Диагностическая работа. Подготовка к ЕГЭ, 11 класс 2017 г.


РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс Вариант №1. Январь 2017
Муниципальная диагностическая работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ВАРИАНТ №1
Ответами к заданиям являются слово, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в бланк ответов №1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
(1)Присадки — это синтетические или природные соединения, добавляемые к топливам с целью улучшения их эксплуатационных свойств. (2)Существующие технологические процессы не позволяют получать топлива, в полной мере удовлетворяющие требованиям современной техники и экологии. (3)… для обеспечения необходимого уровня качества вводят присадки.
1.Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Использование присадок — синтетических или природных соединений, улучшающих эксплуатационные свойства топлив, обусловлено тем, что существующие технологические процессы не обеспечивают высокого качества топлива, отвечающего требованиям современной техники и экологии.
2) Получаемое сегодня топливо не обеспечивает необходимого уровня качества.
3) Современные технологические процессы не позволяют получать виды топлива, отвечающие последним требованиям техники и экологии; для обеспечения необходимого уровня качества топлива используют присадки (синтетические или природные соединения).
4) Синтетические или природные соединения, способные влиять на свойства топлива, называют присадками и используют для повышения эффективности технологического процесса получения видов топлив, отвечающих современным требованиям техники и экологии.
5) Чтобы ускорить технологический процесс получения топлива, надо использовать присадки (синтетические или природные соединения), уровень качества которых отвечает современным требованиям техники и экологии.
2.Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
В частности, Поэтому Между тем
Несмотря на это, Но
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ТРЕБОВАНИЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. 
РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс Вариант №1. Январь 2017
ТРЕБОВАНИЕ, -я, ср.
10 Выраженная в решительной, категорической форме просьба, распоряжение. По первому требованию.
2) Правило, условие, обязательное для выполнения. Выполнение требований устава. Требования к экзаменующимся.
3) мн. Внутренние потребности, запросы. Человек с высокими требованиями к себе.
4) Официальный документ с просьбой о выдаче чего-нибудь, направлении кого-чего-нибудь куда-нибудь. Т. на запчасти.
4. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите выбранные цифры.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом 
Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 
В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
 Г) ошибка в построении предложения с причастным оборотом 
Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом  1) Забавный тон Эмилии и её новелла заставила королеву рассмеяться. 
2) Пустившись в путь, он не останавливался, пока не прибыл в Лондон. 
3) Выполнив столь серьёзное задание, им захотелось отдохнуть и повеселиться. 
4) О юноше, ставшим богатейшим женихом в городе, теперь говорили в каждой семье, где росла дочь. 
5) По приезду генерала все распоряжения уже были отданы, армия готовилась к выступлению. 
6) Благодаря искусной дипломатии Бельтрано король дал согласие на его свадьбу с Кателлой.
 7) В ресторане «Маяк» всегда отличная кухня. 
8) После полудня всё же удалось догнать теплоход «Ласточку», считавшийся самым быстроходным на Волге. 
9) Лекарство нужно принимать не только утром, но и вечером, перед сном. 
РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс Вариант №1. Январь 2017
Прочитайте текст и выполните задания 5-9.
(1)Вся моя жизнь прошла в Петрограде — Ленинграде — Санкт-Петербурге. (2)Это была длинная жизнь, и хотя я не гожусь в летописцы: я никогда не вела записей и дневника, мало того, я не фиксировала дат и зачастую не запоминала их, — я все же долго наблюдала меняющуюся и движущуюся вокруг меня действительность, которая радовала и угрожала нам, была трагической, тревожной, но и радостной, энергичной, мажорной. (3)Восприятие жизни во многом зависит от характера человека, воспринимающего её или вспоминающего о событиях. (4)Мой брат Юрий Михайлович Лотман «каялся», что остаётся оптимистом, несмотря на то, что исторический опыт требует от него большой объективности в оценке реальности. (5)Так что склонность к оптимизму — наша семейная черта. (6)В день, когда мне исполнилось шесть лет, я, глядя с седьмого этажа из окна нашей квартиры на толпы людей, которые шумели на Знаменской площади, украшали себя бумажными гвоздиками и бантами, а памятник Александру III — красными повязками, спросила папу, правда ли, что эти люди празднуют мой день рождения. (7)Папа посмеялся и сказал, что они отмечают совсем не мой день рождения, а государственный, официальный праздник. (8)Это сообщение немного огорчило меня, так как вид толпы, оформленный и упорядоченный талантливыми художниками русского авангарда, был живописен и привлекателен, и хотелось быть причастной к этому веселью. 
(9)Самым гвоздём дней рождения детей были подарки, которые были «интимным», внутрисемейным делом. (10)Подарки готовились заблаговременно и тайно. (11)Они должны были обязательно быть сюрпризами. (12)Дети экономили свои всегда очень скромные личные средства и выбирали подарок с большой тщательностью. (13)Утром в день рождения, пока именинник спал, ему готовили около кровати столик. (14)По большей части он просыпался, так как суета будила его, но тихо лежал, тщательно скрывая, что что-то слышит. (15)На столик ставились цветы, если их можно было купить, клались подарки, весёлые рисунки и шуточные стихи. (16)Просыпаясь, именинник или именинница рассматривали подарки, радовались и восхищались — таков был ритуал. (17)Одним из важнейших компонентов этого ритуала была тайна стоимости подарков, так как для нас, детей, при их покупке цена была предметом забот и огорчений.
(18)Впоследствии, в студенческие годы, на мой день рождения к нам собиралось много молодёжи. (19)Наш дом был на Невском, рядом с Дворцовой площадью. (20)И уставшие после ноябрьской демонстрации, несколько продрогшие на дожде и ветре мои подруги и товарищи забегали к нам. (21)Девушки спали на сдвинутых кроватях, а парни, собравшись в другой комнате вокруг школьника Юры, потрясали квартиру гомерическим хохотом. (22)Юра рассказывал, «о чём говорят в школе» — это была смесь анекдотов (часто весьма солёных), шуток и школьных происшествий. (23)Кто же предполагал тогда, что Юра — просто очень талантливый рассказчик? (24)Студенты думали: «Мы взрослые, серьёзные люди, а эти школьники — такие озорники!» (25)Потом были очень весёлые шарады.
(26)Наша семья была очень дружной. (27)Отношение родителей к детям, которых было по тем временам не так просто прокормить (нас было четверо), было непринужденным, но продуманным и ровным. (28)Ссоры никак не поощрялись: на попытки ябедничать отец возражал: «Доносчику — первый кнут». (29)Во все тяжёлые моменты жизни семья была для нас опорой, прибежищем и ориентиром. (30)Отношение к семье было для нас нравственной основой. (31)Впоследствии наше уважение к университетским учителям впрямую опиралось на отношение к родителям. (32)Так, например, моя глубокая симпатия к Павлу Наумовичу Беркову, профессору, лекции которого я РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс Вариант №1. Январь 2017
слушала, отчасти укреплялась тем, что он казался мне похожим на отца. (33)Элемент подобной теплоты был у нас и в отношении к другому нашему профессору — Владимиру Яковлевичу Проппу, и ко многим другим. (34)При любом характере исторического развития в жизни много прекрасного, и где-то в глубине души у нас постоянно присутствовала стихийная вера в человека и в то, что нас окружают добрые люди, которые создали всё хорошее вокруг нас, всё, что мы любили: Эрмитаж, Русский музей (который наш папа называл музеем Александра III), филармонию, мосты через Неву, Невский проспект и кино «Светлая лента» против нашего дома. (35)Конечно, не всегда подобное мировоззрение соответствовало общему настроению. (36)Может быть, этот скрытый оптимизм придавал нашим представлениям об окружающем некоторую долю своеобразия. (37)У нас был свой, семейный, взгляд на законы человеческих отношений. (38)Признаки сохранения этих основ человеческой жизни мы постоянно замечали в общении с людьми.  (По Л.М.Лотман ∗)∗ Лидия Михайловна Лотман (1917—2011) — советский и российский литературовед, исследователь русской литературы XIX века.
5. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Автор вспоминает, с каким удовольствием в её семье готовились подарки ко дню рождения и как именинник был им счастлив.
2) Взгляд человека на мир во многом зависит от внешних обстоятельств, и лишь в малой степени мироощущение человека зависит от его характера.
3) Дом автора был на Литейном проспекте, рядом с Дворцовой площадью, поэтому там часто бывали их друзья — молодые девушки и юноши.
4) В день, когда Л. М. Лотман исполнилось семь лет, она увидела на улице праздник и спросила отца, правда ли то, что эти люди празднуют её день рождения.
5) Уважительное отношение автора к своим университетским преподавателям выросло из её уважительного отношения к родителям.
6.Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложение 38 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 37.
2) В предложениях 31—38 представлено рассуждение.
3) Предложения 29 и 30 содержат элементы описания.
4) Предложение 6 содержит пояснение того, о чём говорится в предложении 7.
5) В предложениях 21 и 22 представлено повествование.
7. Из предложений 18—25 выпишите фразеологический оборот.
8.Среди предложений 18—26 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи контекстных синонимов. Запишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс Вариант №1. Январь 2017
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 5-8. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на месте пропусков (А,Б,В,Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка.
Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания 9, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведенными в бланке образцами.
9.«Рассказывая о своем детстве, Л. М. Лотман использует такое синтаксическое средство, как (А)____ (предложение 2). В тексте также встречаются такие лексические средства, как (Б)_____ («Доносчику — первый кнут» в предложении 28) и (В)____ («забот и огорчений» в предложении 17). Кроме того, автор использует (Г)____ («глубокая симпатия» в предложении 32)».
Список терминов:
1) литота 2) фразеологизм 3) риторическое обращение 4) однородные члены 5) синонимы 6) контекстные антонимы 7) метонимия 8) диалектизмы 9) эпитет
РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс Вариант № 2. Январь 2017
Муниципальная диагностическая работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ВАРИАНТ № 2
Ответами к заданиям являются слово, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в бланк ответов №1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
(1)До ХIII века пищу варили и ставили на стол в одних и тех же горшках. (2)Ели из глиняных или деревянных мисок. (3)<…> усложнялась повседневная жизнь, расширялось жилище, появилось специальное помещение для кухни и столовой, изменилась и посуда — в одной только готовили, в другой подавали на стол.
1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) До XIII века одна и та же посуда использовалась и для приготовления, и для принятия пищи, но с развитием уровня жизни происходит функциональное разделение как помещения, так и посуды.
2) Раньше для приготовления и принятия пищи использовали глиняные или деревянные миски.
3) До XIII века помещение делили на кухню и столовую, еду же готовили в одной посуде, а принимали ее из другой.
4) В связи с тем, что качество жизни человека менялось, по-разному стали использоваться помещение (для готовки) и посуда (для принятия пищи), однако до XIII века люди использовали одни и те же горшки для процесса варки и принятия пищи.
5) До XIII века пищу варили и ставили на стол в глиняных или деревянных мисках.
2. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
Несмотря на то что Словом, Притом
По мере того как К тому же
3.Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СТОЛ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи. 
РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс Вариант № 2. Январь 2017
СТОЛ, -а, м.
1)Предмет мебели в виде широкой горизонтальной пластины на опорах, ножках. Обеденный с. Письменный с. Рабочий с.
2)Предмет специального оборудования или часть станка сходной формы. Операционный с.
3)Питание, пища. Диетический с. Мясной с.
4. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите выбранные цифры.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
В) ошибка в предложении с двойным (парным) союзом
Г) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Д) неправильное построение предложения с косвенной речью  1) А. С. Пушкин писал, что «я не льстец, когда царю хвалу свободную слагаю».
2) Пруд, возле которого она назначила ему свидание, давно перестал быть прудом.
3) По истории костюма можно восстановить не только социальное положение человека в обществе, а также степень развития ремесла и торговли.
4) Русский историк Н. М. Карамзин сказал о Московском Кремле так: «Кремль есть место великих исторических воспоминаний».
5) На Руси основной формой одежды было платье, сшитого из различных тканей, в зависимости от богатства хозяина.
6) Богатые люди использовали мех соболя, а те, кто были победнее, носили бараний мех.
7) Надев акваланги, археологи погружаются в морскую пучину.
8) У разных народов было создано множество самых разнообразных календарей, представлявших собою системы исчисления больших промежутков времени.
9) Давайте перелистаем страницы рассказа «Золотого жука», в котором дается описание открытия клада. 
Прочитайте текст и выполните задания 5-9.
(1)В 1508 году Микеланджело Буонарроти подписал договор с папой Юлием II. (2)Итальянский скульптор и художник обязывался расписать плафон (потолок) Сикстинской капеллы. (3)Так называется длинная и высокая зала в папском дворце в Ватикане. 
РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс Вариант № 2. Январь 2017
(4)Чтобы расписать потолок (высота зала 18 метров), по указанию художника поставили леса, и начались танталовы муки. (5)Работать на них он мог только лёжа. (6)В течение четырёх лет художник, лёжа на спине, расписывал плафон. (7)Краски капали ему на лицо, тело ныло, но, увлечённый работой, он ничего не замечал. (8)Микеланджело работал с неистовством, забывая о сне и еде. (9)Работая лёжа, великий мастер испортил себе зрение. (10)Долгие годы спустя он мог рассматривать предметы, лишь подняв их над головой. 
(11)Сколько технических трудностей преодолел Микеланджело! (12)Только что закончил он одну фреску (роспись водяными красками по сырой штукатурке), как эта часть потолка стала покрываться плесенью, испортившей написанное. (13)Пришлось всю работу начинать сначала.  (14)Микеланджело один расписал плафон площадью более 600 квадратных метров. (15)Лишь его ученик Кондиви помогал ему. (16)Это был труд титана, это был подвиг художника.  (17)За что бы ни брался Микеланджело, он всегда работал с горячностью, увлечённо, с головой погружаясь в свои грандиозные замыслы. (18)Когда ему нужен был мрамор для статуй, он вместе с рабочими спускался в каменоломню и там в течение многих месяцев добывал его.  (19)Может быть, ты спросишь: ради чего Микеланджело все дни своей жизни отдавал такой неистовой, такой всепоглощающей работе? (20)Представь себе, что мы задали бы такой вопрос самому Микеланджело. (21) Вероятно, он просто не понял бы нас.
(22)Он не мог жить иначе. (23)Смысл всей его жизни был в этом непрерывном творческом труде. (24)Он стремился раскрыть самого себя, свои думы, свои чувства в произведениях искусства, и была еще в этом исступленном труде огромная радость для мастера — радость созидания, счастье творить.  (25)И пять веков прошло, как умер художник, а творения его живы. (26)И как пять веков назад, люди и сейчас не перестают любоваться и сикстинским плафоном, и скульптурами Микеланджело. (27)Через века дошли до нас мысли и чувства художника. (28)Когда мы смотрим на юного смелого «Давида», вставшего на защиту своей страны, мы чувствуем, как горячо любил родину сам Микеланджело, также с оружием в руках защищавший родную ему Флоренцию.  (29)Мы любуемся величественной росписью Сикстинской капеллы, и мысли художника о красоте и совершенстве человека становятся нам так же близки и дороги, как и ему. (30)И спустя пять веков мы благодарны художнику за его колоссальный труд, за его подвижническую жизнь, за прекрасные создания, которые приносят нам глубокую радость.  (По Е. О. Каменевой ∗)∗ Каменева Евгения Осиповна — советский искусствовед, публицист.
5.Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Не один десяток лет понадобился Микеланджело, чтобы расписать плафон Сикстинской капеллы.
2) Смысл своей жизни Микеланджело видел в служении Отчизне, народу.
3) Деятельность Микеланджело сравнима с подвигом.
4) Работа по росписи плафона сопровождалась техническими трудностями.
5) В начале XVII века был подписан договор между итальянским художником Микеланджело Буонарроти и папой Юлием II о росписи одной из зал папского дворца в Ватикане.
РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс Вариант № 2. Январь 2017
6. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложении 3 содержится описательный элемент.
2) В предложениях 9 и 10 заключены причинно-следственные отношения.
3) В предложениях 19—22 представлено рассуждение.
4) В предложениях 25—28 содержит описание.
5) В предложении 2 содержится пояснение того, о чём говорится в предложении 3.
7. Из предложений 1—9 выпишите фразеологический оборот.
8. Среди предложений 4—19 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью частицы и притяжательного и личного местоимений. Запишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 5-8. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на месте пропусков (А,Б,В,Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка.
Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания 9, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведенными в бланке образцами.
9. «Автор текста открыто выражает своё преклонение перед талантом великого итальянского художника и скульптора. В этом ему помогают многочисленные (А)____ («глубокую радость», «колоссальный труд» в предложении 30), а также (Б)____ («труд» и «работа» в предложениях 13, 16). Кроме лексических, в тексте используются и синтаксические средства: (В)___ (предложения 24, 30) и (Г)__ (предложения 25—26, 30), передающие авторское отношение к мастеру». 
Список терминов:
1) сравнение 2) парцелляция 3) фразеологизмы 4) ряды однородных членов 5) синонимы 6) метонимия 7) анафора 8) эпитеты 9) градация
РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс Вариант № 3. Январь 2017
Муниципальная диагностическая работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ВАРИАНТ № 3
Ответами к заданиям являются слово, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в бланк ответов №1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
(1)Энциклопедия — это не просто научное справочное пособие, это приведенное в систему обозрение всех отраслей человеческого знания либо круга дисциплин, которые в совокупности составляют отдельную отрасль знания. (2)Энциклопедические труды известны с давних времен, к ним можно отнести терминологические словари Древнего Египта, своды знаний Древнего Китая и другие. (3)<…> термин «энциклопедия» вошел в обиход только в XVI веке.1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1)Энциклопедия — это научное справочное пособие о всех отраслях человеческого знания, появившееся в глубокой древности, хотя сам термин существует лишь с XVI века.
2) Хотя до нас дошли энциклопедические труды и более древних цивилизаций, таких как древнеегипетская и древнекитайская, термин «энциклопедия» вошел в обиход лишь в XVI веке и стал обозначать не только научное справочное пособие, но и систематизированное обозрение всех отраслей человеческого знания или отдельной отрасли знания.
3) Ученые Древнего Египта и Древнего Китая не знали понятия «энциклопедия», которое появилось только в XVI веке, но уже составляли своды знаний, пытаясь систематизировать отрасли человеческого знания.
4)Термин «энциклопедия» вошел в научное употребление с глубокой древности, но повсеместно его начали использовать только с XVI века, обозначая им приведенное в систему обозрение всех областей человеческого знания или отдельной отрасли знания.
5)Труды энциклопедического типа создавали в Древнем Египте, в Древнем Китае и в других странах древнего мира, но термин «энциклопедия», обозначающий систематизированное обозрение всех отраслей человеческого знания или отдельной отрасли знания, а также как научное справочное пособие, широко используется только с XVI века.
2.Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
Значит Возможно, Следовательно,
Однако Наверное,
РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс Вариант № 3. Январь 2017
3.Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ТРУД. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи.
ТРУД, -а, м.
1) Целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей. Умственный т. Физический т.
2)Работа, занятие. Тяжелый т. Дневные труды. Заплатить за труды.
3)Усилие, направленное к достижению чего-н. Взять на себя т. сделать что-н. С трудом уговорил кого-н.
4)Результат деятельности, работы, произведение. Т. всей жизни. Научный т. Список печатных трудов.
5)Привитие умения и навыков в какой-н. профессиональной, хозяйственной деятельности как предмет школьного преподавания. Уроки труда. Преподаватель по труду.
4. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите выбранные цифры.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) неправильное построение предложения с косвенной речью
Б) нарушение в построении предложения с однородными членами
В) ошибка в построении сложного предложения
Г) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм
Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом  1) Образованный человек продолжает учиться и развиваться на протяжении всей жизни.
2) Ему показали картинку в книге, на которой было выгравировано знакомое имя.
3) Я увидел одиноко стоящий гриб на тропинке.
4) Н. В. Гоголь в одном из писем говорил, что «я почитаюсь загадкою для всех, никто не разгадал меня совершенно».
5) Уильям Блейк не только написал необычные картины, но и создавал прекрасные стихотворения.
6) В комнате было холодно и совсем неуютно.
7) Книга, попавшая к нам в руки, состояла из нескольких очерков Ч. Диккенса.
8) М. А. Булгаков сказал однажды: «Писатель всегда будет в оппозиции к политике, пока сама политика будет в оппозиции к культуре».
9) Опираясь на спинку стула, она сидела бледна и как будто уставшая.
РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс Вариант № 3. Январь 2017
Прочитайте текст и выполните задания 5-9.
(1)Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут не последнюю играть роль в судьбе человека. (2)Без знаний, кстати сказать, всё усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу. (3)Ибо физический труд возьмут на себя машины, роботы. (4)Даже вычисления будут делаться компьютерами, так же как чертежи, расчёты, отчёты, планирование и т. д. (5)Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. (6)А для этого всё больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина. (7)Этика, простая в предшествующие века, бесконечно усложнится в век науки. (8)Это ясно. 
(9)Значит, на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за всё, что происходит в век машин и роботов. (10)Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за всё, что будет создаваться.
(11)Учение — вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. (12)Учиться нужно всегда. (13)До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие учёные. (14)Перестанешь учиться — не сможешь и учить. (15)Ибо знания всё растут и усложняются. (16)Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения — молодость. (17)Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив. (18)Восприимчив к изучению языков (что крайне важно), к математике, к усвоению просто знаний и развитию эстетическому, стоящему рядом с развитием нравственным и отчасти его стимулирующим. 
(19)Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжёлая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». (20)Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро.
(21)И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодёжи! (22)Только учиться. (23)А где же отдых, развлечения? (24) Что же нам, и не радоваться?
(25)Да нет же. (26)Приобретение навыков и знаний — это тот же спорт. (27)Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость. (28)Надо уметь учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни.
(29)А если не нравится учиться? (30)Быть того не может. (31)Значит, вы просто не открыли той радости, которую приносит ребёнку, юноше, девушке приобретение знаний и навыков.  (32)Посмотрите на маленького ребёнка — с каким удовольствием он начинает учиться ходить, говорить, копаться в различных механизмах (у мальчиков), нянчить куклы (у девочек). (33) Постарайтесь продолжить эту радость освоения нового. (34)Это во многом зависит именно от вас самих. (35)Не зарекайтесь: не люблю учиться! (36)А вы попробуйте любить все предметы, какие проходите в школе. (37)Если другим людям они нравятся, то почему вам они могут не понравиться! (38)Читайте стОящие книги, а не просто чтиво. (39)Изучайте историю и литературу. (40)И то и другое должен хорошо знать интеллигентный человек. (41)Именно они дают человеку нравственный и эстетический кругозор, делающий окружающий мир большим,
РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс Вариант № 3. Январь 2017
интересным, излучающим опыт и радость. (42)Если вам что-то не нравится в каком-то предмете — напрягитесь и постарайтесь найти в нём источник радости — радости приобретения нового.
(43) Учитесь любить учиться! (По Д. С. Лихачеву∗)∗ Лихачев Дмитрий Сергеевич (1906–1999) — советский и российский филолог, академик, культуролог, искусствовед. Автор фундаментальных трудов, посвященных истории русской литературы (главным образом древнерусской) и русской культуры. В «Письмах о добром и прекрасном» рассказывает о Родине, патриотизме, о величайших духовных ценностях человечества, о красоте окружающего мира, о нравственном и эстетическом воспитании молодежи.
5. Какие высказывания соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Наиболее эффективно обучение проходит в молодом возрасте.
2) Автор призывает не стремиться полюбить все школьные предметы, так как это все равно невозможно.
3) Отличие человека от робота состоит в том, что человек всегда несет нравственную ответственность за свои поступки.
4) Автор убеждает читателя искать всевозможные способы отдыха, чтобы отвлечься от учебы.
5) От качества общего образования зависит, каким станет человек будущего.
6. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложение 15 указывает на причину того, о чем говорится в предложении 14.
2) Предложение 41 уточняет содержание предложений 39 и 40.
3) В предложениях 1–6 представлено повествование.
4) В предложениях 11–15 представлено рассуждение.
5) В предложениях 19 и 20 представлено описание.
7. Из предложений 1–8 выпишите фразеологизм. 
8. Среди предложений 11–31 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью уточняющей частицы и форм одного слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-й). 
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 5-8. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на месте пропусков (А,Б,В,Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка.
Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания 9, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведенными в бланке образцами.
РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс Вариант № 3. Январь 2017
9.Двадцать шестое письмо «Учитесь учиться!» Д. С. Лихачева эмоционально насыщенно. Автор использует такое синтаксическое средство, как  (А)__ (предложения 35, 37, 43), а для создания ощущения беседы с читателем  (Б)__ (предложения 29–31). Призывая молодых людей читать качественную литературу, автор использует такое лексическое средство, как  (В)__ («стоящие книги» и «чтиво» в предложении 38). В тексте встречается такой троп, как  (Г)__ («потоками информации» в предложении 19).
Список терминов:
1) метафора2) контекстуальные антонимы3) парцелляция4) эпитеты5) вопросно-ответная форма6) фразеологизмы7) градация8) восклицательные предложения9) контекстуальные синонимы 
РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс Вариант № 4. Январь 2017
Муниципальная диагностическая работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ВАРИАНТ № 4
Ответами к заданиям являются слово, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в бланк ответов №1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
(1)На развитие скелета влияет двигательная активность человека. (2)У людей, которые занимаются физическим трудом, спортом, на костях образуются выступы, бугорки, что увеличивает поверхность соприкосновения сухожилия мышцы с костью и содействует прочности прикрепления. (3)… надкостница обильнее снабжается кровью, кости быстрее растут, становятся крепче и прочнее.
1.Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1)Прочности прикрепления мышцы к кости содействует увеличение поверхности их соприкосновения.
2)У физически активных людей надкостница обильнее снабжается кровью.
3)Высокая двигательная активность человека способствует более быстрому формированию крепкого и прочного скелета.
4)Кости растут быстрее, они становятся крепкими и прочными, если человек занимается физическим трудом, спортом.
5)У людей, ведущих активный образ жизни, замедляется развитие скелета.
2.Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
Только Кроме того, Однако
Несмотря на это, Даже
3.Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ТРУД. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Укажите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи. 
ТРУД, -а, м.
1)Целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных, духовных ценностей, физических способностей. Умственный т. Научная организация труда. Производительность труда. Право на т. Люди труда (трудящиеся; высок.). Общественное разделение труда. Охрана труда.
2)Работа, занятие. Тяжёлый т. Дневные труды. Заплатить за труды.
РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс Вариант № 4. Январь 2017
3)Усилие, направленное к достижению чего-н. Взять на себя т. сделать что-н. Не дал себе труда подумать (не захотел подумать). С трудом уговорил кого-н. Без труда не выловишь и рыбку из пруда (посл.).
4)Результат деятельности, работы, произведение. Т. всей жизни. Научный т. Список печатных трудов.
5)Привитие умения и навыков в какой-н. профессиональной, хозяйственной деятельности как предмет школьного преподавания. Уроки труда. Преподаватель по труду.
4. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите выбранные цифры.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) ошибка в построении сложного предложения
Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Г) ошибка в построении предложения с причастным оборотом
Д) неправильное употребление формы существительного с предлогом  1) Увидев Снегурочку, ребята захлопали в ладоши и стали в хоровод.
2) Именно этот гол принёс победу команде «Вымпелу».
3) Погружённый в темноту полярной ночи город блистал электрическим ожерельем.
4) Проблемы начались сразу по приезде в город.
5) Большая часть рекомендованных для летнего чтения книг уже были прочитаны.
6) Выращенная рассада бабушкой была перевезена на дачу.
7) Я часто думаю о том, что знают ли наши дети, как растёт хлеб, чем пахнет сжатая нива.
8) Согласно распоряжения администрации, выдача справок будет производиться в кабинете № 22, расположенном на 2 этаже главного корпуса.
9) Она чувствовала, что всё само собой должно быть хорошо и грациозно на ней и что поправлять ничего не нужно. 
РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс Вариант № 4. Январь 2017
Прочитайте текст и выполните задания 5-9.
(1)Недавно один мой знакомый, захворав, строго наказал родственникам: (2)«Если я умру, то велите газетчику, чтобы он носил мне газеты на кладбище. (3)Пусть носит и вечерние, а то, хоть и вечером, но едва ли меня пустят на Невский. (4)Время такое, что я не могу без известий».  (5)Да, время такое — удивительное время, когда сама смерть страшна лишь, как прекращение подписки на газету. (6)Что делается! (7)Что делается на свете! 
(8)Давно ли был тот необыкновенный день, когда человек впервые полетел на крыльях — и, затаив дыхание, с восторгом, со слезами, с трепетом смотрели на него оставшиеся на земле. (9)Летит человек! (10)Летит! (11)Верить не хотели; и те, кто сам не видел, расспрашивали у видевших, правда ли, и как это происходит, и высоко ли поднимается, и похож ли на птицу... на орла, например?  (12)Тысячи тысяч лет неистово завидовал человек птицам, тысячи лет, бескрылый стоял на берегу голубой бездны, откуда светит солнце, и безнадежно, как проклятый, мечтал о неизведанных просторах. (13)Это не была мечта одного или двух, это не был романтический порыв нескольких — это была мечта всего человечества, категорическое требование его венценосного духа.  (14)Стоящий во главе всего звериного рода, самый сильный, самый смелый, самый добрый и самый злой, самый великодушный и самый хищный, первый в лесу и первый на море — мог ли человек успокоиться, пока не станет шефом и всяких крылатых армий, начиная с орла и кончая мотыльком? (15)Иначе его мог оскорбить безнаказанно всякий воробей. 
(16) И вот он — полетел. (17)Это был недавно, почти на днях, и все мы помним и чувство гордости нашей и большого страха, огромного беспокойства и тревоги: ведь такой маленький, такой хлипкий и почти что жалкий оказался homo volans среди воздушных бездн, видимой границей которых являются светочи отдалённейших звёзд. (18)Каждый летящий шел как бы на смерть; так все это и знали, так и смотрели в его зачарованное лицо, когда среди европейских толп проходил он к своему «аппарату» и кланялся. (19)И ободранный уличный мальчишка, для которого его царской ложей служила верхушка забора, тоже рукоплескал обреченному: частичка народа, он знал, чья повелительная воля погнала человека на эту новую арену.  (20)Откланявшись, homo летал и, полетав несколько, падал. (21)Так один, так и другой, и сотый: летал — и падал, разбиваясь на смерть. (22)Ломались крылышки, что-то случилось неладное с хвостом, или вдруг переставало биться бензиновое сердце машины — и обреченный падал. (23)Сурово встречал его воздушный океан и без милосердия единым дыханием опрокидывал игрушку; и трепетно было смотреть на одинокого человечка, когда спокойный ветер жестоко и опасно кренил всю его непрочную икаровскую механику — невольно тянулись кверху руки, чтобы заклясть природу! 
(24)И если бы в эту опасную минуту — вы представьте это! — кто-нибудь из земных взял дальнобойное ружье и, внимательно прицелившись — вы можете представить это? — выстрелил в летящего, когда он борется с ветром; или привезли бы на поле огромную, стоймя стоящую пушку и деловито навели ее на одинокого в небе... то что бы это было? (25)Слов бы не нашлось, чтобы заклеймить такой невероятный поступок, не выдержали бы такого зрелища ни сердце, ни сознание. (26)Впервые поднялся ребенок на ножки и, пошатываясь, делает первые очаровательные шажки, и замирает сердце родителей — и вдруг — что-то огромное и страшное, грузовой автомобиль, примерно — нарочно наезжает на него, чтобы раздавить, смять, уничтожить... (27)Ужасно! РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс Вариант № 4. Январь 2017
(28)Но вдруг — вы представьте и это! — летящий с легкостью голубя-турмана кувырнулся в воздухе и расправился в нем еще шире и свободнее; и плавно закружил над головами; и что-то бросил... и дрогнуло все внизу от громоподобного взрыва, звенят какие-то стекла, чей-то стон и вопли, дым, огонь — убийство! (29)И это сделал он — невинный младенец на нетвердых ножках, юнейший homo volans! (30)Ужасно, непонятно и фантастично, как сон. 
(31)Да — а именно это и делается сейчас, и называется оно войной в воздухе, воздушным сражением, или еще проще: воздушной разведкой, обыденным явлением, малозначительной подробностью, для которой привычный человек уже не трудится и глаз поднимать. (32)Перепутались и передрались и homo sapiens и homo volans, стреляют, изобретают, убивают, падают.  (33)И в том, что такое явление может казаться обыденным и трактоваться зауряд — и заключается необыкновенность и огромность нашего времени, его текущих дней. (34)Не успев взлететь, уже вступил в воздушную войну человек; еще только вчера сам себя едва державший в воздухе и покорно падавший при первой случайности, сегодня он полным хозяином, летает под градом пуль и шрапнелей, дерется, разрушает города, грозит Лондону и Парижу, бросает вниз насмешливо вызывающие записочки... (35)Способен даже заниматься пустяками! (36)Удивительное время, когда вдруг всеми своими гранями засверкал старый homo, по всем предметам сразу держит мировой экзамен: и на злобу — и на великодушие, и на смелость, и на ум — homo sapiens, homo volans, − первый в лесу, первый на море... первый в воздухе! (37)Старый, чудесный HOMO, самый загадочный и великолепный из всех зверей мира. 
(38)И сейчас на мгновение я перестану быть стороной воюющей; ведь дерутся только виды, а род наш один, под одной фамилией «человека» известны мы не только далекому Марсу, но и простой дворовой собаке. (39)И, как член рода, я во всем и навсегда разделю его судьбу, плачу его долги, получаю по его счетам, с ним живу и с ним погибну в последний день земли, отвечаю вместе со всеми за низкие дурные поступки. (40)Одна у нас совесть, одна и честь — не по личности и не по виду, а по всему роду будут судить нас на Страшном Суде. (41)Когда немцы совершали гнусности, то это было плохо не для одних немцев: всю фамилию человека позорят их дурные поступки; по Лувену все человечество должно надеть траур и покаянную одежду, и никто не смеет отговариваться, что он лично не участвовал, в разрушении и даже противился ему. 
(42)Но и доблестное, что совершается теперь, должно восприниматься всеми нами, как наша общая гордость — кто бы его ни свершал. (43)И меня несказанно восхищает великолепная смелость молодого homo volans, юнейшего шефа всех крылатых армий. (44)Обычно невысокий по своему земному чину: поручик, лейтенант, просто механик и солдат, он летает «с поручениями» так просто и спокойно, как если бы действительно он родился птицей. (45)Вокруг него головокруженье пустоты, провал, бездонность, облака и птицы; под ним — вражеская земля.
(По Л. Н. Андрееву∗)
РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс Вариант № 4. Январь 2017
∗ Леонид Николаевич Андреев (1871–1919) — русский писатель. Представитель Серебряного века русской литературы. Считается родоначальником русского экспрессионизма.
5. Какие высказывания соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1)На протяжении всей истории своего существования человек мечтал научиться летать, покорять воздушное пространство наравне с птицами.
2)Человеку грозит множество опасностей, и автор призывает каждого остановиться, пока не поздно, ведь человеческое желание быть первым во всем и всегда губительно не только для человечества, но и для планеты.
3)То, что человек научился летать, является не только величайшим его достижением, но и серьезным толчком к новой эпохе — эпохе воздушных войн.
4)Автор считает все человечество, и себя в том числе, ответственным за все те низкие и дурные поступки, которые совершает любой человек, любая народность, любая нация.
5)Автор исключительно положительно относится к новой возможности человека летать, признает за ней великое будущее, в котором не будет места войне, так как люди осознают свою хрупкость и ценность каждой человеческой жизни.
6. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1)В предложениях 8–15 представлено рассуждение.
2)Предложение 44 подтверждает суждение, указывает на причину того, о чем говорится в предложении 43.
3)В предложениях 1–4 содержится описание.
4)В предложениях 20–23 представлено повествование.
5)В предложении 30 содержится пояснение того, о чем говорится в предложении 29.
7. Из предложений 41–44 выпишите слово со значением: «Чувство собственного достоинства, самоуважения; чувство удовлетворения от чего-либо».
8. Среди предложений 5–15 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью указательного местоимения и однокоренного слова. Напишите номер этого предложения. 
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 5-8. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на месте пропусков (А,Б,В,Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка.
Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания 9, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведенными в бланке образцами.
РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс Вариант № 4. Январь 2017
9. «Язык Леонида Андреева известен своей богатой образностью, его тексты отличают такой троп, как  (А)__ («бензиновое сердце» в предложении 22; «воздушная война» в предложении 34), или прием  (Б)__(«с восторгом, со слезами, с трепетом» в предложении 8). Для большей эмоциональности и выразительности автор часто использует такой синтаксический прием, как  (В)__ (предложения 9, 10; 28, 29). Л. Андреев также активно использует  (Г)__ («самый добрый и самый злой, самый великодушный и самый хищный» в предложении 14; «с ним живу и с ним погибну» в предложении 39)». 
Список терминов:
1) ирония2) эпитеты3) лексический повтор4) контекстуальные антонимы5) градация6) риторическое восклицание7) метафора8) литота9) парцелляция