Конспект и маршрутный лист к уроку по русскому языку ФГОС по теме Множественное число имен существительных 5 кл


5 кл
Тема: Множественное число имен существительных
Цели как деятельность учеников.
Метапредметные: пользоваться умениями ознакомительного чтения, выборочного аудирования; работать со словарями, справочной литературой, памятками; составлять план и последовательность действий, прогнозировать результаты.
Предметные: образовывать формы именительного и родительного падежа множественного числа имён существительных;
правильно употреблять формы именительного и родительного падежа множественного числа в устной и письменной речи;
обогащать грамматический строй своей речи при овладении языковыми нормами;
осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера.
Межпредметные связи: русский язык, литераура.
Запись на доске: Число – пробел для записи самостоятельно сформулированной учащимися темы – Классная работа
Конспект урока
Этапы урока Ход урока Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание Методы, приемы, средства обучения; формы организации деятельности учащихся; педагогические технологии
I Организационный момент. Проверка готовности к уроку, создание у учащихся благоприятного настроя на работу.
Урок сегодня необычный, но для тебя вполне привычный,
Придется думать головой, вопрос услышать непростой,
Найти ответ. Стремиться помнить
Все, что узнаешь и запомнишь.
От учеников потребуются знания, смекалка и сообразительность, творческое воображение. II. Языковая разминка - словарный диктант. Найти, графически обозначить и объяснить орфограммы.
Р…сток, изл…жение, ш…рты, огур.., ш…рстка, р…стение, ч…рный, отр..сль, молодц.., ц…ган, сл…гаемое, ц…рк, ч…лка.
Взаимопроверка работ: ученики берут работу у соседа по парте, проверяют, выставляют оценку по шкале оценок
Познавательные УУД
1. Анализировать, сравнивать, делать выводы.
2. Преобразовывать информацию.
Коммуникативные УУД
Обеспечивать возможность сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера.
Регулятивные УУД
Оценивать успешность усвоения материала Работа по само- и взаимоконтролю устных и письменных работ.
Индивидуальная и парная формы организации деятельности учащихся.
III. Творческая работа 1. - Определите, чем тематически связаны слова.
Подсказка:
Земля, вода, пшеница, класс –
Всё сущее, что окружает нас,
Мы называем, имя им даём:
Берёза, речка, солнце, дом…
Явления природы: буря, дождь…
Без существительных не проживёшь. (Имена существительные)
– Что вы, изучая имя существительное как часть речи уже несколько уроков, можете сказать о нем? ( Заполняют кластер)

I



IIIII




–Для чего надо знать морфологические признаки имени существительного? (Чтобы правильно писать)
– Проверяем знания:
- Чего не хватает и как правильно написать?( Склонение и падеж)
От дорожк… к опушк… рощ… вьется заячий след.
Взаимопроверка Личностные УУД
1. Обеспечивать значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными ситуациями.
2. Вырабатывать свою жизненную позицию.
Коммуникативные УУД
Правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя.
Регулятивные УУД
Внимательно слушать говорящего, объективно оценивать его ответ, в первую очередь оценивая положительное, а недочеты высказывая в виде пожеланий. Работа по само- и взаимоконтролю устных работ:
Понимать точку зрения другого.
Критично относиться к своему мнению.
IV. Формулирование темы и цели урока.
Решаем проблему
Замело белыми шапка сугробы всё вокруг. Иней покрыл крыши дом, ветви дерево. Мороз сковал льдом воды река, ручейки, озеров. Ах, сколько забот появилось у птицов.
-Что за слова? Как должно быть?
Какова тема нашего урока? – Знакома вам эта тема? Зачем же мы возвращаемся к ней?
Какими могут быть цели урока? (Повторить, что знаем, узнать что­то новое). Попробуем проверить, так ли это.
Просклоняйте
Сосны-ж.р Снега- м.р Озера-
Ср.р Метели-
3 скл
И.п Р.п Д.п В.п Т.п П.п Выделите окончания
И.п А-я, Ы-и
Р.п , Ов-ев,ей
Д.п Ам-ям
В.п А-я,ы-и,ей,ов,ев
Т.п Амии,ями
П.п Ах, ях
Регулятивные УУД (целеполагания)
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать тему урока.
3. Самостоятельно ставить цель деятельности.
Коммуникативные УУД
Обеспечивать возможность сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера. Ведение проблемного диалога
V. Актуализация и углубление изученного.
1. Работа с учебником: §100 упр. 549 и 552* стр.228. Умение видеть имена существительные во множественном числе.
2. стр. 218 - * – выявление новой информации о числе имён существительных.
Ознакомительное чтение про себя.
ж.р. Книги, буквы; мысли -и (-ы)
м.р. Словари, алфавиты;
Профессора/, учителя/ -и (-ы)
-а (-я)
с.р. Слова, предложения -а (-я)
– На что обращают внимание авторы учебника?
– Что вы можете рассказать нового о числе имён существительных?
- Сделайте вывод: какие окончания могут быть в формах И.п. мн.ч. имён существительных? Познавательные УУД
Владеть разными видами чтения (ознакомительного), приёмами продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД
Строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле. Работа с учебником (учет вариативной и инвариативной части).
Индивидуальная форма организации деятельности учащихся.
VI. Решение проблемы. Открытие новых знаний. 1. Можно ли четко сформулировать правило написания окончаний имен существительных во множественном числе? (Для женского и среднего рода все однозначно, для мужского есть варианты окончаний).
- Может ли учебник помочь в решении проблемы? Почему правила нет в учебнике?
2. Как будем решать проблему? Составление ПЛАНА действий. Сопоставляем, сравниваем, анализируем.
1. Выбираем соответствующий языковой ситуации материал. Зачем?
3. Делаем вывод (формулируем ПРАВИЛО).
4. Решение проблемы (опорно-схематический конспект).
5. Применение новых знаний.
6. Нужны ли нам НОВЫЕ знания? Регулятивные (планирования)
Самостоятельно планировать способы достижения намеченной цели.
Регулятивные (коррекции)
Организовать взаимопомощь.
Работа с картой урока
VII. Развитие учебно­языковых умений, формирование навыков культуры речи (овладение грамматическими нормами).
1. Проанализировав представленный материал, установим закономерность в выборе букв в окончаниях существительных.
А)
Есть у вас в продаже свежие торта?
Скоро весна. На поля выйдут новые трактора.
Выполнение упражнения формирует навык правильного образования формы И.п. мн.ч. имён существительных, в которых возможны ошибки в речи (грамматическая норма).
Работа в парах.
– Проверьте свою работу по ключу (справка «Памятка»).
– Сделайте вывод: какие окончания могут быть в формах И.п. мн.ч. имён существительных?
Работа в парах: составить примерный опорный сигнал и записать обобщенную графическую модель орфограммы.
Окончания сущ. мн. ч. И.п. Основное в книжной речи -и (-ы);
В разговорной -а (-я)
Комментарий учителя. Первоначально в языке было одно главное окончание для мн.ч. – -ы, затем в разговорной речи стало появляться другое окончание – -а, которое постепенно начало вытеснять окончание -ы. Иногда возможны сомнения: инструктор (-а или -ы), конструктор (-а или -ы). В этом случае нужно обратиться к словарю и окончание запомнить: инструкторы (-а – в разговорной речи), конструкторы.
Б)
В магазине купили пять килограммов четыреста граммов помидоров, две пары носков и пару чулок.
В процессе наблюдения формируется навык правильного образования и употребления форм Р.п.
- Как вы думаете, правильно ли употреблены формы множественного числа существительных? (Да. Предложение составлено по всем правилам «грамматического искусства»).
- Но мы так практически никогда не говорим. Почему? (Здесь действует своеобразная тенденция к экономии языковых средств: из двух вариантов – более длинного и более короткого – в живой речи, как правило, употребляется более короткий).
– Что объединяет слова в предложении? (Близость формы - множественное число существительных Р.п.)
- Что обозначают эти предметы? (Это названия овощей и фруктов, названия парных предметов, единицы измерения, веса.)
– Как легче запомнить окончания? (Соединить группы: овощи, фрукты и вес – окончание ­ов; для парных предметов «говори наоборот»: короткие (носки) – окончание «длинное» (­ов), длинные (чулки) – окончание «короткое» – □).
Работа в парах: составить примерный опорный сигнал и записать обобщенную графическую модель орфограммы.
Окончания сущ. мн. ч. Р.п. в
: национальности на –н, -р
количества
воинские единицы
парные предметы
(пара чулок, ботинок)
-ов : овощи и фрукты
парные предметы
(пара носков)
единицы веса
В) Запишите словосочетания, поставив существительные во множественное число:
1. Стволы (дерево)
Крылья (самолет)
Аромат (гриб)
Ключи от (дверь)
Восемь (заяц)
Пять (тетрадь)
Восемь (учитель)
Шесть (комбайн)
2. Построить (больница, аптека, клиника),покупки (пальто, костюмы, шляпы), сбор помидоры, яблоки, груши), починка (носки, чулки, сапоги)
Г) А теперь мы с вами выполним следующее упражнение, чтобы научиться видеть орфограмму и научиться применять правило. Я раздам вам распечатки. В них письмо. Надо помочь мальчику Пете правильно написать окончания. Вставьте пропущенное окончание, при этом определите род и скл.
Здравствуй, Ваня!
Пишет тебе твой друг Петя. К нам в село на строительство новой школы приехал студенческий отряд. Студенты уже приступили к работе, так как мастер… заключили договор… с руководством села. Работа у них кипит. Шофёр… только успевают подвозить строительный материал. Среди студентов есть и столяр…, и моляр…, и токар…. Это им пригодится ведь они будущие инженер….
Напиши, чем ты занимаешься.
Твой друг Петр.
Д)
Р.п мн.ч. «+»отметьте существительные, которые в Р.П. мн.ч. имеют
Огурцы Улицы Фабрики Помидоры килограммы Сапоги Яблоки места задачи Познавательные УУД
1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации, понимать основную и дополнительную информацию текста.
2. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы.
3. Владеть навыками аудирования (ознакомительного, выборочного, детального).
4. Преобразовывать информацию (несплошной текст в схемы, графические образцы).
Коммуникативные УУД
1. Строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле.
2. Обеспечивать возможность сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера.
Регулятивные УУД
1. Планировать последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей.
2. Осуществлять логическое действие «анализ» с выделением существенных и несущественных компонентов.
Личностные УУД
Понимать значимость новых знаний
Работа по решению проблемы.
Работа с учебником, справочными материалами, словарями.
Индивидуальная и парная формы организации деятельности учащихся.
Использование памяток.
Организация взаимопомощи.
Мотивация учения.
VIII. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Как вы думаете, зачем нужно знать формы числа, где это может пригодиться в жизни? (Правильное употребление форм множественного числа свидетельствует об образованности и культуре человека.)
Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись шкалой самооценки: К – красота, П – правильность, Б – быстрота выполнения (по пятибалльной системе).
Проанализируйте свою деятельность на уроке и деятельность одноклассников и отметьте свое мнение об уроке с помощью цвета:
зеленый цвет: «На уроке мне все было понятно. Я со всеми заданиями справился самостоятельно».
желтый цвет: «На уроке мне почти все было понятно. Не все получалось сразу, но я все равно справился с заданиями».
красный цвет: «Помогите! Мне многое непонятно! Мне требуется помощь!»
Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки. Регулятивные УУД (саморегуляция)
1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
Познавательные УУД
Осуществлять логическое действие «обобщение».
Коммуникативные УУД
Сотрудничать с учителем и со сверстниками.
Личностные УУД
Принятие жизненных ценностей и смыслов. Проведение рефлексии с применением вопросов и символов в листах обратной связи.
IХ. Домашнее задание.
1. П 100, упр. 550.
2. Написать мини- сочинение о весне. У существительных определить падеж и склонение
Личностные УУД
Выбирать домашнее задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных особенностей.
Регулятивные УУД
Обеспечивать самосовершенствование через саморегуляцию Маршрутный лист к теме «Множественное число имен существительных»
ФИ______________________________ФИ______________________________
Найти, графически обозначить и объяснить орфограммы.
Р…сток, изл…жение, ш…рты, огур.., ш…рстка, р…стение, ч…рный, отр..сль, молодц.., ц…ган, сл…гаемое, ц…рк, ч…лка.
Заполнить кластер
I


IIIII




Вставить буквы, обозначить орфограммы
От дорожк… к опушк… рощ… вьется заячий след.
Решаем проблему:
Замело белыми шапка сугробы всё вокруг. Иней покрыл крыши дом, ветви дерево. Мороз сковал льдом воды река, ручейки, озеров. Ах, сколько забот появилось у птицов.
Заполнить таблицу:
Сосны-ж.р Снега- м.р Озера-
Ср.р Метели-
3 скл
И.п Р.п Д.п В.п Т.п П.п Запишите словосочетания, поставив существительные во множественное число:
1. Стволы (дерево)Крылья (самолет) Аромат (гриб )Ключи от (дверь) Восемь (заяц)
Пять (тетрадь) Восемь (учитель)Шесть (комбайн)
2. Построить (больница, аптека, клиника),покупки (пальто, костюмы, шляпы), сбор помидоры, яблоки, груши), починка (носки, чулки, сапоги)
Надо помочь мальчику Пете правильно написать окончания. Вставьте пропущенное окончание, при этом определите род и скл.
Здравствуй, Ваня!
Пишет тебе твой друг Петя. К нам в село на строительство новой школы приехал студенческий отряд. Студенты уже приступили к работе, так как мастер… заключили договор… с руководством села. Работа у них кипит. Шофёр… только успевают подвозить строительный материал. Среди студентов есть и столяр…, и моляр…, и токар…. Это им пригодится ведь они будущие инженер….
Напиши, чем ты занимаешься.
Твой друг Петр.
«+»отметьте существительные, которые в Р.П. мн.ч. имеют
Р.п мн.ч. Огурцы Улицы Фабрики Помидоры килограммы Сапоги Яблоки места задачи Самооцценка
Отметь
ФИ ФИ
Красота Правильность быстрота имя ж к з
зеленый цвет: «На уроке мне все было понятно. Я со всеми заданиями справился самостоятельно».
желтый цвет: «На уроке мне почти все было понятно. Не все получалось сразу, но я все равно справился с заданиями».
красный цвет: «Помогите! Мне многое непонятно! Мне требуется помощь!»