6 класс «Стихия землетрясений. Вулканы Земли»


6 класс
Тема урока «Стихия землетрясений. Вулканы Земли»
https://yadi.sk/d/8FS80s9LeMJfH ссылка для скачивания на яндекс-диске.
Цель урока
Изучить такие явления природы, как землетрясения и вулканизм
Выяснить причины этих явлений, их последствия для людей и планеты
Уважаемые коллеги!
Вашему вниманию представлены два варианта урока.
6 кл. № 14 год 2014 (предполагает, что основные знания учащиеся будут добывать самостоятельно, на основе работы с дидактическим раздаточным материалом, видеофайлами, в ходе фронтальной беседы)
В более слабых классах можно воспользоваться другой презентацией: «6 кл. № 14 Вулканы, горячие источники, гейзеры». Здесь в основе урока объяснение учителя с использованием презентации.
Все остальные файлы и фрагменты презентаций открываются по гиперссылкам.
Примечание
В подготовке урока использовано множество иллюстративного материала и чужая презентация «Вулканы, гейзеры». Когда готовила урок, то вовсе не предполагала где-то публиковать материалы. Прошу прощения, если кто-то из авторов узнает свою презентацию или её фрагменты. Однако первые две презентации, названные выше – авторские. Во всяком случае тщательно переработанные и созданные под себя. Это же относится и к презентации, которая использовалась на предыдущем уроке «Строение Земли. Земная кора в литосфере». Она используется для того, чтобы актуализировать сложную для учащихся тему предыдущего урока, связанную с теорией литосферных плит.
Объем материалов урока «весит» довольно много. Поэтому я разместила их на яндекс-диске по адресу, который привожу в пояснению к уроку. Скачайте все материалы, поместите их все в одну папку и все гиперссылки будут работать.
У меня скачаны с ютуба две части видео о землетрясении «Час, который потряс Японию». Вторая часть скачана по настойчивой просьбе учеников. Смотрим, если остается время на дополнительных уроках, по замене и т.д. Решайте сами, в каком объеме Вы покажете эти фильмы. Ученики смотрят увлеченно.
1-е задание
Просмотреть фильм и ответить на вопросы:
Что явилось причиной возникновения землетрясения в Японии?
Возможны ли подобные природные катаклизмы в других районах земного шара?
Как люди изучают землетрясения? Как фиксируют ход землетрясений?
Какие природные катаклизмы сопутствуют землетрясениям, если те происходят на дне Мирового океана?
2-е задание
Прочитайте приведенную ниже информацию и ответьте на вопросы:
Что является причиной землетрясений?
Где находится место, где возникает резкий толчок, приводящий к землетрясению?
Как называется место, где возникает резкий толчок, приводящий к землетрясению?
Как называется место, в котором происходят самые сильные разрушения? Где оно находится?
Где на Земле находятся сейсмические пояса?
Какие природные явления возникают при подводных землетрясениях?
Как называется профессия людей, изучающих землетрясения?
Как называется прибор для записи сейсмических волн?
Возможно ли предсказать землетрясение?
Можно ли предотвратить землетрясение?
В каких единицах измеряют силу землетрясений?
Давление под землёй постепенно накапливается и время от времени служит причиной драматических землетрясений и вулканических извержений. Землетрясение происходит тогда, когда две плиты скользят вплотную друг к другу и их края застревают один в другом.
Напряжение при столкновении накапливается, пока, наконец, одна из плит не вырывается на свободу. Тогда происходит резкий толчок, от которого земля содрогается или встряхивается. Само место, где горные породы сдвигаются, обычно находится на глубине 5-15 км. Оно называется гипоцентром или очагом землетрясения (найдите его на рис). Точка на поверхности Земли, находящаяся прямо над гипоцентром, называется эпицентром землетрясения. Именно здесь возникают самые сильные разрушения.

Колебания земли при землетрясении называются сейсмическими волнами. Наиболее сильны они в гипоцентре, а по мере удаления от него постепенно ослабевают.
Районы, где землетрясения происходят часто, называют областями повышенной сейсмичности. Они совпадают с районами вулканизма и тянутся вдоль границ литосферных плит. В результате подводных землетрясений возникают гигантские волны-цунами.
Люди, изучающие землетрясения, называются сейсмологами. Прибор, который они используют для измерения сейсмических волн, называется сейсмографом. Он состоит из маятника и регистрирующего устройства. Во время землетрясения барабан вздрагивает, и перо вычерчивает график, называемый сейсмограммой

Измерение силы землетрясений
Сейсмологи пытаются предсказывать, где и когда может произойти землетрясение, чтобы люди могли к нему подготовиться. Иногда землетрясение можно предотвратить, если ввести в опасные места воду для освобождения сжатых плит. Также небольшой взрыв может привести плиты в движение, прежде чем успеет накопиться большое напряжение.
Измерение землетрясений
Имеется две шкалы для записи землетрясений. По шкале Рихтера (12-ти бальная) измеряют силу сейсмических волн. По шкале Меркалли измеряют последствия землетрясения, связанные с людскими жертвами и разрушениями построек.
Слабое землетрясение может иметь более серьезные последствия, чем даже очень мощное, если оно происходит в городе, где много зданий и где живет много людей.
3-е задание
Просмотрите видео об извержении на полуострове Камчатка 28 ноября 2012 года вулкана Плоский Толбачик.
Подумайте, зачем люди изучают вулканы? Только ли соображения собственной безопасности заставляют их это делать?
Запишите 2-ю часть домашнего задания
4-е задание
Посмотрите три следующие слайда презентации об извержении знаменитого вулкана Везувий.
Почему, несмотря на очевидную опасность этих мест для проживания, люди продолжают селиться здесь и в подобных местах Земли?
Что такое вулкан?
Работа с презентацией
Тестирование