Проверочное задание в формате ЕГЭ 2016г. по Обществознанию на тему Духовная сфера


ЗАДАНИЕ ЕГЭ 2016г. ДУХОВНАЯ СФЕРА.
1. Запишите слово, пропущенное в схеме.
Виды культуры


массовая народная …
Ответ: _________________________
2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1.высшее 2.дошкольное 3. среднее специальное 4. образование 5.неполное 6. Полное среднее
Ответ:_____
3. Ниже приведен перечень терминов. Все из них, за исключением двух, относятся к понятию «наука». Найдите понятия, «выпадающие» из этого ряда.
1. гипотеза 2.бакалавриат 3.магистратура 4. доказательство 5.теория 6.факт
Ответ: __________.
4. Какие из указанных примеров могут быть отнесены к народной культуре?
1) Мюзикл
2) Кино
3) Пляски
4) Анекдоты
5) Сказки
6) Поговорки
7) Законы
Ответ:__________
5. Установите соответствие: к каждому определению первого столбца подберите соответствующее понятие из второго.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
А. Создание художественного образа 1. Наука
Б. Выдвижение гипотез 2. Искусство
В. Эксперимент Г. Формирование чувства прекрасного Д. Новые, достоверные знания 1 2 3 4 5
6. К моральным нормам относятся
1) Уважение к другим народам
2) Верховенство закона
3) Преданность и любовь к Отечеству
4) Бережное отношение к природе
5) Талант
6) Любовь к искусству
7) Честное исполнение долга
Ответ____________________
7. Найдите в приведённом списке тенденции, характеризующие развитие современного образования и запишите цифры правильных ответов в порядке возрастания.
сокращение продолжительности образования
гуманизация образования
усиление сословного характера образования
гуманитаризация образования
отказ от преподавания общественных наук
создание единой системы образования для разных стран
Ответ : ________________________________.
8. Установите соответствие между функциями науки и примерами, иллюстрирующими ту или иную функцию.
А) океанологи составили карту миграции косяков 1. Социальная
промысловых рыб на сезон путины
Б)ученые провели исследования средневековых
церковных чудес, объяснив их с материалистическойточки зрения 2. Прогностическая
В) ученые предложили новый метод добычи нефти
и газа на арктическом шельфе
Г) учеными-генетиками созданы новые сорта 3. Мировоззренческая
кукурузы, устойчивой к условиям засухи
Д) ученые предложили технологии строительства
мусороперерабатывающего завода вместо 4. Производственная
мусоросжигающих для улучшения окружающей среды
и жизни людей
Е) ученые-фармацевты создали новый препарат
Для лечения больны диабетом
А Б В Г Д Е
Ответ:_____________________
9. Укажите среди предложенного образовательные учреждения, позволяющие получить общее образование:1) технический лицей 4) профессиональный колледж
2) центр образования 5) многопрофильная гимназия
3) средняя общеобразовательная школа 6) художественная школа
Ответ:_____________
10.график
11. Какие из приведенных примеров могут быть отнесены к массовой культуре?
1) Фортепианный концерт
2) Философское эссе
3) Детективный роман
4) Героическая былина
5) Эпос
6) Телевидение
7) Радиотрансляция эстрадного концерта
Ответ____________________
12. диаграмма
13. Найдите в приведённом списке понятия, относящиеся к материальной культуре и запишите цифры, под которыми они указаны, в порядке возрастания.
религиозное учение 4) оборудование
телевизор 5) научное открытие
музыка 6) станок
Ответ : ____________________________________.
14. Установите соответствие между формами культуры и иллюстрирующими их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Признаки. Формы.
А) создание произведений для узкого круга ценителей.
Б) ориентированность на получение прибыли, 1) массовая.
коммерческий успех.
В) обращённость к предельно широкой аудитории.2) элитарная.
Г) трансляция многих произведений в устной форме
из поколения в поколение.3) народная.
Д) анонимность большинства произведений.
Е) сложность выразительных средств, применяемых
художником.
Ответ_____

15. Найдите в приведённом списке базовые потребности человека применительно к духовной сфере общественной жизни. Полученные цифры запишите в порядке возрастания.
потребность в законе
потребность в общении
потребность в нравственном совершенствовании
потребность во взаимодействии
потребность в достижении истины
потребность в возрастании добра
Ответ : ____________________________.
16. Найдите в приведённых фрагментах публицистического текста те, в которых идет речь об учреждениях дополнительного образования. Полученные цифры запишите в порядке возрастания.
1. « Совет предпринимателей области выделил специальные стипендии для студентов Технического лицея, готовящего рабочий для региона.»2.»Городские власти приняли решение об объединении двух школ в крупный центр образования, укрепив его штат опытными преподавателями.»3.»Областной институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки учителей объявил набор на курсы обучения педагогов работе с интерактивными и средствами мультимедиа.»4.»Городская детско-юношеская спортивная школа объявила набор детей в секцию самбо».
5.»Ежегодный грант в области образования получила многопрофильная гимназия городского подчинения, реализующая целый ряд инновационных образовательных программ.»6. «Старейшая музыкальная школа находится в аварийном состоянии и требует к себе повышенного внимания местных властей.»Ответ:_______________
17. Установите соответствие между формами культуры и иллюстрирующими их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Религии признаки
А) ислам1) древнейшая из мировых религий, основана на идее
Отказа от желаний, спокойствии духа, непротивлении
злу насилием.
Б) христианство.2) самая молодая из мировых религий, основана на
почитании единого бога, основной священной книгой
считается Коран.
В) буддизм.3) мировая религия, основанная на почитании Ветхого и
Нового Завета, включает две основных конфессии:
католицизм и православие.
18. Найдите в приведённом списке специфические черты и признаки современной науки. Полученные цифры запишите в порядке возрастания.
1. Наука стремится к постижению истинной сущности предметов и явлений материального мира.
2. наука вплотную приблизилась к той грани, за которой возможность существенно влиять на климат на планете, на геофизические процессы.
3. особенно актуализировались этические проблемы научных исследований: открытие специальных импульсов, способных воздействовать на человеческий мозг, влечет за собой непредсказуемые последствия.
4. специфика науки в том, что она стремится рационально истолковывать природные и социальные явления.
5. многие открытия и достижения ученых имеют двойственную природу: вполне мирные исследования способны привести к созданию новых видов оружия массового поражения.
6. Объективность научных данных существенно выше, чем обыденных или эстетических, хотя и в научном мире присутствует субъективная позиция ученого.
Ответ:_______________
19. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
А.Культура является лишь сферой, из которой выбирается и через которую транслируется её часть, формирующая индивидуальное поведение. (Б) Она очерчивает границы, предлагает свои директивы к осуществлению тех или иных поступков, действий. (В) Изменение культуры, по мнению многих специалистов, изменило представление о культурных образцах и нормах, которые нормируют жизнь, но её образцы не всегда становятся нормами. (Г) Представляется, что на современном этапе развития происходит структурная перестройка культуры, смена её базовых феноменов. (Д) Поэтому культура- явление подверженное обновлению.
Определите, какие положения текста носят
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретического утверждения
Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер.
А Б В Г Д
20. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Важнейшее место в системе _____________(А) занимают нормы морали, которые также именуются ____________(Б). В живом, обычном языке под моральным чаще всего понимается хорошее, доброе, правильное, под аморальным – дурное, злое, неправильное. Мораль – это ценности и нормы (правила), соответствующие представлениям людей о добре и зле и регулирующие поведение людей посредством ___________(В). Существует множество пониманий морали: как опыта житейской мудрости, как исполнения божественных заветов, как инструмента сохранения __________(Г) в обществе, как честности во взаимоотношениях людей, как высшего смысла человеческой жизни, как внутреннего голоса совести и даже как устаревших требований, мешающих человеку быть самим собой.
Говоря о морали, мы подчёркивали, что её нормы основываются на силе общественного мнения. Традиционных представлениях о должном. Однако и право, и мораль, и традиции – это __________(Д) поведения человека в обществе, те импульсы, воспринимая и усваивая которые. Каждый из нас строит свои отношения с миром людей, обществом в целом. Но помимо внешних ограничителей существуют также и внутренние. Под внутренними законами. Диктующими каждому из нас, какими быть, как себя вести в той или иной ситуации, понимаются совесть и долг.
Совесть – нравственное чувство, позволяющее человеку определять свои поступки и действия с точки зрения добра и зла. Совесть требовала от человека следовать _______(Е) и сопротивляться злу, это способность личности оценить с нравственных позиций своё поведение. Оценить поступки и мнения других людей.
1) внешние ограничители. 6) общественное мнение.
2) справедливость.7) добро.
3) правила поведения.8) моральные границы.
4) объективность.9) этические нормы.
5) порядок.
ЧАСТЬ 2
Образование получило широкое распространение в течение последних двух или трех веков. Почему это происходило так долго?
Первой из коренных перемен стала демократическая революция. Как видно на примере Французской революции конца XVIII века, она была вызвана растущим стремлением неаристократических классов участвовать в политических делах. В ответ на это требование были прежде всего расширены возможности получения образования: ведь новые актеры на политической сцене не должны представлять «невежественные народные массы». Поэтому в 30-е годы XIX века реформаторов образования в США волновала проблема повышения грамотности будущих избирателей, их осведомленность в социальных вопросах и способность принимать разумное решение при голосовании. Идеал общества равных возможностей представляет собой другой аспект демократической революции. Равные социальные возможности стали почти синонимом равных возможностей получения образования.
Важнейшим событием стала промышленная революция. Развитие промышленности в широких масштабах потребовало расширения системы образования для подготовки квалифицированных работников, которые могли бы выполнять новые, более сложные виды деятельности. В странах, конкурирующих между собой в борьбе за мировой рынок, быстро осознали, что превосходство в промышленном развитии тесно связано с более высоким уровнем образования.
Важная перемена была связана с развитием самого института образования. Когда социальный институт укрепляет свое положение, его члены обычно образуют группу, объединенную общими законными интересами, и предъявляют требования к обществу - например, относительно поддержания своего престижа или материальной поддержки со стороны государства. К тому же американцы всегда были склонны верить: чем выше уровень образования, тем больше вероятность добиться успеха в жизни.
Н.СмелзерС какими тремя изменениями в общественной жизни связывает автор становление современной системы образования?
В тексте упомянуты или охарактеризованы три задачи, которые было призвано решать образование в XIX-XX веках. Назовите их.
Автор характеризует систему образования как социальный институт. Опираясь на знание обществоведческого курса, назовите любые черты социальных институтов (помимо института образования). Какие две особенности социальных групп, складывающихся вокруг социальных институтов, он упоминает?
В тексте утверждается: американцам свойственно верить в то, что образование повышает шансы человека на «успех в жизни». Какое понятие следует употребить для характеристики движения человека к «успеху в жизни»? С какой функцией образования связаны эти надежды? Приведите термин, известный вам из курса обществознания, и назовите любые два других социальных института, выполняющих данную функцию.
Какие понятия вкладывают обществоведы в понятие «морали и нравственности»? Напишите 2 предложения, в первом раскройте разницу этих понятий, а во втором приведите пример морального идеала.
26. С помощью трех примеров проиллюстрируйте взаимовлияние народной, массовой и элитарной культуры.
27. Доходы печатных средств массовой информации складываются из поступлений от размещения рекламы и реализации тиража. Сегодня первые более чем вдвое превосходят вторые. На телевидении преобладают однотипные развлекательные сериалы, подтвердившие свою коммерческую эффективность. Какой вывод о связи современных СМИ и массовой культуры вы можете сделать на основе приведенных данных? Подтвердите этот вывод, приведя не менее двух положений. Приведите один пример, подтверждающий сделанный вами вывод.
28. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме« Система образования в РФ». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее 5-7 пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
29. Выберите одно из высказываний и изложите свои мысли по поводу поднятой проблемы. В сочинении-эссе вы должны использовать понятия курса обществознания, приводить конкретные примеры из общественной жизни и собственного опыта. Свою позицию необходимо аргументировать.
1. «Тот, кто не приобрел культурных навыков, — груб». (И. Кант)
2. «Жизнь коротка — искусство вечно». (Античный афоризм)
3. «Искусство без мысли, что человек без души — труп». (В.Г. Белинский)
4. «Кто двигается вперед в науках; но отстает в нравственности, тот больше идет назад, чем вперед». (Аристотель)
5. «Кто из наук решил извлечь доход,
Тот и себя обманет, и народ.
Унизившись, чтобы снискать чины,
Свои познанья он лишит цены.»(А. Навои)
6. «В научном мышлении всегда присутствует элемент поэзии. Настоящая наука и настоящая музыка требуют однородного мыслительного процесса». (А. Эйнштейн)