Технологическая карта урока по географии на тему Вулканы Земли


Технологическая карта урока
Предмет: География Класс: 5Автор УМК: Летягин А.А., «Вентана-Граф» 2014 г.Тема урока: «Вулканы Земли»
Тип учебного занятия — урок открытия новых знаний.
Оборудование: настенная карта полушарий, презентация по теме, ноутбук, проектор,
Цель урока:1. создать условия для формирования знаний о вулканах, и понимания причин возникновения вулканов;
2. обеспечить усвоение учащимися новых понятий и терминов: вулкан, кратер, конус, жерло, действующий вулкан, потухший вулкан, магма, лава.Приемы и методы, способствующие достижению планируемых результатов: словесный (работа с рисунками, понятиями в тексте, беседа), наглядный (демонстрация видеофрагмента).
Технология проведения Деятельность
учеников Деятельность
учителя Планируемые результаты
Личностные Предметные Метапредметные УУД
(Личностные, Регулятивные,
Коммуникативные,
Познавательные.)I.Актуализация поученных знаний учащихся. Выполнение задания. Проверка задания – работа в парах и выставление оценок друг другу. Учитель раздает индивидуальные карточки-задания по теме «Слои «твердой» земли». Приложение 1 Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
I. Мотивация к учебной деятельности.
Формулирование темы урока, постановка цели
1.Отвечают на вопрос. Предлагают тему урока.
2. Высказывают свои предположения. Определяют цель своей работы на уроке: изучить строение вулкана и научиться определять причины извержения вулканов. 1.Прежде чем мы перейдём к изучению нового материала, я зачитаю вам небольшой отрывок из произведения Ж. Верна:
“Огнедышащая гора извергалась фонтаном: камни и раскаленные добела обломки скал летели вверх, казалось, что она ритмически сотрясалась и это напоминало дыхание гиганта. Огненные змеи извивались среди дымящих скал… Сотни огненных ручьев сливались в полыхающую реку, которая с шипением извивалась в кипучую пучину”.
– О каком природном явлении говорится? (о вулканах)
2. Можете ли вы объяснить причину извержения вулкана? Попробуйте сформулировать цель нашей работы на уроке.
Продолжить формирование ответственногоотношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию.
Продолжить формирование представлений о движении земной коры
Формировать умение реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности.
Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
Регулятивные:
постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
III. Изучение нового
Физкультминутка
Дети чаще отвечают “огнедышащая гора”.
Анализируют понятие «вулкан», используя знания о нём из курсов истории, литературы.
Ведут записи в тетради.
Пользуясь текстом учебника, ребята отвечают на вопрос и зарисовывают в тетрадях схематическое строение вулкана. Дают определения понятий:
-вулканический очаг,
-магма,
-жерло,
-кратер,
-лава.
Работают с учебником.
Отвечают на вопрос, выделяют особенности различных видов вулканов. Находят названия таких вулканов.
Рассказывают о своих ощущениях.
Предполагают, что форма вулкана зависит от температуры и свойств лавы.

Отвечают: гейзеры и рассказывают об их образовании.
Выполняют физические упражнения. Учитель спрашивает, какие ассоциации вызывает у вас слово “вулкан”? 
Учитель «подводит» учеников к правильному научному определению понятия «вулкан». (Презентация по теме. Слайд)Из каких частей состоит вулкан? Учебник стр. 35 рис 17 (слайд).
На слайде представлена схема строения вулкана с ошибками. Ученикам предлагается исправить ошибки.
Какие виды вулканов бывают?

Определите, какие вулканы относятся к действующим, какие к
потухшим, какие к спящим, используя материал учебника на с. 36-37.
Просмотр видеофрагмента «Почемучка. Вулканы и гейзеры» (http://www.youtube.com/watch?feature=player_detailpaqegv=EJDqaaYkHiU). От чего зависит форма вулкана?
А что вы увидели в видео-ролике, о чем ранее мы не говорили? Будут сформированы знания о вулканах России. Будут сформированы правила безопасного поведения при извержении вулканов, опыт рефлексивно-оценочной деятельности. Выявлять и объяснять признаки понятий: вулкан, магма, лава, кратер, желоб. Понимать причины возникновения вулканов. Определять положение Тихоокеанского огненного кольца. Давать определение понятиям «вулкан». Выявлять описывать и объяснять существенные признаки вулканов. Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников. Познавательные:
Формулировать проблемы;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Извлекать информацию о причинах возникновения вулканов, делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Личностные:
установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов
IV. Закрепление нового
Выполняют работу на контурной карте.
На контурные карты (полушарий) нанести вулканы
потухшие - синей звездочкой
действующие – красной звездочкой
Подписать их названия!
Продолжить формирование познавательной и информационной культуры. Обозначать на карте действующие и потухшие вулканы. Формирование умений на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами наблюдения, объяснения, решения проблем. Регулятивные: оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
V. Рефлексия учебной деятельности на уроке Выражают своё отношение к работе на уроке, анализируют свою деятельность на уроке, содержание урока, взаимодействие с другими обучающимися. Приём «Рефлексивная мишень»: на предложенных листах поставьте плюс в соответствующей четверти круга, отмечая оценку (от 0 до 10 баллов):
А) своей деятельности на уроке;
Б) содержания урока;
В) своего эмоционального состояния;
Г) взаимодействия с другими обучающимися.
(Приложение 2) VI. Объяснение домашнего задания. Формулируют уточняющие вопросы к заданию 4 и 5.
Используют различные источники географической информации. Готовят презентацию. Обязательное задание.
1. Прочитайте п. 7 в учебнике.
2. Ответьте на вопросы 4 и 5 на с. 40,в конце параграфа.
Дополнительное задание (по желанию и по выбору).
Создать конструктор литосферных плит стр. 38-39. Составить презентацию о наиболее известных гейзерах. Приложение 1
Фамилия Имя (класс)___________________________________________________________________
Показатели Внутренние оболочки Земли
Температура, СУдаленность границ от центра Земли, км
Проверил: Фамилия Имя (оценка):_________________________________________________________
Приложение 2