Конспект урока по окружающему миру Звёздное небо — великая книга природы


Муниципальное образовательное учреждение
«Ряжская средняя общеобразовательная школа №4»
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ВО 2 «А» КЛАССЕ
«Звёздное небо – великая книга природы»
Учитель I квалификационной категории
Толмачёва Елена Алексеевна
2010 год
Тема урока: «Звёздное небо – великая книга природы»
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели урока: расширение представлений учащихся о звёздном небе, о созвездиях в частности.
Задачи урока:
Дать представление о том, что такое «космос».
Познакомить с космической азбукой.
Раскрыть некоторые астрономические понятия; вводить в активный словарный запас учащихся новые слова и выражения.
Способствовать воспитанию чувства гордости за то, что мы живём в стране, которая дала миру первого космонавта.
Способствовать развитию интереса к предмету «Окружающий мир» и к окружающему миру вообще как к действительности, миру вокруг нас, многомерному, многообразному, полному красок и звуков.
Создать условия для развития речевых и умственных способностей
Оборудование:
Компьютер, мультимедиа проектор, экран.
Портреты К. Э. Циолковского, С. П. Королёва, Ю. А. Гагарина, А. А. Леонова, В. В. Терешковой.
Учебник «Мир вокруг нас» А.А. Плешакова.
«Словарь» терминов.
Индивидуальные листы с заданием на каждого ученика.
Деятельность учителя Деятельность ученика
I. Организационный этап.
- создаёт благоприятную атмосферу в классе Мальчики готовы? Девочки готовы?
Каждый час, всегда, везде
На уроке и в игре
Громко, четко говорим
И тихонечко сидим. - настраиваются на работу
II. Активизация знаний и умений.
- побуждает к сотрудничеству
- создаёт проблемную ситуацию
- прививает навыки работы со словарём
- помогает
- даёт задание
- контролирует
День-деньской
Тот шар светился,
А потом – за лес скатился. (Солнце)
Ночью на небе один
Золотистый апельсин.
Миновали две недели,
Апельсина мы не ели,
Но осталась в небе только
Апельсиновая долька. (Луна, месяц)
Весь мир кормлю,
А сама не ем. (Земля)
- Где находятся эти объекты?
- Что такое Вселенная, Космос?
- Составь пару.
1514475168910263525168910
359854555880
спутник
планета
звезда

- отгадывают загадки
- высказывают своё мнение
- определяют понятия
- анализируют
- соотносят картинку и слово
III. Определение темы урока,
- направляет на определение темы урока
- использует ИКТ Ясными ночками
393729883222Гуляет мама с дочками.
Дочкам не твердит она: —
Спать ложитесь, поздно!
Потому что мать — луна,
А дочурки — ... (звезды).
- Тема урока - звёзды, звёздное небо. (Слайд 1.) - формулируют тему урока
IV. Целеполагание и мотивация
- подводит к целям урока
- создаёт атмосферу заинтересованности
- использует ИКТ
- создаёт проблемную ситуацию - Звёздное небо раскрывается над нами по вечерам, словно огромное окно в неведомый, волнующий, завораживающий мир. Поднимешь голову и смотришь, смотришь, как будто путешествуешь во Вселенной. Известный астроном Феликс Юрьевич Зигель сказал: «Звёздное небо – великая книга природы. Кто сумеет её прочесть, перед тем раскроются несметные сокровища окружающего нас Космоса.» (Слайд 2.)
«Звёздное небо – великая книга природы»

- С чем же известный астроном сравнивает звёздное небо?
- А что делают с книгой?
- Как вы думаете, о чём расскажет нам эта книга?
- Мы сегодня откроем эту книгу природы. На её страницах мы познакомимся со звёздами, научимся находить и определять созвездия, узнаем, что такое зодиак. - знакомятся с целями урока
- анализируют
- сравнивают
- делятся своим мнением
V. Организация восприятия и осмысления новой информации.
даёт информацию
- призывает к обсуждению
- уточняет и дополняет 1. Звёзды.
- В старину люди думали, что звёзды – блестящие фонарики, подвешенные к хрустальному своду неба. Ведь тогда ещё не знали, что каждая звезда – громадный раскалённый шар, похожий на Солнце. Звёзды находятся очень далеко от Земли и поэтому не греют и кажутся очень маленькими.
- А все ли звёзды одного цвета?
- На ночном небе звёзды мерцают разным цветом: голубым, белым, жёлтым, красным. Белые и голубые – очень, очень горячие, они горячее Солнца. Жёлтые звёзды холоднее белых. Они примерно такие же, как наше Солнце. Звёзды красного цвета холодные.
- Одинаковы ли звёзды по своим размерам?
- По своим размерам звёзды сильно отличаются друг от друга.: есть звёзды – гиганты, а есть звёзды – карлики. - участвуют в обсуждении
- сравнивают
- делают выводы
- создаёт проблемную ситуацию
- организует работу со словарём
- использует ИКТ - Много ли звёзд на небе? Как это узнать?
- Этот вопрос всегда интересовал людей. Древние звездочёты, позднее их назвали астрономами, невооружённым глазом насчитали около 3 000 звёзд. Изобретение подзорной трубы позволило увидеть десятки тысяч звёзд.
- С помощью чего в наше время человек изучает звёзды?
- С помощью современного телескопа удалось обнаружить в космосе примерно 1 млн. звёзд. (Слайд 3, 4, 5)
21774151676401330325167640254635167640
- Как называется наука, которая занимается изучением звёзд?
- Что такое обсерватория? (Слайд 6)
146494527940
- рассуждают
- получают информацию
- работают со словарём
- находят толкование новых слов
- пополняют словарный запас
Физпауза.
- знакомит с новым понятием
- использует ИКТ
- организует работу с учебником
- формулирует задание (у каждого ряда – своё задание)
-создаёт ситуацию успеха 2. Созвездия.
- Сначала может показаться, что звёзды в беспорядке рассыпаны по небу. Но это не так. Ещё в древности люди заметили, что некоторые яркие звёзды расположенные недалеко одна от другой, образуют различные фигуры, напоминающие птиц, зверей, людей. Эти фигуры из звёзд люди назвали созвездиями и дали им имена. (Слайд 7)
1505585206375
- Есть имена и у наиболее ярких звёзд. Чаще всего эти имена связаны с какими-нибудь мифами и легендами.
- Всего на небе 88 созвездий. Рассмотрим некоторые из них.
Работа по учебнику (с. 30-31).
– Перед вами группа звёзд . Соедините их по порядку. Получилось созвездие. Кого оно вам напоминает?
- Найдите это созвездие на карте звёздного неба. - слушают
- рассматривают карту звёздного неба
- обсуждают форму созвездий
- делают сообщения (легенды некоторых созвездий)
- читают учебную статью
- выполняют задание
- анализируют
- обсуждают
- делают вывод
- даёт определение
- использует ИКТ
- поясняет
- показывает
- приобщает к самостоятельному добыванию знаний
- формулирует
Задание
- прививает навыки самостоятельной работы
- направляет
- контролирует
- организует
задание на дом
- поясняет
- развивает познавательный интепес3. Зодиак.
- Некоторые созвездия расположены по кругу относительно друг друга. Это созвездия Зодиака. (Слайд 8)
22815269476
- Буквальный перевод слова “зодиак” означает “круг животных”. И действительно почти все зодиакальные созвездия носят названия животных. Если бы звёзды были видны днём, мы заметили бы, что Солнце в течение года бывает «в гостях» у разных созвездий. У каждого созвездия оно «гостит» примерно один месяц. Зодиак – это пояс из созвездий, вдоль которого в течение года движется Солнце.
- Сколько созвездий образуют этот пояс? Назовите их. (Учебник, с. 32 -33)
- Перед вами круг. В центре – солнце. Наша задача – расположить созвездия по определённому порядку так, чтобы получился зодиак. (Работа на индивидуальных листах)
- Путешествие по зодиаку принято начинать с созвездия Овен.
- Определите по таблице знак зодиака под которым вы родились.
Домашнее задание:
- Узнать и отметить на рисунке знак зодиака родителей, бабушек, дедушек, братьев, сестёр.
- Определить созвездие (задание на карточках).
- Найти легенду, миф об этом созвездии (отдельным учащимся).
- знакомятся с зодиаком
- проявляют заинтересованность
- находят нужную информацию
- соотносят название и форму знака зодиака
- поэтапно выполняют задание
- анализируют
- делают вывод
- получают задание
- проявляют интерес
VI. Первичная проверка понимания.
-определяет уровень понимания Викторина.
- Что такое звезда?
- Какие звёзды самые холодные?
- Как называется наука, которая изучает звёзды?
- Что такое созвездие?
- Сколько созвездий образуют зодиак?
- отвечают на
вопросы
-развивают речь
Физпауза.
- Находясь в космосе, человек испытывает необычное чувство лёгкости тела. Это состояние называется состоянием невесомости.
Космическая игра (под музыку)
Корабль качается – раз!
Корабль качается – два!
Корабль качается – три!
В космическом танце - замри! - активно отдыхают
VII. Аспект гражданско-патриотического воспитания.
- создаёт условия для обмена информацией
- знакомит с известными людьми
- предлагает вспомнить
- способствует воспитанию патриотизма, чувства гордости
-подводит итог Светятся звёзды, светятся.
Даже порой не верится,
Что так велика Вселенная.
В небо смолисто-чёрное
Гляжу, всё забыв на свете…
А всё – таки это здорово,
Что ночью нам звёзды светят.
- Мысль о том, чтобы изучать просторы Вселенной, не давала человеку покоя. Чего он только не придумывал, чтобы полететь в космос.
- С помощью чего в настоящее время человек может полететь в космос?
- Придумал первую ракету русский учёный Константин Эдуардович Циолковский. А вот изготовлена она была под руководством русского академика Сергея Павловича Королёва.
- А что вы можете рассказать о первом космонавте?
- Первый полёт был 12 апреля 1961 г. Этот памятный день отмечается в нашей стране как День космонавтики.
- Алексей Леонов – космонавт, который впервые в мировой истории вышел в открытый космос, удалился от космического корабля на расстояние до пяти метров и провел вне шлюзовой камеры в открытом космосе 12 минут 9 секунд. Валентина Терешкова – первая женщина – космонавт.
- Россия – это родина космонавтики. И мы гордимся тем, что именно наша страна открыла всему человечеству дорогу в этот неведомый, волнующий, завораживающий мир, который называется Вселенная.
12 апреля 2011 г. будет отмечаться 50 лет со дня первого полёта. - обмениваются информацией
- расширяют кругозор
- пополняют знания
- проявляют уважение
VIII. Рефлексия.
- побуждает поделиться своим мнением
- рекомендует литературу
- стимулирует работу учащихся - На этом мы заканчиваем листать страницы книги Природы. Что вы можете о них сказать?
- Кто заинтересовался и хочет продолжить знакомство с космосом, тому могут помочь вот эти книги.
- заканчивают предложения:
- Мне на уроке было …
- Я узнал, что…
- Я научился…
- проявляют заинтересованность, любопытство
- получают звёздочку с пожеланиями и слова благодарности за работу на уроке