Выступление на региональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития математического образования в Орловской области. Школа. Колледж. Университет» Финансовый университет при Правительстве РФ

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ

Слесарева Н. Н., учитель математики первой квалификационной категории
МБОУ «Тельченская средняя общеобразовательная школа».

В последнее время все чаще говорят о падении уровня математических знаний среди обучающихся. И причину этого видят в низком уровне методики преподавания математики в школе.
Что же приводит к возникновению названной проблемы? Сокращение учебных часов: с первого по девятый классы – 5 часов, а 10-11 – 4 часа в неделю (базовый уровень). При этом содержание учебной программы перегружено.
Математика традиционно считается нелегким предметом, и для усвоения учебного материала нужно время. Последние исследования психологов в области теории мышления показали, что только на третьем уроке начинается по-настоящему процесс усвоения изучаемого материала. У нас же по программе почти каждый урок – новая тема. Как учителю создать условия для учета индивидуальных способностей школьников? Разве возможна в таких условиях реализация личностно-ориентированного подхода в обучении?
Фикция! Не закрепленный, даже если и понятый, материал быстро «выветривается» из памяти ученика, и незнание нарастает в геометрической прогрессии. Дальнейшее изучение математики без опоры на предыдущей материал становится невозможным. Отсюда и низкое качество знаний учащихся. Будем объективными – не все ученики способны освоить предлагаемый материал и после окончания школы не имеют даже минимальных математических знаний.
Многие темы, предложенные учебной программой, учитель вынужден излагать на описательно-демонстрационном уровне. Приходится добиваться от ребят понимание сути дела без строго обоснованных доказательств. Этим педагогическим принципом пользовался наш знаменитый мценский педагог А. П. Киселёв. Но это лишь способ смягчить критическую ситуацию, и «смягчать» становится все труднее.
Раньше в школе традиционно уделяли много внимания решению текстовых задач. Неукоснительно требовался анализ условия задачи в форме краткой записи. Сейчас это делают от случая к случаю, оправдываясь нехваткой времени. Это приводит к затруднению обучения решению задач методом составления уравнений. Забыта проверка по условию задачи после ее решения, хотя во время такой проверки и выясняется вопрос правильности составления уравнения или системы уравнений, которые представляют собой математическую модель реальной жизненной ситуации.
Отказ от «неважных» методических установок привел к тому, что дети не умеют анализировать и обдумывать не только ход задачи, но и затрудняется развитие социально-коммуникативных компетенций учащихся.
Сказывается на уровне математического мышления и резкое падение общего развития учащихся. Работая по технологиям системно-деятельностного подхода в обучении, столкнулась с такой проблемой, как неумение детей переносить теоретические знания на практическую плоскость. К сожалению, многие дети не в состоянии применить знания не только к абстрактной жизненной ситуации, но даже не могут составить аналогичные задачи по заданному шаблону. Особенно бросается в глаза, неумение детей ставить вопрос для разрешения проблемы. Причем такая «картина» наблюдается даже в старших классах. Обычные, не коррекционные классы, легко поставить в тупик нестандартным вопросом.
Оказавшись зажатыми в тиски нехватки часов поневоле мы вынуждены отдавать предпочтение алгоритмическому стилю мышления, и тем самым отказали детям в развитии высокого уровня интеллектуальных способностей, приобретении навыка анализа, синтеза и обобщения. Ученики привыкли слепо копировать решение задач с доски, с решебников, и, сталкиваясь с изменением условий задачи «не по шаблону», теряются. Можно ли это как-то преодолеть или хотя бы минимизировать негативные последствия? Да, можно. Но как?
Только применением новых педагогических технологий в комбинации с проверенными временем приемами. Ученика необходимо заинтересовать математикой как предметом, чтобы он захотел продолжать обдумывание материала и вне урока, превратить его из пассивного объекта – «приёмника знаний», в активного субъекта образовательного процесса. Для этого придется поменять не только структуру преподавания, но и даже учебные пособия.
К сожалению, многие учебники математики «грешат» трудно воспринимаемым языком изложения материала, отсутствием внятных, жизненных примеров, иллюстрирующих учебный материал. Ученик, который пропустил урок, или недопонял тему, самостоятельно разобраться в ней по учебнику не может. Отрадно, что в последнее время, с введением ФГОС ООО ситуация стала несколько меняться.
Так, в этом учебном году, наша Тельченская средняя школа перешла в 5 классе на новый УМК под авторством Е. А. Бунимовича (УМК «Сфера»).
УМК состоит из прекрасно иллюстрированного учебника с электронным приложением, задачника, тетради-тренажера и тетради-экзаменатора. Учебный материал изложен в простой доступной для детей форме, проиллюстрирован понятными примерами из жизни. В электронной версии учебника (на диске) выделены «активные» зоны с мультимедиа презентациями, лабораторными работами, задачами с разбором решений, а также занимательными математическими играми и головоломками. В учебный материал органически введены элементы геометрии и комбинаторики, причем так, что ученик усваивает их незаметно для самого себя.
Немаловажно, что названный УМК позволяет проводить и внеурочную деятельность в тесной связи с урочной: для этого в нем содержатся все необходимые материалы. Особенно отмечу прекрасно подобранные задачи к учебному материалу, в т.ч. задачи на исследование.
Ученик, который пропустил занятие по какой-либо причине, с легкостью по такому УМК наверстает упущенное. Введение УМК значительно облегчает работу в классе, позволяет более легко внедрять новые образовательные технологии.
Названный УМК – огромное подспорье учителю, начинающему внедрять системно-деятельностный подход, ведь переход на субъект – субъектные отношения является проблемным и для некоторых учителей. Системно-деятельностный подход призван сгладить нехватку часов через пробуждение интереса ученика к изучению предмета вне школьных стен. Сделать это можно только сместив акценты с «ученик – приёмник знаний», на «ученик – исследователь».
Учитель должен всегда помнить одно: чем меньше он говорит, чем меньше он решает сам, тем больше работают его ученики. Это не значит, что учитель должен перестать объяснять учебный материал, просто объяснять его надо, привлекая учеников, создавая атмосферу синергии на уроках.
Роль учителя - подбрасывать вовремя, ненавязчиво проблемы, идеи, вопросы, и дать свободу ученику смело высказывать свою точку зрения, пусть даже нелепую на первый взгляд. Ученик должен понимать, что на уроке математики, он может высказывать любые идеи, и его никто не поднимет на смех, а только поддержат в стремлении самостоятельно пытаться изучить новый материал, сделать «математическое открытие». Дети буквально оживают на глазах, когда их приглашает «поиграть» в ученых-математиков.
Так, например, в 6 классе в прошлом учебном году, при изучении темы «Делимость чисел» мной были организованы «проблемные уроки», где детям предлагалось совершить математическое открытие путем эксперимента над числами. Дети без труда выделили числа, которые могут делиться на «2» и которые не могут делиться на «2», и разбили их на две большие группы, а дальше начали исследовать каждую группу чисел по отдельности. В итоге дети не только сами сформулировали понятие простых и составных чисел более понятным для них языком, но и задумались над способом отыскания простых чисел. Заинтересованность изучаемой темой была так велика в итоге, что ученики самостоятельно продолжили поиски дома, и в сети «Интернет» нашли материал о «решете Эротосфена».
Биография Эротосфена очень поразила ребят, пробудила их интерес к истории математики и географии. Больше всего учеников занимал вопрос, как же раньше, ученые без компьютеров и калькуляторов, могли делать такие точные математические расчеты.
Уроки-исследования как никакие другие позволяют детям самим «добраться» до метапредметных связей, и открыть для себя то, что все школьные предметы тесно связаны между собой, а математика - не сухая наука цифр, а кровеносная система научного знания.
Разновидностью исследовательской деятельности является проведение уроков-проектов. Метод проектов – мощное дидактическое средство при условии, если учитель будет учить своих учеников видеть проблемы, ставить вопросы, критически мыслить, упорно двигаться к намеченной цели. Работая по методу проектов, надо помнить о том, чтобы проблемы были личностно-значимыми для учеников. В противном случае, проект превратиться в тяжкую повинность. С чем и приходится сталкиваться, беседуя с ребятами и коллегами. Например, в методической литературе иногда встречаются рекомендации по такой теме проекта в 5 классе как «Ремонт своими руками». Спрашивается: какому ребенку в таком возрасте может быть интересен вопрос приобретения строительных материалов, оплата процентов по кредиту и тп. Выходит проект ради проекта, и делают его зачастую родители.
Как же быть, ведь новый ФГОС ООО проектную деятельность делает обязательной? Только предлагать актуальные, интересные для детей темы с учетом их возрастных особенностей.
Например, самым беспроигрышным вариантом для пятиклассников выступает изучение животного мира, особенно домашних питомцев. Причем, в этом случае, само начало проекта может быть незаметным для детей. Учитель только «закидывает» проблему, а вот ученики, заинтересовавшись, сами начинают работу и незаметно вовлекаются в проектную деятельность.
Так, например, в пятом классе, обратила внимание, что на тетрадях и дневниках многих учеников изображены кошки и собаки. Это послужило поводом завести разговор об их домашних любимцах. Тогда мне пришло в голову предложить им рассказать на уроке математики о своих кошках. Дети принесли фотографии своих котиков, написали про них рассказы. Вы спросите, а причем здесь математика и не явилось ли это пустой тратой учебного времени при его-то острой нехватки? Не явилось! Рассказ о кошках перешел в целое математическое исследование. Каким образом?
В ходе рассказа о кошках, возникло множество вопросов о них: а зачем кошке усы, хвост? Почему говорят у кошки семь жизней, почему она, когда падает с высоты, приземляется всегда на лапы и тп. Дети заинтересовались этими вопросами, и стали искать информацию во всех доступных источниках. Причем это делали они сами, по своей инициативе, т.к. для них этот вопрос был личностно-значимым, изучение кошек, которые живут у них дома и поют им песни было гораздо ближе им, чем абстрактная покраска стен или пола.
Ненавязчиво предложила детям измерить своих домашних любимцев и выяснить чей кот больше. Дети измерили усы, хвосты, лапы, уши, туловище котиков, взвесили их, и результаты измерений оформили в виде таблицы. По сути начали построение математической модели кошки. Далее мы составляли с ними задачи о котиках, проводили уроки-путешествия с героем из страны Математики – котом Квадрат Квадратычем, проводили физкультминутки с котиками.
Дети решали задачи с использованием материалов своих измерений. В итоге они смогли сами вывести правила сложения и вычитания десятичных дробей, в шестом классе проверили на своих питомцах правило «золотого сечения», изобразили их портреты на координатной плоскости.
Таким образом, незаметно для себя дети работали два года над метапредметным проектом «Мой пушистый друг». Учтем: они самостоятельно поставили проблему, нашли способ ее решения, полученные результаты догадались каким образом применить на практике. Дети не только открыли для себя новое в математике, но и познакомились с биологическими, физическими, химическими и социальными аспектами данного вопроса. Более того проект оказался подготовительным для изучения анатомии человека. Для детей большим открытием стало то, что в медицине активно изучается влияние кошек и их мурлыкание на лечение заболеваний опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы.
Ученики оформили проект кто как смог, в письменном виде. Оформленные проекты содержат в себе: рассказ о своем питомце, его фотографии, результаты измерений, задачи о кошках и иные материалы различного характера.
Наиболее интересные задачи из проектов используются мной до сих пор на уроках математики и в других классах.
Проектная деятельность и уроки-исследования помогают пробудить интерес учеников к изучаемым темам. Конечно, сказать что сто процентов учеников усваивают материал успешно нельзя. Метод исследований лишь один из способов повысить уровень математического знания через связь теории учебного материала с практикой жизни.
Способствует развитию мотивации к обучению групповая форма работы на уроках математики, особенно при проведении уроков- проектов, уроков моделирования, уроков-зачетов и тп. Особенно эффективна групповая работа с подростками в старших классах. Дети этого возраста высоко ценят командную работу, мнение своих товарищей, свое место в команде – что способствует развитию коммуникативных компетенций. В группах можно проводить взаимоопросы, взаимооценивание, исследование, моделирование и тп.
Тут главное внести дух соревнования между группами. Дети составляют для других групп задания (например, контрольные работы, «письма другу», «проблема для друга» ), защита проектов происходит группой в целом в классе. Очень интересные в этом плане уроки в 7 классе по теме «Линейная функция», где дети работают над такими проблемами: «Почему коэффициент называется угловым?», «Почему в одних случаях графики линейных функций пересекаются, а в других – нет?». Здесь через командую работу незаметно происходит процесс взаимообучения построения графиков линейных функций, исследование параметров линейной функции.
Именно групповая форма работы приучает ученика к самостоятельности, что понадобится ему при дальнейшем обучении, в том числе в ВУЗе.
Конечно, перечисленные выше формы работы, не являются панацей в условиях острой нехватки учебных часов, но значительно повышают уровень познавательных компентенций.