Урок в 7 классе Тип Членистоногие

Учитель биологии Литвинова Е.О.
Урок по биологии в 7 классе:
«Тип Членистоногие. Классы Ракообразные и Паукообразные»
Цель урока: Изучить внешнее строение членистоногих в сравнении.
Задачи: 1. Дать общую характеристику типа Членистоногие.
2. Сравнить Паукообразных и Ракообразных.
3. Познакомиться с систематикой членистоногих.
4. Выяснить значение пауков в природе и жизни человека.
5. Развивать экологическое мышление, любовь к природе и всем её обитателям.
6. Формирование умения работать в группе, приобретать навыки самоконтроля и самооценки своей деятельности.
Оборудование: учебники, диск «СФЕРЫ», таблицы «Паукообразные», «Ракообразные», влажный препарат тарантула, скелеты рака, краба, дидактический материал по зоологии – авторы А.И. Никишов, А.В. Теремов.
На доске: эпиграфы, схема внешнего строения раков, пауков и насекомых, таблица «Общая характеристика типа Членистоногие».

Ход урока:
1. (1-2 мин.) На доске 2 эпиграфа:
«Мы не можем ждать милостей от природы; взять их у неё – наша задача»
Иван Мичурин
«Мы не можем ждать милостей от природы после всего, что мы с ней сделали»
Виктор Коняхин
-Какое высказывание вы выбираете? Почему?
Большинство учеников выбирает второе высказывание.
Подвожу к выводу – на планете нет вредных и полезных организмов – все необходимы.
2. (5 мин.) Как вы относитесь к паукам?
Большинство учеников отвечает, что не любят пауков.
Под музыку группы «Скорпионс» показываю презентацию «Эти удивительные пауки» и читаю текст о пауках.

Люди и пауки
Почти все пауки безвредны для людей и большинство видов не пытаются укусить человека, если только те не спровоцировали их на это. Пауки обычно скрываются от наших глаз, и уж совсем в их намерение не входит напасть на человека. Пауки - очень полезные животные, истребляющие вредных насекомых. Мы, люди, имеем плохую привычку тревожить жизнь естественного мира в наших собственных эгоистичных нуждах. При этом мы уничтожаем множество мест обитания пауков. Применение инсектицидов в сельском хозяйстве уничтожают целые поселения насекомых и пауков. Очень большое количество пауков занесены в Красную Книгу и в настоящее время находятся на грани вымирания. Встретить тарантула в Южной Америке стало большой редкостью, из-за того что их ловили и продавали в качестве домашних животных. В наше время яд пауков все больше используется в медицине. Раньше их отлавливали в природе, теперь довольно успешно разводят пауков в неволе. Но значение пауков для человека не исчерпывается применением их яда. Люди издавна пытались разгадать секрет паутины и изготовлять из нее ткань. Кому-то даже удалось в единственном экземпляре создать перчатки и чулки из такой паутинной ткани. Некоторые люди содержат пауков у себя дома в качестве любимца. "Домашними" в основном становятся неядовитые тропические пауки, а также очень популярен тарантул. Содержат их в небольшом террариуме; для этих целей вполне подойдет аквариум, который нужно сверху закрывать крышкой, оставляя лишь небольшие отверстия для доступа воздуха. Роль пауков высока как на полях, так и в садах и виноградниках, где пауки поедают листоверток, ногохвосток, тлей, клопов-черепашек и других насекомых. Важным является то обстоятельство, что пауки находят вредителей не только на земле, но и в растительном ярусе. Несмотря на неприязнь к паукам, которую испытывают большинство людей, они все же приносят пользу. Как хищники, они уменьшают количество более мелких насекомых. Пауки служат пищей для птиц и других животных, особенно для определенных видов ос, которые парализуют пауков и откладывают яйца в парализованном теле. Усилия использовать шелк паука для ткани экономически не были успешны, но шелк использовался для искусственных волос, оптических инструментов. Хотя пауки заняли определенное место в различной мифологии, их широко распространенная сомнительная репутация в современное время вероятно из-за их тенденции скрываться в темных местах, их внезапное появление порой вызывает необоснованный страх.

Враги пауков
Оказывается, у пауков очень много врагов. И не всегда они сами могут себя защитить. Чего только стоят птицы, которые истребляют огромное количество пауков, добывая себе пропитание. Еще одним лютым врагом пауков является оса. Осы захватывают в плен только определенные разновидности пауков и поступают с ними очень жестоко: сначала они парализуют паука своим ядом, а потом откладывают в него свои яйца. Появившиеся личинки выедают изнутри еще живого, но парализованного паука и выбираются наружу. Ловят пауков и муравьи с богомолами. Богомолы вообще едят любых насекомых, даже своих собратьев, если попадутся под горячую руку. Но самую большую угрозу для пауков представляют сами пауки. В голодный год паук запросто может съесть свое потомство или самку. А есть пауки, которые всю свою жизнь питаются другими пауками. Самым опасным врагом пауков среди пауков является длинноногий паук Pholcus phalangoides. Этот паук живет в наших квартирах и домах. Он единственный, кто остается в нашем доме весной, ведь за зиму он истребляет всех других пауков, а в случае голода, он может истребить и свое потомство. Есть убийцы и в других семействах, например в Mimetidae и Ero. Эти пауки резко атакуют своего собрата, а когда он умирает, то высасывают его досуха. Причем атакуют они в одну из ног паука-противника, и тот вынужден умирать прямо на месте убийства. В то время как нападающий, наблюдает за его смертью из своего укрытия. На сегодняшний день большое количество видов пауков занесено в Красную книгу. Человеку необходимо в корне пересмотреть свое отношение к этим животным. Может быть, тогда мы еще больше сможем узнать о жизни этих замечательных существ.
- Ученики удивлены и поражены многообразием и красотой этих животных.
Спрашиваю: Какая музыка сопровождала презентацию?
Возможно, кто-то называет группу «Скорпионс», если нет, то говорю сама.
-Почему именно эта музыка?
(Ищем ответ в учебнике, на таблице) Ответ - скорпионы относятся к паукообразным.
-Изменилось ваше отношение к этим животным?
Многие ученики поднимают руки. Некоторые ученики высказывают желание – больше узнать об этих удивительных существах.
Вывод: Надеюсь, я убедила вас, что пауки очень важные и красивые обитатели нашей планеты. (Физкультминутка – упражнения с глазами).
3. (35 мин.) Класс делится на группы – по 4-5 человек. Каждой группе выдаётся карточка с № группы и заданием. Начинается соревнование между группами. Предва
·рительно ученикам было дано задание - прочитать параграфы про пауков и раков и дополнительную информацию из других источников.
Например:
Группа №1
1.
Фамилии участников
Баллы

1.
2.
3.
4.
5.


2. Лучший ученик в группе -
3. Биологические задачи – стр. 53, № 1-6 (дидактический материал).
4. Кроссворд – стр. 60, № 1-5 (дидактический материал).
5. Мнение об уроке:
- что понравилось –
- что не понравилось –
-ваши предложения –
Задание классу: В течение урока заполнить таблицу, в колонке баллы ставить + за каждый правильный ответ, а также выбрать 1-2 лучших ученика в группе.
1 задание (20 мин.): Заполнить таблицу, используя текст параграфов 34,35,36 учебника.
«Общая характеристика типа Членистоногие и классов Паукообразных и Ракообразных»
А. Первая колонка была заполнена на прошлом уроке. Вторую и третью заполняем по аналогии.
тип Членистоногие
Класс Ракообразные
класс Паукообразные

1. Освоили все среды обитания – наземно-воздушную, водную, почвенную, живые организмы.
2.Образ жизни – прикреплённые и свободноживущие водные, наземные и почвенные виды, паразиты животных и человека.
3.Твёрдый наружный хитиновый скелет, сегментированное тело с двусторонней симметрией, членистые конечности.



Б. Используя учебник, таблицы, рисунки на доске, экспонаты, заполнить вторую колонку устно. Выслушиваются все гипотезы.

На диске смотрим правильный ответ и записываем:
тип Членистоногие
класс Ракообразные
Класс Паукообразные

1. Освоили все среды обитания – наземно-воздушную, водную, почвенную, живые организмы.
2.Образ жизни – прикреплённые и свободноживущие водные, наземные и почвенные виды, паразиты животных и человека.
3.Твёрдый наружный хитиновый скелет, сегментированное тело с двусторонней симметрией, членистые конечности.
1. Освоили в основном водную среду обитания, некоторые - наземно-воздушную.
2. Образ жизни – прикреплённые и свободноживущие водные и наземные виды, хищники, паразиты животных.
3. Твёрдый наружный хитиновый скелет, сегментированное тело с двусторонней симметрией, членистые конечности.
Тело состоит из головогруди и брюшка, 4 усика, сложные глаза, у высших раков 10 ходильных ног, есть брюшные ножки.



В. Используя учебник, таблицы, рисунки на доске, экспонаты, заполнить третью колонку устно. Выслушиваются все гипотезы.

На диске смотрим правильный ответ и записываем:
тип Членистоногие
класс Ракообразные
Класс Паукообразные

1. Освоили все среды обитания – наземно-воздушную, водную, почвенную, живые организмы.
2.Образ жизни – прикреплённые и свободноживущие водные, наземные и почвенные виды, паразиты животных и человека.
3.Твёрдый наружный хитиновый скелет, сегментированное тело с двусторонней симметрией, членистые конечности.
1. Освоили в основном водную среду обитания, некоторые - наземно-воздушную.
2. Образ жизни – прикреплённые и свободноживущие водные и наземные виды, хищники, паразиты животных.
3. Твёрдый наружный хитиновый скелет, сегментированное тело с двусторонней симметрией, членистые конечности.
Тело состоит из головогруди и брюшка, 4 усика, сложные глаза, у высших раков 10 ходильных ног, есть брюшные ножки.

1. . Освоили в основном наземно-воздушную
среду обитания, некоторые – водную, расселены по всей планете.
2. Образ жизни – наземные виды, хищники, плетут паутину или умерщвляют добычу жалом, паразиты растений, животных и человека.
3. Твёрдый наружный хитиновый скелет, сегментированное тело с двусторонней симметрией, членистые конечности.
Тело состоит из головогруди и брюшка, нет усиков, простые глаза, 8 ходильных ног.


Г. Устно отмечаем, что у насекомых тело состоит из головы, груди и брюшка, 2 усика, сложные глаза, 6 ходильных ног.
Сравниваем и делаем вывод, что виды, относящиеся к типу Членистоногие, многочисленны, широко распространены и хорошо приспособлены к среде обитания.
(Физкультминутка – упражнения с позвоночником).

2 задание (15 мин.): Решение биологических задач – ученики выбирают из предложенных задач одну и обсуждают её. В обсуждении участвуют и другие команды. За каждый правильный ответ ставится балл.
Например: На головогруди паука 6 пар конечностей. Из них 4 служат ходильными ногами. Каковы функции других конечностей? Как они называются?
Хорошо подготовленные ученики называют хелицеры и педипальпы, которые являются челюстями и ногощупальцами (органами чувств).
Если позволяет время, то разгадываем кроссворд, если нет, то кроссворд даётся на дом.
Подводим итог: Пауки и Раки – членистоногие, широко распространены в природе, тело и конечности имеют членистое строение, хитиновый покров, отделы тела – головогрудь и брюшко, есть отличия в количестве ходильных ног, строении и наличии глаз, усиков и других органов.
Ученики записывают задание на дом: повторить параграфы 35 и 36, устно ответить на вопросы, написать мини-сочинение на темы: «За что я люблю пауков» или «Как ракообразные приспособлены к водному образу жизни», по желанию можно заполнить кроссворд, который выдаётся каждой группе.
4. (3-4 мин.) Заполнение карточек – рефлексия.
Подведение итогов по количеству баллов и выбору в группе лучшего ученика.
Учителем ставятся только «5» и «4».
Анализ мнения учеников об уроке происходит на следующем уроке.




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Никишов А.И., Теремов А.В. Дидактический материал по зоологии. Пособие для учителей биологии. – М.: «РАУБ» «Цитадель», 1996.
2.Биология: разнообразие живых организмов: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений /Л.Н.Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова. – М.: Просвещение, 2008. – 160 с.: ил. – (Академический школьный учебник) (Сферы).
3.Кучменко В.С., Сухорукова Л.Н. Разнообразие живых организмов. Методические рекомендации. 7 класс. М.: Просвещение, 2008
4.Биология: разнообразие живых организмов : тетр.-практикум для 7 кл. общеобразоват. учреждений /Л.Н.Сухорукова, В.С. Кучменко, И.В. Тимошенко; Рос. акад. наук , Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2008. – 63 с.: ил. – (Академический школьный учебник) (Сферы).

Рисунок 1Рисунок 5Рисунок 6Рисунок 7Рисунок 8 Заголовок 1 Заголовок 215