Рабочая программа повышенного уровня сложности учебного курса по литературе для учащихся 8 классов


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 1 п. Навля»

Согласовано Утверждаю
Председатель методического Директор гимназии _________ Изотова С.А.
совета гимназии _________ Чубакова Н.А. Приказ № ____ от ______________ 2016г.
Рабочая программа повышенного уровня сложности
учебного курса по литературе
для учащихся 8 «б», 8 «в» классов
Суздаленко Т.В. - учителя русского языка и литературы
Год составления программы – 2016
Рассмотрена и рекомендована к утверждению
методическим советом гимназии.
Протокол №________от ___________ 2016 г.
Пояснительная записка
Сведения о примерной учебной программе, об авторской программе, на основе которых разработана Рабочая программа
Рабочая программа повышенного уровня сложности разработана на основе компонента Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по литературе, программы по литературе для 8 класса "Литература", разработанной авторским коллективом под редакцией Г.С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева (5-е изд.М.: ООО "ТИД Русское слово", 2010) и включающей в себя материал, отражающий содержание Примерной программы, и дополнена гимназическим компонентом по содержанию.
Место учебной программы в учебном плане образовательного учреждения
По учебному плану МБОУ «Гимназия №1 п.Навля» на изучение литературы отводится 2 часа.
Количество часов всего — 70 , в неделю — 2 часа
Общие цели и задачи данной ступени образования
Цели обучения литературе:
• воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры,
• развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной письменной речи учащихся
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
• овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Задачи изучения литературы:
• воспитательные; формирование эстетического идеала; развитие эстетического вкуса, который, в свою очередь, служит верному и глубокому постижению прочитанного, содействует появлению прочного, устойчивого интереса к книге, воспитанию доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности.
• образовательные: формирование умений творческого углубленного чтения, читательской самостоятельности; умений видеть текст и подтекст; особенности создания художественного образа; освоение предлагаемых произведений как искусства слова; формирование речевых умений- умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи; умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте; умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.Данная программа предусматривает как формирование умений аналитического характера, так и умений, связанных с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью самого ученика. Осваивая программу, учащийся накапливает солидный читательский багаж, формирует представление о литературе как виде искусства, постигает ее специфические внутренние законы, знакомится с литературным процессом, учится понимать его связь с процессом историческим.
Программа фиксирует не только границы, но и пропорции этапов. Наиболее полно в ней представлены этапы, которые живы и сегодня в читательской практике. Последовательность расположения материала помогает увидеть связь времен и связь литератур разных народов.
Общая характеристика учебного предмета
Современное школьное литературное образование выполняет важнейшие культуросберегающие, развивающие и воспитательный функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. Для реализации задач литературного образования в программу по литературе авторов Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева, на основе которой составлена данная рабочая программа, начиная с 5 класса, включаются вершинные произведения классической литературы и литературы 20-го века, соответствующие особенностям развития и читательским интересам учащихся того или иного возраста.
Восприятие и осмысление текстов художественных произведений учащимися 8 класса происходит на новой ступени. К этому возрасту у большинства учащихся отмечается хорошая техника чтения, улучшается умение анализировать и комментировать прочитанное, видеть специфику текста, создавать собственный текст. В связи с этим в 8 классе на основе углубления и расширения представлений о понятиях, с помощью которых характеризуется отдельное произведение или его фрагмент, изучение литературы строится с учётом родовой и жанровой специфики литературного источника. Восьмиклассники постигают явления, связанные не только с литературными событиями и направлениями, но и со своеобразием отдельных исторических процессов, изображённых писателем. Здесь впервые происходит естественная внутренняя интеграция историко-литературных связей. В связи с периодом становления у школьников в данном возрасте новых представлений о личности, обществе, социально-этических проблемах, в программу 8 класса включены произведения, в центре которых решаются темы и вопросы личности в истории; проблема «человек – общество - государство».
Требования к уровню подготовки учащихся с учётом специфики предмета
Ученик должен
знать:
авторов и содержание изученных художественных произведений
основные теоретические понятия, связанные с изучением исторических произведений (исторические жанры, особенности решения проблемы времени на страницах художественного произведения и др.);
Жанрово-родовые понятия, категории и термины Структурообразующие элементы
Образный мир
Выразительные средства художественной речи
Историческая песня
Эпическое и лирическое; песня-плач; солдатские песни
Темы и герои Темы и герои
Сказание Житие
Агиография; чудесное происшествие
Особый тип (святой) Особый тип (святой)
Слово Сентиментализм
Жанровый состав
Герой сентиментальной прозы Стиль сентиментализма
Романтизм
Жанровый состав
Герой романтического произведения Стиль романтизма
Элегия Мотивы жизни и смерти Элегический стиль
Идиллия
Идеализированная жизнь Трагедия
Конфликт в трагедии
Трагические характеры и персонажи уметь:
правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
выразительно читать произведений или отрывков из них наизусть;
анализировать изучаемое в школе или прочитанное самостоятельно художественного произведение (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);
определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);
обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;
— объяснять роль художественных особенностейпроизведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;
владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;
письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;
высказывать собственное суждение об иллюстрациях.
Содержание учебного материала, обозначенное в темах, разделах, включающее элементы обязательного минимума образования и гимназический компонент
Рабочая программа повышенного уровня сложности разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе и авторской программы курса литературы для 8 класса общеобразовательных учреждений под редакцией Г.С. Меркина, С.А.Зинина, В А. Чалмаева (Москва «Русское слово», 2010) и содержит гимназический компонент по содержанию. Программа повышенного уровня сложности реализуется в соответствии с «Положением о гимназиях на территории Брянской области», утвержденным приказом департамента общего и профессионального образования Брянской области №407 от 05.05.2006 года и рассчитана на 70 годовых часов.
Содержание данной Рабочей программы состоит из содержания, определённого требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по литературе, и содержания гимназического компонента, введённого за счёт углубления материала содержания Примерной программы содержанием авторской программы Г. С. Меркина в 52 учебных темах и дополнения содержания темами в количестве 8 часов. Таким образом, гимназический компонент реализуется на 60 уроках.
Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс.
Теория литературы: литература и история, писатель и его роль в развитии литературного процесса, жанры и роды литературы.
Из устного народного творчества
Исторические песни: «Возвращение Филарета», «Царь требует выдачи Разина», «Разин и девка-астраханка» (на выбор), «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск» («Как повыше было города Смоленска...»). Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; песни-плачи, средства выразительности в исторической песне; нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче.
Теория литературы: песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины, песня-плач.
Развитие речи: различные виды чтения, составление словаря одной из исторических песен.
Связь с другими искусствами: прослушивание музыкальных записей песен.
Краеведение: запись музыкального фольклора региона.
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча с фольклорным коллективом, вечер народной песни.
Из древнерусской литературы
«Слово о погибели Русской земли», из «Жития Александра Невского», «Сказание о Борисе и Глебе» (в сокращении), «Житие Сергия Радонежского». Тема добра и зла в произведениях русской литературы. Глубина и сила нравственных представлений о человеке; благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси — основные нравственные проблемы житийной литературы; тематическое многообразие древнерусской литературы.
Теория литературы: житийная литература; сказание, слово и моление как жанры древнерусской литературы; летописный свод.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировки и запись выводов, наблюдения над лексическим составом произведений,
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Из литературы XVIII века
Г.Р. Державин
Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений. «Памятник», «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии.
Теория литературы: традиции классицизма в лирическом тексте.
Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос, запись ключевых слов и словосочетаний.
*Н.М. Карамзин
Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность. Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.
Теория литературы: сентиментализм как литературное направление, сентиментализм и классицизм (чувственное начало в противовес рациональному), жанр сентиментальной повести.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировка и запись выводов, похвальное слово историку и писателю. Защита реферата «Карамзин на страницах романа Ю.Н.Тынянова «Пушкин».
Из литературы XIX века
Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники
В.А. Жуковский. «.Лесной царь», «Море», «Невыразимое», «Сельское кладбище».
К.Н. Батюшков. «Судьба Одиссея», «Мой гений»: Е. А. Баратынский. «Чудный град порой сольется...». А.А. Дельвиг. «Русская песня» ( «Соловей мой, соловей...»).
Н.М. Языков. «Пловец ».
Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Система образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений. В кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты его круга).
Теория литературы: баллада (развитие представлений), элегия, жанровое образование — песня, «легкая» поэзия, элементы романтизма, романтизм.Развитие речи: составление цитатного или тезисного плана, выразительное чтение наизусть, запись тезисного плана.
Связь с другими искусствами: работа с музыкальными произведениями.
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «Песни и романсы на стихи поэтов начала XIX века».
А.С. Пушкин
Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. «И.И. Пущину», «19 октября 1825 года», «Песни о Стеньке Разине». *«Пиковая дама» (обзор). История написания и основная проблематика. «Маленькие трагедии» (обзор, содержание одного произведения по выбору). Самостоятельная характеристика тематики и системы образов по предварительно составленному плану.«Капитанская дочка»: проблематика (любовь и дружба, любовь и долг, вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость, литература и история). Система образов повести. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исторической прозы.
Теория литературы: послание, песня, художественно-выразительная роль частей речи (местоимение), поэтическая интонация, историческая повесть.
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть, составление планов разных типов, подготовка тезисов, сочинение.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями и музыкальными произведениями. «Пиковая дама» и «Маленькие трагедии» в музыке, театре и кино.
Краеведение: дорогами Гринева и Пугачева (по страницам пушкинской повести и географическому атласу).
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной «Адресаты лирики А.С. Пушкина».
М.Ю. Лермонтов
Кавказ в жизни и творчестве. «Мцыри»: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа — основные мотивы поэмы; художественная идея и средства ее выражения; образ-персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри — любимый идеал Лермонтова» (В. Белинский).
Теория литературы: сюжет и фабула в поэме; лироэпическая поэма; роль вступления, лирического монолога; романтическое движение; поэтический синтаксис (риторические фигуры). Романтические традиции.
Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, составление цитатного плана, устное сочинение.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «М.Ю. Лермонтов на Кавказе».
Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «М.Ю. Лермонтов — художник».
Н.В. Гоголь
Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы, русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу. Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.
Теория литературы: драма как род литературы, своеобразие драматических произведений, комедия, развитие понятий о юморе и сатире, «говорящие» фамилии, фантастический элемент как прием создания комической ситуации, комический рассказ.
Развитие речи: различные виды чтения и комментирования, цитатный план, сочинение сопоставительного характера, формулировка тем творческих работ, подготовка вопросов для обсуждения.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, инсценировка, сценическая история пьесы.
Краеведение: Петербург в жизни и судьбе Н.В. Гоголя.
Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной «Долго ли смеяться над тем, над чем смеялся еще Н.В. Гоголь?»; час эстетического воспитания «Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин».
И.С. Тургенев
Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведения писателя о любви: «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера — основное в образе героини.
Теория литературы: лирическая повесть, тропы и фигуры в художественной стилистике повести.
Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, дискуссия, письменная характеристика персонажа, отзыв о прочитанном.
Связь с другими искусствами: подбор музыкальных фрагментов для возможной инсценировки, рисунки учащихся.
Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной (тема дискуссии формулируется учащимися).
Н.А. Некрасов
Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны...», «Тройка». Судьба крестьянки — одна из постоянных тем поэта; своеобразие раскрытия лирического переживания героини.
Теория литературы: фольклорные приемы в поэзии; песня; народность (создание первичных представлений); выразительные средства художественной речи: эпитет, бессоюзие; роль глаголов и глагольных форм.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, составление словаря для характеристики лирического персонажа.
Связь с другими искусствами: использование музыкальных записей.
А.А. Фет
Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Учись у них: у дуба, у березы...», «Целый мир от красоты...». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность — основные мотивы лирики А.А. Фета.
Развитие речи: выразительное чтение, устное рисование, письменный ответ на вопрос.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Стихи и песни о родине и родной природе поэтов XIX века*:
Н.И. Гнедич. «Осень»;
П.А.Вяземский. «Береза», «Осень»;
А.Н. Плещеев. «Отчизна»;
Н.П.Огарев. «Весною», «Осенью»;
И.З. Суриков. «После дождя»;
И.Ф. Анненский.«Сентябрь», «Зимний романс» и др.
*А.Н. Островский
Краткие сведения о писателе. «Снегурочка»: своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей.
Теория литературы: драма.
Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на эпизод, составление цитатного плана к сочинению.
Связь с другими искусствами: прослушивание грамзаписи, музыкальная версия «Снегурочки». А.Н. Островский и Н.А. Римский-Корсаков.
Л.Н. Толстой
Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола — «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.
Теория литературы: автобиографическая проза, композиция и фабула рассказа.
Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, сочинение-рассуждение.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; рисунки учащихся.
Из литературы XX века
М.Горький
Основные вехи биографии писателя. Свобода и сила духа в изображении М- Горького: «Песня о Соколе», «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. Специфика песни и романтического рассказа. Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького.
Теория литературы: традиции романтизма, жанровое своеобразие (песня, сказка), образ-символ.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, цитатный план, сочинение с элементами рассуждения.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, кинематографические версии ранних рассказов М. Горького.
Краеведение: книжная выставка «От Нижнего Новгорода — по Руси ».
В. В. Маяковский
Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».
Теория литературы: неологизмы, конфликт в лирическом стихотворении, рифма и ритм в лирическом стихотворении.
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «В.В. Маяковский — художник и актер».
Краеведение: «Москва В. Маяковского». Литературная викторина по материалам конкурсных работ учащихся.
О серьезном — с улыбкой (сатира начала XX века)
Н.А. Тэффи. «Сбои и чужие», М.М. Зощенко. «Счастливый случай», «Аристократка». Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство; художественное своеобразие рассказов: от литературного анекдота — к фельетону, от фельетона — к юмористическому рассказу.
Теория литературы: литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм (расширение представлений о понятиях).
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, составление словаря лексики персонажа.
Б.Л. Пастернак
Краткие сведения о поэте. «Мне кажется, я подберу слова. ..»: тема поэта и поэзии, труд и творчество; традиции и новаторство в раскрытии темы; целостная характеристика стихотворения.
Теория литературы: традиция и новаторство.
Развитие речи: выразительное чтение.
*Д.Б. КедринКраткие сведения о поэте. «Зодчие»: труд, творчество, талант, власть — основные мотивы стихотворения. Художественная идея.
Теория литературы: баллада (расширение представлений о жанре), символ, многоплановость, подтекст.
Развитие речи: составление тезисов, письменная формулировка выводов.
Н.А. Заболоцкий
Краткие сведения о поэте. «Я не ищу гармонии в природе...», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» — по выбору. Поэт труда, красоты, духовности. Тема творчества в лирике Н. Заболоцкого 50—60-х годов.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, сочинение-рассуждение.
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Что есть красота?..».
*А.Грин
Основные вехи биографии. Вопросы любви, добра и доброты, человечности в повести «Алые паруса». Язык и стиль произведения.
Теория литературы: романтическое движение в повести.
Развитие речи: сочинение-рассуждение, диспут, дискуссия.
Связь с другими искусствами: «Алые паруса» в кино и на балетной сцене.
В.П. Астафьев
Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева: «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в рассказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.
Развитие речи: различные виды чтения, сложный план к сочинению, подбор эпиграфа.
Краеведение: выставка «На родине писателя» (по материалам периодики и произведений В.П. Астафьева).
Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Музы не молчали»:
А.А. Ахматова. «Нежное девочками простились...»;
Д .С. Самойлов. «Перебирая наши даты...»;
М.В. Исаковский. «Враги сожгли родную хату»;
К.М. Симонов. «Жди меня»;
П.Г. Антокольский. «Сын» ("отрывки из поэмы);
О.Ф. Берггольц. «Памяти защитников»;
М. Д ж а л и л ь. «Мои песни», «Дуб»;
Е.А. Евтушенко. «Свадьбы»;
Р.Г. Гамзатов. «Журавли» и др.
А.Т. Твардовский
Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского: «За далью — даль» (главы из поэмы). Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной — один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав.
Теория литературы: дорога и путешествие в эпосе Твардовского.
Развитие речи: различные виды чтения, цитатный план.
Краеведение: о России — с болью и любовью (выставка произведений А. Твардовского).
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Судьба Отчизны»:
А.А. Блок. «Есть минуты, когда не тревожит...»;
В.В. Хлебников. «Мне мало нужно...»;
Б.Л. Пастернак. «После вьюги»;
М.В. Исаковский. «Катюша»;
М.А. Светлов. «Веселая песня»;
А.А. Вознесенский. «Слеги»;
Р.И. Рождественский. «Мне такою нравится земля...»;
B.C. Высоцкий. «Я не люблю» и др.В.Г. Распутин
Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки французского». Новый поворот темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на границы дозволенного. Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества.
Теория литературы: развитие представлений о типах рассказчика в художественной прозе.
Развитие речи: составление словаря понятий, характеризующих различные нравственные представления, подготовка тезисов к уроку-диспуту.
Связь с другими искусствами: повесть В. Распутина на киноэкране.
Из зарубежной литературы
У. Шекспир
Краткие сведения о писателе. «Ромео и Джульетта». Певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта » на русской сцене.
Теория литературы: трагедия (основные признаки жанра).
Связь с другими искусствами: история театра.
*М. Сервантес
Краткие сведения о писателе. «Дон Кихот»: основная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземленное, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство.
Теория литературы: роман, романный герой.
Развитие речи: дискуссия, различные формы пересказа, сообщения учащихся.
*Э.Т.А. Гофман
Краткие сведения о писателе. Темы добра и зла, света и тьмы в сказке «Щелкунчик».
Связь с другими искусствами: «Щелкунчик» Э.Т.А. Гофмана в музыке П.И. Чайковского и современном мультипликационном искусстве.
*Дж. Г. Байрон
Краткие сведения о поэте. «Властитель дум». Стихи «наполеоновского» цикла: обзор («Ода к Наполеону Бонапарту», «Прощание Наполеона», «Ода с французского», «С французского») с более подробной характеристикой одного стихотворения. Дж. Г. Байрон в России.
Учебно-тематический план и способы проверки знаний учащихся
Тематика разделов Кол-во часов Кол-во часов внеклассного чтения Уроки развития речи
Введение 1 4 5
Устное народное творчество 2 Древнерусская литература 4 Русская литература 18 века 4 Русская литература 19 века 36 Русская литература 20 века 17 Из зарубежной литературы 5 Итоговое занятие 1 Итого в год 70 Для отслеживания результатов обучения используются следующие виды контроля: текущий, рубежный, итоговый.
Формы контроля:
-индивидуальный устный опрос;
-фронтальный опрос;
- опрос с помощью ИКТ (ОМС)
- самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана);
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах ( подготовка устных сообщений, написание творческих работ);
- наблюдение за авторским стилем писателя, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
-различные виды пересказа,
- тестирование
- написание сочинений; киносценария, басни и т.п.
Результаты обучения с учётом гимназического компонента*
Учащиеся должны уметь:
определять связь литературного произведения со временем; понимать сложности соотношения времени изображенного, времени, когда создано произведение, и времени, когда оно прочитано*;
использовать различные формы изучения художественных произведений исторической тематики: исторический комментарий*, исторический документ, сопоставление изображения одних и тех же событий в произведениях разных жанров и в произведениях разных писателей;
создавать творческие работы, связанные со стилизацией текстов конкретной эпохи;*
пользоваться различными справочными изданиями, в том числе и связанными с исторической тематикой;
использовать различные виды искусства для комментирования произведений о конкретной эпохе и для сопоставления произведений разных искусств об одной эпохе.
Ресурсное обеспечение учебной программы
1 Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы Авт.- сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев М.:ООО «ТИД «Русское слово-РС» 2009
2 Тематическое планирование к учебнику «Литература. 8 класс» (авт.-сост. Г.С .Меркин) Соловьёва Ф.Е; под ред.Г.С. Меркина М.:ООО «ТИД «Русское слово-РС» 2011
3 Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 8 класс» » (авт.-сост. Г.С. Меркин) Соловьёва Ф.Е; под ред.Г.С. Меркина М.:ООО «ТИД «Русское слово-РС» 2011
4 Читаем, думаем, спорим…: дидакт. материалы по лит.:8 кл. Авт.- сост. В.Я.Коровина М.: Просвещение 2009
5 Уроки литературы к учебнику «Литература. 8 класс» (авт.-сост. Г.С. Меркин): методическое пособие Соловьёва Ф.Е М.: «Русское слово» 2011
6 Большая литературная энциклопедия Красовский Е. И. и др. М.:ОЛМА-ПРЕСС 2004
7 Тесты по литературе. 5-11 классы
Оглоблина Н.Н. М.: ООО «Агентство «КРПА «Олимп»:ООО « 2002
8 Словарь литературных терминов Сост. Клюхина И.В. М.: ВАКО 2009
Календарно-тематический план
№ Тема урока и
вид промежуточного контроля Гимназический компонент Элементы образовательного минимума Методическое и дидактическое обеспечение Межпредметные и внутрипредметные связи Возможные виды внеурочной деятельности Домашнее задание Дата
План Факт
1 Введение. Художественная литература и история Статья В.Ф.Асмуса «Чтение как труд и творчество» (1894-1975) Литература и история, писатель и его роль в развитии литературного процесса, жанры и роды литературы Составление плана История Прочитать статью учебника об исторических песнях. Заполнить сравнительную таблицу. Вопросы 5-7 Из устного народного творчества 2-3 Исторические песни: «Иван Грозный молится по сыне», «Возвращение Филарета», «Царь требует выдачи Разина», «Разин и девка-астраханка» (на выбор), «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск» («Как повыше было города Смоленска...»). Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; песни-плачи, средства выразительности в исторической песне; нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче. Отрицательный параллелизм Песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины, песня-плач. Различные виды чтения, составление словаря одной из исторических песен. Фокеев А.Л. «Неиссякае-мый источник» - с.76.
Прослушивание музыкальных записей песен.
И.Е.Репин «Иван Грозный и сын его Иван»16 ноября 1581 года» Для домашнего чтения
Из устного народного творчества
«В темном лесе, в темном лесе...», «Уж ты ночка, ты ноченька темная...», «Ивушка, ивушка, зеленая моя!..».
Краеведение: запись музыкального фольклора региона.
Встреча с фольклорным коллективом, вечер народной песни. С. 6-29, анализ исторической песни.
Инд.-сообщение о событиях эпохи Ивана Грозного, нашедших отражение в песне; сообщение о картине И.Е.Репина Из древнерусской литературы
4-7 «Слово о погибели Русской земли», из «Жития Александра Невского», «Сказание о Борисе и Глебе» (в сокращении), «Житие Сергия Радонежского». Тема добра и зла в произведениях русской литературы. Глубина и сила нравственных представлений о человеке; благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси — основные нравственные проблемы житийной литературы; тематическое многообразие древнерусской литературы. Общность и различие «Жития Александра Невского» и «Жития Сергия Радонежского» (сопоставительный анализ).
Фокеев А.Л. «Начало всех начал» - с.132.
«Лит. 1 сент.» № 1, 2004 – стр.7 (Интегриро-ванный урок).
«Лит. 1 сент.» № 12, 2004 – стр.11 (Образ святого в духовной литературе). Житийная литература; сказание, слово и моление как жанры древнерусской литературы; летописный свод.
Различные виды чтения и пересказа, формулировки и запись выводов, наблюдения над лексическим составом произведений.
Фокеев А.Л. «Начало всех начал» - с.132.
«Лит. 1 сент.» № 1, 2004 – стр.7.
Работа с иллюстрациями
Для домашнего чтения
Из древнерусской литературы
Из «Моления Даниила Заточника», «Поход князя Игоря Святославовича Новгородского на половцев».
Стр. 37-63,
цитатный план с.39,з.1
с.52-53.в
с. 62-63
зад. по группам
Из литературы XVIII века
8 Г.Р. ДЕРЖАВИН
Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений. Стихотворения: «Памятник», «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии. Какова обобщающе-выразительная роль фактов, к которым прибегает поэт?
Гораций- поэт «золотого века» римской литературы Традиции классицизма в лирическом тексте.
Ода;
отличие лирического стихотворения от оды;
крылатые выражения и афоризмы. Выразительное чтение, письменный ответ на вопрос, запись ключевых слов и словосочетаний.
Для заучивания наизусть
Г.Р. Державин. «Памятник». Л.Н. Душина «Русская поэ-
зия 18-го века» – стр. 122.
Работа с иллюстрациями
Наизусть
С. 64-83
Выразительное чтение произведений Державина + вопросы на стр. 81-№ 1, 2; стр.83-№ 1, 2.
Инд.- сообщение о Державине 9-11 Н.М. КАРАМЗИН
Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. Повесть «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность. Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы. Н.М.Карамзин как историк. «Уроки литературы» № 7, 2002 – стр.5 («И крестьянки любить умеют») Сентиментализм как литературное направление, сентиментализм и классицизм (чувственное начало в противовес рациональному), жанр сентиментальной повести. Различные виды чтения и пересказа, формулировка и запись выводов, похвальное слово историку и писателю. Защита реферата «Карамзин на страницах романа Ю.Н.Тынянова «Пушкин». «Большая литературная энциклопедия – стр. 351.
«Уроки литературы» № 7, 2002 – стр.5 («И крестьянки любить умеют»), Л/Ш № 1, 2005 – стр.29 (Опыт прочтения повести).
Л/Ш № 7, 2002 – стр.2.
О.А. Кипренский «Бедная Лиза»
И.А.Лавров «Вид Симонова монастыря» Для домашнего чтения
Из литературы XIX века
И.А. Крылов. «Кошка и Соловей» Прочитать повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».
Заполнить 2-ю часть таблицы цитатами по вариантам. Написать реферат.
Инд.- сообщение об имени Лиза.
Составит вопросы к статье «Поэты пушкинского круга» Из литературы XIX века 12-14 Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники
В.А. Жуковский. «Лесной царь», «Море», «Невыразимое», «Сельское кладбище».
К.Ф. Рылеев. «Я ль буду в роковое время...», «Смерть Ермака ».
К.Н. Батюшков. «Переход русских войск через Неман», «Надпись к портрету Жуковского », «Есть наслаждение и
в дикости лесов...», «Мой гений».
Е.А. Баратынский. «Чудный град порой сольется...», «Разуверение», «Муза».
А.А. Дельвиг. «Русская песня» («Соловей мой, соловей...»), «Романс», «Идиллия».
Н.М. Языков.«Пловец», «Родина ».
Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Система образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений. В кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты его круга). Жуковский и Цветаева.
Сопоставительный анализ романтизма, классицизма и сентиментализма.
Декабристы-поэты, писатели, публицисты.
Прямое и контекстное значение слова Баллада (развитие представлений), элегия, жанровое образование — дума, песня, «легкая» поэзия, элементы романтизма, романтизм.Составление цитатного или тезисного плана, выразительное чтение наизусть, запись тезисного плана.
Для заучивания наизусть
В.А. Жуковский. «Сельское кладбище» (отрывок).
Н.М. Языков. «Пловец».
Л/Ш № 8, 2002, Р/яз № 3, 2003 – анализ стихотворения «Море».
Л/Ш № 5, 2008 – стр.26 (Сравнительный анализ элегии Жуковского и стихотворения «К морю» Пушкина.
Л/Ш № 8, 2002 – стр.39 (Анализ стихотворений «Море», «Невыразимое»).
«Уроки литературы» № 1, 2001. Для домашнего чтения
В.А. Жуковский. «Кубок».
К.Ф. Рылеев. «Державин».
П.А. Вяземский. «Тройка».
Е.А. Баратынский. «Мой дар убог, и голос мой негромок...», «Муза».
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «Песни и романсы на стихи поэтов начала XIX века».
Инд. сообщения о поэтах первой половины 19-го века.
Стр. 118-134, наизусть отрывок из баллады.
Стр.135-148, вопросы в тетради+ стр.148.
Стр.149-153, анализ стихотворения 15 Внеклассное чтение. Поэты пушкинского круга Составление историко-литературного комментария Пущин «Записки о Пушкине».
Л/Ш № 5, 2006 – стр.11 (Опыт современной интерпретации стихотворения «И.И. Пущину»).
«Лит. 1 сент.» № 10, 2004 – стр.25 (Вино и любовь в лицейской лирике Пушкина). Прочитать статью о Пушкине, подготовить вопросы к статье А.С. ПУШКИН Пешков «Звезда разрозненной плеяды».
16-17
18
19-22 Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. Стихотворения: «И.И. Пущину», «19 октября 1825 года», «Песни о Стеньке Разине». Повесть «Пиковая дама» (обзор). История написания и основная проблематика.
«Маленькие трагедии» (обзор, содержание одного произведения по выбору). Самостоятельная характеристика тематики и системы образов по предварительно составленному плану.
Роман «Капитанская дочка»: проблематика (любовь и дружба, любовь и долг, вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость, литература и история). Система образов романа. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исторической прозы. Поуровневый анализ поэтического текста.
Характер Стеньки Разина в пушкинском цикле.
Словарь языка А.С.Пушкина.
Тестирование
Символика снега.
Петр Гринев и Митрофанушка (сходство и различия)
Лексическое значение суффикса –щин (пугачёвщина) Послание, песня, художественно-выразительная роль частей речи (местоимение), поэтическая интонация, исторический роман.
Выразительное чтение, чтение наизусть, составление планов разных типов, подготовка тезисов, сочинение.
Для заучивания наизусть
А.С. Пушкин. «И.И. Пущину».
«Лит. 1 сент.» № 2, 2004 – стр.9 (Поэты пушкинской поры). Для домашнего чтения
А.С.Пушкин. «Муза», «Золото и булат», «Друзьям», «Вновь я посетил...»
Краеведение: дорогами Гринева и Пугачева (по страницам пушкинской повести и географическому атласу).
Встреча в литературной гостиной «Адресаты лирики А.С. Пушкина».
Наизусть стихотворение А.С.Пушкина о дружбе. Инд. -сообщение о картине В.И. Сурикова «Степан Разин».
Пересказ статьи «Творческая история романа «Капитанская дочка». Гл.1-4.
Гл.3-5, цитатный план главы «Поединок».
Гл.6-14, сложный план главы «Приступ».
Рефераты по темам в учебнике. 23 Р/Р Сочинение по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Карточки с памятками, планами написания сочинений.
Эпиграфы М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
24-26 Кавказ в жизни и творчестве. Поэма «Мцыри»: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа — основные мотивы поэмы; художественная идея и средства ее выражения; образ-персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри — любимый идеал Лермонтова» (В. Белинский). Композиционная роль образов чернеца и монастырской жизни.
Звукопись «песни рыбки».
«Мцыри» и «Парус».
Библейские образы в исповеди Мцыри Сюжет и фабула в поэме; лироэпическая поэма; роль вступления, лирического монолога; романтическое движение; поэтический синтаксис (риторические фигуры). Романтические традиции. Различные виды чтения, чтение наизусть, составление цитатного плана, устное сочинение.
Для заучивания наизусть
М.Ю. Лермонтов. «Смерть Поэта» Махалевич Я.Л. «И Эльбрус на юге». М.,1991.
(Материал о Лермонтове-художнике).
«Уроки литературы» № 5, 2004 (Материал о поэте).
Работа с иллюстрациями.
Проигрыватель, запись поэмы в исполнении Г. Бортникова Для домашнего чтения
М.Ю. Лермонтов. «Дары Терека», «Маскарад».
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «М.Ю. Лермонтов на Кавказе». /
Час эстетического воспитания «М.Ю. Лермонтов — художник». Тезисный план «Лермонтов и Кавказ»
Выразительное чтение наизусть по вариантам.
Заполнить таблицу «Композиция поэмы «Мцыри».
Образ рыбки в грузинской мифологии* 27 Р/Р Сочинение по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри» План-характеристика Прочитать статью о Н.В. Гоголе.
Пушкин и Гоголь* Н.В. ГОГОЛЬ
28-32 Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы, русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу. Основной конфликт пьесы и способы его разрешения. «Недоросль» и «Ревизор».
Вульгаризмы, канцеляризмы, просторечия, варваризмы.
Д.Цицианов «Настоящий ревизор».
Гончаров «Мильон терзаний» (о «Ревизоре»).
Тест Драма как род литературы, своеобразие драматических произведений, комедия, развитие понятий о юморе и сатире, «говорящие» фамилии, фантастический элемент как прием создания комической ситуации, комический рассказ. Различные виды чтения и комментирования, цитатный план. Тимофеева Л.И., Колокольцева Н.В. «Изучение творчества Гоголя в школе». М.,1954.
Портрет писателя.
Л/Ш № 4, 2004 – стр.19 ( «Две необыкновенные крысы в «Ревизоре»).
Работа с иллюстрациями, инсценировка, сценическая история пьесы.
Фотовыставка «Сценическая история пьесы «Ревизор» Для домашнего чтения
Н.В. Гоголь. «Портрет».
Краеведение: Петербург в жизни и судьбе Н.В. Гоголя.
Дискуссия в литературной гостиной «Долго ли смеяться над тем, над чем смеялся еще Н.В. Гоголь?»; час эстетического воспитания «Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин». 1-е действие. Заполнить таблицу «Сборный город всей темной стороны».
Сообщение о картине К.П. Брюллова «Последний день Помпеи»*.
Групповое зад. – чтение по ролям.
2-е д., цитатный план.3-е -4-ед.
Царствование Николая I*. Выр.чт. явл.8.
5-е д. Пересказ, чтение по ролям.
Рассказ о героях. 33-34 Р/Р Сочинение по комедии Н..Гоголя «Ревизор» Сочинение сопоставительного характера, формулировка тем творческих работ, подготовка вопросов для обсуждения И.С. ТУРГЕНЕВ
35-37 Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведения писателя о любви: повесть «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера — основное в образе героини. Культурный контекст повести «Ася».
Немецкие литературные традиции.
Соотнесённость образов Аси и Лорелеи Лирическая повесть, тропы и фигуры в художественной стилистике повести.
Различные виды пересказа, тезисный план, дискуссия, письменная характеристика персонажа, отзыв о прочитанном. Л/Ш № 1, 2004 – стр.39 (Развитие умения анализа художествен-ного текста).
Подбор музыкальных фрагментов для возможной инсценировки, рисунки учащихся.
Для домашнего чтения
И.С. Тургенев. «Три встречи», «Вешние воды», «Первая любовь».
Дискуссия в литературной гостиной (тема дискуссии формулируется учащимися). Прочитать повесть «Ася», выр. чт.3 гл. и фрагментов 2 и 4 (о Гагине).
Озаглавить части повести. Составить цитатный портрет Аси.
Письменный ответ на вопрос. Мини-сочинение «Мое прочтение повести «Ася» Н.А. НЕКРАСОВ
38 Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны...», «Зеленый шум». Человек и природа в стихотворении. «Тройка» и народные лирические песни Фольклорные приемы в поэзии; песня; народность (создание первичных представлений); выразительные средства художественной речи: эпитет, бессоюзие; роль глаголов и глагольных форм. Выразительное чтение наизусть, составление словаря для характеристики лирического персонажа.
Для заучивания наизусть
Н.А. Некрасов. «Тройка». Л/Ш № 8, 2004 – стр.33 (Урок-исследование по стихотворе-нию «Тройка»). Наизусть «Внимая ужасам войны…» А.А. ФЕТ
39 Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Учись у них: у дуба, у березы...», «Целый мир от красоты...». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность — основные мотивы лирики А.А. Фета. Найти свои средства выразительности для ответа на вопрос: «Что такое день иль век Перед тем, что бесконечно?» Тема стихотворения.
Строфа.
Идея стихотворения.
Средства художественной выразительности. Выразительное чтение, устное рисование, письменный ответ на вопрос.
Для заучивания наизусть
А.А. Фет. «Учись у них: у дуба, у березы...»
Портрет поэта Литературный вечер «Стихи и песни о родине и родной природе поэтов XIX века»:
Н.И. Гнедич. «Осень»;
П.А.Вяземский. «Береза», «Осень»;
А.Н. Плещеев. «Отчизна»;
Н.П. Огарев. «Весною», «Осенью»;
И.З. Суриков. «После дождя»;
И.Ф. Анненский. «Сентябрь», «Зимний романс» и др. Наизусть «Одинокий дуб», подготовить вопросы к статье учебника «Творческая история пьесы «Снегурочка».
Прочитать пьесу-сказку «Снегурочка» 40 Внеклассное чтение. Поэзия Н.А.Некрасова А.Н. ОСТРОВСКИЙ
41-42 Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка»: своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей. Сказка «Снегурочка» в различных интерпретациях Драма
Чтение по ролям, письменный отзыв на эпизод, составление цитатного плана к сочинению.
Л/Ш № 4, 1996 – стр.143 (Викторина по пьесам Островского).
Портрет драматурга, иллюстрации. Музыкальная версия «Снегурочки». Портрет Н.А. Римского-Корсакова Прослушивание грамзаписи, музыкальная версия «Снегурочки». А.Н. Островский и Н.А. Римский-Корсаков. Прочитать «Снегурочку». Основные образы.
Выписать словосочетания, воссоздающие царство берендеев. Заполнить таблицу. Прочитать «Отрочество» (отрывки) Л.Н.Толстого Л. Н. ТОЛСТОЙ
43-45 Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола — рассказ «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения. Градация Автобиографическая проза, композиция и фабула рассказа.
Различные виды пересказа, тезисный план, сочинение-рассуждение.
Работа с иллюстрациями; рисунки учащихся.
«Читаем, думаем, спорим» - стр.97.
Л/Ш № 10, 2006 – стр.28 (Нравствен-ный конфликт в рассказе Толстого).
Л/Ш № 9, 2004 – стр.46 (Знакомство с понятием антитеза). Для домашнего чтения
Л.Н. Толстой. «Холстомер».
Прочитать рассказ «После бала». Выписать цитаты в таблицу.
Составить план статьи о М. Горьком. Ответить на вопросы. 46-47 Р/Р Сочинение по творчеству Л.Н.Толстого Сочинение по предложенному плану Легенда о Лойко и Радде Из литературы XX века
48-49 М. ГОРЬКИЙ
Основные вехи биографии писателя. Свобода и сила духа в изображении М. Горького: «Песня о Соколе», рассказ «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. Специфика песни и романтического рассказа. Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького. Афоризмы М.Горького.
М. Горький «Мой спутник» Традиции романтизма, жанровое своеобразие (песня, сказка), образ-символ.
Различные виды чтения и пересказа, цитатный план, сочинение с элементами рассуждения.
Портрет писателя.
«Лит. 1 сент.» № 2, 2004 – стр.27 (Особенности конфликта в рассказе «Макар Чудра»).
Работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, кинематографические версии ранних рассказов М. Горького.
Для домашнего чтения
М.Горький. «Сказки об Италии».
Краеведение: книжная выставка «От Нижнего Новгорода — по Руси». Дочитать р-з «Макар Чудра», выучить наизусть отрывок из «Песни о Соколе».
Составить план статьи о В.В. Маяковском. Ответ на вопросы учебника 50 В. В. МАЯКОВСКИЙ
Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям». Тоническое стихосложение.
Что вызывает неприятие Маяковского? Неологизмы, конфликт в лирическом стихотворении, рифма и ритм в лирическом стихотворении. Выразительное чтение, чтение наизусть.
Для заучивания наизусть
В.В. Маяковский. Стихотворение — по выбору.
С.А. Есенин. «Гой ты, Русь, моя родная...»
Б.Л. Пастернак. «Во всем мне хочется дойти...» Материалы литературной викторины Вечер в литературной гостиной «В.В. Маяковский — художник и актер». Краеведение: «Москва В. Маяковского». Литературная викторина по материалам конкурсных работ учащихся.
Для домашнего чтения
А.А. Ахматова. «Вечером», «Вечерние столы, часы перед столом...», «Проводила друга до передней...». М.И. Цветаева. «Генералам 1812 года».
С.А. Есенин. «Письмо матери». Б.Л. Пастернак. «Быть знаменитым некрасиво...» Написать доклад «Слово о Маяковском»*.
Выучить наизусть «Хорошее отношение к лошадям».
Инд. - наизусть «Дешёвая распродажа».
Подготовить рассказ о Тэффи. 51-52 О серьезном — с улыбкой (сатира начала XX века)
Н.А. Тэффи «Свои и чужие»; М.М. Зощенко. «Обезьяний язык». Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство; художественное своеобразие рассказов: от литературного анекдота — к фельетону, от фельетона — к юмористическому рассказу. Почему смех – дело серьёзное? Литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм (расширение представлений о понятиях). Различные виды чтения и пересказа, составление словаря лексики персонажа.
Л/Ш № 5, 1998 – стр.54 (Судьба М.Зощенко).
Портрет поэта
Портрет писателя Повторить определения видов комического, прочитать р-з «Свои и чужие», подготовить худ. Пересказ.
Составить план статьи о М.М. Зощенко, прочитать р-з «Обезьяний язык» 53 Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Яне ищу гармонии в природе...», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» — по выбору. Поэт труда, красоты, духовности. Тема творчества в лирике Н. Заболоцкого 50—60-х годов. Гармония и дисгармония Глагольная метафора, метафорический эпитет Выразительное чтение наизусть, сочинение-рассуждение.
Для заучивания наизусть
Н.А. Заболоцкий. Стихотворение — по выбору. Портрет поэта.
Кекова С.В. «Сохранив-
шие традицию» - стр.3-54. Час поэзии «Что есть красота?..». Наизусть по выбору 54 Р/Р Выразительное чтение наизусть стихотворений Н.А. Заболоцкого 55-57
В.П. АСТАФЬЕВ
Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева: рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в рассказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика. Художественная роль отступлений Рассказ
Образ рассказчика Различные виды чтения, сложный план к сочинению, подбор эпиграфа.
Портрет писателя. Выставка «На родине писателя» (по материалам периодики и произведений В.П. Астафьева).
Л/Ш № 1, 1997 – стр.129 («И близких всех душа не позабудет…»). Краеведение: выставка «На родине писателя» (по материалам периодики и произведений В.П. Астафьева).
Литературный вечер «Музы не молчали »:
А.А. Ахматова. «Нежно с девочками простились...»;
Д.С. Самойлов. «Перебирая наши даты...» др. Цитатный план рассказа «Фотография…».
Подобрать русские пословицы со словом память.
Написать эссе 58 Внеклассное чтение «Что есть красота?» Прочитать «Автобиографию» А.Т. Твардовского 59-60 А.Т. ТВАРДОВСКИЙ
Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского: «За далью — даль» (главы из поэмы). Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной — один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав. Поэтический «принцип относительности времени» Дорога и путешествие в эпосе Твардовского
Различные виды чтения, цитатный план.
Для заучивания наизусть
А.Т. Твардовский. «За далью — даль» (отрывок).
Портрет поэта, выставка произведений А.Твардовского Краеведение: о России — с болью и любовью (выставка произведений А. Твардовского).
Час поэзии «Судьба Отчизны»:
А.А. Блок. «Есть минуты, когда не тревожит...»;
В.В. Хлебников. «Мне мало нужно...»;
Б.Л. Пастернак. «После вьюги»;
земля...» и др. Прочитать главу «Сибирь». Подготовить вопросы к статье. Характеристика главы «Две кузницы» по плану.
Прочитать рассказ «Уроки французского» 61-63 В.Г. РАСПУТИН
Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки французского». Новое раскрытие темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на границы дозволенного. Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества. Композиционный приём отражения Развитие представлений о типах рассказчика в художественной прозе.
Составление словаря понятий, характеризующих различные нравственные представления, подготовка тезисов к уроку-диспуту.
Повесть В. Распутина на киноэкране
Для домашнего чтения
А. Грин. «Бегущая по волнам».
Я.В. Смеляков. «Хорошая девочка Аида». В. Шаламов. «Детский сад». В.М. Шукшин. «Гринька Малюгин», «Волки». В.Ф. Тендряков. «Весенние перевертыши». Озаглавить цитатами части рассказа.
Зад.4.
Написать сочинение «Нравственная проблематика рассказа» 64 Внеклассное чтение. В.П. Астафьев. «Ангел-хранитель». Из зарубежной литературы 65-67 У. ШЕКСПИР
Краткие сведения о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта ». Певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта » на русской сцене. Идеалы Возрождения в трагедии В.Шекспира Трагедия (основные признаки жанра).
История театра
Портрет У.Шекспира. Выставка «Ромео и Джульетта» в русском искусстве» Для домашнего чтения
Из зарубежной литературы
В. Гюго. «Девяносто третий год».
Статья о Шекспире (план).
Прочитать «Ромео и Джульетту» 68-69 М. СЕРВАНТЕС
Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземленное, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство. Определение Шеллинга «Мифологизированные герои для всего культурного человечества» Роман, романный герой.
Дискуссия, различные формы пересказа, сообщения учащихся.
Портрет писателя, иллюстрации Письменный ответ на вопрос 70 Итоговый урок