План – конспект урока по теме «Вулканы Земли» (5 класс).ФГОС


План – конспект урока по теме «Вулканы Земли»
Тип учебного занятия по дидактической цели – урок-практикум
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, картосхема литосферных плит, контурные карты магниты, компьютер, CD-диски, проектор, Интернет – ресурсы.Базовое содержание урока Деятельностный компонент урока (на уровне учебных действий) Ценностный компонент урока Творческий компонент урока
Смысловые блоки содержания Познавательные задачи для учащихся 1.Организационно - мотивационный этап урока
Определение темы урока Носит бабка
Снежную шапку
Каменные бока,
Закутанные в облака.(гора) В огне горы родился –
От огня убежал
С огнем разлучился
И в небе пропал.
(дым) Жевать – не жую
А все поедаю, сжигаю.
(огонь)
-Какой географический объект объединяет все три слова три слова: гора, дым, огонь? (вулкан)
Отгадывают несколько загадок, с помощью которых определяют тему нашего урока.
Формулирование задач урока - А на какие вопросы вы хотели бы получить ответы на нашем уроке?
Мы ответим на следующие вопросы.
1.Что такое вулканизм, как он проявляется на земной поверхности?
2.Почему и как происходят извержения вулканов?
3.Какие вулканы называются действующими, а какие - потухшими?
4.Где в мире и в России располагается большинство вулканов?
5.Почему гейзеры относятся к вулканическим проявлениям?
6. В каких районах Земли расположены наиболее известные гейзеры?
Учащиеся пытаются сформулировать цели урока, или хотя бы перечислить вопросы, по которым следует изучить эти явления природы
- Фиксируют задачу
-Выделяют в ней составные части:
три познавательные задачи нам необходимо решить их в течении урока
Как устроен вулкан? В каких уголках планеты извержения происходят чаще всего ? Почему происходят извержения вулканов?
С помощью учителя
формулируют задачи
урока на основе
содержания параграфа
Создание мотивационной установки Предлагаем посмотреть видеофрагмент и ответить на вопрос (показ видеофрагмента о Кроноцком заповеднике: знакомство с вулканами и гейзерами)
- Какие географические объекты вы узнали в видеофильме?
- Какие явления природы вы наблюдали в данном фрагменте?
- Что вы знаете о гейзерах?
- Какие явления природы вы наблюдали в данном фрагменте?
-Как вы думаете почему происходят и извержения вулканов?
(извержения вулканов)
Высказывают свое мнение, предположения и приводят свои аргументы
Положительная мотивация, интерес к изучаемой теме, образная наглядность нового материала. 2.Процессуально - содержательный этап урока
Актуализация полученных знаний - Что вам известно о вулканах? (что ты знаешь про настоящие вулканы?)
- Какие грандиозные извержениях вулканов вам известны?
-Опишите как вы представляете извержение вулкана?
- Вспоминают и дают ответы на вопросы с.35 учебника Изучение нового материала
1. Образование и строение вулканов
- Как вы думаете, откуда произошло название «вулкан»?
-Что такое вулкан? Какие ассоциации у вас вызывает слово «вулкан»?
- Расскажите, по каким признакам можно определить, что перед вами вулкан, а не просто гора?
- Назовите основные части вулканов?
-Для того чтобы дать определение понятию вулкан нам необходимо установить как он устроен и как действует?
- Перед учащимся ставится задача о создании схемы строения вулкана.
-Учащиеся описывают процесс образования вулкана.
-Используя знания о строении вулкана и просмотренный видео фрагмент, вставьте пропущенные в тексте слова (текст об образовании вулкана)
(кратер, жерло, очаг, магма, лава)
Опережающее задание. Этиологогия слова вулкан Сообщение заранее подготовленного ученика о происхождении названия «вулкан»
Создают схему строения вулкана, используя рис. 17 в учебнике стр. 35.?
Один учащийся работает у доски, другие в тетрадях.
Смысловое чтение. читают текст учебника (стр.35-36) и вставляют пропущенные слова эти слова
Прием критического мышления – работа с текстом, переработка информации и создания логической схемы образования вулкана. Делают записи в карте урока.
- Высказывают свои
предположения, но не хватает
аргументов, которые необходимо
добыть на уроке
Совместное целеполагание-общие усилия к поиску ответов.Интеграция с историей и литературой, интерес как природному явлению.
Наглядное моделирование объекта, зрительное восприятие новой информации. Работа с моделью вулкана.
- Вулканы – это географический объект, географический процесс или географическое явление?
- Обобщая проделанную ранее работу, перечислите признаки, по которым вулкан отличается от горы?
-Попробуйте составить свое определение понятия вулкан
- Давайте проверим наше с вами определение с определением, которое дано в учебнике стр.153(словарь терминов)
- Так что же представляет собой вулкан? Ученики показывают модель извержения вулкана Групповая работа
Используя приобретенные знания дают варианты ответов. Дают определение.
Вулкан - проявление внутренних процессов на земной поверхности
Высказывают свое мнение, предположения и приводят свои аргументы Эвристический метод самостоятельно дают определения, сравнивают с текстом учебника. Первичное закрепление знаний по новой теме.
Демонстрируют модель вулкана , сделанную своими руками
Смена деятельности, коммуникативное общение, закрепление полученных знаний, снятие нагрузки.
Просмотр видеофрагмента по формам вулкана.
-Исходя из просмотренного видеофрагмента, давайте заполним таблицу по формам вулкана и их местоположению и сделать вывод:
-От чего зависит форма вулкана?
Задание учащимся:
- заполняют таблицу по формам вулкана и их местоположению.
Форма вулкана Отличительная черта местоположение
Форма вулкана зависит от температуры и свойств извергающейся лавы
Дополняют таблицу
недостающими
признаками изпросмотренной
презентации учителя.
Формулируют
уточняющие вопросы.
2.Вулканы мира Просмотр видеофрагмента типы вулканов. Учитель объясняет новый материал. Вулканы различаются не только по форме, но и по степени активности- действующие, уснувшие и потухшие. Иногда потухшие начинают извергаться. «Последний день Помпеи»
-Какие вулканы называют действующими а какие потухшими? Стр.36 (вулканы мира)
-Знаете ли вы, что на территории нашего Хабаровского края есть вулканы - вулканические плато. Какие они действующие или потухшие? Почему вы так думаете (потухшие ) Вулкан на озере Болонь.
Просмотр видеофрагмента типы вулканов «Вулканы Хабаровского края»
Заполняют таблицу по формам вулкана и их местоположению, находят в таблице ошибки
Типы вулкана Отличительная черта местоположение
Находят ошибки в определениях, поправляют друг друга, учитель в роли наблюдателя. Дополняют таблицу
недостающими
признаками изпросмотренной
презентации учителя.
Формулируют
уточняющие вопросы.
- Откройте карту Землетрясения и вулканизм
-Обратите внимание, как показаны вулканы на карте?
-Какие вулканы действующие , а какие потухшие?
- Как вы это определили?
- На контурную карту нанесите вулканы, которые я буду вам называть и показывать вовремя рассказа « Разнообразие вулканов».
Подпиши на карте вулканы Килиманджаро(1), Гекла,(2) Камерун(3), Ключевская Сопка(4), Котопахи (5), Кракатау(6), Орисаба(7), Фудзияма(8), Льюльяльяко(9); Этна(10)
-Вулканы на карте обозначаются звездочкой и подписываются печатными буквами, разборчивым почерком
- Давайте посмотрим в каких частях планеты находится их наибольшее количество вулканов?
-В папках есть карточка с изображение и названием вулкана. Прикрепите ее на настенную карту.
Почему происходят извержения вулканов.
Рассмотрите видоизмененный вариант нашей карты. Где вы наблюдаете наибольшее скопление вулканов. И сравните ее с картами Движения литосферных плит.
- Что мы видим?
(Красными звездочками обозначаются вулканы действующие, потухшие – черными).
Обозначают на контурной карте вулканы с помощью цифр
На доске расположены картосхемы. Нужно на них выделить красными магнитами свой вулкан (у каждого ребенка в ряду есть магнит с названием вулкана -он помещает его на доске)
Больше всего мы видим вулканов зарегистрировано именно в тех районах, где сходятся литосферные плиты Земли: районы Тихоокеанского побережья, Средиземноморья, Атлантического океана. Самым крупным сейсмическим поясом считается Тихоокеанский )Нанесение на контурную карту действующих и потухших вулканов Откройте картосхему на стр.39, учебника, просмотрите слайд и ответе на вопрос:
-С какими линиями совпадают зоны землетрясений и вулканизма и почему?
-Определите, где в основном находится большое скопление действующих вулканов?
Р - Для того чтобы узнать особенности размещение вулканов на Земле мы использовали какие источники географической информации…? Отвечают на вопрос: вулканы и землетрясения приурочены к одним и тем же районам Земли (Большинство сосредоточено вдоль разломов между литосферными плитами(на границе литосферных плит, в Тихоокеанской активной зоне)
карты вулканов Земли, узнали как изображаются действующие и потухшие вулканы, определили где находится наибольшее скопление вулканов-«Тихоокеанское огненное кольцо Находят взаимосвязи между происходящими явлениями
Наблюдается уровень логического мышления , развития речи. Применение географических терминов.
Рассказ о гейзерах. Опыт с бутылкой газированной воды.
Работа с учебником с.37 , видеофрагмент - видео гейзер) -Какое явление показано на рис.19?
- Что такое гейзер?
- Где и почему образуются гейзеры?
-В каких районах Земли расположены наиболее известные гейзеры?
-Составьте вопросы по тексту учебника стр.37-38
-Интересно а у нас есть гейзеры?
одно из проявлений вулканической активности,природный фонтан
Исландия, Новая зеландия, Япония, Китай, Северная Америка
Составляют вопросы
На Камчатке «Долина гейзеров». Гейзер Часы- извергается через каждые 4 минуты 3. Школа географа - следопыта Практическая работа «Школа географа - следопыта». Метод моделирования. Слайд№ 13 (2мин 25 сек).
Проводят соответствующие действия по плану, описанные на с. 38-39 учебника.
Для решения 3 задачи мы обращаемся к школе географа следопыта в которой автор учебника предлагает нам создать конструктор литосферных плит и объяснить почему на отдельных участках этих плит расположены зоны землетрясения и вулканизма
-Используя карту литосферные плиты, попробуйте переместить их в направлении указанном стрелками.
-Что вы наблюдаете? Влияет ли на развитие вулканов движение литосферных плит? Сделайте выводы
-Как вы думаете, а может ли изменится вид нашей планеты? Сделайте выводы
Попробуйте ответить на вопрос. Как образовалось ТО кольцо?
Для того чтобы узнать размещение вулканов на Земле мы изучили…?
Каким методом мы пользовались?
Опишите свои действия, во время моделирования.
Из вырезанных контуров литосферных плит собирают поверхность Земли. (На большой картосхеме, находящейся на доске, пунктирной линией показаны границы литосферных плит. Учащиеся из карты, разрезанной по пунктирной линии, составляют такую же.)Создают упрощенную схему разломов и двигают литосферные плиты, материки
Да. Именно на границах литосферных плит происходит развитие вулканов
Да, так как литосферные плиты постоянно двигаются и изменяют внешний облик планеты
карты вулканов Земли, узнали как изображаются действующие и потухшие вулканы, определили где находится наибольшее скопление вулканов-«Тихоокеанское огненное кольцо» Делают выводы
Р- мы использование для ответа для ответа на этот вопрос метод моделирования Осваивают метод моделирования
Выявляются умения определять общие закономерности в происходящих явлениях, на основе имеющихся знаний.
3.Этап закрепления
Закрепление 1 Викторина.
1. Как называется сложный процесс, при котором магма поднимается из недр земли и, прорывая земную кору, изливается на поверхность?
2. Что такое лава?
3. Что такое кратер вулкана?
4. Что такое жерло?
5. Назовите продукты вулканических извержений.
6. Перечислить:
– типы вулканов.
Отвечают на вопросы.
Ответы: 1.Вулканизм; 2.Излившаяся на поверхность магма; 3.Чашеобразное углубление; 4.Канал по которому поднимается магма; 5.Газ, вулканический пепел, вулканические бомбы; 6.Действующие, спящие, потухшие
Самоконтроль
2. Загадки о вулканах(кроссворд)
- Этот вулкан японцы зовут «священная гора»? (Фудзияма)
- Этот вулкан очень смешон взял накинул капюшон? (Гекла. С исландского обозначает- чепчик, капюшон; вероятно из-за тумана окутывающего вершины.)
-В Мексике есть великан - самый высокий в стране вулкан? (Орисаба)
-Вулкан перед небом похвалился: «На моей вершине сам бог стужи поселился»? (Килиманджаро, в переводе с языка суахили-гора бога холода и стужи)
-Этот вулкан России деятелен и кипуч, у его подножия бьет горячий ключ? (Ключевская сопка)
Отвечают на вопросы.
Подведение итогов Сегодня мы изучили один из простейших научных методов изучения Земли. Какие еще методы вы хотели бы освоить? - Высказывают свое пожелание об изучении картографического и космического методов Составьте план самостоятельного знакомства с другими методами 4.Рефлексивный этап урока
Рефлексия деятельности - Прием «Закончи фразу»
«Отвечают на вопросы.
А уроке я работал……»
-Какой вид работы вы хотели бы повторить на последующих уроках?
- Заполняют предложенные листочки с началом предложения
Рефлексия себя на уроке и результативности. - Оценивают и выражают свое отношение к работе на уроке в письменной форме формеАнализируют свою
деятельность науроке.
- Выражают свое
эмоциональное
настроение и
самочувствие Анализируется урок, достижение целей, общий результат.
5. Объяснение домашнего задания
Обязательное задание Заполнить таблицу.№1 (рабочая тетрадь)
Параграф 7, вопросы после параграфа.
- Читают текст и составляют свой рассказ об извержении вулкана
Дополнительное задание (по желанию и по выбору) *Составьте презентацию или модель наиболее известном гейзере или вулкане(репортаж), используя дополнительную литературу или интернет – ресурсы.
- Изучают детскую энциклопедию (Аванта +), географические словари и Интернет-ресурсы
- выбирают необходимый материал и составляют сообщение Подготовка и презентация сообщения на тему «Особенности …. метода географической науки»