Тренировочная работа по обществознанию в формате ОГЭ (2 варианта)


Тренировочная работа по обществознанию
Вариант 1
Работа состоит из двух частей включающих в себя 31 задание.
Ответы к заданиям 1-20 записываются в виде одной цифры, ответы к заданиям 21-25 записываются в виде последовательности цифр.
Часть 2 включает в себя текст и 6 заданий, для выполнения этих заданий необходимо выбрать и раскрыть информацию из текста, а также применить знания, полученные из личного социального опыта и из курса обществознания.
1. Что относится к глобальным проблемам человечества?
1) кризис перепроизводства
2) глобализация мирового хозяйства
3) загрязнение окружающей среды
4) переход в постиндустриальную фазу развития
2. Инна узнала, что Зоя пригласила на пикник всех коллег по работе, кроме неё. Она не стала выяснять причину этого поступка, просто перестала разговаривать с Зоей. Какой способ поведения в межличностном конфликте иллюстрирует этот пример?
1) уход от конфликтной ситуации
2) посредничество
3) компромисс
4) сотрудничество
3. К основным категориям нравственности относятся понятия
1) причина и следствие
2) истина и познание
3) чувства и разум
4) честь и достоинство
4. Верны ли следующие суждения о личности?
А. Личность формируется во взаимодействии с другими людьми.
Б. Личность формируется на протяжении всей жизни человека.
1) верно только А2) верно только Б3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
5. Науку от других форм (областей) духовной культуры отличает
1) доказательность теоретических положений
2) особая значимость субъективного восприятия мира
3) отражение мира в художественных образах
4) ориентация на представления о добре и зле
6. Верны ли следующие суждения о системе образования в РФ?
А. Наличие основного общего образования даёт возможность человеку поступить в учреждение высшего профессионального образования.
Б. Наличие среднего общего образования позволяет человеку поступить в учреждения среднего и высшего профессионального образования.
1) верно только А2) верно только Б3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
7. Существует несколько значений понятия «экономика». Какой пример иллюстрирует экономику как хозяйство?
1) открытие сети ресторанов быстрого обслуживания
2) расчёт показателей государственного бюджета
3) прогнозирование спроса на товары
4) объяснение причин роста инфляции
8. В командной экономике, в отличие от рыночной
1) существует конкуренция производителей
2) труд является товаром
3) ресурсы распределяются централизованно
4) установлен налог на прибыль
9. В стране С. свободно продаются и приобретаются ресурсы производства. Наряду с государственной собственностью существуют частная и прочие формы собственности. К какому типу принадлежит экономика государства С.?
1) рыночной
2) административной
3) традиционной
4) командной
10. Верны ли следующие суждения о государственной собственности?
А. Государственная собственность может сохраняться в условиях рынка.
Б. Акционерное общество является одним из видов государственного предприятия.
1) верно только А2) верно только Б3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
11. Какая из названных социальных групп выделена по профессиональному признаку?
 
1) военнослужащие
2) молодёжь
3) консерваторы
4) москвичи
12. Какую социальную роль могут исполнять как подростки, так и взрослые люди?
1) ученик средней школы
2) автомобилист
3) избиратель
4) потребитель
13. Верны ли следующие суждения об этнических группах?
А. Для этнической группы характерны общность языка и традиций.Б. Основными видами этнических групп являются племена, народности, нации.
1) верно только А2) верно только Б3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
1) верно только А2) верно только Б3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
14. Государственную власть осуществляет
1) ректор университета
2) председатель правительства
3) лидер оппозиционной партии
4) председатель центробанка15. В государстве Н. правительство формирует президент. При этом существует парламент, который должен утвердить состав правительства, предложенный президентом. Какая форма правления представлена в государстве Н.?
1) конституционная монархия
2) парламентская республика
3) абсолютная монархия
4) президентская республика
16. Верны ли следующие суждения о политике?
А. Политика связана с участием в делах государства.
Б. Политика — это деятельность, связанная с отношениями между большими общественными группами по поводу власти.
1) верно только А2) верно только Б3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
17. Что является примером административного правонарушения?
1) безбилетный проезд в общественном транспорте
2) кража шубы в меховом салоне
3) порча имущества другого гражданина
4) опоздание сотрудника к началу рабочего дня
18. Согласно Конституции, основным источником власти в Российской Федерации является
1) Федеральное Собрание Российской Федерации
2) Президент Российской Федерации
3) народ Российской Федерации
4) Председатель Правительства Российской Федерации
19. Гражданин приобрёл в магазине некачественный товар и, обнаружив дефект, попытался вернуть товар продавцу. Нормы какой отрасли права регулируют данную ситуацию?
1) гражданского права
2) трудового права
3) административного права
4) уголовного права
20. Верны ли следующие суждения о государственной власти РФ?
А. Федеральное Собрание — парламент России — состоит из двух палат.
Б. Правительство РФ назначает на должность и освобождает от должности Председателя Центрального банка РФ.
1) верно только А2) верно только Б3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
21. В приведенном списке указаны черты сходства науки и искусства и отличия науки от искусства. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:
1) является областью духовной культуры;
2) использует художественные образы;
3) требует точности и обоснованности утверждений;
4) создает духовные ценности.
 
Черты сходства Черты различия
22. Установите соответствие между фактами и сферами жизни общества: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ФАКТЫ   СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
А) принятие конституции государства
Б) продажа товаров в магазине
В) принятие присяги главой государства
Г) предвыборная агитация избирателей   1) экономическая
2) политическая
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
 
A Б В Г
23. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А) Учёные-социологи провели среди горожан опрос: «Как Вы и Ваша семья участвуете в сохранении природной среды?». (Б) Для многих людей сохранение природной среды связано с озеленением своего населённого пункта и очисткой парков от мусора. (В) К сожалению, лишь немногие горожане используют экономичные бытовые электроприборы и сортируют бытовые отходы.
Определите, какие положения текста:
1) отражают факты;
2) выражают мнения.
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.
 
A Б В
24. Результаты опроса, отражённые на диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?
Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Большинство работников связывают повышение производительности труда с научно-техническим прогрессом.
2) Проблема повышения квалификации в равной мере неактуальна для работников как частных фирм, так и государственных предприятий.
3) Модернизация производства позволяет повысить заработную плату работников.
4) Материальные стимулы являются ведущими для значительной доли опрошенных.
5) Успешность фирмы зависит от уровня её технической оснащённости.

25. Учёные опросили 23-летних работающих юношей и девушек страны Z. Им задавали вопрос: «Зачем Вы работаете, какова Ваша трудовая мотивация?». Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
 

 
Результаты опроса, отражённые в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Общественная полезность выполняемой работы не является значимым мотивом для молодёжи.
2) Молодёжь страны Z преобладающим мотивом считает обеспечение материального благополучия.
3) Жители страны Z выбирают только ту работу, которая им интересна.
4) В стране Z девушки лишены возможности сделать хорошую карьеру.
5) Юноши невнимательны к своим коллегам.
26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
«Социальный контроль» является одним из наиболее общепринятых понятий в социологии. Им обозначают различные средства, которые любое общество применяет для оценки и исправления поведения своих членов. Ни одно общество не может обойтись без социального контроля. Даже небольшой группе людей, случайно собравшихся вместе, придётся выработать собственные механизмы контроля, дабы не распасться в самые кратчайшие сроки.
Теперь давайте посмотрим на человека, который стоит в центре нескольких кругов, каждый из которых представляет собой определённую систему социального контроля. Внешним кругом можно обозначить политико-юридическую систему, которой должны подчиняться все. Это та система, которая против нашей воли взимает налоги, призывает на военную службу, заставляет повиноваться своим бесконечным правилам и установлениям, а если надо, посадит в тюрьму.
Следующий круг социального контроля, давящий на одинокого индивида в центре, представляют мораль, обычаи и нравы.
Кроме этих больших кругов принуждения, в которых индивид находится вместе с остальными членами общества, есть и менее широкие круги контроля. Выбранная индивидом профессия неизбежно несёт в себе целый ряд контролирующих воздействий, подчас весьма жёстких. Индивида официально контролируют лицензирующие организации, профессиональные объединения и профсоюзы и, разумеется, те официальные требования, которые устанавливает непосредственное начальство. Не менее важны
различные способы неформального контроля со стороны коллег и сотрудников. Любая профессиональная роль в обществе, даже самая незначительная, предполагает специальный кодекс поведения, которым, на самом деле, едва ли можно пренебрегать.
Наконец, та группа людей, в которой проходит так называемая частная жизнь индивида, т. е. круг семьи и личных друзей, тоже образует систему контроля. Было бы большой ошибкой полагать, будто давление в этом круге самое слабое из всех только потому, что он лишён тех формальных средств принуждения, которые есть в других системах контроля. Именно в этом круге индивид, как правило, имеет наиболее важные социальные связи.
(по П. Бергеру)
27. Какой смысл автор вкладывает в понятие «социальный контроль»? Какие два больших круга социального контроля названы в тексте?
28. Автор упоминает официальный и неформальный контроль со стороны профессии. Кто и с какой целью осуществляет каждый из них?
29. Какую особенность контроля в круге семьи привёл автор? Как он обосновал эффективность такого контроля? Приведите два примера социального контроля в круге семьи и (или) ближайших друзей.
30. Друзья обвинили Ивана в непорядочности и отказались в дальнейшем общаться с ним. Какие нормы в данном случае стали основой социального контроля? Поясните своё мнение.
31. Приведите два собственных аргумента в поддержку того, что любому обществу необходим социальный контроль.
Тренировочная работа по обществознанию
Вариант 2
Работа состоит из двух частей включающих в себя 31 задание.
Ответы к заданиям 1-20 записываются в виде одной цифры, ответы к заданиям 21-25 записываются в виде последовательности цифр.
Часть 2 включает в себя текст и 6 заданий, для выполнения этих заданий необходимо выбрать и раскрыть информацию из текста, а также применить знания, полученные из личного социального опыта и из курса обществознания.
1. Личность формируется в результате процесса
1) социализации
2) гуманизации3) гуманитаризации4) эмансипации
2. Что является отличительной чертой науки?
1) обращение к сверхъестественным силам
2) стремление к достижению объективной истины
3) воздействие на эмоции людей
4) образное отражение идей автора
3. На планете Земля происходит истощение плодородного слоя почвы, истощаются запасы пресной воды, происходит полное уничтожение отдельных видов животных и растений. О наличии каких проблем свидетельствует данная ситуация?
1) о финансовом кризисе
2) о международном политическом кризисе
3) о глобальных экологических проблемах
4) о духовном кризисе
4. Верны ли следующие суждения о деятельности?
А. Деятельность человека и активность животного не имеют отличий.
Б. Деятельность человека направлена на удовлетворение его потребностей.
1) верно только А2) верно только Б3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
5. Сильно стилизованный и тщательно распланированный набор жестов и слов, исполняемых лицами, особо избранными и подготовленными для этого, называется
1) обряд
2) ритуал
3) церемония
4) нравы
6. Верны ли следующие суждения о религии?
А. Религия предполагает возможность общения человека с Богом.
Б. В современном мире сохраняется разнообразие религиозных верований и культов.
1) верно только А2) верно только Б3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
7. Что из перечисленного характеризует командную экономику?
1) следование в процессе производства вековым традициям предков
2) частная собственность на средства производства
3) нерегулируемые цены
4) централизованное планирование производства
8. Какой из приведённых ниже налогов является косвенным?
1) транспортный налог
2) на добавленную стоимость
3) на доходы физических лиц
4) на недвижимость
9. Какое экономическое явление отражается в следующем описании А. Смита: «Портной не шьёт себе сапоги, а покупает их у сапожника. Сапожник не шьёт для себя одежду, а покупает у портного»?
1) специализация
2) инфляция
3) социализация
4) безработица
10. Верны ли следующие суждения о потребительском спросе?
А. Потребительский спрос ограничен размерами индивидуального дохода.
Б. Потребительский спрос ограничен ценами на товары-заменители.
1) верно только А2) верно только Б3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
11. Социальная мобильность — это
1) столкновение социальных интересов
2) возможность изменения своего социального статуса
3) наличие взаимодействия между различными социальными группами
4) основание для социальной стратификации
12. Второклассник Саша посещает музыкальную школу и кружок по техническому моделированию. На какой ступени образования находится Саша?
1) начальное профессиональное образование
2) начальное общее образование
3) основное общее образование
4) полное общее образование
13. Верны ли следующие суждения о социальных ролях?
А. Социальные роли усваиваются индивидом в процессе социализации.
Б. Все социальные роли человека имеют формальный характер.
1) верно только А2) верно только Б3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
14. Политической властью обладает
1) глава администрации города
2) директор школы
3) директор крупного промышленного предприятия
4) авторитетный учёный
15. Согласно французской Конституции 1791 г. при формировании законодательного органа вначале избирались выборщики, которые, в свою очередь, проводили избрание представителей Законодательного собрания. Это пример выборов
1) альтернативных
2) непрямых
3) формальных
4) неравных
16. Верны ли следующие суждения о политике?
А. Политика выступает в качестве регулятора жизни общества.
Б. Политика связана с отношениями власти.
1) верно только А2) верно только Б3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
17. К сфере правовых отношений можно отнести контакты между1) полицейским, едущим в автобусе, и пассажирами автобуса
2) избирателями на избирательном участке и кандидатом в депутаты
3) молодым человеком, не уступившим место в метро инвалиду, и инвалидом
4) владельцем угнанного автомобиля и участковым инспектором полиции
18. Что относится к полномочиям Совета Федерации?
1) решение территориальных споров между субъектами Российской Федерации
2) управление федеральной собственностью
3) разработка и исполнение бюджета страны
4) определение основных направлений внутренней политики
19. Василий заключил договор на строительство дачного домика, но работники строительной фирмы нарушили установленные сроки. Нормы какой отрасли права были нарушены в данной ситуации?
1) административного права
2) трудового права
3) уголовного права
4) гражданского права
20. Верны ли следующие суждения об особенностях трудоустройства несовершеннолетних?
А. По общему правилу заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими 16 лет.
Б. С согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключён с лицами, достигшими 14 лет.
 
1) верно только А2) верно только Б3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
21. Илья изучал конституционное устройство России, федеральные и региональные органы власти. Сравните полномочия этих органов власти. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.
1) Осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями и ликвидация их последствий.
2) Определение статуса и защита государственной границы.
3) Вопросы воспитания, образования, науки, культуры и спорта.
4) Утверждение структуры органов государственной власти республик, краёв, областей.
Черты сходства Черты отличия
22. Установите соответствие между фактами и сферами жизни общества: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ФАКТЫ   СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
А) производство товаров и услуг
Б) отношения «отцов» и «детей»
В) межнациональный конфликт
Г) оказание банковских услуг   1) экономическая
2) социальная
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
 
A Б В Г
23. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А) С начала XXI века в стране Z проводится реформа государственной власти. (Б) По данным статистических исследований, доля граждан, в полной мере реализующих свои политические права и свободы, увеличилась вдвое. (В) Результаты преобразований, скорее всего, совпали с надеждами реформаторов.
Определите, какие положения текста:
1) отражают факты;
2) выражают мнения.
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.
 
 
A Б В
24. Целью социологического опроса пятиклассников и десятиклассников было выяснить, как они проводят своё свободное от учебы время.
Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
 

 
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
 
1) Большинство школьников 5 и 10 классов предпочитают в свободное время заниматься спортом.
2) Пятиклассники, в сравнении с десятиклассниками, меньше времени общаются с друзьями.
3) К 10 классу более чем в два с половиной раза увеличивается число подростков, занимающихся спортом.
4) Старшеклассники больше, чем пятиклассники, читают.
5) В четыре раза возрастает к 10 классу число подростков, предпочитающих в свободное время просто спать.
25. Учёные опросили совершеннолетних граждан страны Z. Юношам и девушкам задавали вопрос «Какое высшее образование, на Ваш взгляд, даёт сегодня молодым людям больше возможностей для достижения успеха?».
(Можно было выбрать не более трёх ответов).
Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме.
 

 
Результаты опроса, отражённые на диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.
 
1) Престиж высшего образования в стране Z достаточно высок.
2) В стране Z созданы более благоприятные возможности для развития творческого потенциала юношей, получивших высшее техническое образование, чем девушек, получивших такое же образование.
3) В стране Z девушкам сложнее поступить в высшие учебные заведения, чем юношам.
4) Большинство опрошенных не связывают возможность достижения жизненного успеха с получением высшего образования.
5) Правительству страны Z следует принять меры для повышения потенциальных возможностей достижения успеха людьми, получившими военное образование.
26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Социальный статус
Социальный статус — определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Статус «учитель» имеет смысл только по отношению к статусу «ученик», но не по отношению к продавцу, пешеходу или инженеру. Для них он — просто индивид. Учитель обязан передавать научные знания ученику, проверять и оценивать их, следить за дисциплиной. Он наделен правом не аттестовать ученика и оставить его на второй год. Ученик обязан регулярно посещать занятия, выполнять требования учителя, готовить домашние задания. Учитель и ученик вступают друг с другом в социальные отношения как представители двух больших социальных групп, как носители социальных статусов.
Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Например: мужчина, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор наук, человек средних лет, член редколлегии, православный и т. д. Один человек может занимать два противоположных статуса, но по отношению к разным людям: для своих детей он отец, а для своей матери сын. 
Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором. В статусном наборе обязательно найдется главный. Главным статусом именуют наиболее характерный для данного человека статус, с которым его отождествляют другие люди или с которым он отождествляет себя сам. Для мужчин чаще всего главным является статус, связанный с основным местом работы (директор банка, юрист, рабочий), а для женщин — с местом жительства (домохозяйка). Хотя возможны и иные варианты. Это значит, что главный статус относителен — он не связан однозначно с полом, расой или профессией. Главным всегда является тот статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения.
(По материалам сайта: http://www.anriintern.com/ind.shtml — сервер бесплатного дистанционного образования)
27. Как автор определяет социальный статус человека? Приведите два примера связи прав и обязанностей носителей разных статусов
28. Что автор подразумевает под понятием «статусный набор»? Статусы каких типов можно выделить в статусном наборе
29. Сергей М. родился всего несколько дней назад. В своей жизни он еще не успел ничего сделать. Можно ли говорить о наличии социального статуса у Сергея? Охарактеризуйте его. Свой ответ аргументируйте.
30. Автор отмечает, что социальный статус проявляется через систему прав и обязанностей человека одного социального статуса по отношению к человеку иного социального статуса. Каким примером он иллюстрирует этот вывод? Приведите свой пример, подтверждающий это положение.
31. В тексте приводится точка зрения, согласно которой в статусном наборе обязательно найдется главный статус. Разделяете ли вы эту позицию? Приведите два аргумента в обоснование своей позиции.