Разработка урока по истории Природа и люди Древней Индии

Тема урока: Природа и люди Древней Индии.
Дата проведения: 24.11.2016
Тип урока: Изучение нового материала (Открытие нового знания).
Технология урока: Урок-путешествие.
Цель:
Дидактическая: Ознакомление учащихся с особенностями географического положения, растительным и животным миром Древней Индии, занятиями ее жителей, особенностями религии.
Развивающая: Формирование навыка работы с исторической картой, совершенствование аналитических навыков обучающихся: умений сравнивать, обобщать; Продолжить формирование умений работать с учебной литературой самостоятельно, составлять связный рассказ.
Воспитательная: повышение мотивации к изучению культурных ценностей разных народов, воспитание личностных качеств обучающихся, необходимых для самообразования. Приобщение их к историческому и культурному наследию прошлого.
Задачи:
Развивать познавательный интерес.
Воспитывать у учащихся эстетический вкус.
Продолжить формирование навыков работы с исторической картой и историческими источниками.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
познакомить учащихся с кастами в древней Индии;
выяснить в чём значение деления общества на касты;
определить в чьих интересах было деление на касты.
подвести учащихся к пониманию того, что деление общества на касты было несправедливым;
Метапредметные
развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас;
развивать умение работать в группах;
развивать умение и навыки работать с текстом, картой;
развивать сообразительность, мышление, внимание, память;
способствовать развитию умений анализировать, делать выводы.
Личностные
создавать у учащихся положительную мотивацию к истории путём вовлечения каждого в активную деятельность;
воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу;
воспитывать чувство уважения к истории.
Основные термины, понятия.
Полуостров Индостан, Гималаи, Инд, Ганг, джунгли, рис, сахарный тростник, хлопчатник, чай, пряности, священные животные, бог Ганеша, переселение душ.
Оборудование:
Учебник: Вигасин А.А. «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс», компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация, аудиозапись песни В.Высоцкого «О переселении душ», карточки-задания для работы в парах и группах.
Ход урока
Этап
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

Орг. момент
Приветствует учащихся.
Приветствуют учителя. Организуют рабочее место.

Актуали-зация знаний
Фронтальная беседа: Ребята, мы продолжаем путешествие по Древнему миру. Какие древние государства мы изучили?
Называют:
Египет, Двуречье, Финикию, Ассирию, Персию, Вавилон.

Постановка учебной задачи
Сегодня мы познакомимся с новым государством – Древней Индией (слайд 1).
Откройте тетради, запишите число и тему урока.
Предлагает рассмотреть иллюстрации слайда 1 и определить задачи урока (фронтальная работа).

Подводит итог сказанному и знакомит с маршрутом путешествия – планом работы на уроке.
Записывают тему урока в тетрадь.




Выдвигают версии (будем изучать):
- Где располагалась страна?
- Каковы особенности природы?
- Чем занимались и во что верили жители?

Знакомятся со слайдом 2.

Изучение нового материала
А) Первый этап путешествия – «Природа Древней Индии» (слайд 3).
Раздает карточки-задания для работы в парах, проводит инструктаж работы (приложение 1).
Иллюстрирует ответы учащихся содержанием слайда 4, сообщает о вере индийцев в священность Ганга.
Б) Следующий этап – «Джунгли на берегах Ганга» (слайд 5). Какие ассоциации возникают у вас со словом «джунгли»?
Запишите их.
Иллюстрирует ответы содержанием слайда 6.
В) Новая остановка путешествия – слайд 7.
Выполните задание, представленное на слайде.
Кроме представленных растений, в Индии выращивали и другие.
Рассмотрите фотографии слайда 8. Как вы думаете, что это?
Г) Следующая остановка – слайд 9. Что за животные изображены?
Как по-вашему, почему они являются священными для индийцев?






Д) Демонстрирует слайд 10 и предлагает прослушать песню В.Высоцкого «О переселении душ» и сделать вывод: в чем особенности религии индийцев, а также ответить на вопрос слайда.

Работают в парах с текстом 1 (§ 20) и картой на стр. 96.


Представляют результат работы в ходе фронтальной беседы.







Индивидуальная работа.
Записывают в тетрадь ассоциации.

Представляют свои ассоциации.



Самостоятельно работают с текстом 3 учебника и выполняют задание со слайда с последующим представлением результатов.

Первое фото – сбор чая, второе фото – специи (пряности).

Слон и корова.
В ходе фронтальной беседы приходят к общему мнению:
Корова священна, потому что давала молоко и из него получали молочные продукты.
Слон переносил тяжести и участвовал в сражениях.


- Верили в переселение душ.
- Если плохо вел себя при жизни, то становился, например, свиньей.
- Разметали дорогу метелкой, чтобы невзначай не наступить на предка.

Динамическая пауза
Встали, прогнулись, потянулись.
Сели, выполнили гимнастику для глаз.

Первичное применение новых знаний.
Организует работу в группах по решению кроссворда (Приложение 2)
Решают кроссворд.

Рефлексия
Фронтальная беседа:
- что бы вы рассказали родителям о Древней Индии?
- Оцените свою работу на уроке.
Представляют варианты ответов.
Оценивают себя.


Домашнее задание
Озвучивает задание (§ 20, читать; нарисовать рисунок на одну из тем на выбор: «Природа Индии», «Люди Индии», «Верования индийцев»);
найти в Интернете, что такое «Холм мертвых».
Записывают информацию со слайда 11 в дневник.










Приложение 1
Запишите в тетрадь пропущенные в тексте слова, используя карту на стр. 96 и текст учебника на стр. 95 – 97.
Индия расположена на юге Азии, на полуострове (1) и занимает прилегающую к нему часть материка. С запада омывается водами (2), с востока – (3), а с севера от остального мира её отделяют высочайшие горы (4), что значит «жилище снегов». В Индии текут две великие реки – (5)
Приложение 2

1
ю





2
ж








3

н




4




а




5




я








6
а





7 з






8
и















1. Один из месяцев в году, когда в Индии идут проливные дожди.
2. Густой, труднопроходимый лес.
3. Одна из крупнейших рек Индии.
4. Священное животное индийцев.
5. Животное, в образе которого индийцы представляли одного из богов.
6. Тонизирующий напиток из листьев горного кустарника.
7. Животное, которого особенно боялись индийцы.
8. Высочайшие горы на севере Индии.
9. Одна из зерновых культур, выращиваемых индийцами.

Задание ученикам по рефлексии их деятельности.
- Что бы вы рассказали родителям о Древней Индии?
- Оцените свою работу на уроке.
Формы контроля и оценки результатов урока.
Устный (индивидуальные ответы), письменный (в группе). Самооценка результатов, где учитывается активность на уроке и правильность ответов.
Информация о домашнем задании.
§ 20, читать; нарисовать рисунок на одну из тем на выбор: «Природа Индии», «Люди Индии», «Верования индийцев»; найти в Интернете, что такое «Холм мертвых».
Список использованной литературы
1. Вигасин А.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. – М.: Просвещение, 2014. – 303 с.: ил., карт.
2. Шевченко Н.И. Всеобщая история. История Древнего мира. Методические рекомендации. 5 класс.: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. –
М.: Просвещение, 2012. – 128 с.
3. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]