Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ-2016, Тема — Россия во втрой половине XIX века.


Пояснительная записка.
Представленный вариант контрольной работы по обществознанию разработан в рамках требований и с учётом структуры проекта Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2016 года по истории, опубликованного на сайте ФИПИ. Контрольная работа содержит вопросы первого раздела кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по истории – «Человек и общество». При составлении контрольной работы учтены все структурные требования Проекта демоверсии-2016.
При составлении контрольной работы были использованы материалы сайтов
1. http://hist.xn--c1ada6bq3a2b.xn--p1ai/?redir=1 «Решу ЕГЭ»: история, образовательный портал Д. Гущина.
2. http://fipi.ru/. Федеральный институт педагогических измерений.
3. http://ege.edu.ru/. ОФИЦИАЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА.

Часть 1
Ответами к заданиям 1–19 являются последовательность цифр или слово (словосочетание). Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Имена российских государей следует писать только буквами (например: Николай Второй).
1.Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1) Русско-японская война.
2) Военная реформа – введение всеобщей воинской повинности
3)Франко-прусская война, создание Германской империи.
Ответ:
2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца
СОБЫТИЯ ГОДЫ
А) Финансовая реформа С.Ю. Витте. 1) 1908г.
Б) Взятие русскими войсками аула Гуниб 2) 1859г.
В) Восстание на броненосце «Потёмкин» 3) 1905г.
Г) Боснийский кризис 4) 1864г.
5) 1897г.
6) 1901г.
Ответ:
А Б В Г
3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям (явлениям) XIX в, относятся к царствованию Александра III. 1)Вольные хлебопашцы; 2) земский начальник; 3) полицейский социализм; 4) фабричная инспекция; 5) винная монополия; 6) Дворянский банк.
Начало формы
Найдите и запишите термины, относящийся к другому историческому периоду.
Ответ:
4. Напишите пропущенное словосочетание.
Предпринятое весной 1874 г. «_____________________» было пёстрым и разнородным: одни шли в деревню, чтобы её «бунтовать»; другие – готовить к революции путём пропаганды.
Ответ _____________
5. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ) ФАКТЫ
А) Великие реформы 1) Отмена крепостного права
Б) деятельность П. А. Столыпина 2) Манифест 17 октября 1905 года
В) Становление парламентаризма в России 3) Циркуляр о «кухаркиных детях»
Г) Контрреформы Александра III 4) Введение «золотого стандарта»
5) создание хуторов и отрубов
6) Учреждение III отделения собственной его императорского величества канцелярии
Ответ:
А Б В Г
6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) … Император всероссийский, …император германский император австрийский, президент Французской республики… королева Соединенного Королевства
Великобритании … король Италии и … император оттоманов, желая разрешить …, вопросы, возбужденные на Востоке событиями последних лет и войной, окончившейся Сан-Стефанским прелиминарным договором, единодушно были того мнения, что созвание конгресса представляло бы наилучший способ для облегчения их соглашения.
Вследствие счастливо установившегося между ними согласия, они постановили нижеследующие условия:
СТАТЬЯ I
Болгария образует из себя княжество самоуправляющееся и платящее дань, под главенством ... султана; она будет иметь христианское правительство и народную милицию.
СТАТЬЯ XIII
На юг от Балкан образуется провинция, которая получит наименование «Восточной Румелии» и которая останется под непосредственною политическою и военною властью … султана на условиях административной автономии. Она будет иметь генерал-губернатором христианина.
СТАТЬЯ XXV
Провинции Босния и Герцеговина будут заняты и управляемы Австро-Венгрией.
Б) Е. в. император всероссийский, с одной стороны, и е. в. император Японии, с другой, будучи одушевлены желанием восстановить пользование благами мира для их стран и народов, решили заключить мирный договор и назначили для сего своими уполномоченными, а именно… император всероссийский - его высокопревосходительство г____________, … признавая за Японией в Корее преобладающие интересы политические, военные и экономические, обязуется не вступаться и не препятствовать тем мерам руководства, покровительства и надзора, кои императорское японское правительство могло бы почесть необходимым принять в Корее.
Российское императорское правительство уступает императорскому японскому правительству, с согласия китайского правительства, аренду Порт-Артура, …а также все права, преимущества и концессии, связанные с этой арендой…
Российское императорское правительство уступает императорскому японскому правительству в вечное и полное владение южную часть острова Сахалина … Пятидесятая параллель северной широты принимается за предел уступаемой территории.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
Данный договор был подписан в Берлине
Глава российской делегации в ближайшем будущем станет председателем Совета министров России
Союзником Японии в войне с Россией были США.
Мирный договор со стороны России подписал А.М.Горчаков
Согласно условиям договора, Австро-Венгрия аннексировала Боснию и Герцеговину
Данный договор был подписан в Портсмуте
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:

Фрагмент А Фрагмент Б
7. Какие три понятия возникли в связи с проведением Крестьянской реформы 1861 г.? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.
1) временнообязанные крестьяне
2) барщина
3) отрезки
4) местничество
5) оброк
6) выкупные платежи
Ответ:
8. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.
А) Соглашение 1907года между Россией и Великобританией определяло сферы влияния в____________
Б) Крейсером «Варяг», героически сражавшийся с японской эскадрой в сражении у Чемульпо, командовал __________
В) В ходе русско-турецкий войны 1777-78 годов российские войска и болгарские добровольцы героически сражались с турками у перевала ___________
Пропущенные элементы:
Шипка – Шейново.
Турции и на Балканах.
В.Ф.Руднев.
Иране и Афганистане
Плевна
М.Д.Скобелев
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А) Б) В)
9. Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца
СОБЫТИЯ УЧАСТНИКИ
А) Галицийская операция 1914 года, взятие Львова русскими войсками 1) Н.Н.Юденич
Б) Поражение русских войск в Восточно-прусской операции. 2) А.А.Брусилов и Н.В.Рузский
В) Отступление русской армии в 1915 году до линии г. Рига - Карпаты 3) А.В.Самсонов и П.К.Ранненкампф
Г) Эрзерумская и Трабзонская операция на Кавказском фронте 1916 года. 4) А.И. Деникин и Л.Г.Корнилов
5) А.Е.Эверт и В.И.Гурко
6) М.В.Алексеев
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А) Б) В) Г)

10. Прочтите отрывок из воспоминаний Великого князя Александра Михайловича и назовите правившего в XIX в. императора, о внутренней политике которого идёт речь.
«Наступили дни "чёрной реакции", – уверяли безутешные сторонники либеральных реформ, но биографии новых министров, казалось бы, опровергали это предвзятое мнение. <…> Профессор Вышнеградский – министр финансов пользовался широкой известностью за свои оригинальные экономические теории. Ему удалось привести в блестящее состояние финансы Империи и немало содействовать повышению
промышленности страны <…> Адмирал Шестаков, высланный Александром II за границу за беспощадную критику нашего военного флота, был вызван <Императором> в Петербург и назначен морским министром <…> С.Ю. Витте… обязан был своей головокружительной карьерой дальнозоркости Императора <…> который, назначив его товарищем министра, сразу же признал его талант».
Ответ: ___________________________
11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.
Деятель Событие Дата
С.Ю. Витте
________________(А) _____________(Б)
__________(В) Манифест об отмене крепостного права __________(Г)
__________(Д) «Положение об усиленной и чрезвычайной охране» 1881 г.
П.А.Столыпин предоставление крестьянам права выхода из общины с наделом __________(Е)
Пропущенные элементы:
1) 1905 г.
2) Портсмутский мир
3) Александр III
4) 1861 г.
5) Сан-Стефанский мир
6) Николай II
7) 1911г.
8) Александр II
9) 1906 г.
Ответ:
А Б В Г Д Е
12. Прочтите отрывок из циркуляра министра иностранных дел к дипломатическим представителям России за границей.

«Государь император в доверии к чувству справедливости держав, подписавших трактат 1856 года, и к их сознанию собственного достоинства повелевает вам объявить, что его величество не может долее считать себя
связанным обязательствами трактата 18 (30) марта 1856 года, насколько они ограничивают его верховные права на Чёрном море; что его императорское величество считает своим правом и своей обязанностью заявить его величеству султану о прекращении силы отдельной и дополнительной к упомянутому трактату конвенции, определяющей количество и размеры военных судов, которые обе прибрежные державы предоставили себе содержать в Чёрном море…
[Его императорское величество] не перестаёт, по-прежнему, вполне признавать главные начала трактата 1856 года…»

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.

1) Упоминаемый в тексте трактат 1856 г. был заключён в Берлине.
2) Данный циркуляр был издан в 1870 г.
3) Государь император, воля которого отражается в циркуляре, – Александр II.
4) Циркуляр был издан во время очередной русско-турецкой войны.
5) В тексте циркуляра подчёркивается несправедливость ограничительных для России условий трактата 1856 г.
6) В циркуляре говорится о том, что Россия отказывается от соблюдения всех положений трактата 1856 г.
Ответ:
Рассмотрите схему и выполните задания 13–16.


13.Назовите имя российского императора, в годы правления которого произошли события, обозначенные на схеме.
Ответ: ___________________________.
14. Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».
Ответ: ___________________________.
15.Укажите название сражения, район которого заштрихован и обозначен на схеме цифрой «2».
Ответ: ___________________________.
16. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны
1) Одним из участников событий, изображённых на схеме, был адмирал С.О. Макаров.
2) В событиях, обозначенных на схеме, участвовали корабли Балтийского флота России.
3) Мирный договор по итогам войны, события которой обозначены на схеме, был подписан в Ништадте.
4) Боеприпасы и пополнение для русской армии в ходе войны, события которой обозначены на схеме, поставлялись по железной дороге.
5) В результате войны, события которой обозначены на схеме, Россия получила новые территории.
6) В ходе войны, события которой обозначены на схеме, союзницей России была Англия.
Ответ:
17. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ
А)  храм Христа Спасителя 1) Автор данного творения являлся передвижником.
Б)  «Броненосец Потемкин» 2) Памятник создан на месте покушения народовольцев на Александра II.
В) «Бурлаки на Волге» 3) Этот кинофильм посвящен события первой русской революции.
Г) «Бесы» 4) Автором данного произведения является Н.С. Михалков.
5) Сюжетом к этому роману автор выбрал деятельность С. Нечаева.
6) Памятник создан в честь 50-летия победы в Отечественной войне 1812 г.
Ответ:
А Б В Г
Рассмотрите изображение и выполните задания 18, 19.

18. Какие суждения о данной карикатуре являются верными? Выберите 2 суждения из пяти предложенных. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
 
1) Одним из последствий Первой мировой войны стал распад империи, которой посвящена данная карикатура.
2) Россия никогда не подписывала международных договоров с империей, которой посвящена карикатура.
3) Империя, которой посвящена карикатура, входила в Антанту.
4) Во время Первой мировой войны русской армии удалось временно захватить часть территории империи, которой посвящена карикатура.
5) В состав империи, которой посвящена карикатура, входила Пруссия.
Ответ:
19 Какой памятник архитектуры был построен в период существования империи, которой посвящена карикатура? В ответе укажите цифру, которой обозначен этот памятник архитектуры.

Часть 2 Для записи ответов на задания этой части (20–25) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (20, 21 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из записки «О необходимости проведения попечительской политики в отношении рабочих», направленной в Департамент полиции офицером жандармского корпуса.
«На мой взгляд, дело обстоит так: смешивая революционное рабочее движение с культурным, революционеры эксплуатируют рабочих в своих видах (интересах)… Но как устроить таким образом: чтобы и революционера взгреть, и рабочих удовлетворить (дабы тем самым вывести на свежую воду революционера и вышибить у него из-под ног самую почву для успеха)? Делать упорно, делать и систематически сие необходимо, иначе нас накроют…
Везде и все партии проделывают тонкую эксплуатацию рабочих, в результате чего и летели правительства. Чтобы не повторилось того же и у нас, за массой нам надо ухаживать. Она нам крепко верит, но веру эту и стараются поколебать как оппозиционные, так и революционные пропагандисты. Необходимо питать эту веру фактами попечительности – и тогда… всяческая оппозиция бессильна (конечно, не следует забывать, что против особо усердствующих у нас остаются репрессии, от времени усовершенствующиеся)… значит, мораль такая: 1)… /политических агитаторов/ на почве нужды и бедности /масс/ надо изолировать и, 2) борясь с ними, помнить всячески: «бей в корень», обезоруживая массы путём своевременного и неустанного правительственного улучшения их положения на почве мелких нужд и требований /больше они и не просят/. Но обязательно это должно делаться правительством, и притом неустанно, без задержки. …При нынешнем положении внутренней политики должно быть: «поддержание равновесия классов», злобно друг на друга посматривающих. Внеклассовому самодержавию остаётся «разделяй и властвуй». …Для равновесия (в качестве противоядия) с чувствующей себя гордо и поступающей нагло буржуазией нам надо прикармливать рабочих, убивая тем самым двух зайцев: укрощая буржуазию и /пропагандистов/ и располагая к себе рабочих и крестьян».

20. Кто, на ваш взгляд, является автором этой записки? Укажите время, когда реализовался курс, предложенный автором записки. Как в среде революционеров называли данную идеологию?
21. Проанализировав текст документа, укажите, какие силы, по мнению его автора, являются врагами существующего политического строя в России? Какими методами предполагалось его поддерживать и укреплять?
22. Используя знания по истории, укажите, удалось ли автору записки реализовать задуманное? Назовите имя одного из его последователей, которое вошло в историю российского революционного движения начала XX в. Какое событие истории России связано с этим именем?
23. 1860-1870-е гг. в России были ознаменованы проведением широкомасштабных преобразований, которые вошли в историю как «Эпоха Великих реформ». Объясните, чем была вызвана необходимость проведения реформ (приведите три объяснения).
Пояснение.
1. «Банкетная кампания».
2. 1904 г.
24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
«Реформы П.А. Столыпина закладывали основы для стабильного развития русской деревни».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) ...
2) ...
Аргументы в опровержение:
1) ...
2) ...
25. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России: 1) 1855 - 1881 гг.; 2) 1881-1917гг.; 3) 1855-1917 гг. В сочинении необходимо: – указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории; – назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах); – указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории. Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну оценку значения данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.