Обхватывая себя руками и приседая («опускаясь под воду»), делают выдох носом. Каждый ребенок повторяет упражнение не более 2-3 раз.Развитие силы выдоха: дутье через трубочку. Пускание мыльных пузырей. Сравнение продолжительности выдоха. Произнесение звука «ф» (длительный выдох), произнесение звука «т» (короткий выдох).Игра «Капелька» - активизировать целенаправленный ротовой выдох.Взрослый капает краской на лист бумаги и предлагает ребёнку подуть на неё через соломинку, капелька «бежит» и оставляет след на бумаге Обучение рациональному, экономному выдоху в процессе произнесения звуков. Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху.«Ветер гудит». Приоткрыть рот и длительно произносить звук «у» на одном выдохе.«Погасим свечу». Ровный и медленный выдох на пламя свечи. Произнесение гласных звуков А-И, А-У, З-Ы-О на одном выдохе с утрированной артикуляцией.Дутье на бумажный султанчик (воздушная струя должна идти косо вверх).«Самолет гудит». Произнесение звука «У» со сменой высоты и силы голоса.«Ветер шумит». Установить пузырек вверх дном на уровне носа. Приподнять широкий язык к верхней губе и сильно подуть на язык. В пузырьке слышится шум.«Звуки вокруг нас»Цель: развивать правильное речевое дыхание пропеванием на одном выдохе гласных звуков [а], [о], [у], [ы].Взрослый. В мире вокруг нас слышатся самые разные звуки. Малыш плачет: «А-а-а!» Медвежонок вздыхает, когда у него зуб болит: «О-о-о!» Самолет в небе гудит: «У-у-у!» А пароход на реке гудит: «Ы-ы-ы!» Произнесите за мной эти звуки, причем каждый звук долго, на одном выдохе.
 ноябрь  1. Беседа на тему «Хочешь быть здоров? Дыши правильно»2. День воздушных шаров и мыльных пузырей. Учим детей выдувать мыльные пузыри и надувать воздушные шарыГимнастика оздоровления Задувание на «султанчики», в «пузырьки», в дудочки.«Осторожные птицы» Цель. Закрепление представлений по теме «Птицы».Оборудование: Дудочки.Описание игры. Педагог рассказывает детям о том, что дикие гуси очень осторожны. У них есть вожак. Если стая во время перелета опускается на какой-нибудь лужок поесть или отдохнуть, вожак все время настороже. Он следит, не грозит ли птицам опасность. В случае опасности вожак пронзительно кричит и вся стая стремительно поднимается в воздух. «Давайте и мы поиграем в таких осторожных птиц»,— предлагает детям педагог. Дети выбирают вожака. Остальным детям раздают музыкальные игрушки и разрешают негромко в них подуть. Так, негромко наигрывая на своих дудочках, дети изображают гусей, которые спокойно щиплют траву. Вожак не щиплет траву: он внимательно следит, нет ли опасности. Вдруг вожак подает тревожный сигнал (сильно дует в дудочку). Все дети бегут к своим местам (стульчикам).При повторении игры вожака меняют. Необходимо напомнить, что все дети должны дуть в свои дудочки спокойно, не напрягаясь, ровно, не заглушая друг друга. Только вожаку разрешается подуть 2-3 раза в свою дудочку очень сильно
ноябрь «Подуй на вертушку»
«Пароход гудит». Приоткрыть рот и длительно произносить звук «ы» на одном выдохе.«Погреем ручки». Сделать глубокий вдох носом. Округлить губы и с силой выдохнуть воздух ртом. Должна ощущаться теплая воздушная струя. Повторить 3-4 раза.
«Поиграй на дудочке»
Логоритмика с дыханием «Улетай тучка»
декабрь
   «Подуем на снежинку»
«Прокатаем брёвнышки»
«Новогодняя гирлянда»
январь
  Логоритмика с дыханием «День рождения» Упр. «Задуй свечу»
«Погреем ручки»
февраль «Сдуй снежинку с варежки»
«Заморозим пальчик»
«Снег идёт!»
«Вьюга»
март «Подуй на чай»
«Сдуй снежинку с подснежника»
«Самолёт»
«Чья птичка дальше улетит»
апрель Игры с водой.«Капитаны». Цель. Чередование длительного плавного и сильного выдоха. Активизация мышц губ.Оборудование. Таз с водой и бумажные кораблики.Описание игры. Дети сидят большим полукругом. В центре на маленьком столе стоит таз с водой. Педагог предлагает детям покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. Чтобы кораблик двигался, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы, как для звука ф. Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер. «П-п-п...» — губы складываются, как для звука п. Или дуть, вытягивая губы трубочкой, но не надувая щек.Вызванный ребенок дует, сидя на придвинутом к столу стульчике. При повторении игры нужно пригнать кораблик к определенному месту (городу).соревнование: чей кораблик дальше уплыл, для этих целей используем пластмассовые яйца от "киндер-сюрпризов" или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами.Буль-бульки. Берем два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налито много воды, почти до краев, а в другой чуть-чуть. Предлагаем ребенку поиграть в "буль-бульки" с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды – можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в "Буль-бульки", чтобы не пролить воду.Формирование правильного речевого дыхания в процессе речи (произнесение на одном выдохе от 2 до 4 слов и фраз, содержащих от 5 до 7 слов).«Произнеси чистоговорки»Педагог предлагает детям глубоко вдохнуть и на выдохе сказать: «На пригорке, возле елки, жили тридцать три Егорки». Глубоко вдохнуть и на выдохе сказать: «Раз Егорка, два Егорка, три Егорка».
май  «Футбол». Загнать ватный шарик в ворота. Вытянуть губы «трубочкой» и подуть на ватный шарик, пытаясь загнать его в «ворота» 
«Чья птичка дальше улетит».

4 этап. Заключительный (аналитический)
15.05.2017 г. – 26. 05.2017 г.)Подведение итогов реализации проекта.
Анализ достижения поставленной цели и полученных результатов.
Вывод: выработка воздушной струи является одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работу по воспитанию воздушной струи необходимо начинать на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики. Правильное речевое дыхание-основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Работа, направленная на развитие дыхания, выработки воздушной струи даёт положительный эффект. При педагогическом воздействии овладение правильным дыханием идет быстрее, раньше происходит удлинение и усиление внеречевого выдоха, удлинение выдоха в процессе фонации звуков, что дает возможность быстрее поставить необходимые звуки.
В перспективе: поиск и разработка новых инновационных форм коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями во взаимодействии с педагогами и родителями.
Литература
1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2010 г.2. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М.2005 г.3. Леонова М.А., Крапивина Л.М. Дидактические материалы по логопедии: «Послушный ветерок» М., «Школа – пресс», 1999 г.
4. Лукьянов Л.А., Ермолаев О.Ю., Сергиенко В.П. Тренируем дыхание. М.,Знание 1987 г.
5. Познавательное и речевое развитие дошкольников/ Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2015 г.
6. Симкина Л.П., Титаровский Л.В. Азбука здоровья М., Амрита – Русь, 2006 г.