Проблемы реализации внеурочной деятельности по биологии в условиях реализации ФГОС (выступление на региональной научно-практической конференции)

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Эбергардт Людмила Семёновна,
МБОУ «СОШ № 41 им. В.В.Сизова г. Курска

Внеурочная деятельность учащихся по биологии направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы. Особое внимание в ФГОС ОО акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что определяет специфику внеурочной деятельности. Она характеризуется тем, что обучающийся должен научиться самостоятельно действовать, принимать решения, делать выводы и обобщения, вести наблюдения, прогнозировать результат и определять пути его достижения.
Наиболее распространёнными формами, в которых реализуется внеурочная деятельность, являются экскурсии, секции, кружки, конференции, олимпиады, участие в городской программе «Миллион друзей», работа в школьном живом уголке, на пришкольном участке, сотрудничество с фермерскими хозяйствами, с кафедрой биологии КГУ, с заповедниками, со стацией юннатов, научно-исследовательским институтом агропромышленного производства и многое другое.
Участие в подобных мероприятиях способствует раскрытию внутреннего потенциала каждого ученика, развитию и поддержанию его таланта. Очень важно в нынешних условиях научить школьников заботиться об окружающем мире, т.е. не только научить его использовать природные ресурсы, но и сохранять и возобновлять их.
В течение ряда лет я веду кружок «Живая природа». Наиболее эффективно его занятия проходят в моём кабинете, где представлен разнообразный видовой состав комнатных растений, относящихся к различным экологическим нишам.
Каждому ученику находится занятие по душе: кто-то увлекается наблюдением и уходом за птицами, кому-то нравятся рыбки, кому-то - хомячки и черепахи, а кого-то радуют цветущие кактусы, кливии, аспидистры, фиалки.
Именно в живом уголке формируются умения и навыки исследовательской деятельности: развитие умения познавать процессы, происходящие в природе; складываются умения самостоятельно добывать знания; развиваются коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, прививаются чувства доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру.
Ребята, целенаправленно побывавшие вместе со мной на городской свалке, были потрясены увиденным. Они сами предложили провести на эту тему конференцию, для которой выпустили специальную газету-бюллетень с фотографиями захламлённых участков микрорайона.
Воспитанию чувства патриотизма, гражданственности у учеников способствуют и устный журнал «Покормите птиц», и композиции «Зелёный друг», и предметные игры, такие, как «Гигиена сердечнососудистой системы».
Круглые столы с обсуждением произведений М.М. Пришвина, К.Г.Паустовского, В.Бианки приводят обучающихся к мысли о внимательном отношении к тому, что занесено в Красную книгу.
Расширяя свои знания о родной флоре и фауне, мы с учениками посетили краеведческий, археологический, зоологический, минералогический музеи КГУ. Совершаем экскурсии в природу.
Наша школа расположена на границе города и частного сектора. И этот местный фактор нельзя не использовать в воспитании действенной любви к своей земле.
Ведь многие семьи школьников имеют приусадебный участок или огород. И растут на нём не только крыжовник, но и цветы. Помните, как говорил Куприн А.И.: «Даже цветы на родине пахнут по-иному, их аромат более сильный, более пряный, чем аромат цветов за границей. Говорят, что у нас почва жирнее и плодороднее. Может быть. Но, во всяком случае, на родине всё лучше!».
Трудно передать восторг учеников, побывавших на подворье Ивановых. Их взору представилась необычайная картина: они воочию увидели истинную любовь к своей земле. Из шести городских соток на ул. Степной, д.15 Ивановы со своими детьми – восьмиклассником и шестиклассником – сделали сказочный уголок. Там есть пруд с чёрными и белыми лебедями, водопад, домик охотника, музейчик со старинными вещами, лужайка с аистами, уголок фантазии природы и многое другое.
Именно Иванов Иван, маленький хозяин этого подворья, написал такие стихи:
Земля всё дарит человеку:
Свои и недра, и моря.
Содержит всех нас под опекой,
И так относится не зря.

Где сухо, там мы орошаем,
Где истощилось – удобряем,
Озёр и рек не засоряем,
И деревца весной сажаем.

Не скрою, это не всегда
Разумно так мы поступаем.
Когда забудемся, тогда
Планете злом мы отвечаем.

Я обращаюсь ко всем людям:
«Давайте войны позабудем!
Храните все наш общий дом!
Пусть только радость будет в нём!»
Считаю немаловажной формой работы по пропаганде предметных знаний и формированию стимула к их приобретению интеллектуальное развитие школьников, их участие в различных олимпиадах. Уже в начале этого учебного года семиклассники приняли участие в дистанционном марафоне «Дикие животные». Почти все они стали победителями или призёрами.
Одним из важнейших требований к биологическому образованию по ФГОС является овладение учащимися практическими умениями и навыками. Оно направлено на формирование у учащихся интереса к биологии, развитие любознательности, расширение знаний о живом мире, на развитие практических умений через обучение моделировать, обработку практических умений и применение полученных знаний на практике.
Стоит сказать, что в этом плане существенную роль играет моё сотрудничество с ГНУ Курским научно-исследовательским институтом агропромышленного производства в посёлке Черёмушки Курского района.
Директор этого института – кандидат сельскохозяйственных наук, работающий в области селекции и семеноводства, почётный работник сельского хозяйства Курской области Айдиев Айди Юсупович – лично познакомил учеников с результатами многолетней работы сотрудников НИИ, провёл по лабораториям, показал образцы выведенных сортов зерновых, вывез на опытные участки в поле.
Особо заинтересовались ученики сообщением директора института о том, что им будет предоставлена возможность принять участие в селекционно-опытной работе, после чего они могут получить целевое направление в Курскую СХА на агрономический факультет.
Таким образом, осуществляя внеурочную деятельность, мы создаём условия для творческой самореализации и профессионального самоопределения учащихся.
15