Статья Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС


Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС
Нетёсова Т.А.
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1»
г. Исилькуля Омской области
Технология проблемного диалога представляет собой современную образовательную технологию деятельностного типа и позволяет реализовать требования ФГОС.
Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством диалога с учителем.
В наши дни центральной стала идея творческого обучения детей, особенно – в обычной школе. Какой же вид творчества доступен ученику на уроке? На уроке по любому предмету ученики могут занять позицию учёных и открывать новые для себя знания.
Таким образом, основа школьного обучения – научное творчество.
Всё начинается с возникновения проблемной ситуации: учёный сталкивается с противоречием и испытывает чувство удивления или затруднения. Приходится выполнить конкретную мыслительную работу: осознать противоречие и сформулировать вопрос. Таково первое звено творчества – постановка проблемы.
Затем нужна мыслительная работа по выдвижению и проверке гипотез. Запускается второе звено творчества – поиск решения. Только строгая проверка превращает верную догадку в решение, т.е. в новое знание.
Мысль в голове исследователя рождается «голенькой» и понятной ему одному. Только в «одетом» виде она может стать достоянием других людей. Поэтому третье звено творчества – выражение решения. Это может быть устное выступление для классной аудитории. Иначе говоря, последний этап творчества – реализация продукта.
Смысл технологии проблемного диалога заключается в том, чтобы на уроке изучения нового материала «пропустить» школьников через все звенья научного творчества.
Данная технология является результативной и здоровьесберегающей, поскольку обеспечивает высокое качество знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности.
В самом определении «проблемно-диалогическое» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного диалога.
Диалоговый урок не получится, если присутствуют факторы, тормозящие диалог:
категоричность учителя, нетерпимость к другому мнению, обилие дисциплинарных замечаний, авторитаризм;
отсутствие внимания учителя к ребёнку;
закрытые вопросы, которые предполагают односложные ответы;
неумение учителя быть хорошим слушателем.
Цель применения технологии проблемного обучения: научить учащихся идти путем самостоятельных находок и открытий; развивать критическое мышление, самоконтроль, самооценку, наблюдательность, сопоставлять и обобщать полученные результаты.
Основой проблемного обучения на уроках является знакомство учащихся с новыми фактами путем создания проблемных ситуаций, способствующих выдвижению гипотезы и с последующим поиском доказательства справедливости выдвинутого предположения.
Например, на уроке окружающего мира в 3 классе изучая тему «Земля и люди Московского государства» на этапе «постановка учебной проблемы» учащиеся читают текст в учебнике, отмеченный условным знаком проблемной ситуации, после чего я организовываю беседу по предложенным вопросам. Ученики с моей помощью формулируют основной вопрос, проблему урока: «Похожи или нет люди Московского государства на нас, современных людей России?». Данный вопрос выносится на доску. К нему мы обращаемся постоянно по ходу урока, особенно на последнем этапе урока. На этапе «актуализация знаний» учащиеся создают основу для таблицы, куда кратко будут заносить основные сведения, сравнивая современных людей и людей Московского государства.
На этапе «открытие нового знания» я организовываю групповую работу. Каждая группа (их пять) получает карточку с заданием, информационные листы, учебники, при необходимости карты, схемы, рисунки. После подготовки представители групп отчитываются по заданиям. Каждая группа делает вывод по своему вопросу и кратко записывает в своей строке. Если группе окажется не под силу сформулировать вывод, то это мы делаем с помощью всего класса. Результатом работы будет заполненная таблица. Затем мы возвращаемся к основному вопросу урока. Ученики совещаются в группах и представители от групп предлагают свой вариант решения проблемы. С моей помощью ученики приходят к выводу, что во времена Московского государства уровень науки и техники был гораздо ниже современного, но это не мешало людям добиваться значительных успехов во всех сферах жизнедеятельности. Современное общество во многом отличается от прежнего, но в людях по-прежнему ценится мудрость, трудолюбие, преданность и другие достоинства. «Применение нового знания» организовываю с помощью вопросов после текста и заданий в рабочей тетради, в том числе самостоятельные с самопроверкой. Итог урока – организованный. Я прошу учеников оценить свою работу. Спрашиваю, кому, что показалось трудным на уроке, непонятным. Выясняю, что на уроке было, на их взгляд, самым интересным. Обязательное для всех домашнее задание: выполнить одно из заданий в рабочей тетради, а по желанию учащиеся могут выполнить творческое задание.
С 2005 года работаю по ОС «Школа 2100». Эта система основана на личностно ориентированном деятельностном подходе и предполагает использование технологий проблемного обучения для введения новых знаний. Данная технология позволяет мне не просто объяснять новый материал, а даёт возможность ученику самому «открыть» новое знание. Ученик на моих уроках сам наблюдает, сопоставляет и обобщает результаты, т.е. проделывает ту работу, которую совершали ученые, занимаясь той или иной проблемой. Такое построение обучения позволяет учащемуся высказывать ошибочное мнение, не бояться допустить ошибку в рассуждении, под влиянием высказанных аргументов исправить ее, а это и есть личностно-значимая познавательная деятельность. У школьников развиваются критическое мышление, самоконтроль и самооценка. Что отражает достаточно высокий уровень их общих способностей. Постоянная постановка проблемных ситуаций учит ребят находить пути решения, что является очень важным качеством не только в учении, но и в жизненных ситуациях.
Использование технологии проблемного обучения на моих уроках дали, следующие педагогические эффекты: учащиеся успешно усваивают программный материал; «качество знаний» с каждым годом возрастает; полученные знания выстраиваются на научной основе и исследовательской деятельности; у учащихся формируются навыки делового сотрудничества (через обсуждение дискуссионных вопросов, обсуждение гипотез и их доказательство); появляются возможности творческой самореализации детей с опорой на приобретенные знания, умения и навыки. Таким образом, технология проблемного диалога действительно обеспечивает достижение установленных результатов и является эффективным средством реализации ФГОС.