Конспект урока информатики «Таблицы истинности логических выражений»

Урок по теме «Таблицы истинности логических выражений»
(10 класс, профильный уровень)

Старикова Н.П.,
учитель информатики и ИКТ
МБОУ СОШ с УИОП № 15.

Учебно-методическое обеспечение. УМК Н.Д.Угринович «Информатика и ИКТ. Профильный уровень», 2011,2012гг.
Оборудование:
Техническое: персональные компьютеры.
Программное: операционная система Windows XP; приложения Microsoft Office: Excel, Internet Explorer.
Другое: раздаточный материал.

Цели урока: сформировать у учащихся навыки построения таблиц истинности.
Обучающие:
1. Закрепить навыки составления логических выражений из высказываний 2. Ввести понятие “таблица истинности” 3. Изучить последовательность действий построения таблиц истинности 4. Научить находить значение логических выражений посредством построения таблиц истинности.
Развивающие:
развитие логического мышления учащихся, памяти, внимания, то есть интеллектуальных способностей средствами ИКТ;
развитие интереса к разделу информатики - алгебре логики.  Воспитательные:
работа над повышением знаний основных понятий и законов алгебры логики;
достижение сознательного усвоения материала учащимися с применением полученных знаний на практике;
формирование интеллектуальной и эмоциональной активности учащихся.

Ход занятия
1.Организационный момент.
2. Актуализация знаний
Учащиеся устанавливают соответствие между вопросом и ответом соединяя их линиями.

1. Логика

1. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

2. Высказывание

2. Логическое сложение

3. Алгебра логики

3. Наука о формах и способах мышления

4. Логическая переменная

4. Логическое отрицание

5. Дизъюнкция

5. ИСТИНА и ЛОЖЬ

6. Инверсия

6. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

7. Конъюнкция

7. составное высказывание, истинное тогда и только тогда, когда истинны все входящие высказывания.

8. Импликация

8. Наука об операциях над высказываниями

9. Эквивалентность

9. Повествовательное предложения, в котором что-либо утверждается или отрицается, которое может быть истинным или ложным



Проверка практических навыков работы с логическими операциями.
Учащиеся класса разбиваются на группы по 2 человека. Каждая группа получает свои задания из № 3.9 стр. 95 Практикума Информатика и ИКТ, Н. Угринович, Л.Босова, Н. Михайлова.
№ 3.9 Найдите значения логических выражений:
а) ((l v 0) v l) v l;
б) (O v l ) v (1 v O);
в (0 & 1) &1;
г) 1& (1&1)&1;
д) ((l v 0) & (l & l)) & (0 v l);
е) ((l & 0) v (l & 0)) v l;
ж) ((l & l) v 0) & ( 0 v l );
з) ((0 & 0)v0)&(l v l).

Один учащийся из группы выполняет это задание в тетради, другой на компьютере с использованием приложения Wise Calkulator, которое установлено с электронного приложения к Методическому пособию Угриновича. Результаты сравниваются, обсуждаются, исправляются ошибки внутри группы.
Сравним полученные результаты с таблицей на слайде.
Молодцы! Все справились с заданием, а теперь переходим к изучению новой темы.
Тема урока «Таблицы истинности логических выражений». (Записываем в рабочей тетради).
Исходя из темы урока, как вы думаете, чем мы будем заниматься на данном уроке.
Ответы учащихся
Правильно. Основная цель: Выяснить, что означает таблица истинности сложного логического выражения. Как правильно составить ее и использовать.
На прошлом уроке мы находили значение составного высказывания путем подстановки исходных значений входящих логических переменных. А сегодня мы узнаем, что можно построить таблицу истинности, которая определяет истинность или ложность логического выражения при всех возможных комбинациях исходных значений простых высказываний (логических переменных) и, что можно определить значения исходных логических переменных, зная какой нам нужен результат.
Изучение нового материала
Высказывание может быть простым или составным. Каждое составное высказывание можно выразить в виде формулы (логического выражения), в которое войдут логические переменные и знаки логических операций.
Для каждого логического выражения можно построить таблицу истинности.
Откроем стр. 166 учебника и определим алгоритм построения таблицы истинности.
Учащиеся находят в тексте учебника требуемую информацию, определяют последовательность действий. Далее им выдается раздаточный материал.
Алгоритм построения таблицы истинности:
подсчитать количество переменных п в логическом выражении;
определить число строк в таблице, которое равно т = 2n;
подсчитать количество логических операций в логическом выражении и определить количество столбцов в таблице, которое равно количеству переменных плюс количество операций;
ввести названия столбцов таблицы в соответствии с последовательностью выполнения логических операций с учетом скобок и приоритетов;
заполнить столбцы входных переменных наборами значений.
провести заполнение таблицы истинности по столбцам, выполняя логические операции в соответствии с установленной в п.4 последовательностью.

Построим таблицу истинности для логического выражения
(A V B) & (¬A V ¬B) (Стр 167 учебника). Учащийся выполняет задание на доске и комментирует выполнение, остальные следят по учебнику.

4. Первичное закрепление:
1. Мы с вами решили пример в так называемой алгебраической форме. При решении таких заданий используют и другой вариант - это электронные таблицы.
Давайте, выполним следующее задание на стр. 167 «Таблица истинности логического выражения» и построим таблицу истинности с использованием электронных таблиц.
Учащиеся садятся за компьютеры и выполняют задание в Excel.
2. Потренируйтесь составлять таблицы истинности. Для этого обратимся к образовательным ресурсам сети Интернет. Запустите программу http://informa11.narod.ru/uroki/21_tab_istin_v2.exe и проверьте свои знания и умения.

Подведение итогов урока. Рефлексия. Домашнее задание.
Рефлексия.
Теперь давайте подведем итог урока, составляя логические выражения из высказываний.
Запишите составное высказывание в виде логического выражения.
X- Знаю теорию
Y - Могу использовать на практике
Z - Делаю ошибки

Домашнее задание: § 3.2.2, №3.6, 3.7,
Задания в тетради (по технологии ЕГЭ)
1. Для какого имени ложно высказывание:
(Первая буква гласная ^ Последняя буква согласная)¬(Третья буква согласная)?
1. ДМИТРИЙ 2. АНТОН 3. ЕКАТЕРИНА 4. АНАТОЛИЙ
2. Для какого числа Х истинно высказывание: ((X<4)(X<3))^((X<3)(X<1))?
1. 1 2. 2 3. 3 4. 4