Внеклассное мероприятие по математике Интеллектуальный марафон


Методическая разработка
внеклассного мероприятия по математике
«Интеллектуальный марафон» в 9 –х классах
(с элементами сингапурской технологии обучения)
Цели мероприятия:
-Привитие интереса к математике.
-Развитие познавательных и творческих способностей у учащихся.
-Развитие логического мышления, интуиции и внимания.
-Развитие мышления, наблюдательности, сообразительности у учащихся.
-Развитие культуры коллективного общения, коммуникативности.
-Формирование навыков общения, умения работать в коллективе, духа соперничества
Форма проведения: интеллектуальный марафон
Технология: групповая работа.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, 3 ватмана, 3 набора фломастеров, менеджмет, карточки с номерами столов, карточки с заданиями для тура «ГИА не за горами», жетоны, карточки с номерами №1,№2,№3( для жеребьёвки столов), чистые листы бумаги, ручки.
Продолжительность игры: 45 минут
Ход игры:
Ребята входят под музыку Э.Хиль «Дважды два четыре» и выбирают фишку, на которой указан номер стола (№1,№2,№3), после этого рассаживаются за столы. Столы пронумерованы, на каждом столе менеджмет.
Учитель:
Добрый день, ребята. Как ваше настроение? Отлично. Сегодня у нас с вами внеклассное мероприятие по математике. И мы сегодня не одни, с нами наши гости . Улыбнитесь им и друг другу. Мы начинаем нашу игру, которая называется «Интеллектуальный марафон». Объясняю правила игры: в игре участвуют 3 команды по 4 человека в каждой, игра состоит из 5 туров:
1.Презентация команд
2. Разминка «Что мы знаем, что мы помним из прошедших школьных лет…»
3. «Великие и знаменитые»
4. «ГИА не за горами»
5. «Угадай слово»
По ходу игры каждая команда получает жетоны, о количестве выданных жетонов буду проговаривать перед каждым туром. Победителем является команда, набравшая наибольшее количество баллов по ходу всей игры. Каждый представитель команды - победителя награждается оценкой «5» по математике. И напоследок, простые правила поведения. Во время игры вам необходимо:
вести себя спокойно, но не отсиживаться;
задания выслушивать до конца;
не выкрикивать (громко - это не значит красиво);
быть думающими (для этого у вас есть голова на плечах);
- быть терпеливыми, дать возможность высказаться своим товарищам
Вопросы? Хорошо. Можно начинать?
1 тур. Презентация команд
Перед вами лежат листы ватмана и фломастеры. Оформите, пожалуйста, постер, в котором будет: название, девиз, эмблема и всё то, что расскажет о вашей команде как можно больше
А работать мы будем по такой схеме:
1 мин - на обсуждение данного вопроса
3 мин - на оформление постера.
1 мин – на защиту
Оценивать этот тур будем так. Все команды оценивают соперников, но не себя. ( раздача фишек)
2 тур. Разминка «Что мы знаем, что мы помним из прошедших школьных лет…»
Сейчас по очереди каждой команде будет предложено по 10 вопросов, за каждый правильный ответ команда получает 1 фишку.
Вопросы для 1 команды
Назовите 1% от метра. (1см или 0,01м)
Утверждение, принимаемое без доказательств. (Аксиома)
Направленный отрезок. (Вектор)
Чему равна сумма всех чисел от -200 до 200? (0)
Сколько разных высот можно провести в параллелограмме? (Две)
Записывается с помощью цифр. (Число)
Назовите наибольшее целое отрицательное число. (-1)
Наименьшее простое число. (2)
Как называется первая координата точки на плоскости? (Абсцисса)
Математик, именем которого названа теорема, выражающая связь между коэффициентами квадратного уравнения. (Виет)
Вопросы для 2 команды
Как называется сотая часть числа? (Процент)
Можно ли при умножении чисел получить ноль? (Да)
Первая русская женщина – математик. (Ковалевская)
Наименьшее натуральное число. (1)
Как называется функция вида y=kx+в? (Линейная)
Сколько диагоналей можно провести в треугольнике? (0)
Чему равно произведение чисел от -200 до 200? (0)
Как называется вторая координата точки на плоскости? (Ордината)
Как называется знак корня? (Радикал)
Чему равен 1 пуд? (16кг)
Вопросы 3 команде
Без чего не могут обойтись охотники, барабанщики и математики? (Без дроби)
Как называется функция, графиком которой является прямая? (Линейная)
Раздел математики, изучающий числа и простейшие действия над ними.(Арифметика)
Чему равна сумма углов параллелограмма? (360˚)
Стороны треугольника равны 3, 4 и 5 единицам. Определите вид треугольника в зависимости от углов. Как называется такой треугольник?(Прямоугольный; египетский)
Равенство двух отношений (пропорция)
Автор учебника геометрии, по которому мы занимаемся на уроках ( Атанасян)
Сколько разных высот можно провести в параллелограмме? (Две)
Есть у уравнения и растения. (Корень)
Найдите корни уравнения x²=-9. (Нет корней)
3 тур. «Великие и знаменитые»
История математики богата великими людьми. Их мы узнаем по оставленному наследству. Иногда достаточно лишь намека на формулу или теорему, чтобы произошла однозначная ассоциация с ее автором.
Скажите, кого из ученых – математиков вы можете назвать ( Архимед, Виет, Галуа, Гаусс, Герон, Декарт, Евклид, Жирар, Келдыш, Кеплер, Ковалевская, Коши, Лейбниц, Лобачевский, Магницкий, Монж, Ньютон, Орем, Пифагор, Понтрягин, Риман, Тейлор, Фалес, Ферма, Чебышев, Шюке, Эйлер, Якоби и др.)
Внимание! Следующий тур.
По портрету и «штриху» к ученому (либо по научному наследию, либо по биографическому факту) узнать фамилию математика.
Работаем так: вы слушаете ответ, в течение 15 сек обсуждаете ответ на него в команде, а затем по моему сигналу встает тот участник, номер которого совпадает с выбранным вами ответом.
Вопрос №1. Кто из этих учёных участвовал в атлетических состязаниях и на олимпийских играх был дважды увенчан лавровым венком за победу в кулачном бою? (Пифагор)
Вопрос №2. Прямоугольная система координат связана с именем этого ученого. (ДекартВопрос №3. Он изобрёл для защиты своего города Сиракузы мощные машины-катапульты, изобрёл винт. Кто этот ученый? (Архимед)
Вопрос №4. С кем из этих знаменитых людей произошёл следующий случай…
«… На его камзоле протерлись локти. Повстречавший его придворный щёголь ехидно заметил по этому поводу: – Учёность выглядывает оттуда …
— Нисколько, сударь, – немедленно ответил он, – глупость заглядывает туда!» (М.В.Ломоносов)
4 тур. ГИА не загорамиУчастники №1, №2, №3 вы выполняете по 1 заданию ГИА: по одному от каждого модуля «Алгебра», «Геометрия», «Реальная математика»
1.Решите уравнение 3x−7+2(3−x)=−x+8.
2.Два угла треугольника равны 40∘ и 130∘. Найдите величину внешнего угла при третьей вершине. Ответ дайте в градусах.
3. В фирме такси в данный момент свободно 12 машин: 3 черных, 6 желтых и 3 зеленых. По вызову выехала одна из машин, случайно оказавшаяся ближе всего к заказчику. Найдите вероятность того, что к нему приедет желтое такси.
Ответы:
1.4,5
2.170
3.0,5
5 тур. «Угадай слово»
 Я буду говорить 3 подсказки. Если вы угадаете слово после первой подсказки,  зарабатываете 3 балла, если после второй – 2 балла, после третьей – 1 балл. Кто может дать ответ, поднимает руку. Готовы? Начали.
За это снижают оценку. Отличники их не делают. На них учатся. (Ошибки).
3апомнить их не возможно. По ним считают. Их полно в справочнике (Формулы).
В стране они нас пугают. Самое приятное в школе. Между уроками. (Перемены).
Как муравьев в муравейнике… Бывает пустое. Состоит из элементов. (Множество).
Решение уравнения. У некоторых овощей только он и есть. Его обычно извлекают. (Корень)
У каждой задачи он должен быть. Можно честно его искать, а можно и подогнать или подсмотреть. А она говорит “Провинился, – изволь держать …” (Ответ)
Под ней звенят бубенчики. У стрелкового лука. Кусок окружности (Дуга).
Обычно находится в центре города. Выражается квадратным числом. Длина на ширину. (Площадь)
С богатством это тоже может произойти. Такое арифметическое действие. Есть такая таблица. (Умножение).
Все ждешь, когда же он закончится. Неприятность между переменами. Мама говорит: “Это будет тебе …” (Урок).
После этого команды передают решенные задания 4 тура соседнее команде, на слайде ответы, каждая команда получает фишку
Вот закончилась игра,
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился
И в игре всех отличился?
Ребята, подсчитайте, сколько жетонов набрала ваша команда.
Мы поздравляем команду – победителя, ребята сегодня показали, что они творческие люди, любящие математику. Обещанные пятерки появятся в ваших электронных дневниках уже сегодня. А тем, кому сегодня чуть – чуть не повезло – сладкий приз, чтобы подсластить горечь поражения. Шоколад, к тому же полезен для ума.
Ребята, спасибо за игру. Всем удачного дня.