Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа художественной направленности «Не ждали…»

Управление по образованию и науке Администрации г.Сочи
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр внешкольной работы» г. Сочи

Принята на заседании Утверждаю: педагогического совета Директор МБУ ДО ЦВР от « 29 августа» 2016 г ______Папантонио Л.К. Протокол № 1


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности
«Не ждали»

Уровни программы: базовый
Срок реализации программы: 2 года ( 432 часа)
Возрастная категория: от 7 до 15 лет
Вид программы: авторская


Автор-составитель: Сологаева Инна Владимировна,
педагог дополнительного образования





Сочи 2016
Пояснительная записка
Общая характеристика программы:
образовательная направленность, в рамках которой реализуется программа – художественная;
возраст обучающихся -7-15 лет;
срок реализации данной программы -2 года.

Театр – институт познания и самовыражения через художественные образы, воплощаемые и творимые живым человеком в конкретном месте и времени, в присутствии и в сопричастности с живыми людьми. Личность – общество – мир, и все вместе – театр. Ролевое познание мира, вырабатывание навыков общения со сверстниками и взрослыми, навыков партнерства, умение действовать в жизненных ситуациях осваивает каждый из нас в разное для себя время в одиночку или ведомый наставниками. Познание себя и среды – неизбежное составляющее любого театрального опыта. Вновь открытое и ощущенное, коль скоро в игру вступает театр, должно быть реализовано и публично выявлено.
Образовательная программа «Не ждали» является дополнительной образовательной программой художественной направленности, предполагает базовый уровень усвоения знаний и практических навыков.
Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми актами:
Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Письмо Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г. № 06-1844);
Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;
Распоряжение Правительства РФ от 24 апреля 2015 г. № 729-р «План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей» (п.12, 17, 21);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН
2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей».
Новизна программы. Программа носит интегрированный характер, все предметы органически взаимосвязаны, каждый предыдущий дополняет и расширяет последующие, совершенствуя и оттачивая навыки и мастерство.
В дополнительную общеобразовательную программу внесены изменения с учетом развития науки, техники, культуры, технологий и социальной сферы. В раздел «Методическое обеспечение» включена новая тема: экскурсия «Зимний театр. Прошлое и настоящее». Применение информационно-коммуникационных технологий дополняет традиционные формы работы, позволяет расширить методические возможности, придать занятиям современный уровень. На занятиях используются следующие средства обучения: видеоряд, где демонстрируются фрагменты записей спектаклей, художественные, документальные фильмы; литературный ряд, где используются информативные тексты, отрывки стихотворений, прозы; презентация в Power Point - форма подачи материала в виде слайдов, мультимедийные демонстрации, Применение данных технологий позволяет учащимся результативно выступать на конкурсах различного уровня, формирует опыт творческой деятельности. За счет внедрения новых форм обучения к активному творческому процессу привлекаются не только учащиеся, но и родители. С использованием программ видеозаписи фиксируется деятельность учащихся. Одним из главных эффектов от этой деятельности является то, что ученики самостоятельно анализируют свои выступления, а также могут не пассивно, а творчески общаться с видеоматериалом.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию театрального искусства, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит театральному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Программа ориентирует на определенную доминанту в работе с детьми. Это эффект удивления, открытия, который они создают в процессе представлений, встреч со зрителями, а также испытывают сами в ходе репетиций. В программе отражено своеобразие начального периода специальной подготовки освоения художественной профессии с учётом особенностей подросткового возраста. Программа предполагает поступательность в познавательной деятельности каждого учащегося и всей группы, обеспечение динамики и последовательности в приобретении знаний.
Именно театральная выразительность, атмосфера спектакля наиболее ярко проявляет все достоинства и недостатки театрального коллектива. И не столько в области театральной, сколько в человеческой. Именно поэтому воспитательный и образовательный процесс в нашем объединении тесно взаимосвязаны.
Для успешного обучения и воспитания детей в программе используются важнейшие дидактические принципы театральной педагогики. Самым главным принципом обучения является принцип эмоциональной драматургии занятий. Прежде всего, это создание атмосферы увлечённости, участие детей в создании театрального образа, познание театра через собственные действия. Принцип систематического и последовательного обучения включает такие требования, как изложение учебного материала от простого к сложному, от легкого к трудному. В основе концепции программы лежит принцип учета возрастных особенностей, принцип индивидуализации, позволяющий раскрыть способности и дарования каждого ребёнка, составляющие его творческую индивидуальность.
Обучение детей по данной программе помогает им в профессиональном самоопределении, формировании определенных знаний, умений и навыков, в развитии творческой индивидуальности каждого ребенка.
Цель программы:
- развитие творческой личности, способной к самореализации и интеграции в систему мировой и отечественной культур;
- формирование профессиональных умений и качеств, ориентация на выбор профессии в соответствии со своими способностями;
- воспитание социально-значимых личностных качеств.

Поставленные цели могут быть реализованы с помощью следующих задач:
Образовательные:
многостороннее развитие способностей детей;
овладение основами актерского мастерства, театральных игр, сценической речи, сценического движения, пластики, психотехники;
применение полученных знаний и умений в создании сценического образа, разработка голосоречевого аппарата, развитие диапазона и силы голоса, приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям;
Развивающие:
- развитие артистических способностей, эмоциональных качеств у учащихся.
- развитие внимательности и наблюдательности, творческого воображения и фантазии через этюды и упражнения.
- развитие общего культурного уровня, театрального вкуса, культуры анализа театральных впечатлений.
- формирование адекватной оценки круга жизненных явлений, человеческих взаимоотношений, конфликтов, поступков, характеров;
Воспитательные:
- воспитание коллективизма, требовательности к себе и другим, чувства взаимопомощи и трудолюбия;
- создание обстановки неформального духовного общения и эмоционального благополучия;
- воспитание стремления к познанию, высокой требовательности к своей работе, активного творческого участия в создании художественного результата;
- воспитание доброжелательности, нравственных качеств по отношению к окружающим, ответственности перед зрителем.
- укрепление психического и физического здоровья;
эстетическое воспитание, культура;
формирование творческой активности.

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих
Данная программа комплексная, содержит 7 предметов и имеет художественное направление:
Основы актерского мастерства –2 года обучения (1-2-ой);
Театральные игры – 1 год обучения;
Пластика – 2 года обучения (1-2-ой);
Сценическая речь – 2 года обучения (1-2-ой);
История театра – 2 года обучения (1-2-ой);
Работа над пьесой (постановочная работа) –2 года обучения (1-2-ой);
7. Сценическое движение- 1 год обучения.
Возраст учащихся, обучающихся в объединении – от 7 до 15 лет. Набор осуществляется с предварительного выявления задатков и склонностей детей к театральному творчеству. Отбор осуществляется на основании прослушивания и тестирования.
Срок реализации образовательной общеразвивающей программы 2 года.


Формы и режим занятий
Продолжительность занятий в неделю с группой 1-го года обучения ( учащиеся 8-12 лет) составляет 6 часов – 2 раза в неделю по 3 часа (групповые занятия по актерскому мастерству, сценической речи, ритмопластике, истории театра, театральные игры, постановочная работа).
Общее количество учебных часов в год – 216. На 2-ом и 3-ом году обучения ( учащиеся 10-15 лет) продолжительность занятий в неделю 2 раза по 3 часа (из них 4 часа составляют групповые занятия по пластике, сценическому движению, истории театра, постановочная работа; а 2 часа – индивидуальные занятия по основам актерского мастерства и сценической речи). Общее количество учебных часов в год – 216.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Основным образовательным результатом обучения является развитие творческих способностей, формирование умений, навыков, усвоений знаний по специальным курсам, а также формирование социально-значимых качеств учащегося.
Базовый уровень 1- год обучения предполагает введение в курс «Основы сценического искусства, теоретическое овладение понятиями и терминологией, овладение элементарными навыками сценического мастерства, практическое применение знаний и умений в постановке этюдов, творческие показы, участие в концертах, праздничных представлениях, проводимых в ЦВР г.Сочи. В завершении обучения проводится отчетный показ инсценированных стихов, сказок, миниатюр или музыкально-литературных композиций.
По окончании обучения учащиеся должны знать:
основные виды и жанры театрального искусства, устройство современного театрального здания, древнейшие племенные обряды, театральные маски разных эпох;
основные пункты театральной этики Станиславского, основные элементы сценического действия (внимание, воображение, мышечная свобода, фантазия);
основные средства выразительности речи, правила правильного дыхания и звучания голоса;
игры и упражнения по курсу «Театральные игры»;
значение пластики как элемента оздоровления.

По окончании курса учащиеся должны уметь:
применять свои знания по актерскому мастерству в процессе постановки этюдов, упражнений, импровизаций;
выполнять упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика), упражнения для развития силы голоса и тренировки дыхания, вибрационный массаж;
правильно выполнять комплекс упражнений на разминку, настройку и разогревание тела, упражнения на релаксацию и координацию движений по курсу «Пластика».

Базовый уровень 2 года обучения предполагает работу над постановкой одноактной или небольшой по объему пьесы, разработку характеров героев, применение полученных знаний и совершенствование навыков сценического мастерства.
По окончании курса обучения учащиеся должны знать:
связь древнего язычества с театром, особенности культуры Древнего Востока, хоровое искусство античного театра, основные сюжеты и темы древнеримской драматургии, сюжеты западноевропейского церковного театра, темы комедий, основные мизансцены театра французского классицизма, истоков русского театра;
значение пластики в постижении актерского мастерства, роль релаксации и концентрации внимания в тренинге, значение координации и равновесия в пластике;
значение сценического движения для обретения уверенности на сцене, правила техники безопасности на занятиях, особенности сценических кувырков и падений, технику кувырков, прыжковую технику;
роль сценической речи в художественной системе театра, мастеров художественного слова в Русском театре, законы живой речи на сцене, орфоэпические нормы русского языка, фонетические нормы русского языка, правила логики речи, возникновение и развитие искусства художественного слова, этапы работы над художественным произведением;
основные положения системы Станиславского, элементы внутренней техники актера, роль сценического действия в сценическом искусстве, этапы процесса оценки, понятие темпо-ритма, основные этапы работы актера над ролью, особенности работы над малыми театральными формами;
основные этапы работы над одноактной пьесой, понятие событийного ряда, конфликта, атмосферы и исторического времени спектакля, понятие «драматургический этюд», этапы работы над образом.
По окончании обучения учащиеся должны уметь:
задавать вопросы, сравнивать, анализировать, т.е. овладевать навыками поисковой, исследовательской работы по разделу «Беседы о театре»;
правильно выполнять комплекс пластических упражнений на разогрев тела, концентрацию внимания, релаксацию, координацию движений и равновесие, создавать при помощи пластики предметы, явления природы, кукол и животных, передавая различные состояния человека и окружающего мира;
правильно выполнять разминку по сценическому движению, элементы акробатики (кувырки, прыжки), упражнения на равновесие и концентрацию движений, сценические падения;
выполнять упражнения на дыхание, дикцию, на развитие голоса и речи, правильно делать логический разбор текста роли, применять правила орфоэпии, самостоятельно работать над текстом роли, подчинять все элементы техники звучания голоса действию;
применять знания элементов сценического действия при работе над этюдами, инсценировками, владеть элементами внутренней техники актера на основе учения Станиславского, самостоятельно работать над ролью (характеристика, внешний облик, биография).

Формы подведения итогов реализации
программы
Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля:
1) Стартовый контроль. Выявление уровня подготовленности и способностей учащихся. Проходит в форме игрового занятия. Определяется наблюдательность, быстрота реакции, умение работать в коллективе, ритмичность, пластичность, дикция и сила голоса, а также проводится тестирование.
2) Текущий контроль. Каждый учащийся имеет зачётную тетрадь, где педагог выставляет оценки на каждом занятии по пройденной теме. В содержании программы каждая тема включает практику и контроль.
3) Промежуточный контроль показ театрализованного представления на зрителя. Результат оценивается учащимися и педагогом.
4) Итоговый контроль. Показ спектакля на зрителя. Закрепление приобретённых навыков актёрского мастерства, пластики и сценической речи.
В конце года проводится тестирование по теоретическим предметам беседы о театре, теория актёрского мастерства, диагностика личностного роста и продвижения.
Формами подведения итогов по разделам «Актёрское мастерство», «Сценическая речь», «Постановочная работа» являются: открытые уроки, выступления, концерты, спектакли на городских, районных, краевых и международных фестивалях театрального искусства.
Критерии оценки личностных достижений учащихся в ходе освоении программы:
1. Знания, умения, навыки в рамках овладения теорией и практикой по предметам.
2. Преобразования в ценностных ориентациях учащихся.
3. Активность личности в самореализации (мотивация, самооценка, творческий потенциала.

Учебно-тематический план занятий базового уровня обучения
1 год обучения

Названия разделов
Количество часов



Всего
Теория
Практика

1
Вводное занятие.
3
3
-

2
Беседы о театре.
35
17
18

3
Театральные игры.
55
5
50

4
Актерское мастерство.
36
3
33

5
Сценическая речь.
25
5
20

6
Ритмопластика.
29
-
29

7
Постановочная работа.
30
4
26

8
Итоговое занятие.
3
3
-

Итого:
216
40
176



Содержание программы
1. Вводное занятие.
Знакомство с объединением, его традициями, особенности занятий в театральном коллективе. Формирование интереса у детей к театральному искусству, создание положительной мотивации. Выявление уровня подготовленности и способностей учащихся .
2. Раздел «Беседы о театре».
Тема 1. Теория: Особенности театрального искусства, его отличия от других видов искусств, коллективность творчества, синтетический характер.
Практика и контроль: упражнения и игры на закрепление полученных знаний.
Тема 2. Теория: Виды театрального искусства (драматический, музыкальный – опера, балет, оперетта), кукольный театр.
Практика и контроль: разыгрывания – импровизации сказок с куклами.
Тема 3. Театр снаружи и изнутри. Теория: Устройство зрительного зала, здания театра и сцены.
Практика и контроль: упражнения и игры «Театральный словарь»; игры-занятия «Путешествие с театральным билетом».
Тема 4. Рождение спектакля. Теория: создатель спектакля, театральные профессии – актёр, режиссёр, художник, композитор.
Практика и контроль: Игра – занятие «О чём рассказала театральная программка».
Тема 5. Культура зрителя. Теория: Поведение в театре, на концерте, зритель – соучастник процесса создания спектакля.
Практика и контроль: Игра – занятие «Что можно взять с собой в театр?»
Тема 6. Теория: Искусство и игра – общее и различное.
Практика: Сюжетно-ролевые игры «Машина времени», «Ожившая картина».
Тема 7. Теория: Виды и жанры искусства.
Практика и контроль: Закрепление полученных знаний в играх и этюдах. Коллоквиум «Театральный словарь».
Тема 8. Теория: Зрелищные искусства.
Практика: Игры на закрепление знаний «Скульптор и глина», «Ассоциативный ряд».
Тема 9. Теория: Устройство современного театрального здания.
Практика: Изготовление макетов сцены и декораций к спектаклю.
Тема 10. Теория: Древнейшие племенные обряды. Обряды разных народов.
Практика: Разыгрывание обряда поклонения Яриле.
Тема 11. Теория: Фольклорные сказки, национальные праздники и обряды.
Практика: Игра-занятие – разыгрывание русского обряда «Проводы русской зимы».
Тема 12. Теория: Театральные маски (языческие, древнегреческие, древнеримские, средневековые, эпохи Возрождения, маска Петрушки в русской и украинской кукольной комедии).
Практика и контроль: Разыгрывание русской комедии в маске Петрушки.
3. Раздел «Театральные игры»
Тема 1. Игры на знакомство.
Практика: Игры и упражнения - «Знакомство-дразнилка», «Растущие цепочки», «Встречи на перекрестке», «С ветки на ветку».
Тема 2. Игры на произвольное внимание.
Практика: Игры и упражнения - «Летает – не летает», «Крэо-кроу», «Зеркало-елочка», «Счетная машинка», «Круг внимания» и др.
Тема 3. Игры и упражнения на воображение и фантазию.
Практика и контроль: игры «Существительное + прилагательное», «Цепочка», «Живые вещи», «Диагональ», «Соноскоп», «Пристройка» и др.
Тема 4. Игры на чувство партнера и общение.
Практика и контроль: игры и упражнения - «Поменяться местами в кругу», «Сесть согласно числам дней рождения, «Диспетчер» и др.
Тема 5. Игры на развитие памяти и наблюдательности.
Практика и контроль: игры и упражнения - «Что изменилось?», «Скульптура», «Наблюдательность», «На одну букву», «Сантиметр», «Волшебная чаша» и др.
Тема 6. Игры-упражнения на развитие актерской смелости и навыков точного копирования партнера.
Практика и контроль: игры и упражнения - «Звучащие игрушки», «Диагональ», «Повтори за мной», «Эстафета движений» и др.
Тема 7. Игры развивающие.
Практика: Игры подвижные, хороводные, игры в помещении, со словами, конкурсы.
Тема 8. Сюжетно-ролевые игры.
Практика: Сюжетно-ролевая игра «В замке спящей красавицы».
Тема 9. Игры на действия с воображаемыми предметами.
Практика: Игры-упражнения «Где мы побывали, что мы делаем, не скажем».
Тема 10. Характер персонажа в импровизированной сюжетной игре.
Практика и контроль: Сюжетная игра «Фантазии о», «Моя сказка».
Тема 11. Передача игрового образа с помощью движения, интонации, мимики.
Практика: Импровизации героев русских народных сказок.
Тема 12. Импровизации – инсценировки русских народных сказок.
Практика и контроль: игры-драматизации «Колобок», «Теремок», «Курочка ряба».
4. Раздел «Актёрское мастерство»
Тема 1. Теория: Сценическое внимание, его определение.
Практика: Комплекс игр и упражнений по развитию сценического внимания.
Тема 2. Теория: Три круга сценического внимания: малый, средний и большой.
Практика и контроль: игры-занятия «Весёлые обезьянки», «Вышивание», «Внимательные матрёшки».
Тема 3. Теория: Сценическое воображение. Определение.
Практика: упражнения на тренировку способностей создавать то, чего нет, или фантазировать – «Я – скульптор, а моя рука – глина», «Чугунный шар», «Скудельный шар», «Замороженный», «Суета», «Переход», «Диалог ногами» и др.
Тема 4. Теория: Сценическое общение, как взаимодействие партнёров, слушание партнёра.
Практика и контроль: игры и занятия - «Телепаты» и «Кругосветное путешествие».
Тема 5. Теория: Освобождение мышц.
Практика: упражнения, помогающие снять напряжение, мышечный зажим, «освободить» тело, сделать его легким и послушным – «Взрыв», «Ртутный шарик» и др.
Тема 6. Настройка.
Практика: Приветствие, состоящее из хлопков в определенном ритме.
Тема 7. Разогрев
Практика: Комплекс упражнений «от головы к ногам»
Тема 8. Релаксация
Практика: Комплекс упражнений на расслабление – «От движения к неподвижности», «Расслабление-напряжение», «Игра с тряпичной куклой» и др.
Тема 9. Внимание
Практика: Комплекс упражнений на длительное удержание внимания – «Точка», «Звезда», «Превращение части тела», «Мягкая рука», «Ладушки» и др.
Тема 10. Координация движений и равновесие
Практика: Комплекс упражнений, позволяющих контролировать свое тело – «Неудобная поза», «Парное, или маленькое зеркало», «Тень», «Медведи в клетке», «Ёжик», «Подарок».
Тема 11. Движение и музыка
Практика: Упражнение на воспитание чувства ритма - «Образы, навеянные музыкой», «Ритмический рисунок», «Стоп-кадр», «Тело-звук», «Разная музыка – разное тело», «В стране цветов», «Заколдованный лес».
5. Раздел «Сценическая речь»
Тема 1. Теория: Анатомия и физиология речевого аппарата. Гигиена речевого аппарата.
Практика: Разучивание комплекса упражнений по артикуляционной гимнастике.
Тема 2. Разогрев тела.
Практика: упражнения для шеи и головы, упражнения для плеч, бедер, ног, упражнения на растяжку мышц.
Тема 3. Дыхательная разминка.
Практика: Комплекс игр по обучению верному смешанно-диафрагматическому дыханию.
Тема 4. Вибрационный массаж.
Практика: Массаж и разогрев мышц, участвующих в голосообразовании, способствуя вольному, свободному течению звука.
Тема 5. Дикция. Теория: Понятие дикции и её значение для актёра.
Практика и контроль: упражнение для совершенствования навыков, чёткого произношения звуков.
Тема 6. Рождение звука.
Практика: Комплекс упражнений для губ и языка.
Тема 7. Интонация.
Практика: Упражнения и игры на произношение фраз с разными интонациями (грустно, радостно, удивлённо, сердито).
Тема 8. Активное использование междометий, слов, фраз, стихов и поговорок.
Практика: Упражнения на умение подбирать к словам слова-действия и слова противоположные по значению, совершенствование навыков чёткого произношения.
Тема 9. Развитие диапазона голоса.
Практика: Тренировка свободного звучания с мягкой атакой. Упражнения на силу звучания голоса и диапазон – «Больной зуб», «Капризуля», «Колокольчики», «Колыбельная».
Тема 10. Работа над стихотворением.
Практика: Выбор материала, идейно-тематический анализ, работа над текстом, работа над дикцией.
Контроль: Исполнение стихотворения на зрителя.
Тема 11. Работа над басней.
Практика: Выбор материала, идейно-тематический анализ, работа над текстом, интонацией и дикцией.
Контроль: Исполнение басни на зрителя.
6. Раздел «Ритмопластика»
Тема 1. Разминка.
Практика: комплекс упражнений на разогревание тела, подготовка к дальнейшей работе и концентрация внимания.
Тема 2. Движение и музыка.
Практика: игры-импровизации под музыку, передающие её характер и настроение: «Самолёты и бабочки», «Осенние листья», «Первая потеря», «Огонь и лёд», «Пальма».
Тема 3. Снятие мышечного зажима.
Практика: Упражнения на умение владеть своим телом, попеременно напрягать и расслаблять различные группы мышц: «Муравьи», «Буратино и Пьеро», «Баба яга», «Насос и кукла», «Снеговик», «Марионетки», «Гипнотизёр».
Тема 4. Ритм и координация движений.
Практика: упражнения и игры на чувство ритма, быстроту реакции и координацию движений: «Не ошибись», «Поймай хлопок», «Голова или хвост», «Ритмический этюд».
Тема 5. Пластическая импровизация.
Практика: Упражнения-импровизации под музыку: «Умирающий лебедь», «Снежинки», «Факир и змеи», «Осенние листья».
Контроль: Создание образов живых существ с помощью пластики, жеста и мимики. Выступление перед зрителями.
Тема 6. Тренинг по актёрскому мастерству. Практика: Комплекс упражнений по актёрскому мастерству – «Скульптор и глина», «Выращивание живого» и д.р.
Тема 7. Театральная этика Станиславского
Практика: Упражнения и игры на закрепление полученных знаний.
Тема 8. Восприятие и наблюдательность. Практика: упражнение на произвольное внимание. Тренировка органов чувств (зрения, слуха, осязания). Упражнения на развитие восприятия. Контроль: Пронаблюдать за незнакомым человеком, а затем показать его.
Тема 9. Теория: Понятие этюда (определение).
Практика: Выполнение простейших этюдов.
Тема 10. Теория: Предлагаемые обстоятельства (определение).
Практика: Ознакомление с понятием «Если бы» в процессе работы над этюдами.
Тема 11. Действия с воображаемыми предметами.
Практика: Упражнения и этюды с воображаемыми предметами «День рождения», «Уборка», «Превращение предмета» и др.
Тема 12. Работа над ролью.
Практика: Характеристика образа-роли, внешний облик, пластика, речевая характеристика.
Контроль: представление биографии героя.
7. Раздел «Постановочная работа»
Тема 1. Инсценировка по сказке.
Теория: Понятие инсценировки, прочтение и обсуждение.
Практика: Игры – драматизации на темы знакомых сказок.
Тема 2. Идейно-тематический анализ инсценировки.
Теория: Понятие завязки, кульминации, развития и развязки сюжета.
Практика и контроль: Определение вместе со всей группой завязки, кульминации, развития, развязки сюжета инсценировки.
Тема 3. Этюд.
Теория: Понятие этюда.
Практика и контроль: Этюды на заданную тему, проигрывание отдельных сцен инсценировки в этюдном порядке.
Тема 4. Музыкальное и шумовое оформление спектакля.
Практика: подбор музыкальных отрывков и шумов.
Тема 5. Декорации, бутафория и костюмы.
Практика: Изготовление элементов декораций, лепка, разукрашивание и оформление бутафории, пошив костюмов.
Тема 6. Работа над спектаклем - инсщенировкой.
Практика: Постановка спектакля по картинам.
Контроль: Показ спектакля зрителям.
Тема 7. Работа над ролью.
Практика: Пробы на роли в этюдном порядке. Определение характеров и пластики действующих лиц, язык действующих лиц.
Тема 6. Контроль: Просмотр видеозаписи спектакля, обсуждение, оценка.
8. Итоговое занятие.



Базовый уровень- 2 год обучения
Цель – формирование индивидуальных качеств, воспитание общей эстетической культуры, развитие творческого потенциала.
Задачи:
создание условий для развития личности;
профилактика асоциального поведения;
укрепление психического и физического здоровья;
развитие и формирование навыков коллективной работы и творческой дисциплины;
освоение метода игрового существования.

Учебно-тематический план занятий базового уровня обучения
2 год обучения


Названия разделов
Количество часов



Всего
Теория
Практика

1
Вводное занятие.
3
3
-

2
Беседы о театре.
30
16
14

3
Пластика.
39
9
30

4
Сценическая речь.
46
16
30

5
Актерское мастерство.
48
13
35

6
Постановочная работа.
50
10
40

Итого:
216
67
149





Содержание программы
1. Вводное занятие.
Задачи и план работы на учебный год. Подведение итогов работы за прошедший год, определение дней и времени индивидуальных и групповых занятий. Определение условий реализации намеченного плана работы. Инструктаж по технике безопасности.
2. Раздел «Беседы о театре»
Тема 1. Теория: Культура Древнего Востока. Египетские мистерии. Мифологические герои.
Практика: Ролевая игра «Миф об Осирисе»
Тема 2. Теория: Древнегреческая культура и древнегреческий театр. Хоровое искусство античного театра.
Практика: Просмотр слайд-фильма «Театр Эллады»
Контроль: Дискуссия «Сократовский диалог».
Тема 3. Теория: Культура и театр древнего Рима. Римская поэзия и драматургия.
Практика: Игра-драматизация «Древнеримские цитаты»
Тема 4. Теория: Культура и театр Средневековья. Западноевропейский церковный театр. Литургическая драма.
Практика: Игра-драматизация «Библейские сюжеты»
Тема 5. Теория: Культура и театр эпохи Возрождения. Герои комедии дель арте: Арлекин, Бригелла, Сорветта, Панталоне, Доктор, Капитан.
Практика: Сюжетная игра на основе комедии дель арте.
Тема 6. Теория: Театр французского классицизма. Эстетика классицизма. Канонические позы и мизансцены.
Практика: Игра на построение мизансценны «Скульптор и глина».
Тема 7. Теория: Драматургия Лопе Де Вега. Основные темы в творчестве драматурга Испанского Возрождения, литературный стиль автора.
Практика: Ролевая игра по мотивам произведения Лопе Де Вега.
3. Раздел «Пластика».
Тема 1. Разминка и настройка
Практика: Разогрев тела, концентрация внимания, ориентировка на движение вперед и создание чего-то нового.
Тема 2. Разогрев тела.
Практика: Комплекс упражнений от головы к ногам – «построить позвоночник», «растирание», «гимнастическая разминка».
Тема 3. Релаксация
Практика: Новый комплекс упражнений на расслабление – «Марионетка», «Пьяный танец» и др.
Тема 4. Рождение пластического образа:
Практика: Упражнения на координацию движений и равновесие. Упражнения на движение под музыку «Персонаж и музыка», «Пластические импровизации» и др.
Тема 5. Освоение пространства
Практика: Упражнения «Разное тело в разной среде», «Импульс», «Мысль-движение-эмоция».
Тема 6. Создание образа
Практика: Создание учащимися при помощи пластики предметов, явлений природы, кукол и животных, передавая различные состояния человека и окружающего мира.
4. Раздел «Сценическая речь»
Тема 1. Теория: Речевое искусство русского театра. Роль сценической речи в художественной системе театра. Слово на сцене в эпоху классицизма.
Практика: Прослушивание аудиокассет с записью литературно-художественных произведений в исполнении известных актёров. Обсуждение.
Тема 2. Теория: Законы живой речи на сцене. Речевое общение. Коммуникативность – главная функция речи. Основные закономерности общения как речевого действия.
Практика: Просмотр видеозаписи спектакля туапсинского Театра юного зрителя. Обсуждение.
Тема 3. Теория: Возникновение и развитие искусства художественного слова. Устное народное творчество. Авторские чтения.
Практика: Просмотр видеофильма «Маленькие трагедии» по произведению А.С. Пушкина с последующим обсуждением.
Контроль: Викторина искусства художественного слова.
Тема 4. Теория: Анатомия и физиология речевого аппарата. Два отдела речевого аппарата. Гигиена речевого аппарата. Теория голосообразования.
Практика: Упражнения на развитие и постановку дыхания.
Тема 5. Дыхание, голос. Типы и виды дыхания, дыхание и звук.
Практика: Упражнения для тренировки для смешанно-диафрагматического типа дыхание, на умелое пользование своими резонаторами.
Тема 6. Теория: Постановка речевого голоса. Резонаторы. Регистры. Центральное звучание голоса. Роль слуха в воспитании речевого голоса.
Практика: Приёмы самомассажа, приёмы тренировки речевого голоса.
Тема 7. Теория: Дикция. Гласные и их роль в звучании слова. Согласные звуки, их значение для формирования слова. Классификация согласных.
Практика: Артикуляционная гимнастика. Упражнения со скороговорками.
Тема 8. Комплексная система упражнений для развития голоса и речи.
Практика: Упражнения по речи и голосу, выполняемые с мячом, скакалкой, палкой, стульями и.т.д. Освоение комплексной системы упражнений для тренировки и развития голоса.
Тема 9. Русские народные сказки.
Теория: Специфика исполнения русских народных сказок. Местный колорит. Диалект.
Практика: Работа над произведением.
Контроль: Исполнение русской народной сказки на зрителя.
5. Раздел «Актерское мастерство»
Тема 1. Теория: Основные положения системы Станиславского. Действия – основа сценического искусства.
Практика: Проработка линии действия отдельных персонажей на материале конкретного произведения.
Тема 2. Теория: Основные разделы системы Станиславского. Работа актёра над собой: воспитание качеств, необходимых для правдивого действия на сцене.
Практика: Комплекс упражнений, направленный на оттачивание актёрского мастерства.
Тема 3. Теория: Реалистические традиции актёрского искусства. Искусство переживания и искусство представления.
Практика: Посещение спектакля с последующим обсуждением.
Контроль: Викторина «В гостях у Мельпомены».
Тема 4. Элементы внутренней техники актера.
Практика: Упражнения и этюды на отработку элементов внутренней техники актёра; игры.
Тема 5. Сценическое внимание.
Теория: Виды внимания, круги внимания. Виды созерцания.
Практика: Упражнения на развитие внутреннего внимания. Упражнения на сосредоточение внимания и все виды созерцания.
Тема 6. Мышечная свобода. Мышечные зажимы. Лицо – средоточие «психической» мускулатуры.
Практика: Упражнения на распределения мышечной энергии, на нагрузку, расслабление и тонизацию мышц.
Тема 7. Воображение. Виды воображения. Особенности сценического воображения.
Практика: Этюды на память физических действий с воображаемыми предметами.
Тема 8. Сценическое отношение. Виды сценического отношения.
Практика: Упражнения на отношения, возникающие в процессе сценической жизни образа. Упражнение на отношение к предмету, как к чему-то другому.
Тема 9. Работа актера над ролью. Место роли в будущем спектакле.
Практика: Характеристика, внешний облик и биография героя.
Контроль: Развивающая игра «Мой персонаж»
6. Раздел «Постановочная работа»
Тема 1. Прочтение сценария театрализованного представления.
Практика: Обсуждение и определение вместе со всей группой завязки, кульминации, развязки сюжета.
Тема 2. Идейно – тематический анализ театрализованного представления.
Практика: Определение темы, идеи, событийного ряда и конфликта в театрализованном представлении.
Тема 3. Драматические этюды.
Практика: Игры-драматизации по произведениям А.С. Пушкина.
Тема 4. Сфера диалога и сфера игры.
Практика: Ролевые игры-диалоги.
Тема 5. Работа над ролью в театрализованном представлении.
Практика: Создание речевых характеристик персонажа через анализ текста. Речевое поведение персонажа.
Тема 6. Осмысление эпизодов.
Практика: Проигрывание отдельных сцен и эпизодов в этюдном порядке. Пробы на роли в этюдном порядке.
Тема 7. Работа над театрализованным представлением.
Практика: Постановка театрализованного представления по картинам.
Тема 8. Музыкальное и шумовое оформление спектакля.
Практика: Подбор музыкальных отрывков и шумов.
Тема 9. Декорации, бутафория и костюмы.
Практика: Изготовление элементов декораций, бутафории, пошив костюмов.
Тема 10. Контроль: Показ театрализованного представления зрителям.

Методическое обеспечение образовательной программы
Реализация этой программы способствует формированию коллектива, для которого характерна атмосфера доверия, дружбы, взаимопомощи. Основные формы работы объединения - фронтальные, групповые, индивидуальные. По мере необходимости на индивидуальные занятия допускается большее количество детей.
Другими формами работы являются: участие в семинарах и фестивалях театральных коллективов, выступления на концертах в ЦВР г. Сочи и на площадках города, показ отчетного спектакля и новогодних театрализованных представлений, творческое содружество с другими творческими объединениями и Театральным отделением Сочинского училища искусств. Участие в тематических литературно-музыкальных вечерах, конкурсах, диспутах, встречах, беседах, огоньках, посвященных праздничным датам, экскурсиях по достопримечательностям г. Сочи и походах в лес.
В работе объединения большое значение придается самоуправлению. Учащиеся, активно включаются в подготовку, организацию и проведение вечеров, встреч, бесед в ЦВР г. Сочи и за его пределами. Воспитательная работа с родителями: собрания, беседы, диспуты, тематические праздники, посвящённые семье, «огоньки», помощь родителей в подготовке спектаклей и театрализованных представлений.
Настоящая программа включает несколько разделов, которые охватывают широкий диапазон способностей учащихся. Программа содержит региональный компонент: на занятиях в процессе постановки литературно-музыкальных композиций учащиеся знакомятся с творчеством писателей, поэтов, композиторов, театральных деятелей, тесно связанных с Краснодарским краем, используются краеведческие материалы для постановки литературных композиций («Город – госпиталь» «Сочинцы в Великой Отечественной войне»). В рамках образовательного туризма планируется разработка экскурсии «Зимний театр. Прошлое и настоящее».
Основным методом диагностики будет наблюдение. Его цель проследить за наличием и изменением свойств характера, стилем и тоном взаимоотношений учащихся, их привязанностями, взаимными характеристиками.
Фундамент, на котором строится педагогика и режиссура в объединении – это «метод физических действий» К.С. Станиславского. Этот метод состоит из нескольких ключевых принципов:
Действие – язык театрального искусства;
Внимание, воображение, свобода и действие – важнейшие элементы «системы»
Действие всегда целенаправленно и результативно;
Действие – единый психофизический процесс;
Действие может совершаться только здесь, сейчас и впервые;
Овладение логикой действий героя – путь к перевоплощению;
Творчество артиста возможно только в предлагаемых обстоятельствах и только в сфере воображения.
Только реализация всех этих принципов единовременно в любом упражнении и любой законченной работе приводит к подлинности творчества.
В настоящее время в развитии образовательного процесса появляются новые средства и методы обучения, ориентированные на использование информационных технологий. В связи с этим становится актуальным новое направление деятельности педагога, такое как разработка информационных технологий обучения, применяемых в искусстве.
Применение ИКТ в деятельности, в частности в обучении театрального искусства, представляет собой набор разнообразных технических и информационных средств, направленных на  достижение значительного образовательного результата. Особая актуальность данной технологии связана с тем,  что  обучение детей  театральному искусству происходит  без специального отбора обучающихся, т.е. не учитываются  их начальные данные. Дети имеют разные стартовые возможности.
Целью применения ИКТ - технологий на занятиях является развитие театральных способностей детей посредством использования современных информационно-технических средств.
А основными преимуществами данной технологии является то, что:
- учащиеся активно вовлекаются в учебный процесс, наиболее широко раскрываются их  способности, активизируется умственная деятельность, а также раскрывается их творческий потенциал;
- Использование на занятиях театра ИКТ дает педагогу возможность наглядно представить учащимся результат своей деятельности, выявить достижения в процессе работы, зафиксировать моменты, на которых были допущены ошибки, для их  исправления;
- Ожидаемый результат включает в себя развитие театральных навыков, развитие артистических возможностей, и приобретение навыков в пользовании техническими средствами.
На занятиях используются:
-персональный компьютер с возможностью поддерживания программ для воспроизведения и обработки звука и изображения (Aimp, Sound  Forge, классический Медиа плеер.), показа презентаций в программе Power Point;
-синтезатор и аудио аппаратура (микшер, микрофоны, караоке центр).
-внешние носители (AudioCD, флешпамять), DVD плеер с функцией караоке, телевизор или проектор, цифровая видеокамера.
Компьютер используется как для воспроизведения звука, так и для игровых моментов на занятиях, музыкального сопровождения подвижных игр, прослушивания песен и композиций с дальнейшим обсуждением.
В работе по программе используются следующие компьютерные программы: Internet Explorer для возможности выхода в Интернет, Power Point для создания своих собственных презентаций, составления проверочных тестов, Word для оформления документации (календарно-тематическое планирование), с использованием программ для записи звука есть возможность зафиксировать деятельность учащихся, и ученики сами могут легко производить звукозапись своего исполнения и корректировать его. Одним из главных эффектов от этой деятельности является то, что ученики приобретают культуру слушания, начинают слышать и понимать разницу между хорошей и плохой записью, богатым звучанием или бедной акустикой, а также могут не пассивно, а творчески общаться с аудиоматериалом.
Презентация в Power Point . Презентация - форма подачи материала в виде слайдов. Мультимедийные демонстрации, тесты-задания, кроссворды и др. творческие задания.  подготовленные заранее, позволяют развивать самостоятельную деятельность учащихся, приобрести навыки работы с компьютером (манипуляции мышью, работа с клавиатурой

Условия для реализации программы
Кабинет, аудио- и видеотехника, световое оборудование, костюмы, декорации, бутафория, литература.
Перспективы развития программы связаны с задачами воспитания общей культуры личности через обогащение содержания материалами историко-национального, регионального характера, а также введение такого предмета, как история театра и мировая культура. Для усиления профессионального аспекта программы предполагается введение дополнительных разделов в обучении учащихся танцу, вокалу, оформлению спектаклей, пошива костюмов.

Литература для педагога
Буров А. Об искусстве перевоплощения. – М., 1978.
Волчек Г. Актеры и современный театр. – М., 1989.
Голубовский Б. Между репетициями. – М., 1988.
Горчаков А. Режиссерские уроки Станиславского. – М., 1983.
Жаров М. Жизнь, театр, кино. – М., 1978.
Заводский Ю. Об искусстве театра. – М., 1965.
Ильинский И. Со зрителем наедине. – М,, 1964.
Кнебель М. Слово в творчестве актера. – М., 1970.
Корогодский З.Я. Первый год. – М. , 1974.
Кох Сценическое движение. – М., 1979.
Львов-Анохин Б.А. Беседы режиссера. М., 1978.
Немировский А.В. Пластическая выразительность актера. М., 1986.
Никитина А.Б. Театр, где играют дети. – М., 2001.
Петрусинский В.В. Игры: обучение, тренинг, досуг. – М., 1995.
Станиславский К.С. Работа актера над собой, Моя жизнь. – Издание любое.
Тынянова Г. Повесть о великой русской актрисе. – М., 1966.

Литература для детей
Алянский Ю . Л . Азбука театра .М. , 1998.
Богуславская Н . Е. ,Кунина Н.А.Весёлый этикет .- Екатеринбург , 1997 .
Вархолов Ф.М . Грим . – М . , 2005 .
Васильева Т. И. Упражнения по дикции « Согласные звуки» . Учебное пособие по курсу « Сценическая речь» . – М. ,ГИТИС ,2004 .
Генералова И .А .Мастерская чувств . –М . , 2006 .
Ершова А . П . , Букатов В . М .Актёрская грамота – подросткам . – Ивантеевка ,1994 .
Невский Л .А . Ступени мастерства . – М . , Искусство , 2005 .
Петрова А .Н . Сценическая речь . – М . ,2002 .
Пикулева Н . В . Слово на ладошке . – М . , 1997 .
Рубина Ю . Театральная самодеятельность школьников .- М . , Просвещение , 1994 .
Чистякова М . Психогимнастика . – М . ,1990 .
Шильгави В .П . Начнём с игры . – М . , Просвещение ,1994 .
Школьников С . Основы сценического грима . –Минск , Высшая школа ,2004.

Информационные ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - журнал Прогулки в Интернете (обзор сайтов по литературе, искусству, музыке, кино, театру и др.) с Виктором Лихтом. Раздел музыка разделен на рубрики: композиторы, исполнители, опера, балет, песни/мюзиклы, педагоги, грамзаписи/ноты, радио и телевидение, разное.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - ссылки на сайты, посвященные Рождественским театрам (вертепам, шопкам, батлейкам), петрушки и пульчинеллы.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Песни из кинофильмов.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  - сайт Санкт-Петрбургской филармонии им. Д.Д. Шостаковича.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - сайт Мариинского театра.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]









13 PAGE 14215






Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315