Технологическая карта урока литературы М.Ю. Лермонтов Бородино. Обобщающий урок


Учителя русского языка и литературы
«Канского морского кадетского корпуса»
К.А. Леонович, Е.Р. Несвицкая
Урок литературы в 5 классе
Тема: М.Ю. Лермонтов «Бородино» (обобщающий урок)
Цель Обобщить знания обучающихся по содержанию произведения М. Лермонтова, отображающим Бородинское сражение; воспитать в учащихся духовные понятия: любовь к Родине, к ее великому прошлому, к русскому народу
Задачи Образовательные: ввести учащихся в сложный мир лермонтовского стиха, произвести художественный анализ текста, определить идейное содержание стихотворения
Развивающие: развитие связной речи, аналитических способностей, логического мышления, эмоциональной выразительности речи, развитие умения анализировать поэтический текст; развитие умения инсценировать поэтический текст.
Воспитывающие: привитие внимательного отношения к слову, уважения к взглядам поэта, любовь и уважение к великому прошлому России, воспитание патриотических чувств.
Планируемые результаты Личностные:- воспитывать патриотические чувства в ходе выявления художественной идеи произведения, - воспитывать уважение к великому прошлому России, чувство гордости за страну и народ, выстоявший в трудной ситуации, - воспитывать в учащихся духовные понятия: любовь к Родине, к русскому народу, - воспитывать чувства ответственности и долга перед Родиной, - формировать собственное отношение к произведению, - формировать эстетическое восприятие литературного произведения, - воспитывать чувство ответственности и самостоятельности, - развивать эстетический вкус на основе произведений искусства.
Метапредметные: Определение с помощью учителя учебной цели на уроке; построение речевого высказывания в устной и письменной форме; определение системы взглядов и интересов автора, героя, читателя; рефлексия учебных действий и их результатов; применение критериев оценки и самооценки результата и способов его получения; выстраивание учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение работать в группе сверстников; выстраивать взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение договариваться при совместной деятельности; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации.
Предметные: - воспитать читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания, участвовать в обсуждении прочитанного, - уметь анализировать текст, интерпретировать прочитанное, - осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, - уметь характеризовать героев, - уметь определять сюжет, композицию, изобразительно-выразительные средства, владеть литературоведческими терминами, уметь пересказывать, отвечать на вопросы, создавать устные монологические высказывания, уметь вести диалог, формировать навыки выразительного чтения
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Предметные УД Познавательные УД Регулятивные УД Коммуникативные УД
Мотивационно-организационный этап
Открытие темы
-Вы любите отгадывать кроссворды?(Презентация слайд №1)
1. Сабля (булат)
2. Пушечный заряд (ядро)
3. Полевое укрепление (редут)
4. Чьи слова: «Умремте ж под Москвой»? (полковник)
5. Верхняя одежда военных (мундир)
6. Стоянка войск под открытым небом (бивак)
7. Кавалеристы (уланы)
8. Какой город отстаивали русские войска под Бородином? (Москва)
- Ребята, как вы думаете, для чего мы отгадывали кроссворд?
- Верно, с помощью него мы повторили устаревшие слова, встречающиеся в тексте, а также узнали тему. Словарная работа
Выстраивание учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
Этап целеполагания - На протяжении трех уроков мы изучали произведение «Бородино», попробуем сформулировать тему.
- А теперь выберем цель, подходящую к нашему обобщающему уроку.(Презентация слайд №2) Определение с помощью учителя учебной цели на уроке; Этап применения новых знаний и СД
- Прежде чем приступить, обратимся к эпиграфу.
Работа с эпиграфом
«Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости русских воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно», - писал М.И. Кутузов в донесении императору Александру I. (Презентация слайд №3)
-Как вы понимаете смысл эпиграфа?
- Ребята, пожалуйста, запомните эти слова, к которым мы вернемся в конце урока.
- Перед уроком учащиеся были разделены на группы. Капитан был выбран случайным образом (в ходе жеребьёвки). У каждой команды на столах лежат Маршрутные листы, которые в течение урока заполняет капитан.
Пояснение критериев оценивания.
Работа в группах
Проверка Д/З. (Инсценировка).
(Презентация слайд №4,5,6,7,8)
- Скажите, а какую пользу вам принесло выполнение такого задания? И как это может пригодиться в жизни?
Самостоятельная работа с проверкой по эталону «Исправь ошибки».
Расставьте недостающие знаки препинания и замените некоторые слова на оригинальные. Ведь весь текст вам уже известен.
(Презентация слайд № 9, 10)
- В чем польза этого задания?
Творческое задание с элементами проектирования «Интервью с участником сражения»
- Вы уже все знаете, что Лермонтов написал стихотворение «Бородино» в виде диалога и однажды общался с ветераном Отечественной войны 1812 года Андреевым, который стал прототипом «дяди». Мы вам предлагаем на некоторое время стать корреспондентами и взять интервью у людей, сыгравших значительную роль в сражении. Вам необходимо составить 5 вопросов, ответы на которые помогли бы Лермонтову создать стихотворение «Бородино».
Подсчет баллов. Оценивание команд (по маршрутным листам).
-Оцениваем выступления групп (итоговое). Победившая команда получает отметку «5», и жюри выявляет наиболее активных ребят. умение инсценировать и выразительно читать художественный текст.
Межпредметные связи: умение редактировать художественный текст.
Умение составлять вопросы по прочитанному тексту
построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
применение критериев оценки и самооценки результата и способов его получения;
работать в группе сверстников; выстраивать взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
умение договариваться при совместной деятельности;
Рефлексивный этап
Беседа
- Возвратимся к началу урока. (Слайд 12)
- Какие чувства выражены в стихотворении «Бородино»?
(Гордость за русских солдат и скорбь о погибших). Герой – человек тонко чувствующий, он не забывает о павших и скорбит о них.
- В чём, по-вашему, заключается основная мысль стихотворения и почему его необходимо изучать?
(Русские люди не жалеют жизни для победы над врагом. Стихотворение проникнуто чувством любви к Родине и гордости за храбрость русских солдат, офицеров. Стихотворение создаёт торжественное настроение.
Мы узнаём о подвигах русского народа и учимся гордиться своей страной)Домашнее задание: мини-сочинение «Есть ли место подвигу в наше время?»
- Для тех, кто не проявил себя, есть возможность получить хорошую отметку, выполнив домашнее задание. (Презентация слайд №13)
Рефлексия (ИТОГОВАЯ)
- Достигли ли вы своей цели?
- Кому было сложно? Почему?
- Кому было легко? Почему?
- Ребята, в начале урока вам были розданы «смайлики», пожалуйста, нарисуйте на них своё настроение, надеюсь, что оно у вас стало намного лучше.
- Урок заканчивается, кому бы вы улыбнулись и за что бы вы похвалили своего одноклассника? Умение понимать тему, идею произведения. определение системы взглядов и интересов автора, героя, читателя.
рефлексия учебных действий и их результатов;
умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации;