Внеклассная деятельность клубный час Весёлая матрёшка


«Весёлая матрёшка»Форма проведения: клубный час
Цель занятия: воспитание интереса к народному творчеству на примере русской матрёшки.
Задачи:
- развивать умение украшать силуэт матрёшки разнообразными узорами, творческие способности детей;
- воспитывать умение работать в группе, воспитывать самостоятельность, активность, развивать творчество.
Оборудование: заготовки шаблонов матрёшек из слоёного теста м, краски, кисточки, баночки для воды, палитра, салфетки, косынки для детей, иллюстрация с изображением матрёшки, песни о матрёшке.
План проведения
I.Введение в игровую ситуацию.
II.Основная часть
2.1. Легенда о матрёшке
2.2. Историческая справка
2.3. Дидактическая игра «Весёлые матрёшки»
2.4. Расписывание матрёшек. Практическая работа.
III.Заключительная часть
Рефлексия.
Ход проведения
I.Введение в игровую ситуацию.
Ведущий:
Здравствуйте ребята. Весёлая матрёшка пришла к вам в гости. Посмотрите, какой у неё красивый костюм. Ребята, а вы любите играть? А какие у вас любимые игрушки? Да, сейчас у современных детей огромный выбор игрушек. А как вы думаете, какие игрушки были у детей много лет назад, когда не было специальных фабрик по их изготовлению, не было огромного количества магазинов с большим выбором разнообразных игр. Что это могли быть за игрушки? Кто их делал? А из каких материалов? Правильно, игрушки в деревнях и посадах мастерили народные мастера. Вот и сегодня мы с вами узнаем историю изготовления одной из таких игрушек. А какой вы догадайтесь сами.
1 матрешка:
Мы матрешки, мы сестрички,
Мы толстушки – невелички.
Как пойдем плясать и петь,
Вам за нами не успеть!
(Звучит музыка русская народная музыка, девочки исполняют танец матрёшек)
А сейчас отгадайте загадку:
Красный шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока,
А внутри секреты есть,
Может 5, может 6,
Разрумянилась немножко,
Это-русская…
Правильно, это матрёшка. Сегодня мы с вами узнаем её историю.
II.Основная часть
2.1. Легенда о матрёшке
А вы, знаете откуда взялась матрёшка? Хотите я вам расскажу?
Давным-давно это было. Шел как-то Иванушка - добрый молодец, по вольной земле русской, по широким полям да сквозь березовые рощи. Вдруг видит Иванушка - село. Вошел он в село, на краю домик стоит, а там мужичок сидит у окошка, кручинится. Расспросил его Иванушка, что случилось, и рассказал мужичок, что захворала у него дочка любимая. Захворала оттого, что скучно и грустно ей без веселых игрушек. "Не печалься, добрый человек, что-нибудь придумаем, обязательно развеселим девочку", - сказал Иван. Сговорились они с ее батюшкой сходить на ярмарку да купить больной девочке сластей и чего-нибудь веселого да радостного. Долго-долго ходили по ярмарке, рассматривали да выбирали. Вдруг увидели на одной картинке смешную, улыбающуюся нарядную куколку. Купили они картинку и довольные пришли домой. Увидела девочка куколку - сразу повеселела, разрумянилась, похорошела. Захотела она с ней поиграть, да не может - куколка же нарисованная. Опять загрустила малышка. Тогда ее батюшка взял деревянный чурбан и выточил из него фигурку куколки. Выточил, яркими красками разрисовал: одел в нарядное платьице, как на картинке. Веселая получилась куколка, смешная. Обняла свою куколку девочка и назвала ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрешкой все ее звали. И стала девочка быстро выздоравливать, а отец ее с той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами да букетами.
ЯРМАРКА – большая распродажа товаров с развлечениями и угощениями.
ЧУРБАН – обрубок дерева, бревна.
2.2. Историческая справка
Ну, конечно, это сказка. А вот послушайте исторические факты.
Матрёшка давно стала одним из символов России. А как она оказалась в нашей стране? Комплекты фигурок-божков были популярны в Японии. В конце XIX в. кто-то поместил несколько фигурок одна в другую. Японская фигурка совершила своё путешествие в Россию. Токарь Василий Звёздочкин выточил из дерева похожие фигурки, которые тоже вкладывались одна в другую. Известный художник Сергей Малютин расписал фигурку на русский лад – это была круглолицая румяная девушка в цветастом платке, сарафане, с чёрным петухом в руке. Самым распространённым на Руси именем была Матрёна, если ласково, то Матрёшка. Так и назвали деревянную барышню. Со временем имя Матрёшка стало нарицательным. Родиной русской матрёшки считается подмосковный Сергиев Посад – крупнейший центр по производству игрушек в царской России. Известны матрёшки г. Семёнова, знамениты вятские матрёшки, их сёстры из села Полхов Майдан, г. Новокузнецка, из Башкирии. В самой большой матрёшке России – 100 фигурок, а самая маленькая – всего пару миллиметров в высоту.
Вот так ребята родилась матрёшка. Но проблема, ребята, в том, что порой традиции русского искусства забываются. И поэтому, сегодня мы с вами продолжим знакомиться с декоративно-прикладным искусством.
2.3. Дидактическая игра «Весёлые матрёшки»
Ведущий: давайте поиграем в интересную игру: "Весёлые матрёшки"
(играют в игру). Для этого разделимся на две команды. У каждого из вас есть цветные платочки, 1 команда – красные, 2 команда - желтые. Сейчас вы наденете эти платочки и будете матрешками. У меня есть два волшебных конверта: красный и жёлтый. Желтый - жёлтым матрёшкам, красный - красным матрёшкам. Посмотрим что в них. (дети высыпают содержимое из конвертов) Каждой команде нужно собрать картинку из этих фигур. Кто быстрее справится с заданием? И что же получилось? (матрёшка).
2.4. Расписывание матрёшек. Практическая работа.
Кручу, верчу, превратить вас хочу. Хочу превратить вас в мастеров. Пройдёмте в ваши мастерские. Ребята, в процессе подготовки к нашей сегодняшней встрече, мы с вами приготовили заготовки из солёного теста. Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки! Матрёшка отображает образ русской женщины. Она одета в русский костюм. Русские женщины в старину ходили с покрытыми головами. Это были платки, кокошники. Они носили очень длинные кофты-рубахи под горло с длинными рукавами. Поверх рубах одевали длинные сарафаны, поэтому у матрёшки ног не видно. Рубаха и сарафан украшены различными узорами. Прежде, чем приступить к работе, давайте поговорим, во что одета матрёшка.
- Что у неё на голове? (косынка)
- На туловище? (сарафан)
- Чем украшен сарафан? (цветами)
- Иногда у матрёшки на сарафан одет фартук, он тоже всегда украшен цветами или узорами.
Я предлагаю вам украсить цветами и узорами свою матрёшку. Я для своей матрешки выбрала вот такой. Матрешка даже повеселела. А ваши матрешки все еще грустят. Украсьте их платья.
III.Заключительная часть
Посмотрите, как повеселели матрешки. Какие они получились красивые. Какие хорошие вы мастера.
Наша русская матрешка не стареет сотню лет.В красоте, в таланте русском весь находится секрет.Этот русский сувенир покорил уже весь мир!Иностранцу нет желанней куклы в красном сарафане.
Рефлексия.
- Что нового вы узнали, какие знания получили на занятии?
- Сегодня я узнал на занятии….
- Понравилась ли тебе практическая часть занятия?
- Я научился…….
- Какие полученные знания ты можешь использовать в жизни?
-Продолжи фразу: Как я сегодня работал на занятии (самооценка)?
- Сегодня я работал на занятии….
- У меня получилось…
- Что больше тебе понравилось на занятии?