«Организация учебной деятельности учащихся с низкой мотивацией к обучению»

Т.М.Миронова
учитель начальных классов
средняя школа № 36

«Организация учебной деятельности
учащихся с низкой мотивацией к обучению»

«Плохой учитель преподносит истину,
хороший учит ее находить».
А.Дистервег

Сегодня представляется неактуальной мысль о том, что школа должна давать, прежде всего, готовые знания, умения, навыки и являтся складом готовых знаний.
Наши дети посещают школу, выполняют предписания учителя и домашние задания, не в состоянии справиться с новыми требованиями, которые выдвигает жизнь. Так как, прежде всего они исполнители, вооруженные определенной суммой знаний.
Как известно, в младших классах почти все учебные предметы ведет один педагог. Личные особенности учительницы младших классов – ее нравственное состояние, культура, педагогические способности, отношение к детям и даже черты характера – становятся фактором биографии учеников.
Ребенок начинает учиться, начинает, испытывая трудности в обучении, но не осознает их причин, хотя старается изо всех сил, тем не менее, не добивается нужного эффекта и получает опыт беспомощности.
Вера в свои силы постепенно угасает, снижается мотивация обучения.
Если такому ученику своевременно не оказать помощи в преодолении трудностей и в восполнении имеющихся пробелов в знаниях, то у него может возникнуть неуверенность в себе, которая может стать устойчивой характеристикой его личности.
Причины спада школьной мотивации:
Отношение ученика к учителю
Отношение учителя к ученику
Личная значимость предмета
Умственное развитие ученика
Продуктивность учебной деятельности
Непонимание цели учения
Страх перед школой
Использование различных педагогических технологий:
- игровые;
- личностно-ориентированные;
- развивающие;
- проблемное обучение;
- компьютерные,
способствует стимулированию познавательной активности учащихся начальных классов.
Активизация деятельности учащихся через игру на уроке – одно из основных направлений организации учебной деятельности учащихся с низкой мотивацией к обучению, совершенствование учебно-воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит в процессе игры, их активной умственной деятельности. Поэтому работу следует организовывать на каждом уроке так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика.
Через игру появляется заинтересованность, через заинтересованность появляется тяга к новому, неизвестному, а значит, повышается мотивация к обучению.
В качестве решения проблемы повышения мотивации к учебе я предлагаю использовать игры и игровые элементы на каждом уроке, и каждый день.
«Украсить елочку шарами».
Детям предлагается рассмотреть пример под рисунком и нарисовать на первом ярусе елочки число шаров, равное первому слагаемому. На втором и третьем ярусах нужно нарисовать такое их число, которое равно второму слагаемому. При этом количество шаров на втором ярусе должно дополнять количество шаров на первом до 10. На третьем ярусе дети должны изобразить остальные шары.
В этой игре ученики осознают приемы сложения на основе наглядности. Характерной чертой объяснительно-иллюстративного метода является выполнение действий по образцу.

К другой группе относятся игры, где ученики производят действия в уме. Это игры, направленные на формирование вычислительных навыков.
Приведу примеры таких игр.



Игра «Телефон».
Идет соревнование по рядам. Каждому ученику, сидящему за партой, учитель шепотом называет однозначное число так, чтобы не слышали другие ученики класса. Далее учитель показывает на следующую схему, записанную на доске:

Например, учитель называет шести ученикам, сидящим за первыми партами, числа: 2, 3, 4, 2, 3, 4 – и показывает на первый прямоугольник. Все ученики, получившие от учителя числа, прибавляют к нему число 5, и каждый из них поворачивается к ученику, сидящему за ним, и называет ему результат. Далее учитель показывает на следующий прямоугольник. Ученики, сидящие за второй партой, производят действие умножения на 2 и тихо называют ответы ученикам, сидящим за ними, и т.д. Игра продолжается до тех пор, пока ученики не выполняют всех действий по схеме. Сидящие за первыми партами играют роль контролеров. Они выполняют всю цепочку действий. В конце соревнования ученики, сидящие за последними столами, должны записать окончательные ответы в схему, а сидящие за первыми – утвердить их или отвергнуть.
I ряд
II ряд
III ряд

2
3
4

Побеждает тот ряд, который правильно и раньше всех выполнит всю цепочку действий. Если обнаружены ошибки, учитель проверяет с учениками всю цепочку действий. К анализу ошибок привлекаются слабые ученики.
Неуспевающему ученику нужно помочь найти правильное решение, натолкнуть его на организации своей деятельности. Какую бы педагогическую задачу учителя ни решали, в общении с ребенком, прежде всего, необходимо хорошо понять его, вникнуть в его душу, в суть его переживаний и никогда не ставить себя выше ребенка.
Поэтому успешное функционирование общеобразовательной школы на сегодняшний день становится немыслимым без принятия мер оказания квалифицированной педагогической помощи детям с трудностями в обучении, реализации педагогического взаимодействия диагностической, консультационной, коррекционно-развивающей, лечебно-профилактической и социально-трудовой функции.


Проведение мастер – класса
Тема:
«Игры и тестовые задания как средство активизации познавательной деятельности на уроке математики»
Цели и задачи:
Развитие познавательного интереса, любви к изучаемому предмету и к самому процессу умственного труда через игровые ситуации (интерактивная доска), тестовые задания, развивающие логическое мышление, моторику руки, восприятие цвета, память, стимулирующие волю и внимание.
Создание ситуации успеха для учащихся, позитивной психологической атмосферы.
Оборудование:
Интерактивная доска, тестовые задания
Ход проведения:
I Игры на интерактивной доске.
II Выполнение тестовых заданий.
Рефлексия

Рисунок 215