Выступление на родительском собрании на тему Учеба в подростковом возрасте


Родительское собрание в 7 классе
Мама - за сердце, папа - за розгу, «двойку» поставили в школе подростку или
Учебная деятельность в подростковом возрасте. (Слайд1)
Учебная деятельность в разные возрастные периоды ребенка
Прошли первые месяцы учебного года. Некоторым родителям уже не спится - из-за «двоек»-«троек», которые приносят из школы их чада. Что делать в такой ситуации?
Для начала нам надо разобраться, что происходит с учебной деятельностью в разные возрастные периоды ребенка. (Слайд2)
Младший школьный возраст (7-10 лет) Учеба является основным видом деятельности ребенка, а учитель – авторитетом.
Подростковый возраст (11-15 лет) – У подростков на первом месте – общение со сверстниками.
Смена деятельности, развитие общения перестраивают и познавательную, интеллектуальную сферу подростка. В первую очередь исследователи отмечают уменьшение поглощенности учением, свойственное младшему школьнику. К моменту перехода в среднюю школу дети заметно различаются по многим параметрам, в частности:
1) по отношению к учению — от ответственного до равнодушного, безразличного;
2) по общему развитию — от высокого уровня до весьма ограниченного кругозора и плохого развития речи;
3) по объему и прочности знаний (хотя бы в пределах школьной программы);
4) по способам усвоения материала — от умения самостоятельно работать, добывать знание до полного их отсутствия и заучивания материала дословно на память;
5) по умению преодолевать трудности в учебной работе — от упорства до иждивенчества в форме хронического списывания;
6) по широте и глубине познавательных интересов, интересы становятся уже и глубже. Появляется деление предметов на "интересные" и "неинтересные", "нужные" и "ненужные".
Юность (15-17 лет) появляются новые мотивы учения, связанные с формированием жизненной перспективы и профессиональных намерений, идеалов и самосознания. Учение для многих приобретает личностный смысл и превращается в самообразование.
Знакомство родителей с результатами диагностики уровня учебной мотивации (по Лускановой) (Слайд 3)
Чем помочь ребенку (слайды 4-14)
Чем же вы, родители сможете помочь своему ребенку?
Рекомендации по улучшению эффективности учебной деятельности:
Режим дня. Четкое планирование и соблюдение режима дня. Пусть ребенок выберет удобное время для занятий— сразу после школы, перед ужином, после ужина — и придерживается его.
Организуйте место для выполнения домашнего задания. Чтобы помочь ребенку осознать важность выполнения домашнего задания, организуйте для этого специальное место. Подойдет любое достаточно спокойное место с хорошим освещением.
Предлагайте свою помощь только тогда, когда она действительно необходима. Помните, что задания на дом — для ребенка, а не для вас. Ваша задача — направлять, а не выполнять.
Установите штрафные санкции за плохую учебу, невыполнение домашних заданий. Если вы обнаружили, что домашние задания не выполняются или выполняются не так, как вы требовали, объявите о тех или иных штрафных санкциях. Например, лишение какого-либо удовольствия в тот же вечер или на следующий день.
Не унижайте ребенка. Не используйте фразы: "А лучше ты придумать не мог? У тебя вообще есть голова на плечах?" и т.дНе угрожайте: "Если ты еще раз принесешь двойку, ты у меня получишь". Всякий раз, когда мы угрожаем ребенку, мы учим его бояться и ненавидеть себя. Угрозы всегда относятся к будущему, а ребенок живет в настоящем, к тому же угрозы совершенно бесполезны: от них поведение не улучшится и положительных результатов не прибавится.
Не вымогайте обещания. Обещания тоже относятся к будущему. Слово – это одно, а дело – совсем другое.
Говорите иногда «надо». Этот стимул до конца не исчерпал себя еще со времен советской школы. Придавайте ему личностную направленность - «Тебе надо, Кирилл! Ты мужчина!» Старшеклассник должен испытывать удовлетворение от того, что, преодолевая трудности, поступил, как подобает взрослому человеку. Кроме того, он должен быть рад, что дело сделано. Это обязательное дополнение к «надо».
Хвалите ребенка. Это не такой простой стимул, как кажется на первый взгляд. Похвала должна возникать спонтанно, ее не стоить планировать, назначать по расписанию. Не превозносите до небес рутинную, а тем более плохо выполненную работу. Похвала должна быть конкретной, точно адресованной. Четко скажите, за что «спасибо», чем вы обрадованы, восхищены. Хвалите так, чтобы в похвалу верилось. Язык мимики и жеста тут очень важен.
Относитесь к ребенку как к маленькому, но равноценному человеку. Поинтересуйтесь у сына его мнением: за дело ли поставили «двойку», как можно исправить ситуацию. Разговор такой, конечно, требует изрядного терпения. Зато потом всем будет легче. Родителям - понятнее, что нужно делать. Дети же не наживут лишних комплексов.
Обсуждение возникших вопросов.
Информационные источники
http://www.vashpsixolog.ru/working-with-parents/51-interviews-advice-for-parents/1901-mama-za-serdcze-papa-za-rozgu-ldvojkur-postavili-v-shkole-podrostkuhttp://www.vashpsixolog.ru/working-with-parents/51-interviews-advice-for-parents/630-homework-how-to-help-with-homework