Тест по теме СССР в 1945-1991 годах в формате ЕГЭ

«СССР в 1945-1991 гг.»
1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события в правильной последовательности.
 
1) ГКЧП
2) Смерть Сталина
3) Создание ОВД

2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
 
СОБЫТИЯ
 
ГОДЫ

А) падение Берлинской стены
Б) XX съезд КПСС
В) Августовский путч
Г) Карибский кризис
 
1) 194I г.
2) 1962 г.
3) 1861 г.
4) 1956 г.
5) 1989 г.
6) 1991 г.

3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к преобразованиям периода перестройки. Найдите и запишите термины, относящиеся к другому историческому периоду.
1) Альтернативные выборы, 2) гласность, 3) раскулачивание, 4) Съезд народных депутатов, 5) индивидуальная трудовая деятельность, 6) совнархозы.

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к преобразованиям периода перестройки. Найдите и запишите термины, относящиеся к другому историческому периоду.
 
Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.
4. Задание 4 № 1028. Напишите пропущенное слово.
 
Проводившийся с 1953 г. процесс восстановления в правах, восстановления утраченного доброго имени, отмены необоснованного обвинения невинно осуждённых в годы сталинских политических репрессий называется ____________.

5.  Установите соответствие между аббревиатурами органов государственной власти 19181930-х гг. и их определениями.
 
АББРЕВИАТУРЫ
 
ОПРЕДЕЛЕНИЯ

A) ГУЛАГ
Б) ВЧК
B) СНК
Г) ВСНХ
 
1) орган по борьбе с контрреволюцией и саботажем
2) орган по управлению экономикой страны
3) орган по управлению исправительными учреждениями СССР
4) высший судебный орган СССР
5) высший орган исполнительной власти СССР
6) орган власти по проведению реабилитации

 
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 
A
Б
В
Г

 
 
 
 

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
 
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
 
А) «Для укрепления дисциплины были приняты невиданные ранее меры. Только они и остались, как нам кажется, в памяти людей от короткого пребывания <...> у власти. Эти меры сводились к следующему: надзор за прилежностью трудящихся, проверка удостоверений личности в магазинах (в целях обнаружения тех, кто пошёл туда в рабочее время), налёты милиции в кинотеатры (в тех же целях), изменение часов работы магазинов для того, чтобы дать возможность населению сделать покупки не в рабочее время. В первые месяцы эти меры дали незначительное повышение производительности труда. А потом всё вернулось на свои места».
Б) «Наполеон, собрав большие силы пехоты и кавалерии, атаковал Курганную батарею; битва была наикровопролитнейшая, но, невзирая на сие, умножив силы свои, овладел он батареей, с коей однако ж генерал-лейтенант Раевской успел свести несколько орудий. Генерал же от инфантерии Дохтуров взял пред сим в командование левый фланг после князя Багратиона, получившего тяжкую рану и вынужденного чрез то оставить место сражения».
 
ХАРАКТЕРИСТИКИ
 
1) Описанные события происходили в 1980-е гг.
2) События описывают Бородинское сражение.
3) Описанные события происходили в 1812 г.
4) Пропущенная фамилия - Л. И. Брежнев.
5) Описанные события происходили в 1960-е гг.
6) Пропущенная фамилия Ю. В. Андропов.
 










7. Какие три события относятся к первому послевоенному десятилетию? Запишите в таблицу соответствующие цифры.
 
1) принятие Программы построения коммунизма в СССР
2) «ленинградское дело»
3) разгром журналов «Звезда» и «Ленинград»
4) публикация повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»
5) преобразование наркоматов в министерства
6) создание совнархозов

8.  Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.
 
A) ______________ , будучи снайпером, уничтожил свыше 200 гитлеровцев. Погиб на территории Германии 22 апреля 1945 г.
Б) Операция ______________ стала крупнейшим поражением немецкой армии за всю ее историю.
B) 4 июля 1942 г. Ставка Верховного Главнокомандования отдала приказ об эвакуации советских войск из ______________.
 
Пропущенные элементы:
1) «Багратион»
2) В. И. Талалаев
3) Симферополь
4) Севастополь
5) «Тайфун»
6) В. В. Талалихин
 
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 
А
Б
В

 
 
 

9. Установите соответствие между советскими партийными и государственными деятелями и занимаемыми ими в 1940 1950 х гг. постами, ролью в политической жизни страны: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.
ПАРТИЙНЫЕ И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕЯТЕЛИ
 
ПОСТЫ, РОЛЬ В ПОЛИТИКЕ В 1940–1950-х гг.

А) Л. П. Берия
Б) Н. А. Вознесенский
В) В. М. Молотов
Г) Г. К. Жуков
 
1) председатель Госплана СССР, репрессирован по «Ленинградскому делу»
2) Первый секретарь ЦК КПСС с 1953 по 1964 гг.
3) министр иностранных дел СССР, выступил в 1957 г. против Н. С. Хрущёва, за что был обвинен в антипартийной деятельности
4) министр обороны СССР 1955–1957 гг., сыгравший ключевую роль в разгроме «Антипартийной группы» в 1957 г. и смещённый по обвинению в бонапартизме
5) заместитель председателя Совета Министров СССР, курировавший работу МВД, органов госбезопасности и оборонной промышленности, в 1953 г. был арестован и казнён

 
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 
А
Б
В
Г

 
 
 
 

10.  Прочтите отрывок из воспоминаний современника событий и назовите политического деятеля, фамилия которого пропущена в тексте.
 
«Чувствуя, что угасает, [он] героически продолжал бороться за жизнь, трудился до последних дней, считая, что его долг перед партией заключается в том, чтобы успеть сделать всё, что можно. Но эта борьба осложнялась тем, что находился он в атмосфере потрясающего бездушия, которое проявляло к нему подавляющее большинство членов Политбюро (...) Он направил записку в Политбюро, касающуюся вопросов подготовки к XXVII съезду партии, и она получила единодушное одобрение. [Он] предлагал приблизить по времени созыв съезда, провести его в октябре-ноябре 1985-го, а не весной будущего года, как это обычно происходило».

11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.
 
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 
А
Б
В
Г
Д
Е

 
 
 
 
 
 


11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.
 
События
Даты
Руководитель СССР в данный период

__________(А)
1962 г.
Н. С. Хрущев

Переименование наркоматов в министерства
1946 г.
__________(Б)

__________(В)
1986 г.
__________(Г)

Принятие Конституции «развитого социализма»
__________(Д)
__________(Е)

 
Пропущенные элементы:
1) катастрофа на Чернобыльской АЭС
2) расстрел рабочей демонстрации в Новочеркасске
3) 1953 г.
4) учреждение поста Президента СССР
5) испытание первой советской ядерной бомбы
6) И. В. Сталин
7) Л. И. Брежнев
8) М. С. Горбачёв
9) 1977 г.
 
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 
А
Б
В
Г
Д
Е

 
 
 
 
 
 


12. Прочтите отрывок из воспоминаний члена политбюро ЦК КПСС.
«Целину начали осваивать преждевременно. Безусловно, это была нелепость. В таком размере  авантюра. Я никогда не был против освоения целины, хотя Хрущёв меня обвинил главным противником целины. Но я с самого начала был сторонником освоения целины в ограниченных масштабах. Вот у тебя миллион рублей, больше нет, так отдать их на целину или уже в обжитые районы, где возможности имеются? Я предлагал вложить эти деньги в наше Нечерноземье, а целину поднимать постепенно. Разбросали средства
· и этим немножко, и тем, а хлеб хранить негде, он гниёт, дорог нет, вывезти нельзя.
Хрущёв сразу: «О, ты против целины!» «Да позволь, почему против целины, но надо ж рассчитать всё-таки, как же можно государственные дела так делать?»
А Хрущёв нашёл идею и несётся, как саврас без узды! Стал размахиваться, чуть ли не сорок или сорок пять миллионов гектаров целины отгрыз, но это непосильно, нелепо и не нужно, а если бы было пятнадцать или восемнадцать, вероятно, вышло бы больше пользы. Больше толку.
Я был против совнархозов и написал письмо в политбюро, что это дело не подготовлено. Но в нашей группе не было единства, не было никакой программы. Мы только договорились его снять, а сами не были готовы к тому, чтобы взять власть».
 
Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
 
1) Кампания, о которой идет речь в первом абзаце отрывка, началась в СССР во второй половине 1960-х гг.
2) Автор являлся активным сторонником вовлечения в сельскохозяйственный оборот 40–45 миллионов гектаров не осваивавшихся ранее земель.
3) Органы территориального управления народным хозяйством СССР, упоминаемые в отрывке, были введены по инициативе автора воспоминаний.
4) Часть средств, направленных на осуществление кампании, о которой идёт речь в первом абзаце отрывка, по мнению автора воспоминаний, следовало перенаправить на подъём сельского хозяйства нечернозёмных районов европейской части страны.
5) В период времени, когда СССР руководил упомянутый в отрывке государственный деятель, Крымская область была включена в состав Украинской ССР.
6) Автор воспоминаний являлся одним из членов так называемой «антипартийной группы», осуществившей неудачную попытку сместить с должности первого секретаря ЦК КПСС государственного деятеля, упомянутого в отрывке.

13. Рассмотрите схему и выполните задания

Укажите название военно-политического блока, в который в середине 1960-х гг. входили страны, заштрихованные на схеме.

14. Какая из стран, обозначенных на схеме цифрами, никогда не входила в военную организацию (военный блок), противостоявшую военно-политическому блоку, страны  участницы которого заштрихованы на схеме? В ответе напишите название этой страны.

15. Укажите фамилию руководителя СССР, при котором было создано государство, обозначенное на схеме цифрой «2».

16. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
 
1) В страну, обозначенную на схеме цифрой «7», в 1950-х гг. были введены советские войска.
2) Турция в середине 1960-х гг. входила в один из противостоящих друг другу военных блоков.
3) США в период, к которому относится схема, входили в военно-политический блок, включающий страны, заштрихованные на схеме.
4) В настоящее время существуют оба военно-политических блока, противостоявших друг другу в период, к которому относится схема.
5) Страна, обозначенная на схеме цифрой «4», в годы Великой Отечественной войны была освобождена от фашистов советскими войсками.
6) На схеме обозначены все страны, избравшие социалистический путь развития на период середины 1960-х гг.

17.  Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
 
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ
 
ХАРАКТЕРИСТИКИ

A скульптурный) комплекс или мемориал «Родина-мать»
Б) кинофильм «Покаяние»
B) роман «В круге первом»
Г) картина «Оборона Севастополя»
 
 
1) Установлен в Волгограде.
2) Автор А. И. Солженицын.
3) Создан в 1980-е гг.
4) Сюжет иллюстрирует события периода оттепели.
5) Главный герой В.И. Ленин.
6) Автор А. А. Дейнека.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 
А
Б
В
Г

 
 
 
 

18. Рассмотрите изображение и выполните задание
 

 
Какие суждения о данном почтовом блоке являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
 
1) Данный почтовый блок выпущен в период «перестройки» в СССР.
2) Одной из армий, подписанных на карте, помещённой на почтовом блоке, командовал В. И. Чуйков.
3) Автором монумента, изображённого на почтовом блоке, является Е. В. Вучетич.
4) Участником битвы, которой посвящён почтовый блок, был В. Г. Клочков.
5) В битве, которой посвящён почтовый блок, принимала участие З. А. Космодемьянская.
19. Укажите плакаты, созданные в период войны, событиям которой посвящён почтовый блок. В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.
 

20. На решение каких проблем был нацелен стратегический курс партии? Когда происходили события, упомянутые в резолюции? Кто являлся политическим руководителем страны в тот период?

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20-22.Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
 
Из резолюции XIX Всесоюзной партийной конференции
    «XIX Всесоюзная партийная конференция... констатирует: выработанный партией на апрельском Пленуме ЦК и XXVII съезде партии стратегический курс на всестороннее и революционное обновление советского общества и ускорение его социально-экономического развития неуклонно претворяется в жизнь. Приостановлено сползание страны к экономическому и социально-политическому кризису...
    Начался процесс оздоровления экономики страны, её поворот к удовлетворению насущных потребностей людей. Набирают силу новые методы хозяйствования. В соответствии с Законом о государственном предприятии (объединении) идёт перевод объединений и предприятий на хозрасчет и самоокупаемость. Разработан, широко обсуждён и принят Закон о кооперации. Входят в жизнь новые, прогрессивные формы внутрипроизводственных трудовых отношений на основе подряда и аренды, а также индивидуальная трудовая деятельность. Идёт перестройка организационных структур управления, направленная на создание благоприятных условий для эффективного хозяйствования первичных звеньев экономики.
    Развёрнутая по инициативе партии работа позволила возобновить рост реальных доходов трудящихся. Реализуются практические меры по увеличению производства продуктов питания и предметов потребления, расширению жилищного строительства. Осуществляются реформы образования и здравоохранения. Духовная жизнь становится мощным фактором прогресса страны. Значительная работа проведена по переосмыслению современных реальностей мирового развития, обновлению и приданию динамизма внешней политике. Таким образом, перестройка всё глубже входит в жизнь советского общества, оказывает на него всё возрастающее преобразующее воздействие».
На решение каких проблем был нацелен стратегический курс партии? Когда происходили события, упомянутые в резолюции? Кто являлся политическим руководителем страны в тот период?

21. Какие направления внутренней политики КПСС и государства названы в резолюции? Укажите любые четыре направления.

22. Каковы итоги реализации рассматриваемого стратегического курса партии? Привлекая исторические знания, укажите не менее двух причин, приведших к таким итогам.

23. Известно, что в начале 1970-х гг. политическое руководство СССР во главе с Л. И. Брежневым провозгласило политику «разрядки» международной напряжённости. Назовите два наиболее значимых направления политики «разрядки» и укажите причину значимости для СССР каждого из них.

24.  В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
 
«Период руководства страной Л.И. Брежнева был одним из самых благоприятных, лучших для её населения».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
 
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1)
2)
Аргументы в опровержение:
1)
2)
25. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:
1) 1945-1953 гг.;
2) 1964-1982 гг.;
3) 1985-1991 гг.
В сочинении необходимо:
– указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;
– указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.
Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия,
относящиеся к данному периоду.

Рисунок 8Описание: http://hist.ege.sdamgia.ru/get_file?id=8741Рисунок 1Описание: http://hist.ege.sdamgia.ru/get_file?id=22058;ђ Заголовок 115