Электризация тел.Взаимодействие зарядов. 8 класс


Тема: Электризация тел. Электрический заряд. Взаимодействие зарядов.
Цели:
Образовательные:
-ознакомить учащихся с электростатическим взаимодействием;
-пояснить механизм электризации тел;
-дать классификацию эл. зарядов;
-научить пользоваться электроскопом;
-познакомить с электризацией в производстве, быту.
2)развивающие: развитие познавательного интереса и экспериментальных умений.
3) воспитательные: изучить правила безопасности при работе с накопителями электрических зарядов; воспитывать дисциплинированность и наблюдательность.
Тип урока: усвоение новых знаний и наработка практических умений.
Оборудование: бумага, пластмассовая линейка, целлофан, султанчики, воздушный шарик, эбонитовая палочка, стеклянная палочка, электрофорная машина.Ход урока.
Организационный этап.
Актуализация опорных знаний.
Известны 4 типа взаимодействия: гравитационное. э/м, сильное, слабое. Самое распространенное – э/м. В чем оно проявляется?
Исторические сведения( подготовлены учащимися). Фалес Милетский, Уильям Гильберт, Отто фон Герике.
Изучение нового материала.
Опыт № 1. Оргстекло+бумага – электризация – притягиваются мелкие частички.
Электризуются оба тела!
Опыт № 2. Султанчики притягиваются и отталкиваются( наэлектризованные от разных кондукторов и от одного кондуктора электрофорной машины.
Вывод: существуют два рода заряда – положительный и отрицательный.
1730г. французский исследователь Шарль Дюфе увидел, что одноименные заряды отталкиваются, а разноименные – притягиваются.
Электроскоп.
Электрометр.
Электризация – разделении зарядов.
Эл.заряд – физ. величина, характеризующая свойство частиц и тел вступать в э/м взаимодействии е.
Закрепление материала.
Вопросы для беседы.
1.Как на опыте обнаружить, наэлектризованы ли тела или нет?
2.Как доказать, что при соприкосновении электризуются оба тела?
3.Как можно передать телу электрический заряд?
4.Какие два рода электрических зарядов существуют в природе?
5.Как взаимодействуют между собой тела, имеющие заряды одного знака? разного знака?
6.Можно ли по углу расхождения листочков электроскопа судить о его заряде?
Задания группам.
Группа 1.
Надуйте два воздушных шара, каждый из которых прикрепите к нитке длиной около 30см. Один из них подвесьте к какой0-нибуждь горизонтальной перекладине или под крышкой стола так, чтобы шар свободно двигался и потрите куском шерсти или войлока. (Шар, потертый шерстью, заряжается отрицательно).
Затем также потрите и второй шар и поднесите его к первому. Внимательно наблюдайте за взаимодействием шаров, опишите увиденное.
Группа 2.
Положите прозрачный файл на деревянный стол и потрите бумагой. Поднимите файл за уголок и посмотрите, как ведут себя отдельные его части. Используя предварительно заряженный шерстью воздушный шар, определите знак заряда, полученного файлом при электризации бумагой.
Группа 3.
Используя два кусочка полиэтилена, положите их на бумагу, потрите пальцами. Возьмите полоски за концы и поднесите друг к другу. Опишите опыт и объясните увиденное.
Подведение итогов урока и д/з.
§1,экспериментальное задание на стр.9., найти в интернете легенду о янтаре, о летающих игрушках.