Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности Подготовка руки к письму


Негосударственное образовательное учреждение
«Разуменский детский дом»

«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель МО Зам.директора по УВР Директор НОУ
_______Богомазова Э.В ________Куценко Г.П. Разуменский детский дом
Протокол №____ «____»________2016 г. _______Негомодзянов А.Г.
от «___»______2016 г. Приказ №____
от «___»_______2016 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности
Возраст обучающихся : 5-7 лет
Общее количество часов: 64
Педагог дополнительного образования
Жданова Е.Н.
Белгородская область
2016 г.
Пояснительная записка
Выполнение программы рассчитано на 1 год обучения.
Общее количество часов - 64
Возраст воспитанников в группах – 5-8 лет.
Режим работы: 2 занятия в неделю по 1 часу.
Программа составлена специально для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с диагнозом ЗПР и умственная отсталость , основываясь на рекомендации ЦПМПК от 06.09.2016г.
Настоящая Программа разработана в соответствии:
Постановление Правительства РФ от 18.07.96 № 861 «Об утверждении порядка воспитания и обучения детей – инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях»;
2. Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
3. Постановлением Правительства РФ от 10.03. 2000 г. №212.,  23.12.2002г.,  4. Методическим письмом «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов» от 26.12.2000г;
5. Единой  концепцией  специального Федерального государственного стандарта  для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.
6. Приказ «Об утверждении порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам» от 29 августа 2013г, № 1008
7.Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г, № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации.
Программа имеет художественную направленность.
 Проблема воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики. В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» (1989) и «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей» (1993) каждому ребенку должно быть гарантировано право на развитие, воспитание и образование с учетом его индивидуальных возможностей. Положения, отраженные в этих документах, распространяются на всех детей, в том числе и детей с задержкой психического развития. Они обеспечивают правовую защиту детства, охрану здоровья, обеспечение воспитания, развития и образования детей, поддержку тех из них, которые наиболее в этом нуждаются. В целях создания условий для развития и образования детей, воспитывающихся в детском доме ,была разработана специальная рабочая программа на основе программ дошкольных образовательных учреждений для детей с задержкой психического развития.
Занятия по данной программе посещают три ребёнка 7 лет, находящиеся на домашнем обучении . Два из которых имеют диагноз ЗПР и один ребёнок диагноз- умственная отсталость в легкой степени. (заключение комиссии ЦПМПК от 06.09.2016г.)
Данная программа разработана на основе:
1.Программы «Подготовка к школе детей с ЗПР» под общей редакцией С. Г. Шевченко;
2.Программно – методические материалы (Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно – методические материалы / под ред. И.М.Бгажноковой. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 181 с.)Общее количество занятий 64 , длительность 1 час (0,5часа игры и упражнения+0,5 практическая часть)
Цели и задачи программы:
Цель:
 воздействие на  интеллектуальную, эмоциональную и творческую сферы,   формирование  личности  умственно  отсталого  ребенка, воспитание  у него положительных  навыков и  привычек.
Задачи :-  развитие аккуратности, настойчивости, самостоятельности в работе;
-   формирование целенаправленной деятельности;
-   развитие у ребёнка чувства формы и цвета предметов;
-   развитие мелкой моторики;
-   развитие графических умений;
-   развитие зрительного восприятия;
-    подготовка обучающегося к усвоению письменного начертания букв.
  Форма организации образовательного процесса:
Форма обучения – подгрупповая.
Основной, главной формой организации учебного процесса является занятие. В процессе обучения школьника с выраженным недоразвитием интеллекта  используются следующие методы и приёмы:
— совместные действия ребенка и взрослого, действия по подражанию (в основном на начальном этапе обучения и при изучении нового содержания), по образцу и самостоятельно;
— рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога предметов, картинок и т. п.;
— соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста;
 
         В ходе работы он учится слушать и выполнять инструкции педагога, правильно держать карандаш, лист бумаги на столе, называть и дифференцировать цвета, проводить разнообразные линии, с помощью трафаретов рисовать и раскрашивать геометрические фигуры.
         Во время занятий рисованием используются различные упражнения, направленные на выделение величины, формы и цвета предметов. Они связаны с игровой и предметно-практической деятельностью обучающегося.
          Большое место  отведено работе с трафаретами (шаблонами). Они  представляют собой различные геометрические фигуры, овощи, фрукты, а также буквы и цифры. Работа по обводке и раскрашиванию букв и цифр позволит лучше запомнить их.
         В ходе   занятий большая роль отводится обучению обучающегося раскрашиванию. Для него  характерна крайне небрежная раскраска, когда штрихи наносятся линиями в различных направлениях и выходящими за контур рисунка и т. д. Здесь важным моментом является индивидуальный показ педагогом приёмов раскрашивания.
          Большое внимание в работе уделяется  упражнениям, направленным на различение цветов. Очень важно научить обучающегося различать основные цвета, находить в классе предметы заданного цвета.
Текущий контроль осуществляется в течение учебного года в виде наблюдения педагога
за работой детей, оценки выполненных заданий на раздаточных листах.
Промежуточная диагностика - выставление воспитанникам оценок в диагностические карты) («отлично», «хорошо», «удовлетворительно») по критериям программы в
конце первого и второго полугодия.
Итоговая диагностика - выставление учащимся оценок в итоговые ведомости
(«отлично», «хорошо», «удовлетворительно») по результатам анализа всех промежуточных аттестаций.
Итоговой аттестацией завершается процесс образования программе.
Основные критерии оценки:
- умение правильно держать карандаш;
- развитие тонкой моторики: штриховка;
- развитие тонкой моторики: гимнастическое развитие;
- пространственные представления: ориентация на листе;
- пространственные представления: ориентация в пространстве (на собственном теле); 
Требования к уровню подготовки воспитанника:
Уметь:
-  Правильно сидеть при рисовании;
-   Правильно держать карандаш;
-   Рисовать линии в разном направлении на нелинованной бумаге;
-   Обводить по трафарету и шаблону;
-   Раскрашивать в пределах границ рисунка;
-   Штриховать в разных направлениях;
-  Рисовать геометрические фигуры по точкам и самостоятельно и на их основе знакомые предметы;
-   Уметь писать в строчке;
-   Соблюдать наклон при письме;
-   Писать элементы букв по обводке и самостоятельно;
 -  Владеть простейшим орнаментированным рисованием.
 
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ.
Программа имеет 2 содержательных раздела:
«Развитие графических умений»
(Подготовка к письму)
«Подготовка к написанию букв»
(Элементы букв)
Раздел 1.
Развитие графических умений (Подготовка к письму).
Подготовительные занятия.
Правила посадки при письме.
 Упражнения в правильном удержании карандаша.
Рисование линий на нелинованной бумаге
Рисование вертикальных линий разной длинны.
Рисование вертикальных линий по заданию.
Рисование вертикальных линий от начальной точки.
Рисование горизонтальных линий разной длинны.
Рисование горизонтальных линий по заданию.
Рисование горизонтальных линий от начальной точки.
Рисование вертикальных и горизонтальных линий по двум точкам.
Произвольное рисование наклонных линий в разных направлениях.
Рисование прямых наклонных линий в разных направлениях из одной начальной точки.
Рисование прямых наклонных линий по двум точкам.
Дорисовывание предметов знакомыми линиями.
Обводка по шаблону и трафарету, раскрашивание
Обводка по трафарету, дорисовывание и раскрашивание: овощи.
Обводка по трафарету, дорисовывание и раскрашивание: фрукты.
Обводка по шаблону и раскрашивание: огурец, помидор.
Обводка по шаблону и раскрашивание: яблоко груша.
Обводка и раскрашивание кругов.
Обводка и раскрашивание квадратов.
Штриховка
Штриховка кругов.
Штриховка квадратов.
Рисование геометрических фигур и на их основе знакомых предметов
Рисование круга.
 Рисование знакомых предметов на основе круга – мяч, шар, яблоко.
Рисование квадрата.
Рисование знакомых предметов на основе квадрата - флажки.
Рисование знакомых предметов и их раскрашивание.
Рисование геометрических фигур по тонким линиям (обводка).
Рисование геометрических фигур по ориентировочным точкам.
Орнаментное рисование
Обведение клеток по образцу.
Обведение клеток по точкам.
Рисование геометрических фигур по клеткам.
Соединение палочек в разных сочетаниях.
Рисование орнаментов из палочек и их сочетаний.
Рисование орнамента из геометрических фигур.
Составление из обведенных клеток орнаментов.
Рисование орнаментов из палочек и их сочетаний в строчке.
Подготовка к написанию букв (Элементы букв)
Написание наклонных коротких палочек.
Написание наклонных длинных палочек. Написание палочек с закруглением внизу.
Написание палочек с закруглением вверху.
Написание овалов.
Написание полуовалов.
Закрепление по теме: «Написание элементов букв».
 
Учебно-методические средства обучения:
 
1.Программно – методические материалы (Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно – методические материалы / под ред. И.М.Бгажноковой. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 181 с.) 
Литература:
1. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева, - М.: «Просвещение», 20052. «Программно-методические материалы для подготовки к школе детей с задержкой психического развития (ЗПР)» под ред. С.Г.Шевченко - М.: Школьная Пресса, 2005
3. «Дидактические игры в детском саду» Бондаренко А.К- М.: «Просвещение», 1991
4. «Дидактические игры и упражнения» Катаева А.А.,Стребелева Е.А – М.:»Бук-Мастер», 1993
5. «Учите играя» Максаков А.И., Тумакова Г.А – М.: «Просвещение»,1983
6. Кинаш Е.А. Подготовка к письму детей с отклонениями в развитии. – М.Парадигма, 2010.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕК ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п Наименование раздела и темЧасы учебного времениДатаПримечание1 четверть(18 часов)
1-2 Рисование вертикальных линий разной длины «Дождик» 2  
3-4 Рисование вертикальных линий по заданию. «Дорожки» 2  
5-6 Рисование вертикальных линий «Бабочки и цветы» «Капельки дождя» 2  
7-8 Рисование горизонтальных линий разной длины. «Тропинки» 2  
9-10 Рисование горизонтальных линий по заданию. «Ступеньки» 2  
11-12 Рисование горизонтальных линий от начальной точки. « В гости».
2  
13-14 Рисование ломаных линий. «Лесенка» «Зигзаг»
  2  
15-16 Произвольное рисование наклонных линий в разных направлениях. «Листопад» 2  
17 Рисование прямых наклонных линий в разных направлениях из одной начальной точки. «Солнышко» 1    
2 четверть(14 часов)
19-20 Рисование прямых наклонных линий точкам. «Флажок» 2  
21-22 Дорисовывание предметов знакомыми линиями. «Ёлочка», «Домик» 2  
23-24 Обводка по трафарету, дорисовывание и раскрашивание: овощи. 2  
25-26 Обводка по трафарету, дорисовывание и раскрашивание: фрукты. 2  
27-28 Обводка по шаблону и раскрашивание: огурец, помидор.
Самостоятельная работа. 2  
29-30 Обводка по шаблону и раскрашивание: яблоко груша. 2  
31 Рисование знакомых предметов на основе круга – мяч, шар, яблоко.
  1  
3 четверть(20 часов)
32-33 Рисование знакомых предметов на основе круга – мяч, шар, яблоко. 2  
34-35 Рисование квадрата. 2  
36-37 Рисование знакомых предметов на основе квадрата - флажки. 2  
38-39 Рисование знакомых предметов и их раскрашивание. 2  
40-41 Рисование геометрических фигур по ориентировочным точкам. 2  
42-43 Орнаментное рисование
Обведение клеток по образцу. 2  
44-45 Обведение клеток по точкам. 2  
46-47 Рисование геометрических фигур по клеткам. 2  
48 Соединение палочек в разных сочетаниях. 1  
4 четверть(17 часов)
49-50 Рисование орнаментов из палочек и их сочетаний. 2  
51-52 Рисование орнамента из геометрических фигур. 2  
53-54 Составление из обведенных клеток орнаментов. 2  
55-56 Рисование орнаментов из палочек и их сочетаний в строчке. 2  
57-58 Написание наклонных коротких палочек. 2  
59-60 Написание наклонных длинных палочек. Написание палочек с закруглением внизу. 2  
61-62 Написание палочек с закруглением вверху. 2  
63 Написание овалов.
  1  
64 Написание полуовалов. Закрепление по теме: «Написание элементов букв». 1