Исследовательская работа Честная госпожа Масленица


Отдел образования администрации Тоншаевского муниципального района
Муниципальное образовательное учреждение
Гагаринская основная общеобразовательная школа
        
Районный конкурс исследовательских и проектных работ «Юный исследователь»
Номинация: «Учебно-исследовательские работы»
Секция: «Этно - экологические аспекты изучения традиционных обрядов
и праздников»
Честная госпожа Масленица
                                                                                                       Работу выполнили:
                                                              Мирянгина Надежда,
ученица 6 класса (13 лет)
                                          Юн Сергей,
ученик 4 класса(9 лет)
Руководитель:
Сластникова Софья     Николаевна,
воспитатель ГПД
    Адрес:   606950 Нижегородская область
Тоншаевский район
д Гагаринское
ул. Центральная д. 1
                                                                   
          
д. Гагаринское
2014 г.
СОДЕРЖАНИЕ
                
Введение ……………………………………………………………….3-4
             
Глава 1. Праздник русской Масленицы………………………………..5
               1.1. Из истории праздника……………………………………….5    
 
1.2. Семь Масленичных дней………………………………….6-8  
   
1.3. Название праздника. Откуда оно?......................................8-9
               1.4 Масленица у разных народов мира……………………. 9-10                                        
Глава 2. Главные составляющие Масленицы…………………………11
              2.1 .Блины ………………………………………………… 11-12                                                                                  
              2.2. Обращения к Масленице……………………………… … 13                                                        
              2.3. Игры и забавы Масленицы……………………………13-14                                                          
              2.4. Песни Масленицы……………………………………. 14-15                                                                    
              2.5. «Прощеный день» Масленицы ……………………….15-16                                          
              2.6. Чучело Масленицы………………………………………...16                                                                  
Заключение……………………………………………………………...17                                                                                                   
Литература …………………………………………………………….18  
Приложение …………………………………………………………19-24                                                                                          
План выполнения исследования:
1. Подготовительный этап:  сбор информации по теме, чтение дополнительной литературы и справочного материала, проведение анкетирования.
2. Основной этап: оформление работы, анализ, выводы.
3.  Обобщение результатов: обобщение результатов исследования  о том, как праздновали Масленицу в стародавние времена.
           
  ВВЕДЕНИЕ
Тему для своего исследования мы выбрали не случайно, поскольку решили узнать происхождение русского национального праздника «Масленица» или «Проводы русской зимы». Ведь для того, чтобы наиболее полно и достоверно познакомиться с народными обычаями в праздновании Масленицы, их нужно всесторонне изучить. Мы решили подробнее узнать о самой Масленице и о том, как ее празднуют у нас в России
Цель исследования: на примере праздника Масленицы определить, для чего нам нужны знания о традициях и обычаях своего народа.
Задачи:
Выяснить, что знают о празднике сверстники, ученики 10–15 лет.
Изучить историю возникновения праздника Масленицы.
Получить более полную информацию о традиции и обычаях празднования Масленицы.
Для решения первой задачи был проведен опрос двадцати пяти учеников нашей школы при помощи анкеты, содержащей открытые вопросы (без заданных вариантов ответов).
1.Известен ли вам праздник Масленица?
 2.Когда (в каком месяце) его празднуют?
 3.Празднуете ли вы этот праздник в своей семье?
4. Сколько дней празднуется Масленица?»5. Какое главное блюдо на Масленицу?
6. Что символизируют блины?
В ходе опроса мы выяснили, что знания наших сверстников об этом русском празднике очень приблизительные и неточные. 100% опрошенных ответили, что Масленица празднуется неделю, семь дней, но когда она празднуется, точно не знает ни один из опрошенных. 60% называют срок «в марте», 16% - «в феврале», 16% - «конец февраля – начало марта», 8% не знают сроков празднования Масленицы.
Основные обычаи, которые опрошенные связывают с Масленицей, это сжигание чучела (80%) и поедание блинов (72%). Причем 12% учащихся не назвали ни одного обычая, а еще 8% считают, что во время Масленицы соблюдают пост.
Ни один из опрошенных не указал ни одного названия дней Масленицы.
А ведь Масленица – очень яркий праздник, с которым связаны интересные и своеобразные обычаи.
Для решения поставленных задач были использованы следующие
 формы и методы работы:
Сбор и обработка научной информации и художественной литературы по данной проблеме;
Работа с различными репродукциями, фотоматериалами, документами;
Практическая значимость исследования заключается в том, что собранный материал может быть использован на уроках истории, обществознания, литературы.
ГЛАВА 1.
ПРАЗДНОВАНИЕ РУССКОЙ МАСЛЕНИЦЫ
 «Хмельно, горласто, празднично,
Пестро, красно кругом!»
Н.А.Некрасов.
«Кому на Руси жить хорошо»
Масленица - старинный народный праздник отмечают в последнюю неделю перед Великим постом, который продолжается семь недель до Пасхи.
Согласно легенде, Масленица родилась на севере, и отцом ее был Мороз. Однажды в самое суровое время года один человек заметил ее – маленькую девочку, прячущуюся за сугробами, - и попросил развеселить людей, чтобы замерзшие согрелись и развеселились. Масленица согласилась и вскоре пришла к людям, но уже не маленькой девочкой, которая пряталась в лесу, а здоровой толстой бабой с румяными щеками. Эта баба постоянно хохотала без причины – она так пыталась развеселить людей. Масленица выполнила свое обещание, она заставила людей забыть о зиме, разогрела кровь в их жилах, схватила за руки и пустилась с ними плясать. «Широкая Масленица, мы тобою хвалимся. Масленица, спой, спляши, себя покажи».
Изучая литературу по теме, мы узнали о том, что разгульный праздник  Масленицы, или Сырной недели уходит своими корнями в глубь веков и почти не изменился, «не испытал на себе влияния христианства, за исключением запрета мясной пищи и обычая просить друг у друга прощения в воскресенье накануне Великого поста».
Еще в 600 г. священнослужитель русской православной церкви Папа Григорий Великий установил «пепельную середу» началом поста, и канун этого дня именовался заговеньем, так как в полночь его начинался пост, которому предшествовали три дня, известные под именем Вакханалий и бесовских праздников, потому что, по словам церковных историков «в сии дни безумствовали: надевали на себя личины, мужчины переряжались в пугалища и женщин и наоборот, и позволяли себе всякое распутство».
Бывший патриарх хотел совсем уничтожить этот бесовский праздник, но не успел; все же он сократил его продолжительность до восьми дней  (осмидневное празднество после вселенской субботы, в которую поминают усопших), тогда как прежде Масленица продолжалась четырнадцать дней.
Несмотря ни на что, мир веселья и смеха с невиданной силой раскрывался в эти дни. Села и города к Масленице преображались: ледяные горки, снежные дворцы и крепости, качели, балаганы для скоморохов, шутов и циркачей, площадки для медвежьей потехи и кулачных боев, столы под открытым небом с разнообразными кушаньями и напитками. Старики говорили: «Хоть с себя все заложить, а Маслену проводить!»
Масленицу играли всем миром. Работы в эти дни прекращались, и все так или иначе принимали участие в общем веселье: старики и взрослые ходили в гости друг к другу, молодежь озорничала на посиделках и вечеринках, дети забавлялись катанием на санках, бересте, все вместе смеялись на представлениях, катались на тройках и, конечно, объедались блинами.
Бытовало поверье: плохо справишь масленицу, пошлет Велес ( Бог урожая) неурожайное лето.
1.2. Семь Масленичных дней
Масленичная неделя раньше состояла из двух частей - «узкой» и «широкой» Масленицы. В первые три дня Масленицы крестьяне еще занимались хозяйственными работами, но с четверга работать уже запрещалось – начиналась Масленица «широкая». Каждому дню масленичной недели было дано свое меткое имя:
Понедельник – «Встреча»,
Вторник – «Заигрыши»,
Среда – «Лакомка» («Перелом»),
Четверг – «Разгуляй» («Широкий»),
Пятница – «Тещины вечерки»,
Суббота – «Золовкины посиделки»,
Воскресенье – «Прощеный день».
Первый день – «встреча», гостей встречали, и масленицу тоже. Дети строили ледяные горки. Взрослые ставили качели, посещали родных, начинали печь блины, первый блин – нищим или для умерших на окошко. Ребятишки, скатываясь на салазках с гор, кричали: «Приехала Масленица! Приехала Масленица!» Девушки приносили на гору блины, клали их себе на голову, когда пели песни о Масленице. Парни отбирали у девушек эти блины и ели их.В этот день изготовляли чучело Масленицы.
Второй день – «заигрыши», в этот день начинаются самые веселые игры и карнавальные шествия ряженых: «Масленица ставит молодых на показ». По сути это были смотрины невест. Масленицу зазывали: «У нас горы снежные готовы и блины напечены – просим жаловать!»
В этот день любили одеться пострашнее: у кого богаче фантазия. Во второй день много пели, плясали.
В народной памяти сохранились древние обряды, связанные с этим днем. С горок скатывали горящие колеса, считая, что так укрепляют солнце. Носили по улицам в клетке на шесте живого петуха – птицу, посвященную солнцу.
Третий день – «лакомка», готовили самые вкусные блюда и, конечно, блины. Каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов и старалась держать его в секрете. Блины пеклись из гречневой или пшеничной муки, большие – во всю сковороду или маленькие – с чайное блюдце, тонкие и легкие. К блинам подавалась приправа – сметана, яйца, икра.
Четвертый день – «разгуляй». Масленица набирала полную силу. Катались на лошадях, одни обороняли, другие захватывали снежные городки. Ребятишки возили по деревням гулять Масленицу, а парни и девушки сопровождали их, нарядившись в праздничные костюмы.
Пятый день – «тещины вечерки», в этот день зятья угощали своих тещ блинами, а тещи, в свою очередь, приглашали к обеду зятьев: «Милости просим к нам о Масленице со своим добром, с честным животом».
Шестой день – «золовки посиделки». Золовка – это сестра мужа. Невестка приглашала своих родных и подруг к себе и развозила гостей по золовкам. Молодая невестка дарила своим золовкам подарки.
Седьмой день – «прощеный день», «целовальник» или «прощёное воскресенье». Родственники и друзья шли друг к другу с «повиновением», просили прощения за огорчения и обиды, а в ответ слышали: «Бог простит, и я прощаю». Самым главным было восстановить хорошие, добрые отношения. В этот день весело прощались с Масленицей, устраивая забавные «похороны», причем Масленица умирала с радостью, символизируя смерть зимы и рождение весны.
Много веселых потешных шуток, прибауток, песен, пословиц и поговорок связано с этими днями: «Без блина не масляна», «На горах покататься, в блинах поваляться», «Не житье, а масленица», «Масленица объедуха, деньги приберуха», «Хоть с себя все заложить, а масленицу проводить», «Не все коту масленица, а будет и Великий Пост».
       1.3. Название праздника. Откуда оно?
Просматривая различные источники, нам открылась очень важная особенность: откуда появилось такое название праздника – Масленица. Оказывается, название праздника возникло потому, что по православному обычаю перед Великим постом мясо уже есть нельзя, а молочные продукты употреблять пока еще разрешается. Вот и пекут масляные блины. Отсюда и название.
Один из иностранных писателей так рассказывает об этом: «Масленица потому так названа, что русским в продолжение этой недели позволяется вкушать коровье масло; ибо они во все время поста вместо коровьего употребляют конопляное в кушанье»
Удивительным открытием для нас стало и то, что праздник, созвучный  Масленице и схожий с ее проведением, есть не только на Руси, но и в других странах: в Греции и Латине, Польше и Сербии, в Словакии и Чехии, у немцев и французов. А в Италии нашей Масленице родственен итальянский карнавал.
1.4. Масленица у разных народов мира
В Шотландии, например на Масленицу было принято вместо блинов печь так называемые «постные лепешки». Их пекли следующим образом: в сложенные вместе руки ладонями кверху насыпали горсть овсяной муки, затем ее крепко сжимали в ладонях и погружали руки с зажатой мукой в холодную воду, получали, таким образом, шар и выпекали его в очаге в горячей золе. В их выпекании стараются принять участие все члены семьи. Здесь найдется всем работа: один смазывает сковороду маслом, другой льет на сковороду тесто, а третий переворачивает блин…
 Например, в Англии уже много лет проводятся общественные соревнования в беге с блинами среди женщин. В 11час 45 мин, как правило, раздается звон «блинного колокола» и после этого сигнала каждая женщина, которая принимает участие в шоу бежит с горячей сковородкой и блином. Правила данных соревнований предписывают, что все его участницы должны быть не моложе 18 лет и обязательно иметь на себе из предметов одежды фартук и косынку. А во время бега женщина должна не менее трех раз подбросить блин на сковороде и успешно поймать его. Первая женщина, которая успеет передать блин звонарю, по правилам соревнования и становится чемпионкой соревнования в этом году и получает в награду… как это ни странно поцелуй звонаря.
 В школах Дании, например в эти дни, проводятся специальные театральные представления и концерты.
 А в Чехии в дни масленицы молодые парни со специально вымазанными сажей лицами под определенную музыку обходят всю деревню и везут за собой разукрашенный деревянный брусок называемый «клатик». Он по правилам торжества вешается каждой встречной девушке на шею или же, к примеру, привязывается к руке или другой части тела. Желаешь снять его - плати.
 В Югославии на масленицу вас посадят в свиное корыто и таким образом поволокут по деревне. А на крыше собственного дома в эти дни вы сможете обнаружить фигуру деда из соломы.
 А в России в старину были свои собственные обычаи встречи и проводов Масленицы. В 1722 году Петр I  пригласил на празднование Масленицы многих иноземных послов. Специально приуроченное катание на лошадях император России открыл в те времена невиданным зрелищем. Сам Петр ехал по сугробам на корабле, запряженном шестнадцатью лошадьми. Вслед за императором двигалась гондола, с сидящей в ней царицей Екатериной, которая была одета простой крестьянкой. Далее за всей церемонией двигались другие корабли, повозки и сани, которые были запряжены разными животными.
 Екатерина II на масленицу очень любила катание с горы, а также катание на карусели, и всевозможных качелях. Эти увеселения устраивали обычно в Москве при Покровском дворце. Именно сюда императрица любила в этот праздник ездить вместе со всем двором.
У жителей Петербурга долгое время сохранялось предание, по которому масленица приезжает на Охту, после чего в Ямскую, а потом уже в сам город. На Охте в старинные времена устраивали катание с ледяных гор, и тот, кто не принимал участие в этом развлечении, считался врагом Масленицы
ГЛАВА 2.
ГЛАВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ МАСЛЕНИЦЫ
Многие люди, независимо от возраста, пола и профессии, постоянно находятся в ожидании какого-либо чуда, праздника. Таким  праздником для большинства из  них является Масленица. Здесь любой человек может найти для себя что-то свое, особенное. Никого не стесняясь и не стыдясь, можно поесть блинов, позабавиться над ряжеными и самим собой – одним словом, получить удовольствие. Как говорится в народной мудрости «На Масленицу надо есть столько раз, сколько собака махнет хвостом или сколько раз прокаркает ворона».
Масленица для многих людей – один из самых любимых праздников. В последний день масленичной недели у нас в деревне традиционно проводится праздник Прощания с Масленицей. Мы с удовольствием ежегодно посещаем это замечательное мероприятие, и, несмотря на то, что в целом праздник всегда удается на славу, каждому  из нас какие-то моменты в нем нравятся больше.
В своем исследовании мы постаралась выделить важные, на наш взгляд, составляющие Масленицы, без которых трудно было бы себе представить сейчас это празднество. Кроме того, нам было важно понять, каково отличие стародавних обычаев и символов от нынешних.
2.1. Блины
«Как на Масленой неделе, из печи блины летели! С пылу, с жару, из печи, все румяны, горячи! Масленица, угощай! Всем блиночков подавай! С пылу, с жару – разбирайте! Похвалить не забывайте!»
Древним символом Масленицы являются блины. Об этом говорят многие русские пословицы и поговорки: «Как на масленой неделе в потолок блины летели», «Без блина не Маслена», «На Масленицу на горках покататься, в блинах поваляться», «Не житье, а Масленица». Поэтому Масленицу праздновали широко: «Касаточка Масленица, ты с чем пришла? - С пышными блинами, да с ясным солнышком».
Когда-то блины были первыми пресными хлебами, их пекли круглыми, как солнце. Тесто ставили на снеговой воде, на дворе, когда всходил месяц, да еще приговаривали:
Месяц, ты месяц,
Выгляни в окошко!
Подуй на опару!
Считалось, что румяными блинами «приманивали благодатное светило», помогая ему разгораться. Первый блин крестьяне клали на окошко и думали, что благодаря этому знаку внимания в мир мертвых проникает солнышко, согревая ушедших. Славили Масленицу и оладьями. К блинам и оладьям полагалась особая еда: сыр, масло, рыба, творожники. На блины да угощенье звали дорогих гостей, ближайших родственников, соседей. Чем больше гостей, тем больше счастливых дней в году.
3528060693420И не только в простых крестьянских семьях, но и в дворянских свято чтили народные традиции. Об этом пишет А.С.Пушкин в романе «Евгений Онегин», рассказывая о семье Лариных:
«Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины;
У них на масленице жирной
Водились русские блины…»
В наши дни блины также почитаемы и любимы в праздник Масленицы. В продолжение всей масленичной недели в каждом доме любого уголка нашей страны выпекаются блины по разным народным рецептам. Для выпечки блинов  до сих пор много секретов надо знать, чтобы блины вышли белыми, рыхлыми и вкусными.
2.2. Обращения к Масленице
Ласково называли Масленицу объедалой, блиноедой, круглой, румяной и белой. Не отпразднуешь ее сытно, не быть сытому и всему году. Каких только нежных слов не находили, обращаясь к Масленице: «Душа моя Масленица, перепелиные твои косточки, бумажное тельце, сахарные уста, сладкая твоя речь; ясочка, кеточка, касаточка, красная краса, русая коса, тридцати братов сестра, сорока бабушек внучка, разгульная, широкая, веселая, честная, ты же моя перепелочка…»               До нынешнего времени дошли практически все обращения «дорогой гостьюшки Масленицы». До сих пор ее называют ласковыми добрыми именами, используя при этом и просторечные и величественные выражения: «широкая боярыня, Дуня белая, Дуня румяная», но, все-таки, самым распространенным, самым любимым и уважительным обращением русского народа к масленице является имя самой Масленицы – Авдотьюшка Изотьевна.
2.3. Игры и забавы Масленицы
Масленичные праздники на Руси всегда сопровождались различными играми и забавами. Игра в снежки, игры в мяч на льду вдоль реки, борьба за место на санках, медвежьи утехи – все эти затеи были обязательными составляющими последних дней Масленицы. Но все-таки одно из самых любимых развлечений – катание на санках с естественных снежных гор. В старину на Масленицу в этом развлечении участвовали все – от мала до велика. Так, к первому дню Масленицы устраивались горы и считалось, что не ходить на горы, не кататься на санках-значит жить в горькой беде.
«Императрица Екатерина II очень любила катание с горы, карусели, качели, их устраивали в Москве при Покровском дворце, куда императрица любила в Масленицу ездить всем двором». Кроме прочего, катание на лошадях – необходимое развлечение на Масленице. В старину ему придавалось особенное значение: «чем больше кто катается на лошадях во время масленицы, тем длиннее у того уродится лен в наступающем лете. Вот почему ни один хозяин не отказывается участвовать в общем катанье, которое устраивалось целою деревней, и охотно позволяет кататься своим детям»
В старину во многих деревнях во время Масленицы сооружались снежные городки с высоким снежным забором. Все эти сооружения поливались водой, чтобы были тверже. В последний день Масленицы происходило взятие таких городков. Парни, участвующие в забаве, разделяются на две партии: одни защищают город снежками, другие нападают.
Со всех соседних деревень сходились молодые парни, со всего города приходили на главные площади массовых гуляний, чтобы принять участие в знаменитых на всю округу кулачных боях. Смотреть эту потеху собирались все. Вот что мы читаем у М.Ю. Лермонтова в его «Песне про купца Калашникова…»:
«…Как сходилися, собиралисяУдалые бойцы московские
На Москву-реку, на кулачный бой,
Разгуляться для праздника, потешиться…»
В настоящее время обычно все игры и забавы можно наблюдать только в последний день – день прощания с Масленицей. В числе обязательных проводимых игр: катание на санках, перетягивание каната, лазание на ледяной столб, бег в мешках и др.).2.4. Песни Масленицы
Особое внимание в старину уделялось и песням, которые «сопровождали» Масленицу все семь дней. Познакомившись в литературе со множеством песен, прослушав некоторые из них, мы поняли, что песни, исполнявшиеся при встрече Масленицы и ее проводах, были резко противоположны. Так, преобладали мотивы и строки прославления, величания самой персоны Масленицы, («Дорогая наша гостья, Масленица, Авдотьюшка Изотьевна!»), перечисляются те  удовольствия и развлечения, которые она приносит людям («Кидала масло по кому, кто ухватит, так тому!»). Песни же, сопровождающие проводы Масленицы, шутливо-похоронные.  
Во время Масленицы пелись также различные величания, адресованные молодоженам, и песни, рассказывающие о гуляниях, катаниях, играх в эти дни. Дети под масленичные колядки собирали блины или дрова для сожжения Масленицы.
Современное празднование Масленицы, как и любого другого русского народного праздника, конечно же, тоже не обходится без песен. Ведь такова натура нашей истинно русской души: коли плохо на душе (если кошки скребут) – нет лучшего лекарства, чем песня; а уж если «душа поет» -  тогда сам Бог велит что-либо запевать, да погромче!
И звучат с современной сцены разные песни масленичных гуляний прошлых лет: и песни встречи Масленицы, и песни веселых гуляний, и, естественно, песни проводов Масленицы.
2.5.  «Прощеный день» Масленицы
Все сцены русской Масленицы заключаются провожаньем и прощаньем. «На Масленице, - пишет очевидец в начале  XVII в., - русские посещают друг друга, целуются, прощаются, мирятся, если оскорбили друг друга словом или делом; встретясь даже на улице – хотя бы никогда прежде не видались, - приветствуют друг друга взаимным поцелуем. «Прости меня, пожалуй», - говорит один. «Бог тебя простит!» - отвечает другой. При этом должно заметить, что не только мужчины, но и женщины считают поцелуй знаком приветствия, когда готовятся в путь или встретятся после долговременной разлуки. По окончании Масленицы все идут в баню».
В наше время в прощеный день устраивают ярмарки, фестивали, концерты, праздничные гулянья. Обычай подшутить да посмеяться друг над другом сохранился и по сей день. Не принято в этот день обижаться на поддразнивания – принято отвечать тем же, а в конце праздника следует попросить прощения у близких и родных, у знакомых и соседей, а при массовых гуляниях – у всех, с кем рядом ты находишься - за вольные или невольные обиды и слова.
2.6. Чучело Масленицы
В старину к первому дню праздника изготовляли чучело Масленицы, напоминая о давно забытой славянской богине, которую звали Мара Моревна. Из тряпок и соломы делали женскую фигуру с длинной косой, одетую в девичий наряд. В руках у этой фигуры обязательно должны были быть помазок и блин – символы Масленицы.
Чучело Масленицы сжигали в последний день с песнями, считая, что тем самым символически уничтожается смерть. Подбрасывая солому в огонь, повторяли: «Масленица, прощай! А на тот год опять приезжай!» Кидали в костер блины, приговаривая: «Гори, блины, гори, Масленица!» По дыму от костра, на котором сжигалось чучело Масленицы, судили о будущем урожае. Так, разбросанные по полям угли и пепел, оставшиеся после ее сожжения, якобы придавали силу и плодородие озимым севам.
Современный «наряд» чучела Масленицы практически не отличается от старинного, о котором упоминается в литературе, за исключением того, что в руки нашей Авдотьюшки ничего не кладут.
Сжигание чучела происходит много проще: его устанавливают на самом видном месте. По окончании массового гулянья на площади принародно поджигают Масленицу, тем самым прощаясь с матушкой Зимой.
Вывод: еще у древних славян был этот многодневный весенний праздник, знаменовавший собой проводы зимы. Из далеких языческих времен пришла к нам русская Масленица. Она  сохранила и принесла с собой те обычаи, без которых мы сейчас просто не мыслим себе ее празднование. Не смотря на то, что некоторые из основных символов русской Масленицы содержат далеко не русские корни, большинство населения считают исконно русским «старинный обычай Зиму-матушку проводить и Весну-красну встречать».
                               
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проводя исследование по данной теме, нами было выявлено следующее: в народном празднике Масленицы, оканчивающем зиму, четко прослеживается смесь древнего языческого обряда с христианским обычаем, отечественного с чужестранным, старинного с новым. Величание и сожжение Масленицы, соломенное чучело, заморские и народные игры – все это происходит от мира языческого, а прощание друг с другом и с усопшими «взято» от миролюбивого христианства.
             В ходе проведенного нами исследования были получены такие результаты:
- собран и изучен различный материал, позволяющий понять, как праздновали наши предки  Масленицу в стародавние времена. Информация дает возможность представить Масленицу не только как русский народный старинный праздник, уходящий своими корнями в далекую глубину веков, но и как праздник, некоторые моменты которого пришли к нам из далеких чужих стран;
-  в ходе изучения празднования Масленицы на Руси удалось уточнить и выделить важные моменты (символы) Масленичных гуляний.
Проделанная работа позволяет сделать следующие выводы:
1) начиная с XIX в. и по сей день, Масленица – это просто веселье, какое можно наблюдать в любой праздник, с добавлением лишь специальных обычаев старины:
-проводы или похороны (сожжение или погребение) масленицы – символа холода, тьмы и смерти;
-обычаи, посвященные молодоженам;
-катание с ледяных гор и на лошадях;
-ряженые;
-ритуальное пиршество с блинами;
-поминание покойников.
2) Масленица – это праздник, который как никакой другой праздник, отражает натуру настоящего русского человека с его широкой доброй душой, человека хлебосольного и бесшабашного;
3)Масленица – это интересно!
         
ЛИТЕРАТУРА
Бернштам Т. Молодежь в обрядах и обычаях русской деревни. М., 1988.
Бесова М.А. Шутки, игры, песни соберут нас вместе. Ярославль: Академия Холдинг, 2002 Розова А.Н. Обрядовая поэзия. М. «Современник», 1989.
Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Праздник – ожидаемое чудо! М.: Вако, 2005.
Колобанов В.А. Календарно.
Грехнева Г.М., Корепова К.Е. Фольклор и родное слово. Н.-Новгород, 1993.
Приложения
Фотоматериалы
-165735147320
Всем, всем, всем!
Объявляем важную весть!
Все от мала до велика,
Молодцы и молодицы!
Собирайтесь к нам на праздник-
Праздник Масленицы!

Появись Весна-красавица,
Солнца красного посланница!

28898853899535
-262890222250
А теперь прошу народ
В развеселый хоровод.

Здесь сегодня будет каждый
И хозяин и участник!

-1581152385060Собрались мы веселиться,
Перестань, Зима, сердиться!
312801041910
2947035100965
Девочки-красавицы, выходите,
С молодцами потянитесь!

-167640-313690
29470352785110
Матушку-зиму проводить нужно,
Весну-красну встретить,как положено: дружно!


left106680
Гори-гори ясно, чтобы не погасло,
Чтобы все метели к солнцу улетели.
Чтобы птички пели, травки зеленели,
Небеса синели и колосья зрели!
Гори-гори ясно, чтобы не погасло!

lefttop
Купи, тятя, мне коня – вороные ножки,
Буду девочек катать по большой дорожке.

22707603070860
Запрягу я вороного в расписные сани.

-139065295275
Я на Масленку катался, трое санок поломал,
Ворона коня измучил, но девчонок покатал!

Так и пышет самовар, над столом клубится пар!
-234315-129540
30480081915-3676652461260
Проходи. К самовару подходи. Напою тебя чайком.

30232355337810
Приходите в гости к нам,
К горячим блинам!

«Масленица» или «Проводы русской зимы» в 1983 году

right3937635
«Масленичная неделя»-семь необычных дней,«Сырной» ещё в народезовут её для друзей.Каждый день непохожий,названья о том говорят:« Встреча», «Заигрыш», «Лакомка»,как песни, они летят. В четверг «Разгуляй» раздольный:девкам - парней встречать.Пятница «Вечер у тёщи» -зятя блином привечать.«Золовкино угощенье» -субботний день прилетел,Родня вся встречается вместеи блин к столу подоспел.Сырники, кулебяки,вкусные калачи –Советуют всем отведать -только что из печи.Румяны блины, манящесами просятся в рот…Праздник, шутки, веселье –гуляет, честной народ. Чучело из соломы –ярко пылает в снегу,Зимушку мы сжигаем,смахивая слезу…«Прощёное Воскресенье» -душу нам облегчит…Просим у всех прощенье,Господь пусть и нас простит.Сильны в России традиции-Масленицу любит народ!Гудит весёлая Ярмарка -встречаем Весны приход!