Итоговая контрольная работа по курсу Человек (8 класс) в формате ЕГЭ


Итоговая контрольная работа по биологии в 8-х классах
по курсу «Человек»
I вариант
Часть 1.
Выберите 1 верный ответ.
1. Как называется наука о строении организма человека и его органов?
1) анатомия, 2) физиология, 3) биология, 4) гигиена.
К центральной нервной системе относятся:
нервы и спинной мозг, 2) головной мозг и спинной мозг,
нервные узлы и рецепторы, 4) нервы и головной мозг.
Центральный отдел зрительного анализатора находится в:
височной доле, 2) лобной доле,
3) затылочной доле, 4) теменной доле.
4. Как называется неподвижное соединение костей:
1) стык, 2) сустав, 3) шов, 4) хрящ.
5. Белые кровяные клетки называются:
1) остеоциты, 2) эритроциты, 3) тромбоциты, 4) лейкоциты.
6. Дыхательная мышца, разделяющая грудную и брюшную полости, называется:
1) диафрагма, 2) дельтовидная мышца,
3) межреберная мышца, 4) трапециевидная мышца,
7. Малый круг кровообращения начинается в:
1) правом предсердии, 2) правом желудочке,
3) левом предсердии, 4) левом желудочке.
8. В результате обратного всасывания образуется:
1) тканевая жидкость, 2) первичная моча,
3) вторичная моча, 4) плазма крови.
37858702330469. Какой отдел головного мозга обозначен цифрой 1 на рис. 1.
1) мозжечок, 2) продолговатый мозг,
3) средний мозг, 4) мост.
10. Где образуются женские половые клетки?
1
1) в матке, 2) в яичниках, 3) в яичках,
Рис. 1.
4) в маточных трубах.
Часть 2.
Выберите 3 верных ответа.
11. В состав слухового анализатора входят:
1) рецепторы внутреннего уха, 2) ушная раковина, 3) слуховой нерв,
4) вестибулярный аппарат, 5) слуховая зона височной доли коры мозга.
12. Оптическая система глаза включает:
1) роговицу, 2) хрусталик, 3) сетчатку, 4) зрачок,
5) стекловидное тело, 6) желтое пятно.
Установите правильную последовательность.
13. Установите правильную последовательность прохождения пищевого комка по пищеварительному тракту:
1) пищевод, 2) ротовая полость, 3) желудок, 4) тонкая кишка,
5) двенадцатиперстная кишка, 6) толстая кишка.
Установите соответствие.
14. Соотнесите название мышц с группой, к которой они относятся:
А. Мышцы головы
Б. Мышцы туловища
В. Мышцы конечностей 1. Круговая мышца глаза
2. Мышцы брюшного пресса
3. Трапециевидная мышца
4. Портняжная мышца
5. Икроножная мышца
6. Височная мышца
Сформулируйте развернутый ответ.
15. Какое влияние оказывает наличие плоскостопия на организм? Назовите меры профилактики плоскостопия.
II вариант
Часть 1.
Выберите 1 верный ответ.
1. Как называется наука о функциях организма и отдельных его органов?
1) анатомия, 2) физиология, 3) биология, 4) гигиена.
К периферической нервной системе относятся:
нервы и спинной мозг, 2) головной мозг и спинной мозг,
нервные узлы, нервы и нервные окончания, 4) нервы и головной мозг.
Центральный отдел слухового анализатора находится в:
височной доле, 2) лобной доле,
3) затылочной доле, 4) теменной доле.
4. Как называется подвижное соединение костей:
1) стык, 2) сустав, 3) шов, 4) хрящ.
5. Красные кровяные клетки называются:
1) остеоциты, 2) эритроциты, 3) тромбоциты, 4) лейкоциты.
6. Голосовые связки расположены в:
1) глотке, 2) трахее, 3) гортани, 4) ротовой полости.
7. Большой круг кровообращения начинается в:
1) правом предсердии, 2) правом желудочке,
3) левом предсердии, 4) левом желудочке.
8. В результате фильтрации образуется:
1) тканевая жидкость, 2) первичная моча,
3) вторичная моча, 4) плазма крови.
39763702254259. Какой отдел головного мозга обозначен цифрой 1 на рис. 1.
1) мозжечок, 2) продолговатый мозг,
3) средний мозг, 4) мост.
10. Где образуются мужские половые клетки?
1) в предстательной железе, 2) в яичках
Рис. 1.
1
3) в семявыводящих протоках, 4) в яичниках.
Часть 2.
Выберите 3 верных ответа.
11. В состав зрительного анализатора входят:
1) фоторецепторы сетчатки глаза, 2) веки и ресницы, 3) глазные мышцы,
4) зрительный нерв, 5) зрительная зона затылочной доли мозга.
12. В полости среднего уха находятся косточки:
1) молоточек, 2) подковка, 3) наковальня, 4) стремечко,
5) уздечка, 6) улитка.
Установите правильную последовательность.
13. Установите правильную последовательность прохождения атмосферного воздуха через дыхательные пути:
1) носоглотка, 2) носовая полость, 3) гортань,
4) бронхи, 5) легкие, 6) трахея.
Установите соответствие.
14. Соотнесите название мышц с группой, к которой они относятся:
А. Мышцы головы
Б. Мышцы туловища
В. Мышцы конечностей 1. Трапециевидная мышца
2. Большая грудная мышца
3. Круговая мышца рта
4. Портняжная мышца
5. Передняя большеберцовая мышца
6. Жевательная мышца
Сформулируйте развернутый ответ.
15. Какое влияние оказывает нарушение осанки на организм? Назовите меры профилактики нарушения осанки.
Характеристика итоговой контрольной работы
в 8-х классах по биологии за курс «Человек и его здоровье»
Дата проведения работы: 20. 05. 2015 г
Учитель: Аминева С.Ю.
Цель: оценка уровня и качества общеобразовательной подготовки учащихся в части сформированности предметных знаний и умений базового и повышенного уровней за курс «Человек и его здоровье». Таблица 1
Задания для учащихся
Задания базового уровня Часть 1 Выбрать 1 правильный ответ из четырех предложенных. Задания предполагают знание биологической терминологии, строения организма человека, сущности биологических процессов и явлений.
Задания повышенного уровня Часть 2 Выбрать несколько верных ответов, установить правильную последовательность, установить соответствие, сформулировать развернутый ответ на вопросы. Задания проверяют сформированность более сложных умений: устанавливать взаимосвязи, сравнивать биологические объекты, распределять на группы, выявлять общие и отличительные признаки, применять знания в измененной ситуации.
Таблица 2
Проверяемые элементы содержания и виды учебной деятельности
№ задания Проверяемые элементы содержания и виды учебной деятельности
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
1 Биология как наука. Методы научного познания.
2 Нейрогуморальная регуляция.
3 Анализаторы.
4 Опорно-двигательный аппарат.
5 Внутренняя среда организма. Строение и функции крови.
6 Дыхательная система.
7 Система кровообращения.
8 Мочевыделительная система.
9 Нервная система.
10 Половая система.
ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ
11 Обобщение и применение знаний об анализаторах в измененной ситуации.
12 Обобщение и применение знаний об органах чувств в измененной ситуации.
13 Установление верной последовательности биологических объектов.
14 Установление соответствия.
15 Обобщение и применение знаний о функциях и заболеваниях систем организма человека и осуществлении профилактики.
Таблица 3
Критерии оценивания
Часть 1 За каждый верный ответ – 1 балл. Общее количество баллов: 10
Часть 2 Верно выполненное задание №11 и №12 максимально оцениваются в 1,5 балла (по 0,5 балла за каждый верно выбранный ответ). Общее количество баллов: 3
Верно выполненное задание №13 максимально оценивается в 3 балла (2 балла – за изменение последовательности 2 элементов, 1 балл за изменение последовательности 3 элементов, 0 баллов за изменение последовательности более 3 элементов). Общее количество баллов: 3
Верно выполненное задание №14 максимально оценивается в 3 балла (2 балла – за 1 ошибку, 1 балл – за 2-3 ошибки, 0 баллов – за более 4 ошибок). Общее количество баллов: 3
Задание №15 максимально оценивается в 3 балла.
(2 балла – если в ответе присутствуют оба элемента ответа, но в неполной форме, 1 балл – если в ответе присутствует только 1 из элементов ответа) Общее количество баллов: 3
Итого: 22
Ответы
Вариант 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
I 1 2 3 3 4 1 2 3 4 2 1, 3, 5 1, 2, 5 2, 1, 3, 5, 4, 6 А 1, 6
Б 2, 3
В 4, 5
II 2 3 1 2 2 3 4 2 2 2 1, 4, 5 1, 3, 4 2, 1, 3, 6, 4, 5 А 3, 6
Б 1, 2
В 4, 5
Вариант Элементы ответа на задание №15.
I При нарушении рессорной функции стопы развиваются заболевания голеностопных, коленных, тазобедренных и межпозвоночных суставов.
Правильно подбирать обувь. Укреплять мышцы стопы в ходе двигательной активности. Осуществлять ежедневный гигиенический уход за стопами, массаж.
II Осанка оказывает определенную степень влияния на все основные системы организма человека. При нарушении осанки происходит нарушение естественного положения тела, при котором может произойти смещение легких, сердца и некоторых внутренних органов, в результате чего, они начинают выполнять свои функции намного хуже.
Регулярная двигательная активность, включающая прогулки, занятия физическими упражнениями. Контроль за осанкой в разных положениях, за равномерной нагрузкой на позвоночник при ношении сумок, рюкзаков, портфелей. Сон на жесткой постели в положении лежа на животе или спине.
Перевод баллов в школьную отметку
22 – 21 баллов «отлично»
20 – 15 баллов «хорошо»
14 – 10 баллов «удовлетворительно»