Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС

Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС
(выступление на методическом объединении по материалам статьи
Е.Л. Мельниковой, автора технологии проблемного диалога
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] )

Загадка: «Надо ли учителю бояться
новых стандартов?»
Отгадка: «Нет! Дальше школы не сошлют,
меньше класса не дадут!»

Впрочем, если говорить серьёзно,во все времена школа боится реформ, а сейчас – введения ФГОС. С одной стороны, стандарты второго поколения фиксируют те результаты обучения, за которые все наши развивающие образовательные системы борются уже много лет. С другой стороны, массовому учителю не очень понятно, как таких результатов достигать.
В этой статье речь пойдёт о технологии проблемного диалога, которая представляет собой современную образовательную технологию деятельностного типа и позволяет реализовать требования ФГОС.
Теоретические основания технологии
Для технологии проблемного диалога ключевым является понятие «творчество». Но вот парадокс: это слово для нашего уха привычно и узнаваемо, а сам феномен так сложен, что его изучает отдельная наука. Попробуем разобраться сосновными положениями психологии творчества.
В любом словаре можно прочитать о том, что творчество – это деятельность, в результате которой создаются новые материальные и духовные ценности. Можно сказать короче: творчество есть создание нового и значимого продукта. Областей человеческой деятельности много: наука,
техника, искусство. Следовательно, существуют разные виды творчества, и у каждого свой продукт.
Как известно, Д.И. Менделеев создал периодическую систему химических
элементов, А. Эйнштейн – теорию относительности. Значит, продуктом научного творчества являются новые
о мире. Братья Черепановы придумали паровоз, М.Т. Калашников – автомат. Значит, продуктом технического творчества являются новые механизмы. Все поэты писали о любви, но В.В. Маяковский, М.И. Цветаева, А.А. Блок – по-своему, неповторимо. Значит, продуктом художественного творчества является новое видение мира. Получается, история человечества – это история научных открытий,
технических изобретений, художественных прозрений. Впрочем, роль творчества как подлинного двигателя прогресса осмыслена уже давно, но лишь недавно педагоги и психологи всерьёз задумались о том, чтобы сделать творчество движущей силой развития человека. Не удивительно, что центральной стала идея творческого обучения детей, особенно – в обычной школе. Какой же вид творчества
доступен ученику на уроке? Согласитесь, на уроке чтения вряд ли получится изобретать новые механизмы, а на уроке математики едва ли
уместно будет предложить новое видение мира. Зато на уроке по любому
предмету ученики могут занять позицию учёных и открывать новые для
себя знания.
Таким образом, основа школьного обучения – научное творчество. А чтомы о нём знаем? Со школьной скамьи мы помним массу исторических анекдотов: проНьютона под яблоней,Архимеда в ванне, Менделеева во сне.Эти занимательные истории создают устойчивую иллюзию, что открытиезнаний – одномоментный акт. На самом деле научное творчество – процесс, включающий четыре звена. Всё начинается с возникновения
проблемной ситуации: учёный сталкивается с противоречием и испытывает чувство удивления или затруднения. Приходится выполнить конкретную мыслительную работу:осознать противоречие и сформулировать вопрос. Таково первое звенотворчества – постановка проблемы. По образному выражению академика С.Г. Струмилина, проблема подобна загадочному Сфинксу, который требует: «Разреши меня, а не то я тебя сожру». Поэтому запускается второе звено творчества – поиск решения, т.е. мыслительная работа по выдвижению и проверке гипотез. После ряда горестных ошибок учёный особенно остро воспринимает появление решающей гипотезы (что и описывают исторические анекдоты). Но только строгая проверка превращает верную догадку в решение, т.е. новое знание.
Как подметил академик А.М. Матюшкин, мысль в голове исследователя рождается «голенькой» и понятной ему одному. Только в «одетом» она может стать достоянием других людей. Поэтому третье звено творчества – выражение решения. Учёный выражает новое знание научным языком (химическим, физическим, биологическим и т.д.) в форме статьи, книги, доклада и представляет его широкой аудитории через публикацию или в устном выступлении. Иначе говоря, творческий акт заканчивается звеном реализации продукта.
Таким образом, мы описали научное творчество как процесс открытия новых знаний о мире, включающий четыре звена: постановку проблемы, поиск решения, выражение решения и реализацию продукта.
Сущность технологии
Думаю, уже понятно, что смысл технологии проблемного диалога заключается в том, чтобы на уроке изучения нового материала «пропустить» школьников через все звенья научного творчества. Однако нужно ещё разобраться, как приэтом действует учитель.
На этапе введения знаний ученики должны поставить и решить проблему, т.е. сформулировать сначала тему урока или вопрос для исследования, а затем и само новое знание. Разумеется, проделать такую работу дети могут только в диалоге с учителем. Поскольку проблема и решение педагогу известны заранее, к ним есть два пути: извилистая тропа догадок и царственная дорога логического вывода. Это значит, что педагог волен выбирать между двумя видами диалога.
Побуждающий диалог подводит детей к той же мыслительной работе, которую выполняет учёный. На этапе постановки проблемы учитель создаёт проблемную ситуацию, а затем произносит специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками. На этапе поиска решения учительпобуждает учеников выдвинуть и
проверить гипотезы. Таким образом, побуждающий диалог позволяет ученикам угадать противоречие и проблему, гипотезу и её проверку. Во истину, это извилистая тропа, чреватая ошибками.
Подводящий диалог опирается на логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит их к теме урока, а на этапе поиска решения выстраивает логическую цепочку к новому знанию. Можно сказать, что подводящий диалог прокладывает к теме или знанию прямую и почти безошибочную дорогу. На этапе воспроизведения (проговаривания) знаний ученики должны создать продукт и представить его классу. Иными словами, от каждого школьника требуется самому и по-своему выразить новое знание. Понятно, что выполнять такую работудети будут только по специальному заданию учителя. Оно так и называется – продуктивное, потому чтопредлагает ученикусоздать простойпродукт (например, составить схемуили сочинить небольшое стихотворение).
Итак, на проблемно-диалогическом уроке учитель сначала побуждающим или подводящим диалогом помогает ученикам поставить и решить проблему, а затем продуктивным заданием стимулирует их создать продукт и представить его классу. Получается, что технология проблемного диалога действительно обеспечивает творческое усвоение знаний: «Спросил, открыл, создал», тогда как на уроке объяснения нового материала педагог сначала сам сообщает тему и знание, а затем даёт задание всё выучить или пересказать.
Следовательно, традиционная методика обеспечивает репродуктивное усвоение знаний: «Пришёл, услышал, заучил».
Структура технологии
Любая технология отвечает на вопрос «Как...?»: «Как строить?», «Как лечить?». Технология проблемного диалога отвечает на вопрос «Как учить?», причём не «вообще и в принципе», а конкретно на уроках открытия знаний. Деятельность учителя
(припоминаете учебники педагогики?) всегда описывалась как «методы», «задания», «формы», «средства». Посмотрим, как эти категориираскрываются в ходе использованиятехнологии проблемного диалога.
Методы обучения – не только центральная, но и самая многострадальная категория дидактики, потому что даже учёные понимают и классифицируют методы обучения по-разному. В этой статье методы обучения рассматриваются как способы введения знаний и делятся на две диаметрально противоположные группы: проблемно-диалогические итрадиционные. Последниесводятся к сообщению учителем темыи знания и не нуждаются в каком-тоособом описании. Иное дело – проблемно-диалогические методы. Побуждающий и подводящий диалогипредставляют собой определённые сочетания вопросов, приёмов, заданий, и эти сочетания нужно внимательнорассмотреть.
Возьмём, к примеру, побуждающий от проблемной ситуации диалог. Учитель должен сначала создатьпроблемную ситуацию, а затем специальными репликами помочь ученикам осознать противоречие и сформулировать проблему. У педагогапрактика закономерно возникают
вопросы: «Как именно создать проблемную ситуацию?», «Какие конкретно слова надо сказать?». Технология проблемного диалога рассматривает шесть разных приёмовсоздания проблемной ситуации ипредлагает для каждого приёмасобственный текст диалога. А ещё онаучит правильно реагировать на ошибочные формулировки учащихся. А ещё расставляет предметные и возрастные акценты в использованиипроблемных ситуаций. Эти тонкости
и составляют детальное описание побуждающего от проблемной ситуациидиалога. Аналогичным образом, т.е. очень подробно, рассматриваются ивсе остальныепроблемно-диалогические методы.
Задания – следующая по степени важности категория дидактики. Задания обычно понимают как отдельные поручения учителя, с помощьюкоторых организуется закреплениенового материала. Психологами доказано, что оптимален следующийпорядок закрепления. Сначала учитель даёт задания на воспроизведение, и ученики проговаривают новый материал. Затем педагог предлагает упражнения или задачи, ишкольники применяют знания напрактике. Нас интересуют задания на воспроизведение, которые, как и методыобучения, делятся на двепротивоположные группы. Репродуктивные задания – «правило выучи наизусть», «параграфперескажи своими словами» – есть в арсенале каждого учителя. А с продуктивнымизаданиями, позволяющими ученику самому выразить новые знания, надо разбиратьсяспециально. Технология проблемного диалога исчерпывающе характеризует разные виды продуктивных заданий (на формулирование, наопорный сигнал, на художественныйобраз) и раскрывает особенности ихприменения. Итак, центральную часть технологии составляет детальное описаниепроблемно-диалогических методовобучения и продуктивных заданий на
воспроизведение. Однако реальныйурок – это не только методы и задания. Есть ещё формы и средстваобучения. Рассмотрим эти дидактические категории. В педагогике приняторазличатьфронтальную, индивидуальную, групповую и парную формы работы. Традиционные методы обучения всегда фронтальны. Согласитесь, нетникакой необходимости разбиватькласс на группы, чтобы сообщить тему урока и объяснить новый материал. Зато проблемно-диалогическиеметоды могут быть реализованы в
разных формах. Например, из нескольких проблемных ситуаций однилучше создавать в группе или паре, адругие – только фронтально. Так жеобстоит дело и с воспроизведением
материала. Репродуктивные заданиястрого индивидуальны. Ну не получится группой выучить правило наизусть. Зато продуктивные задания(придумать, к примеру, схему) можно
давать и группам, и парам. Инымисловами, технология проблемного диалога прицельно указывает на разныевозможности варьирования формобучения.
К средствам обучения относятсяучебник, наглядные и техническиесредства, опорные сигналы. Припроблемно-диалогическом обученииих роль кардинально меняется. Дляпримера возьмём только опорныесигналы. На традиционном уроке наличие опоры необязательно. Еслиучитель использует опору по собственной инициативе, то предъявляет её в готовом виде – как плакат, облегчающий ученикам восприятиеи запоминание материала. На проблемно-диалогическом уроке создание опорного сигнала строго обязательно, поэтому технология подробноописывает, какие бывают опорныесигналы, кто именно и в какоймомент урока их создаёт и даже накакой части доски их лучше располагать.
Таким образом, технология проблемного диалога представляет собойдетальное описание проблемно-диалогических методов обучения и продуктивных заданий на воспроизведение, а также их взаимосвязей с формами и средствами обучения. Методыи задания являются центральнымикомпонентами технологии и определяют выбор форм и средств обучения.
Применение технологии
Поскольку технология проблемного диалога носит общепедагогический характер, она может применяться очень широко: во-первых, на всех образовательных ступенях – от дошкольного образования до повышения квалификации учителей; во-вторых, на уроках по самым разным предметам, начиная с русского языка и математики и заканчивая такими практико-ориентированными предметами, как физкультура, информатика, технология; в-третьих, на школьных мероприятиях, где изучается какой-либо новый материал – на уроках, классных часах, педагогических советах и даже родительских собраниях.
Технология проблемного диалога может использоваться в любой образовательной системе.

Результаты применения технологии
Предметные результаты проблемного диалога – качественные знания. Их приобретение достигается за счётиспользования центральных компонентов технологии: методы постановки проблемы обеспечивают познавательную мотивацию, методы поискарешения – подлинное понимание материала, продуктивные задания –осознанное воспроизведение. Традиционная же методика не даёт полноценного усвоения учебного материала: сообщение темы не вызывает кней интереса, сообщение знания негарантирует его понимания, репродуктивные задания оборачиваютсябессмысленным зазубриванием. Исходно разное качество знаний приводит к тому, что после проведенияпроблемного диалога материал
закрепляется быстро и легко, а послетрадиционного урока нередко приходится всёобъяснять заново.

Метапредметные результаты проблемного диалога – универсальныеучебные действия (общеучебные умения), которые делятся на три группы: познавательные, коммуникативные и регулятивные. В становление познавательныхдействий каждый компонент технологии вносит свой вклад. Побуждающий диалог развивает творческиеумения осознавать противоречие иформулировать проблему, выдвигатьи проверять гипотезы. Подводящийдиалог формирует логические умения сравнивать, анализировать, обобщать. Оба вида диалога и все продуктивные задания развивают речь. Обязательное использование опорного сигнала формирует знаковые умения. Коммуникативные действия осваиваютсяпреимущественно за счётварьирования форм обучения. Посколькупроблемно-диалогическиеметоды и продуктивные задания позволяют работать и в парах, и в группах, школьники учатся слушатьдругого, договариваться, распределять роли. Регулятивныедействия формируются благодаря центральным компонентам технологии. Методыпостановки проблемы развивают целеполагание, поскольку проблема – это иесть цель урока открытия нового материала. Методы поиска решенияучат планированию и контролю, потомучто учебное открытие можноспланировать, а открытое знаниенужно сверять с учебником. Продуктивные задания стимулируют оценивание, так как именно этого действиятребуютсозданные учениками схемыили сочинённые стихи. Что касается традиционной методикиобучения, то познавательныеумения здесь формируются существенно хуже, коммуникативные –слабо, а регулятивные не развиваются вообще.

Личностные результаты проблемного диалога – становление характера, мотивов,
ценностей. Позиция активного деятеля, а не созерцателявоспитывает такие черты характера, как инициативность, смелость, трудолюбие. Роль творца, а не исполнителя усиливает познавательнуюмотивацию учения, ценность творческой деятельности. Отношениясотрудничества, а не подчиненияформируют доброжелательность и
уважение к людям. Традиционное жеобучение способствует возникновению пассивной жизненной позиции, нарастанию недовольства учением и
школой. Таким образом, технология проблемного диалога действительно обеспечивает достижение установленныхрезультатов и является эффективнымсредством реализацииФГОС, что итребовалось доказать.
Литература
1. Мельникова, Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: пос. для учителя / Е.Л. Мельникова. – М.: АПКиППРО, 2002. – 168 с.
2. Мельникова, Е.Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения / Е.Л. Мельникова // Образовательныетехнологии: сб. мат. – М. : Баласс, 2008. –Вып. 8. – С. 5–55.
3. Мельникова, Е.Л. Типология и методические схемы проблемно-диалогических уроков в
начальной, основной и старшей школе / Е.Л. Мельникова // Образовательная система
«Школа 2100»: Опыт решения проблемы непрерывности и преемственности образования:
сб. мат. – М.: Баласс, 2009. – Вып. 9. –С. 164–283.
4. Мельникова, Е.Л. Я открываю знания: пос. по технологии проблемного диалога в нач.
школе (3–4'й классы) / Е.Л. Мельникова, И.В. Кузнецова. – М.: Баласс, 2011. – 80 с.–(Образовательная система «Школа 2100»).

15