Разработка урока по истории 5 класс Природа и люди Древней Индии


Тема: ИНДИЯ И КИТАЙ В ДРЕВНОСТИ Природа и люди Древней Индии
№ урока:
Класс:
Дата:
Цели:
1. дать представление о местоположении Древней Индии на карте мира, ее природных условиях и занятиях древних индийцев; развивать умения работать с исторической картой и историческими документами, систематизировать информацию;
2. формировать аналитические и практические навыки;
3. воспитывать интерес к истории, уважительное отношение к традициям и историческому прошлому стран мира; приобщать к достижениям древнеиндийской цивилизации.
Планируемые результаты: предметные: работать с исторической картой, анализировать и обобщать ее данные; устанавливать связь между занятиями жителей Древней Индии и природно-географическими условиями страны; формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории; метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала; личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; понимать культурное многообразие мира; уважать культуру других народов; учиться быть толерантным; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.
Оборудование: карта «Индия в древности»; проектор; мультимедийная презентация; магнитофон; запись «Песни о переселении душ» В.С. Высоцкого.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Ход урока
Организационный момент
Актуализация ранее полученных знаний (приём да-нетка)
Древнее Двуречье находится между Тигром и Нилом?
Древним народом создавшим первое гос-во в Двуречье были шумеры (+\)
Письмо Дв. Называется клинопись?
Хаммурапи был правителем Двур? да
В Финикии масло делали из подсолнечника? нет
Финик-цы добывали из раковин улиток лиловую краску?
Одной из крупной колонией Ф. был Карфаген?
Колония – это завоёванное поселение? Да
Финик-кий алфавит является прообразом нашего? да
В Ветхом Завете описана жизнь финиийцев? Нет
Иосиф вывел евреев в палестину? Нет
Древнееврейское царство было образовано в долине Реки Иордан?
Главными врагами евреев были финикийцы (нет филистимлне?
Самым мудрым правителем евреев был Соломон?
Ассирийцы первыми начали использовать таран? Да
У ассирийцев появилась медь? НтАшшурбанапал создал крупнейшую библиотеку глинянных книг
В Персии было 2 царства: Мидийское и Вавилонское?
Персам удалось захваить все страны древности?
Самым могущественым правителем Персии был Юлий Цезарь?
Мотивационно-целевой этап (приём загадка)
Об этом государстве в мире ходило много легенд и преданий. Это была сказочная страна с богатой культурой и великой наукой. Ее сокровища манили отважных путешественников, греки называли ее «волшебной страной».
Как вы думаете, что это за страна?
Предположите, с чего мы начнем наше знакомство с Древней Индией. Обоснуйте свою мысль. Приведите примеры того, как природа этой страны влияла на жизнь населения.
Тема урока: «Природа и люди Древней Индии».
(Показывает презентацию.)
План урока
1. Местоположение и природа Древней Индии.
Древнейшие города и поселения Древней Индии.
Верования древних индийцев.
Проблемный вопрос. Почему греки называли Индию «волшебной страной»?
III. Работа по теме урока
1. Местоположение и природа Древней Индии (прием кластер)
Работая с картой с. 96 и текстом п. 1, 2 § 20, выполните задания и ответьте на вопросы.
Покажите на карте и опишите местоположение Индии.
Назовите полуостров, на котором располагалась Древняя Индия.
Сравните размеры Индии и Египта.
Какие горы расположены на северо-востоке Индии?
Водами какого океана омываются берега Индии?
Каковы ее климатические условия? Сравните климат Индии с климатом уже известных вам стран.
Какие реки протекают по территории Индостана? Дайте их характеристику.
Сравните Инд и Ганг с реками тех стран, которые вы уже изучали.
Дайте характеристику почвы Индии.
Что такое джунгли? Каковы их достоинства и недостатки?
Предположите, каким занятиям благоприятствовали природные условия долин Ганга и Инда в древности. Чем?
Что могло мешать развитию хозяйства Индии?
Какие трудности приходилось преодолевать индийцам?
(По ходу выполнения задания составляется схема.)

— Представьте, что мы с вами оказались свидетелями ожесточенного спора двух ученых. Первый ученый утверждает, что жизнь на территории Индии просто рай. Второй ученый возражает, утверждая, что жить в Индии неимоверно тяжело. На чью сторону в споре вы встанете? Объясните свой выбор.
Древнейшие поселения и города Древней Индии
С. 94 чтение с остановками
1. Что способствовало развитию земледелию Индии?
2. Что выращивали?
3. Как обробатывали хлопок?
4. Чем занимались в джунглях?
4. Верования древних индийцевПросмотр видео
Какие боги и анти боги существовали?
IV. Подведение итогов урока
Теперь, когда мы столько узнали об удивительной Древней Индии, мы можем ответить на вопрос, почему греки называли ее «волшебной страной».
Историч. Загадка Путешественник. Если бы ты только знал, какая удивительная страна Индия! Там на кустах растет белая шерсть.
Приятель. Ну да! Какой же ты враль и выдумщик!
Путешественник. Не хочешь — не верь! Я видел собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, точно с овец, и делают из нее красивые и прочные ткани. Но самое необыкновенное даже не эта шерсть, а то, что индийцы добывают мед безо всяких пчел. Они выжимают сок из тростника и уваривают его на огне. Сок становится твердым и хрустит на зубах, подобно соли. А на вкус он слаще пчелиного меда!
Приятель. Вранье! Нет на свете ничего слаще пчелиного меда.
(Ответы учеников.)
Рефлексиячто узнали ? Что было особенно интересно?
Домашнее задание
§ 20. Дифференцированное задание:
Для сильных учеников — составить синквейн по теме «Древняя Индия».
Для средних учеников — подготовить исследовательский проект по теме «Джунгли: благо или зло?».
Для слабых учеников — ответить на вопросы в рубрике «Проверьте себя».