Модульный урок по теме «Односоставное предложение»

МКОУ Митрофановская сош
Кантемировского муниципального района
Зубко Л.Н. – учитель русского языка и литературы

Модульный урок по теме
«Односоставное предложение» (2 часа).
8 класс

Методы обучения. В зависимости от целей учебного элемента (УЭ) используются разные методы обучения:
УЭ-2: по источникам знаний – практический, по характеру познавательной деятельности учащихся – частично-поисковый;
УЭ-3: по источникам знаний – словесный, практический, по характеру познавательной деятельности учащихся – объяснительно иллюстративный, частично-поисковый;
УЭ-4: по источникам знаний – практический, по характеру познавательной деятельности учащихся – репродуктивный, частично-поисковый;
УЭ-5: тест, контроль, проверка качества знаний;
УЭ-6: подведение итогов урока, самооценка, выбор домашнего задания.
Основные этапы урока:
Организационный этап
Дидактическая задача – подготовить учащихся к работе на уроке; определить исходный уровень знаний по теме, т.е. определить готовность к восприятию нового материала, организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся.
Содержание этапа – взаимное приветствие учителя и учащихся, проверка внешнего состояния классного помещения, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания; сообщение интегрированной дидактической цели урока (УЭ-0), выполнение заданий блока УЭ-1 «Вход», направленных на актуализацию и контроль опорных знаний.
Этап усвоения новых знаний
Дидактическая задача – дать учащимся конкретные представления об изучаемых фактах, явлениях рассматриваемого вопроса, добиться от учащихся восприятия, осознания первичного обобщения новых знаний, усвоения способов и путей, которые привели к данному обобщению; установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, установить обнаруженные проблемы.
Содержание этапа – организация внимания, выполнение заданий УЭ-2, УЭ-3, обеспечение восприятия, осознания, систематизации и обобщения материала; проверка учителем глубины понимания учащимися нового материала, внутренних закономерностей и связей (на протяжении изучения нового материала).
Этап рефлексивно-оценочный
Дидактическая задача – закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу, сообщить учащимся о д/з, разъяснить методику его выполнения, дать анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности, вскрыть недостатки, показать пути их преодоления.
Содержание этапа – выполнение заданий УЭ-4 , УЭ-5, УЭ-6: «Выходной контроль»; информирование о дифференцированном д/з, инструктаж по его выполнению; рефлексия (самооценка учащихся), указание на положительные и отрицательные стороны урока, выяснение мнения учащихся об уроке, выставление оценок за работу на уроке.
Структура урока по времени. Ориентировочный временной регламент урока приведен в таблице

Слайд 1
УЭ-0
5 мин.
Слайд 2
Интегрирующая цель:
определить уровень знаний по теме «Односоставные предложения»;
выработать умение определять виды односоставных предложений;
выработать умение отличать предложения с однородными членами от сложных предложений, в состав которых входят односоставные предложения.

Коллективная работа


УЭ – 1
10мин.
Слайд 3
Цель: определить уровень знаний учащихся по теме «Односоставные предложения»
Запишите в тетради дату, тему «Односоставные предложения».
Слайд 4
Задание 1.
Составьте таблицу «Односоставные предложения».
Заполните таблицу предложенными примерами.

Хорошо в зимнем лесу! Не плачь попусту. Ещё не успевшая остыть земля излучала тепло. Морозное январское утро. Тротуары заливают асфальтом. Пашню пашут – руками не машут.
Расскажите, используя таблицу, что вы знаете об односоставных предложениях.








Самостоятельная работа в тетради
Работа с учебником.

Взаимопроверка по ключу.

Работа в парах (устно).



Слайд 5
Ключи:
Определённо-личное
Не плачь попусту.

Неопределённо-личное
Тротуары заливают асфальтом.

Обобщённо-личное
Пашню пашут – руками не машут.

Безличное
Хорошо в зимнем лесу!

Назывное
Морозное январское утро.





Критерии оценки (таблица)
Оценить ответ товарища.
(УЭ-1).
(Выставляется сумма баллов за письменное задание и устный ответ).


Количество правильных ответов
Баллы



5
3-4
1-2
3
2
1



Устный ответ оценивается 0-2 балла.



УЭ – 2
10 мин.

Цель:
развивать умения различать односоставные и двусоставные предложения;
выработать навыки определения видов односоставных предложений.
Слайд 6

Задание 2. Практическая работа

Выпишите только односоставные предложения, подчеркните в них грамматическую основу.
Я помню время золотое.
Жалею потерянное время.
В окно кто-то постучал.
В окно постучали.
Водой затопило котлован.
Вода затопила котлован.
Водой затопили котлован.
Есть время подумать.
Нет времени на раздумья.
У меня нет ни одной свободной минуты.
Ни одна минута не проходила без дела.
Не теряйте ни минуты.
Некогда раздумывать.
У меня было время для размышлений.
У меня не было времени для размышлений.
Раннее утро.
Утро раннее.










Самостоятельная работа в тетради.




Слайд 7
Ключи
Жалею потерянное время.
В окно постучали.
Водой затопило котлован.
Водой затопили котлован.
Нет времени на раздумья.
У меня нет ни одной свободной минуты.
Не теряйте ни минуты.
Некогда раздумывать.
У меня не было времени для размышлений.
Раннее утро.



Самопроверка
с использованием ключа.


Критерии оценки

Поставьте оценку в «Оценочный лист» (УЭ-2
Задание 2)


Количество правильных ответов
Оценка



9-10
7-8
5-6
3-4
1-2
5
4
3
2
1


УЭ-2
10 мин.

Задание 3. Практическая работа.
Слайды 8,9

Определите вид односоставных предложений. Запишите № предложений в соответствующую графу таблицы.
Принимайте гостей!
Ломали старый деревянный дом.
Бездонную бочку водой не наполнишь.
Нельзя мне жить без друга.
Вопли чаек, плеск разбивающихся волн.
Рисую солнечное утро.
От реки тянет свежестью.
Холодная весна. Холодный резкий ветер.
За опоздание будете наказаны.
От добра добра не ищут.
На небе зажгли лампу в пятьдесят свечей.
Всё небо заволокло облаками.
Без волненья, без заботы не жди радости от работы.
Что новенького в газетах пишут?
Чему смеётесь? Над собой смеётесь!
Пашню пашут – руками не машут.
Мне по ночам не спится.
Шёпот, робкое дыханье, трели соловья.
На балконе соседней дачи зажгли свет.
Вот парадный подъезд.





Самостоятельная работа в тетради.


Слайд 10
Ключи
о/л
н/л
об/л
б/л
назывн.

1, 6, 9, 15
2, 11, 14, 19
3, 10, 13, 16
4, 7, 12, 17
5, 8, 18, 20


Коллективная проверка (ответы демонстрируются через проектор) с объяснением + взаимопроверка.


Критерии оценки

Оценку поставьте в оценочный лист (графа УЭ-2
Задание 3)


Количество правильных ответов
Оценка



19-20
15-18
11-14
7-10
1-6
5
4
3
2
1



УЭ-3
10 мин.

Цель:
развивать умение находить односоставные предложения в составе сложных;
отрабатывать навыки постановки запятой перед союзом И в подобных предложениях.

Задание 4. Практическая работа.
Слайд 11
Прочитайте предложения. Выпишите грамматические основы сложных предложений, в состав которых входят односоставные, расставьте знаки препинания. Нарисуйте схему (выберите из указанных ниже).
Мне было жутко в холодном и сыром лесу и я поспешил домой.
Вспыхнул костёр и все стали сушиться.
Деревья шумят и колышут ветвями на ветру.
В окно постучали и я выглянул на улицу
Ещё молчаливы леса и в небе звенеть ещё некому.
Уже смеркалось и надо было возвращаться домой.
Ребята вышли из леса и направились к дому.
Безветрие и всё небо залито краской.
Пароход причалил к пристани и мы сошли на берег.

Схемы: а) [ назывное ], и [двусоставное].
б) [ безличное ], и [двусоставное].
в) [ безличное ], и [ безличное].
г) [ двусоставное ], и [ безличное ].
д) [ неопределённо-личное ], и [ двусоставное].












Самостоятельная работа в тетради.


Слайд 12
Ключи
1. Было жутко, и я поспешил.
б) [ безличное ], и [двусоставное].
4. Постучали, и я выглянул.
д) [ неопределённо-личное ], и [ двусоставное].
5. Молчаливы леса, и звенеть.
г) [ двусоставное ], и [ безличное ].
6. Смеркалось, и надо было возвращаться.
в) [ безличное ], и [ безличное].
8. Безветрие, и небо залито.
а) [ назывное ], и [двусоставное].


Взаимопроверка


Критерии оценки.
Оценку поставьте в оценочный лист (графа УЭ-3
Задание 4)


Количество правильных ответов
Оценка



5
4
3
2
1
5
4
3
2
1



УЭ-4
20 мин

Цель: проверить уровень усвоения учащимися знаний об односоставном предложении.

Задание 5.
Итоговый тест.
Слайд 13

Прочитайте вопрос. Запишите его номер и укажите вариант правильного ответа.
Внимательно читайте задания!
1. Укажите неверное утверждение.
A) Односоставное предложение может быть распространенным.
Б) Неполные предложения те, в которых пропущен главный член предложения.
B) Назывные предложения имеют один главный член предложения - подлежащее.
Г) В односоставном предложении второй член предложения не нужен для понимания смысла предложения.
Слайд 14
2. Укажите верное утверждение.
Односоставное предложение - это предложение, в котором:
опущено подлежащее,
Б) опущено сказуемое,
нет второстепенных членов предложения,
Г) грамматическая основа состоит из одного главного члена предложения.
Слайд 15
3. В неопределенно-личных предложениях сказуемое может быть выражено:
A) существительным в именительном падеже Б) глаголом в форме 1 -го или 2-го лица
B) глаголом в форме 3-го лица множественного числа в настоящем и будущем времени
Г) глаголом-инфинитивом.
Слайд 16
4. Дайте характеристику предложения.
Радостно видеть дружные всходы.
A) двусоставное
Б) односоставное безличное
B) определённо-личное
Г) неполное
Слайд 17
5. Найдите определённо-личное предложение.
Как чувствуешь себя?
Б) Умную голову почитают смолоду.
Зима.
Г) Светает.
Слайд 18
6. Найдите неопределённо-личное предложение.
На бога надейся, а сам не плошай.
Б) Цыплят по осени считают.
Мне грустно.
Г) Во дворе строят детскую площадку.
Слайд 19
7. Найдите обобщённо-личное предложение.
Слушай меня внимательно.
Б) Какое счастье!
По рогоже золотом не шьют.
Г) Хочется петь от радости!
Слайд 20
8. Найдите односоставное безличное предложение.
Вот и мама!
Б) У соседа ума не займёшь.
А судьи кто?
Г) В саду темно.
Слайд 21
9. В этом безличном предложении сообщается о состоянии природы.
Было душно. К придорожъю мёдом веяло с гречих.
Б) Страшно, что сил не хватит выдержать до утра
Кому-то не спится в прекрасном далеке.
Г) С той прелестной поры мне час от часу становилось лучше.
Слайд 22
10. Найдите односоставное назывное предложение.
Дрожит как лист на осине.
Б) Сильнее кошки зверя нет.
По росту одежду кроят.
Г) Какое дивное утро!
Слайд 23
11. Это назывное предложение имеет указательное значение.
Вот старый глухарь с облинялым крылом в лесу завозился.
Б) Вот мельница. Она уже развалилась.
Вот капля дождя, как шляпка гвоздя,
Упала – и, сотнями игол
Затоны прудов бороздя,
Сверкающий дождик запрыгал.
Г) Вот и домик виден на горе высокой.
Слайд 24
12. В составе этого сложного предложения есть односоставное безличное.
Хрустел под ногами снег, и в воздухе звенели колокольчики
Б) Россия вспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена.
Луна зашла за мыс, и огня не стало видно.
Г) Прочитайте Гоголя, и вы почувствуете в нём сатирика.






Самостоятельная работа на листочках.


Слайд 25
Ключи.

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

б
г
в
б
а
г
в
г
а
г
б
в



Проверка учителем и учениками-консультантами.


Критерии оценки


Оценку поставьте в оценочный лист (графа УЭ-3
Задание 4)


Количество правильных ответов
Оценка



11-12
9-10
7-8
5-6
Менее 5
5
4
3
2
1



УЭ-5
15 мин.

Слайд 26
Цель:
развитие творческих способностей учащихся.
Используя односоставные предложения, составьте небольшой текст (8-10 предложений), который бы начинался так (на выбор):

Первое зимнее утро. Вся земля укрыта белым пушистым покрывалом. (Г.Скребицкий)
Мороз. Хрустит под валенками снег. (Н.Островский)
Душная ночь. Будет гроза Вот и блеснуло бледно и тревожно. (М.Булгаков)




Самостоятельная работа.




Чтение работ учащимися по желанию.


УЭ-6
5 мин.

Цель:
подведение итогов урока;
выбор домашнего задания.
Прочитайте цели урока (УЭ-0).
Как вы считаете, достигнуты ли вами цели урока? Что вы узнали, повторили?
Как бы вы оценили результаты своей работы на уроке?
Я всё понял, могу этот материал объяснить другому.
Я сам всё понял, но другому объяснить не берусь.
Для полного понимания мне нужно повторить тему.
Я ничего не понял.










Поставьте оценку (соответствующую букву) в графу
УЭ-6 «Самооценка».


Слайд 27
Домашнее задание



Сумма баллов за урок
Домашнее задание




24-25

18-23




Менее 18



Выполнить работу над ошибками (подобрать свои примеры к заданиям, в которых были допущены ошибки).

Повторить правила.
Выполнить работу на карточке.




Оценочный лист.
(Заполняется учеником.)

ФИ
ученика
УЭ-1
УЭ-2
УЭ-3
УЭ-4
УЭ-6
Итог


Задание 1
Задание 2
Задание 3
Задание 4
Задание 5
Итог. тест




Взаимо-оценка
Само-оценка
Взаимооценка
Контроль учителя
Само-оценка












Выставление оценки за урок учителем.


Количество набранных баллов


24-25
18-23
13-17
0-12

Оценка
5
4
3
2








Список использованной литературы
Бабайцева В.В. Русский язык. 8 класс: рабочая тетрадь для школ и классов с углублённым изучением русского языка – М.: Дрофа, 2011.
Бархударов С.Г., Крючков С.Е. и др. Русский язык: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2013.
Разумовская М.М., С.И.Львова и др. Русский язык. 8 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2013
Угроватова Т.Ю. Русский язык: 9 кл.: материалы для подготовки к итоговой аттестации: пособие для учащихся – М.: Просвещение, 2013.

15