Консультация для педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию


Никто не учит маленького человека: 
 «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, 
 попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственно-патриотического воспитания.           Если человека учат добру - учат умело, умно,  настойчиво, требовательно, в результате будет добро.  Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло.        Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло,  потому, что и человеком его надо воспитать».   В.А. Сухомлинский 
         Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.         В системе образования складывается особая культура поддержки и помощи ребенку, семье, педагогам в образовательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение. Концепция модернизации образования определяет приоритетные задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Одной из таких задач является патриотическое воспитание подрастающего поколения          В ГОСе дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.          В содержании ГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. 
         Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу. Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. 
Основные задачи патриотического воспитания дошкольников
- формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, города) ;- формирование духовно-нравственных отношений;- формирование любви к культурному наследию своего народа;- воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;- чувство собственного достоинства как представителя своего народа;- толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям. 
     Система работы по патриотическому воспитанию детей:
          Ознакомление с предметами ближайшего окружения:- Воспитание уважения к людям труда и предметам народного творчества, художественным промыслам;- Воспитание уважения к людям труда и предметам, произведенным ими. Знакомить с людьми прославившими свой город;- Воспитание чувства дружбы к людям других национальностей;
         Ознакомление с явлениями общественной жизни.
 - Воспитание чувства сопричастности с жизнью страны (патриотические даты и праздники) ;- Бережливое отношение к тому, что сделано людьми;- Воспитание любви к родному краю, к Родине (представление о стране, городах, столице, символике государства;- Знакомство с достопримечательностями города, памятниками архитектуры, с названиями улиц, носящих имена известных людей;- Знакомство с событиями, происходившими в стране, расширение представлений о стране, столице, символике государства;               Ознакомление с природой. - Воспитание любви к природе родного края;- Воспитание бережного отношения к родной природе;- Воспитание чувства необходимости трудового соучастия в деле охраны родной природы. 
              Формы работы по патриотическому воспитанию
- создание развивающей среды по гражданско–патриотическому воспитанию;- тематические занятия;-беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, просмотр кинофильмов, телевизионных передач для детей, целенаправленные игры ;- взаимодействие с родителями;- взаимодействие с социумом..
  Модель патриотического воспитания в дошкольном возрасте. 
Семья. Детский сад. Родной город. Родная страна. Наша АрмияЯркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.