Урок по биологии для 7 класса ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ. ОБОБЩЕНИЕ


Урок по биологии 7 класс
Тема: «ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ. ОБОБЩЕНИЕ»
Обобщающий урок по теме «Членистоногие»
Цель урока:
1) Обобщить и систематизировать изученный материал по теме «Членистоногие».
2) Выявить пробелы в ЗУН учащихся по теме «Членистоногие», для последующей коррекции.
3) Провести контроль знаний.
Задачи урока:
1. Обучающие: Способствовать обобщению, систематизированию и закреплению знаний учащихся о строении и жизнедеятельности Членистоногих.
2.Развивающие: Совершенствовать умения учащихся распознавать изученных животных, сравнивать между собой, анализировать, обобщать и делать выводы.
Формировать у учащихся навыки индивидуальной, групповой и коллективной форм деятельности. способствовать обогащению интеллекта и расширению кругозора учащихся;
3.Воспитательные: Воспитывать интерес к изучаемому предмету и процессу обучения.

Средства обучения:
раздаточный материал: речной рак, паук-крестовик, муха домашняя; три ватмана «Морское дно», «Паутинка», « Цветок»; карточки-семафоры; проверочный тест; презентация.

Ход урока
I. Орг. момент.
- Здравствуйте, ребята!
ΙΙ. Сообщение темы и целей урока. ( слайд 1)
2.Вступительное слово учителя
            Мы закончили изучение темы «Тип членистоногие» и сегодня на уроке нам предстоит обобщить изученный материал, привести ваши знания в систему. Будем работать сегодня как  в группах так и  индивидуально. 
     В пятой книге И.Акимушкина из цикла «Мир животных» есть такие слова: «Приходит лето, и они в великом изобилии наполняют наши леса, сады, поля, даже пустыни. Сколько их на планете? Где тот всемогущий компьютер, способный выразить в цифрах это население Земли? Как предполагают, их на  Земле 1018! Миллиард миллиардов! Больше, чем звёзд в нашей Галактике! О ком написаны эти строки? (О Членистоногих) Кто такие Членистоногие? Насколько необходимы Членистоногие в системе животного мира?.
Учитель: Откройте тетради, запишите число и тему урока: «Тип Членистоногие. Обобщение».
ΙΙΙ. Актуализация знаний учащихся.
Учитель: А что мы знаем про тип Членистоногие?
1 задание.
Давайте дадим общую характеристику данному типу, а все наши ответы будем собирать в «Корзину знаний».
(на доске появляется рисунок корзины)
(В ходе фронтального опроса учащихся дают общую характеристику типа Членистоногих)
Более 1 млн. видов.
Членистые конечности.
Хитиновый покров.
Развиты органы чувств.
Незамкнутая кровеносная система.
Тело состоит из отделов: головы, груди и брюшка.
Полость тела смешанная.
Произошли от многощетинковых червей.
Раздельнополые.
10 На какие классы делится тип Членистоногие? (слайд 2)
Дети: Ракообразные, Паукообразные и Насекомые.
Учитель: Давайте раскроем особенности этих классов
2 задание: в тетрадях
Учитель: Соотнесите данных представителей с классом, к которому они относятся:
(Краб, оса, стрекоза, креветка, скорпион, клоп, муравей, каракурт, рак-отшельник, сенокосец, клещ, мокрица).Это первая небольшая часть работы
(работа в парах - взаимопроверка)(слайд 4)
Класс Ракообразные Класс Паукообразные Класс Насекомые
краб скорпион оса
креветка каракурт стрекоза
Рак-отшельник сенокосец клоп
мокрица клещ муравей
Вторая часть- диктант:вам нужно будет просто ответить да или нет на вопросы:(проверим по эталону)и уже первые оценки в оценочный лист.
Один из основных признаков членистоногих – наличие членистых конечностей.  (да)
Тип Членистоногие объединяет два класса.(нет)
Тело рака состоит из трёх отделов.(нет)
Хитин – это минеральное вещество.(нет)
Большинство раков имеет пару сложных глаз.(да)
Выделительная система представлена двумя парами железистых органов – зелёных желёз.(да)
Головогрудь у паука несёт четыре пары конечностей.(да)
Все пауки – хищники.(нет)
Органом дыхания всех пауков являются лёгочные мешки. (нет)
Все пауки строят паутину – ловчую сеть.(нет)
Насекомые насчитывают более 1,5 млн. видов.(да)
Тело насекомых состоит из трёх отделов.(да)
Все насекомые имеют две пары хорошо развитых крыльев.(нет)
Насекомые дышат всей поверхностью тела.(нет)
(работа в парах - взаимопроверка)(слайд 4)
Учитель: вы сегодня не обычные ученики, а «знатоки-теоретики».
1 группа - КРУСТОЛОГИ (Ракообразные)
2 группа – АРАХНОЛОГИ (Паукообразные)
3 группа -  ЭНТОМОЛОГИ (Насекомые)
Вы разделены на группы, каждая группа специализируется на знании морфологии и физиологии только одного класса Членистоногих .В каждой команде выберите капитана ,и первыми начнут отвечать капитаны.
2 Задание:
Учитель: Давайте раскроем особенности этих классов. ваша задача дать характеристику каждому классу по плану на листке.
(к доске вызываются трое учащихся по очереди , дающие характеристику классу по плану, заранее розданным группам учителем.
План ответа
Класс
Отделы тела
Количество конечностей
Количество усиков
Кровеносная система.
Дыхательная система.
Нервная система.
Выделительная система.
Особенности развития.
(ответы проверяются по слайдам)
3 задание: к доске от каждой группы выходят по 1 знатоку, который зачитывает вопросы, а группа отвечает.
Особенности Класса Ракообразные («Морское дно») (слайд 5)
На ватмане изображены ракообразные с обратной стороны, которых прикреплены вопросы. Учащиеся по желанию выходят к доске, снимают по представителю ракообразных, читают вопрос и после кратковременного обдумывания начинают отвечать.
Как происходит линька у раков? Как часто бывает?
Как называются глаза у рака? Как они устроены?
Что такое гемолимфа?
При ловле речных раков иногда попадаются особи, у которых одна клешня значительно меньше другой. Как это можно объяснить?
Где расположена и какую функцию выполняет зелёная железа?
Особенности Класса Паукообразных («Паутинка») (слайд 6)
На ватмане изображена паутина, к которой прикреплены разноцветные кружочки с изображением паучков. Ребята срывают понравившийся кружочек, на обратной стороне которого вопрос.
Что такое хелицеры?
Раскройте особенности питания паукообразных?
Где у паука располагаются паутинные бородавки? Сколько их?
Какое значение имеют паукообразные в природе?
Какие особенности строения позволили паукам расселиться по всему земному шару?
Особенности Класса Насекомых («Цветок») (слайд 7)
На ватмане изображен цветок с разными отрядами насекомых. На каждом лепестке с обратной стороны вопрос.
Перечисли общественных насекомых (3-4 примера).
Как называется полностью одомашненное человеком насекомое?
Как называется подвижная личинка бабочки?
Каких насекомых муравьи разводят как домашних животных?
Чем представлена дыхательная система у насекомых?
8:Конкурс-домашнее задание. «Объясни факты».
У: Ещё встречаются в жизни непонятные явления, которые рождают легенды, суеверия, страхи…
Не многие из таких явлений, непонятных ранее, человек уже может объяснить… Вам предоставляется такая возможность. Каждой команде даётся по три факта.
1 команда:
Какую роль играет хитиновый покров у ракообразных?
У одного из высших раков – омара – клешни неодинаковые: одна – лёгкая тонкая, другая мощная, тяжёлая с тупыми зубцами. Различаются они не только внешне, но и по толщине панциря, силе мышц. Если омаров выращивать в неволе, в определённых условиях, клешни вырастают одинаковыми. Почему?
Объясните, почему, если раков обнаруживают в водоёме, это показатель экологической чистоты данного водоёма?
2 команда:
Некоторые паукообразные способны издавна звуки в виде стрекотания, писка, жужжания, шипения. Все эти звуки имеют разное биологическое значение. Какое?
Этот паук живёт в Северной Азии, на Кавказе, в Крыму. Он очень ядовит – от его яда часто гибнут лошади и верблюды. На овец яд паку не действует. Его имя с тюркского на русский переводится как «чёрная смерть». О ком идёт речь? (каракурт)
Некоторые паукообразные живородящие. Кто это и каковы их преимущества перед остальными собратьями? (скорпионы)
3 команда:
Самку ночной бабочки подержали в садике и поместили в геометрически закрытый прозрачный сосуд. Прилетевшие самцы скапливались около садика и не обращали внимание на самку, банка которой находилась рядом. Объясните, какой раздражитель является главным для ночных бабочек и почему?
Если пчелиная семья погибает от холода, то почему первыми гибнут рабочие пчёлы?
Сколько видов насекомых насчитывается в мире? Что, по вашему мнению, способствует такому широкому распространению насекомых?
. Домашнее задание (по выбору учащихся)
Многие мечтают написать интересную и удивительную книгу. Мы с вами напишем жалобную книгу. Вы от лица одного из насекомых напишите жалобу или просто рассказ о том, что каждое животное имеет право на жизнь, и о том, как часто человек забывает об этом.
.
«Жалоба паука на людей»
Разрешите представиться, я обычный домашний паук. Хотел бы выразить своё недовольство к людям!
Я живу в квартире с молодой семьей, так вот, я крайне ими недоволен! Девушка, когда меня увидит, начинает очень громко кричать, я ещё совсем молод, но уже глух на одно ухо! А её муж меня бьёт веником, тапкой, газетой, да и, вообще, всем, что под руку попадётся. Из-за того что они меня бьют, я потерял одну лапку, и теперь у меня их 7, ещё я похудел и не могу набрать нормальный вес, так как всегда приходиться бегать, чтобы не получить тапкой. А вчера распыляли какую-то жидкость, наверно, хотели меня отравить, но я-то умный, нашёл маленький кусочек ткани, закрыл рот и выбежал на балкон. А сегодня с утра выбросили меня на балкон и закрыли там, а на улице шёл дождь. И я заболел, температура 38 и 5 уже целый день! Ну, выселиться я не могу, сами понимаете, сейчас с жильём проблемы, и идти мне как-то некуда!
Ну, думаю, надо обращаться в организацию по защите животных, чтобы они мне нашли новое жильё, а то я так воспаление лёгких получу, если меня ещё раз на балконе в дождь закроют. И хочу сказать вам: «Не обижайте пауков, ведь мы приносим пользу, хотя вы об этом и не знаете!»
Исключите лишнее . На слайдах представлены три животных, нужно определить какое из них лишнее и объяснить почему. За правильно выполненное задание команда получает – 2 балла (Слайды 14-17)
1)     Тарантул, крестовик, омар. Омар – ракообразное, а тарантул и крестовик – паукообразные;
2)     Вши, блохи, пчела. Пчела – общественное насекомое, а первые два – паразиты;
3)     Колорадский жук, бабочка капустница, божья коровка. Божья коровка – регулирует численность вредителей;  колорадский жук, бабочка капустница – вредители огородных культур;
4)     Таежный клещ, чесоточный клещ, скорпион. Скорпион  - свободно живущее животное; таежный и чесоточный  клещи – переносчики возбудителей болезней человека относятся к группе клещей.
Учитель: А теперь, давайте поговорим с вами о значении их в природе и жизни человека. Начнем с класса насекомых, потому что они самые многочисленные. Будем называть и положительные стороны и отрицательные, Энтомологи- вам слово
1.Насекомые – опылители растений.  Большинство насекомых активно посещают цветки растений, питаются нектаром и переносят пыльцу с цветка на цветок 2.Насекомые-потребители растений.(саранча ,жуки, бабочки )
3.Насекомые-почвообразователи и санитары. Насекомые, живущие в почве, вносят немалый вклад в ее плодородие.
4.Насекомые - звено цепей питания живых организмов.
  5.Насекомые украшают нашу жизнь.
  С насекомыми наш окружающий мир более яркий и радостный.    (слайды №13)
… Не спрашивай, откуда
появилась,
Куда спешу;
       Здесь на цветок я легкий
                               опустилась,
И вот – дышу.
        Надолго ли, без цели,
                               без усилья,
Дышать хочу?
          Вот-вот сейчас, сверкнув,
                         раскину крылья
И улечу.
                                                 А.Фет
Насекомые дают нам мед, воск, лаки, краски, шелк
 Учитель: Каково отрицательное значение насекомых в жизни человека? Заслушаем второго ученика    ) (представители команды выступают с сообщениями)
1)Насекомые уничтожают сельскохозяйственные культуры.(жуки-короеды, колорадский жук ,саранча)
2)Насекомые портят продукты питания и вещи, разрушаю деревянные постройки.
3) Насекомые переносят возбудителей болезней.
    Невероятно чудовищное преступление совершили японские военные в Китае. Они сбросили биологическое оружие – боеприпасы, начиненные блохами, зараженных чумой и в результате таких действий возбудили эпидемию чумы в районе Нимбо.        (слайд №8)
- А можно ли обвинять самих насекомых?   (ответы на вопрос)
      Насекомые – так называемые «вредители» (например, колорадский жук) призваны удерживать экологический баланс. И верно служат, не допуская чрезмерного захвата каким-либо растением с помощью человека жизненного пространства, больших территорий. Немало хлопот доставляют жителям жарких регионов термиты, разрушая деревянные постройки.            И здесь нет никакой их вины. Они имеют свое конкретное предназначение, поэтому замечательно и неутомимо трудятся, перерабатывая «мертвую» древесину, чтобы очистить от нее природу.
     Человек ведет неутомимую борьбу с неугодными для него живыми существами
не на жизнь, а на смерть. Но насекомые живут, размножаются, успешно процветают. Об этом «заботится» заложенная в организме каждого существа наследственная программа защиты особи и вида от гибели и исчезновения.
Среди насекомых есть редкие и исчезающие виды, которые занесены в Красную книгу.
      Но охранять нужно не только таких животных, которые находятся на грани вымирания. Нуждаются в охране  и просто малочисленные виды, и животные полезные человеку.
      Учитель: Слово предоставим арахнологам .Им то есть что нам рассказать
Дети:
1.Поедая лишних насекомых ,пауки устанавливают равновесие в природе.
2.Пауки очень прожорливые. В день съедают не меньше чем весят сами.
3.За сутки 1 паук может словить до 500 насекомых
4.Ежегодно на каждом гектаре леса пауки уничтожают не менее двух центнеров насекомых.
5.При этом они уничтожают огромное множество вредителей леса и с/х культур
6.Пауки истребляют мух комаров, клопов- переносчиков возбудителей заразных болезней.
Есть и отрицательное значение – ядовитые пауки и скорпионы. Их укусы опасны для здоровья и надо на природе быть очень внимательными. К паукообразным относят также клещи- энцефалитный, чесоточный зудень, вызывающие различные болезни опасных для здоровья .
Учитель: И слово крустологамДети:
1. Для гигантов моря - беззубых китов ракообразные служат основной пищей.2. Ракообразные играют очень важную роль в экономике природы. Органические вещества в водоемах создаются главным образом за счет жизнедеятельности микроскопических водорослей.
3. Ракообразные поедают эти водоросли и сами, в свою очередь, поедаются рыбами.
4. С другой стороны, они используют в пищу огромные массы погибших водных животных, обеспечивая таким образом очистки водоема.5.Многие ракообразные непосредственно используются человеком в качестве ценных пищевых продуктов. Во многих странах развит промысел креветок, крабов, омаров, лангустов и других съедобных видов.
6. В последнее время проводятся успешные опыты использования морских планктонных ракообразных для добывания витаминов, жиров и других важных веществ. На рыболовецких заводах разводят некоторые виды ракообразных, необходимых для кормления молодых рыб.
Конкурс “Экологический видеоклип”.
(используются видеофрагменты из учебного фильма по Зоологии, часть 2)
“Берегите всех зверей внутри природы;
Убивайте лишь зверей внутри себя”.
Каждой команде показывается небольшой неозвученный видеосюжет из жизни Ракообразных, Паукообразных и Насекомых. Ребятам необходимо внимательно просмотреть сюжет и придумать текст для озвучивания, в котором пропагандировалась бы защита и охрана видов данного класса. При повторном просмотре идёт озвучивание текста.
Учитель: Ребята, подведем итог, что же мы за цель ставили в начале урока?
- повторить и обобщить знания по теме «тип Членистоногие».
Справились ли мы с этой целью?
ЗАЧЕМ МЫ ВСЕ ЭТО УЧИЛИ?
А теперь в оценочном листе поставьте оценку за свою работу на уроке. Оцените сами себя.
Перед вами цветок настроения, поверните его так, чтобы показать с каким настроением вы уйдете с этого урока, какое эмоциональное чувство вас наполняет. Спасибо за оценку урока. На этом наш урок заканчивается. Спасибо за внимание, урок окончен!
Домашнее задание : Подготовить информацию о животных-рекордсменах из типа членистоногих.