«Электризация тел. Два рода зарядов. Электроскоп» (Урок физики) 8 класс.






«Электризация тел. Два рода зарядов. Электроскоп»
(Урок физики) 8 класс.
Цель урока: Познакомить учащихся с явлением электризации тел. Доказать существование двух типов зарядов и объяснить их взаимодействие. Показать устройство электроскопа, и на основе как работает электроскоп..
Задачи урока:
Образовательная: Сформировать у учащихся новые элементы знаний
Существование электризации тел через соприкосновение, касания.
В электризации существует два тела.
Существуют два рода зарядов «+» и «-» и их взаимодействие
Электроскоп- прибор, работающий за счёт силы отталкивания одноимённых зарядов.

Развивающая: Способствовать расширению знаний учащихся о языке физики при рассмотрении понятий «электризация тел». Показать что электризация это не нечто само по себе существующее, а характеристика взаимодействия частиц, из которых состоит тело. Развивать мышление у учащихся в ходе проведения эксперимента.
Воспитательная :Внести вклад в экономическое воспитание, как на производстве борются с электризацией.
Ход урока:
Организационный момент:
Изучение нового материала.
Отгадывание ребуса (Получим слово «электричество»);
Примеры электрических явлений (учащиеся называют сами);
Историческая справка(готовит заранее один ученик);
Греческий философ Фалес Милетский, живший в 642-547гг. до н.э., открыл, что янтарь потёртый о мех, притягивает мелкие предметы- пушинки, соломинки и т.п Это свойство в течении ряда столетий приписывается только янтарю, от названия которого и произошло слово «электричество».
Запись в тетрадях.
Янтарь- электризация, электричество. Про тело говорят, что оно наэлектризовано или ему сообщили заряд, если он начнёт притягивать к себе другие тела.
Учащиеся натирают пластмассовые линейки и подносят к бумажным полоскам на листах. Делают вывод- линейка наэлектризовалась. Приводят пример- расчёсывание волос;
Зачитать отрывок из книги «Физика- юным»:
Однажды зимой посетители универмага «Детский мир» в Москве были напуганы женщиной, которая, по словам потерпевших, «колола людей хитро спрятанным шприцем». При расследовании выяснилось, что никакого шприца не существовало- «колола» колола синтетическая шуба.
Учитель: вопрос- почему «колола» шуба?
Учитель: сегодня будем изучать тему «Электризация тел». Приведите примеры в которых, по вашему мнению, имеет место электризация.(Учащиеся говорят, что электризация происходит при точении ножей, при поглаживании кошек и собак, снятии синтетической одежды, при листании страниц книги).








Учитель ставит вопрос: Если потереть стеклянную палочку о шёлк, то произойдёт ли электризация шелка? Просит учащихся высказать свои гипотезы и советы, как проверить вывод. Советы реализуются на опытах. Делаются выводы и записи на доске:



2 тела электризуются


.(как?)



При взаимодействии




СоприкосновениеПопадание тела
На электричес-
Трениекое поле.




Учитель: теперь рассмотрим, как взаимодействуют наэлектризованные тела.
Опыт с двумя эбонитовыми палочками.
2 наэлектризованных шарика подвешены.
Опыт эбонитовой и стеклянной палочкой.


Историческая справка (ученики делают сообщения)
Два вида электричества
Более 250 лет прошло с тех пор, как известно о существовании двух видов электричества. В 1733 году французский физик Ш. Дюфе опубликовал во французском и английском журналах статьи, в которых описал результаты своих опытов по электризации различных тел.
Из многочисленных и остроумно поставленных экспериментов Дюфе сделал вывод, что существует два вида электричества. Одно электричество возникает при натирании копала (ископаемой смолы), воска, шелка и многих других веществ. Другое появляется при натирании стекла, горного хрусталя, драгоценных камней шерсти и другое. Поэтому Дюфе назвал первое из них смоляным , а второе стеклянным электричеством. Тело обладающее любым из видов электричества, притягивает к себе лёгкие тела (именно это свойство ещё с античных времён обозначалось словом электричество). Различие же состоит в том, что тела, заряжены одним и тем же электричеством (стеклянным или смоляным), отталкивают друг от друга, но если одно тело заряжено стеклянным, а другое, смоляным электричеством, то они взаимно притягиваются.
Закрепление по сборнику В. И. Лукашик (6-е издание переработанное, М:, Просвещение)
№ 994, №945- письменно в тетради
№947- устно с объяснениями


Польза и вред при электризации



Маляр без кисточкиэлектризация на заводах
(покраска машин);вращающихся шкивов;
Электрический ворс(получают
покрытия при работе на ткатских станках
похожие на замшу или на бархат).



Работа с тестами.
Знакомство с электроскопом.
Самостоятельная работа (запись в тетрадях – устройства электроскопа).
Закрепить знания учащихся о строении электроскопа
Показать работу электроскопа
Объяснить его работу.

Итог урока.
Фронтальный опрос:
Что нового мы сегодня узнали на уроке?
Какие новые слова нам нужно запомнить?(электричество и электроскоп).
Какие заряды существуют? (положительные и отрицательные).
Домашнее задание:
ПР.25,26. Сделать прыгающее яйцо.
Выставление оценок. Оценки выставляются по баллам, которые в течении урока за правильные ответы фиксирует учащийся, выбранный в начале урока.