Конспект урока по истории Древнего мира Природа и люди Древней Индии

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 31»







Конспект открытого урока
по истории Древнего мира
в 5 «А» классе

Тема урока: «Природа и люди Древней Индии»
Тип урока: урок изучения нового материала c элементами эвристической беседы
Дата проведения урока: 18.12.2015г.
Место проведения: МБУ «Школа № 31»
УМК: Рабочая программа: А.А. Вигасин, Г.И. Годер.
История Древнего мира, 5 класс. М., Просвещение, 2014.
Учебник: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая.
История Древнего мира. М., Просвещение, 2014.
Учитель: Гурьянова Елена Александровна, учитель истории.
Проверяющий: заместитель директора по УВР Л.Э Чинёнкова
Тема урока «Природа и люди Древней Индии»



Цели урока:


· формирование представлений о местоположении, природных условиях и занятиях жителей Древней Индии;

· развитие восприятия, внимания, творческого мышления, расширение кругозора;

· приобщение к достижениям древнеиндийской цивилизации.


Задачи урока


· развитие умения работать с историческим документом, картой, учебником, умения анализировать исторический материал, самостоятельно делать выводы, готовить сообщения;

· развитие интереса к истории, мотивации к учению;

· формирование навыков исследовательской деятельности


Педагогические технологии

· традиционная,

· компьютерная технология,

· технология межпредметных связей,

· проблемные технологии,

· технология развития критического мышления


Межпредметные связи:

природоведение, география


Форма организации деятельности:


· фронтальная,

· групповая

· индивидуальная


Методы




словесные,

наглядные,

практические.


УУД
ЛичностныеУУД:   умение высказывать свое мнение о роли истории в жизни людей
Регулятивные УУД: обучающиеся смогут принимать решения в проблемной ситуации, оценивать свою деятельность на уроке
Коммуникативные УУД: обучающиеся смогут излагать свое мнение, учиться договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Познавательные УУД: обучающиеся смогут сравнивать виды источников.

Планируемые результаты
Предметные: формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности общественных явлений, жизни людей и изучить местоположение и природные условия Древней Индии
Личностные: формирование основ социально-критического мышления, формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, в учебно-исследовательской деятельности.
Метапредметные: умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Основные понятия
Индостан, Инд, Ганг, Гималаи, джунгли, касты, Ганеша.

Ресурсы:
основные и дополнительные

Оборудование.
1. Новые государственные стандарты школьного образования(с изменениями от 3 июня 2008 г., 31 августа, 19 октября 2009 г., 10 ноября 2011 г., 24 января 2012 г.)
2. Поурочные разработки по истории древнего мира в 5 классе общеобразовательных школ: для преподавателей, работающих по учебникам А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой. М.: Просвещение, 2014.
3.Нестандартные уроки истории 5 – 6 классы. Л.М. Лопатюк. Волгоград. «Учитель».2004г.
4. История древнего мира. 5 класс. А.А. Вигасин., Г.Н. Годер., И.С. Свенцицкая. Москва. «Просвещение».2014г.
5. Компьютер
6. Мультимедийный проектор;
7. Презентация;
8. Отрывок из документа «Диодор Сицилийский. Историческая библиотека»;
9. Схемы «Индия» для каждого ученика (формат А4)
10. Раздаточный материал: мешочки для каждого ученика: пряности, вата, сахар, рис, чай, пшеница.
11. Материал для мини сообщений учеников



Технология
Личностно-ориентированные, ИКТ, игровая технология







Дидактическая структура урока
Деятельность учеников
Деятельность учителя
Задания для учащихся
Планируемые



Предметные
результаты



УУД

Организационный момент
(2 минуты)

Приветствие







Повторение пройденного.

РАЗМИНКА «Прогулка по станам Древнего мира»
(3-4 минуты)

Ученики называют страну и показывают на карте.

Учитель читает описание страны.
1. «Одно из первых древних государств, расположенное в Северо – восточной Африке на берегах Средиземного и Красного морей. (ЕГИПЕТ)
2. Государство образовалось в то же время, что и Египет, распложено между двумя полноводными реками Тигр и Евфрат. (ДВУРЕЧЬЕ)
3. Узкой полоской протянулось государство по восточному побережью Средиземного моря, с богатыми городами Тир, Библ и Сидон. (ФИНИКИЯ)
4. В древности говорили: «Логово льва лежит на Тигре». Как такое может быть? Может, если Тигр – река, а Логовом льва называли ? (АССИРИЯ)





Называют страны, с которыми познакомились на предыдущих уроках. Используя карту, кратко расскажите о географическом положении
Египта, Финикии,
Междуречья, Ассирии.
Используя таблицу в тетрадях, выявляют сходства и различия природных и климатических условий древних стран.

(Познавательные УУД). выдвижение гипотез и их обоснование (Коммуникативные УУД) умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. (Регулятивные УУД).
Прогнозирование и предвосхищение результата

II. Изучение
нового материала
(20 минут)

1. Организационный этап.

















2. Подготовка к активному усвоению новых знаний .

Сообщение темы, постановка цели






















3. Основной этап






План урока














































Фронтальная беседа









Работа с картой











Коллективная творческая работа

Работа со схемой в тетради


















Индивидуальная работа




Коллективная работа с историческим источником
















Индивидуальная работа



Коллективная работа с историческим источником






















Самостоятельная групповая работа (по вариантам)


















Дети отвечают: «Индия» и обосновывают свой ответ, на основе увиденного на слайдах.






Ответы детей










Дети сами высказывают предположения: «Где находится Индия, какие главные реки протекают по территории Индии, чем занимались жители Древней Индии».



































































Ученики изучают карту Индии, рассматривают окраску карты, знакомятся с условными обозначениями.

Показывают на большой карте у доски.

Коллективно рисуют схему местоположения Индии в тетрадь.










Предположения детей – по берегам рек.









Сообщение ученика о реках.


Коллективная работа с документом
( у каждого на парте лежит текст документа)



Дети отвечают: «В Индии есть горы»

Дети отвечают: Гималаи.

Работа с картой.
Ученик показывает горы на большой карте.
Сообщение ученика о Гималаях









Дети отвечают: Там идут дожди.


















Ученики дают ответы на вопросы и заполняют таблицу




Учитель: Ребята, сегодня мы начинаем знакомство с древней историей страны, которая называется... Впрочем, что это за страна - вы назовете мне сами.

(на экране Слайд №1 – звучит индийская музыка, на фоне пейзажа движутся анимационные картинки )
Учитель: Как вы думаете, ребята, с историей какой страны мы начинаем знакомиться на этом уроке?

Учитель: А что вам известно об этой стране?


Учитель: Тема нашего урока "Природа и люди Древней Индии". (Презентация - слайд №2,3 ).

Учитель: Как вы считаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить на уроке?










Учитель: Сегодня нам предстоит разобрать такие вопросы: (Презентация - Слайд № 4)
ПЛАН:
1. Местоположение Индии
2. Климат Индии
3. Животный и растительный мир Индии
4. Занятия жителей Древней Индии.

А также нам предстоит ответить на вопрос
(Проблемно – поисковый вопрос):
- Почему греки считали Индию «волшебной страной»?
(Слайд №5)
Разбирая все эти вопросы, мы будем работать с картой, с историческим документом, выполнять различные задания.
По ходу изучения темы вам предстоит заполнить схему. (Слайд №6) Эта схема у каждого из вас лежит на парте. Потом вы свернете её пополам и вклеите в тетрадь. В этой схеме вместо точек необходимо вставить пропущенные слова. Задание понятно? Есть вопросы?


Учитель: Запишите тему урока (с доски)

1. Местоположение Индии
(Презентация, слайд №7).

Для работы нам необходима карта. Она находится в учебнике на стр.96


Учитель спрашивает учеников:
- На каком полуострове расположена Древняя Индия? Назовите древнюю столицу и океан, который омывает полуостров.













2. Климат Индии

Учитель: Где чаще всего селились люди в древности?

Учитель: В Индии протекают две больших реки: Инд и Ганг.
(Презентация, слайд № 8).
Свое название страна получила от названия реки Инд. Воды Ганга жители Индии считают священными.
(слайд №9)



Учитель: А сейчас мы с вами поработаем с документом. Это отрывок из сочинения Диодора Сицилийского «Историческая библиотека»

Учитель: Что мы узнали из этого отрывка?

Учитель: Посмотрите на карту. Как называются горы, о которых упоминает Диодор Сицилийский?

(Презентация, слайд №10)

(Презентация, слайд №11-12)



Работа со второй частью документа.


Учитель: Что мы узнали о климате Индии?

Учитель: Дожди в Индии идут часто, Гималаи не дают проникнуть в Индию холодным ветрам с севера. Именно поэтому в Индии влажно и очень жарко. Из-за этих особенностей климата большая часть территории страны покрыта джунглями. (Презентация, слайд №13).

Самостоятельная работа с текстом учебника.

Вопросы для проверки:
- Что такое джунгли?

- Как вы думаете, ребята, что джунгли давали древним жителям Индии?

- Какая опасность подстерегала человека в джунглях?







































































































·


























Задание: рассмотрите карту на стр. 96.

В ходе знакомства с местоположением и климатом Индии ученики должны составить схему - рисунок в тетрадях

Задание:
Нарисуйте в тетрадь схему расположения Индии, подпишите основные географические объекты: название п-ва, океан.



















Задание:
Нанесите в схему реки Инд и Ганг.






Чтение первого отрывка: «Много в Индии больших гор, поросших всевозможными, приносящими плоды деревьями».
















Нанесите на схему в тетрадь горы Гималаи.



Чтение второго отрывка: «Индия никогда, говорят, не знала голода. .. Ведь каждый год там бывает по два дождливых сезона - один зимний , другой – летний»













Задание:
Прочитайте п. 2 стр. 97 о джунглях и их обитателях и заполните таблицу по вариантам:
1 вар. – Польза джунглей для человека
2 вар – Опасность джунглей для человека.


1. Первичное усвоение новых знаний 

2. Ученики сравнивают географическое положение и природные условия Древней Передней Азии и Индии

3.Делают записи и творческие схемы - рисунки в тетради.

4. Работают с картой.

5. Проводится первичная проверка понимания

6. Работа с учебником.

7. Работа с историческим источником.

8. Игровые моменты.

9. Индивидуальные выступления детей с сообщениями.

10. Учатся разрешать проблемные вопросы.































































































































Познавательные УУД:
Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска ;
Сравнение
Коммуникативные УУД
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Совместная деятельность с учителем.
Сотрудничество со сверстниками.
Регулятивные УУД
планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий


























































































































































































































































Ш. Первичный контроль.

Игра
«Верно не верно»































Динамическая пауза
«Прогулка по джунглям»
под музыку
(2 мин)

Ученики играют в игру на внимательность и проверку, полученных знаний
Учитель: Давайте поиграем в игру «Верно, не верно»
Условие игры: Учитель говорит предложение, если верно, ученики складывают руки в ладони перед собой. Если не верно, руки разведены в стороны ладошками вверх.

Предложения:
Индия омывается Индийским океаном.
В Индии текут реки Тигр и Евфрат.
На северо-востоке Индии расположены горы Альпы
Джунгли это густые труднопроходимые леса.
В джунглях водятся дикие ягуары, львы, слоны, обезьяны и ядовитые змеи.
Заблудившийся путник быстро умрет от голода в джунглях.

Задание:
Ребята, а сейчас мы узнаем кто же самый внимательный на уроке.










































Продолжение изучения новой темы.


































































Индийцы занимались охотой, собирательством разводили скот.





















Дети отвечают: сахар, чай, пшеница, перец, рис и хлопок.














Дети отвечают:
Корова давала молоко, считалась прародительницей Мясо её есть запрещалось.
Слон – помощник в хозяйстве, в поездках по джунглям, прообраз бога Ганеши.
Обезьяна – прообраз бога Ханумана.
3. Занятия жителей Индии.

Учитель: Шли мы по джунглям и вышли к поселку. (Презентация, слайд №21).

-Чем занимались индийцы?

Учитель: Но главным занятием жителей Древней Индии было земледелие (Презентация, слайд №22).

Игра «Чудесный сундучок»

Ученик в костюме путешественника вносит сундучок, в котором 6 тканевых мешочков с рисом, сахаром, чаем, перцем, пшеницей и ватой.

Учитель: Что же привёз путешественник?
В процессе отгадывания на экране меняются слайды: (Презентация, № 25-28).
Учитель: этими растениями богата Индия.

4. Священные животные Индии

А каких животных индийцы почитают, считая священными? Вы узнаете прочитав текст на стр. 98.




































Задание:
Путешественник проходит по рядам и предлагает детям взять мешочки и отгадать, что находится в сундучке.
Ученики отгадывают на ощупь, по вкусу, по запаху. Совещаются в парах.

















Задание:
Прочитать текст на стр. 98 и назвать священных животных.













































































V. Обобщение и систематизация изучаемого материала

Разрешение проблемного вопроса






Самостоятельная работа со схемой.
Взаимопроверка.
(3 минуты)






Ученики высказывают предположения.







Ученики работают с индивидуальной схемой.
Учитель: Ребята, в начале урока вы получили задание
( слайд №29)

- Почему греки так говорили об Индии?


Учитель обобщает ответы детей
(слайд №30-33 «Чудеса» Индии)

Учитель: Ребята, у вас 3 минуты для того, чтобы вы успели завершить работу со схемой. (Работа со схемой).

Сейчас вы поменяетесь листочками и проверите работу своего соседа. Каждый правильный ответ - 1 балл, если ваш сосед неправильно написал - исправьте. После этого вы посчитаете полученные баллы и поставите оценку вашему однокласснику за работу на уроке.

На экране появляется заполненная схема. Дети в роли учителя поэтапно проверяют работу, сверяясь с доской. (слайд №34)


Молодцы, все сегодня поработали хорошо.


















Задание:
Заполните схему, которая лежит на ваших партах.

Взаимопроверка.


























Закрепление изученного материала:
Каково географическое положение Древней Индии?- Каковы природные условия страны?
Каким образом жили люди Древней Индии?
Каковы их главные занятия?
Какие животные обитают в джунглях? В чем польза и опасность джунглей? Каких животных принято считать священными? Почему древние греки называли Индию волшебной страной?


Познавательные УУД: структурирование знания;
контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Умение применять полученные знания, обсуждать
Коммуникативные УУД:
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия
Регулятивные УУД: контроль
· сличение способа действия и его результата с заданным эталоном.













VI. Подведение итогов. Рефлексия.

На слайде незаконченные предложения, ученикам предлагается выбрать понравившуюся фразу и закончить ее.

Заслушиваются несколько ответов, по фразам учителю станет понятно, что заполнилось больше всего, что было интересным и какие знания и умения ученики приобрели за данный урок.

Учитель оценивает учеников за работу на уроке.
Задание:
Закончите понравившуюся вам фразу.





VII. Объяснение домашнего задания


Параграф 20, вопросы.
Провести мини-исследование : «Почему в нашей стране, в середине прошлого века люди собирали фигурки белых слонов.»












Приложение 1.

Сообщение ученика о реках Инд и Ганг

В южных областях Индии большую часть года стоит сильная жара. В стране есть безводные раскалённые пустыни и могучие полноводные реки – Инд и Ганг, которые берут своё начало в Гималаях и впадают в Индийский океан. Ежегодно реки разливаются и несут вместе с водой плодоносный ил. Но в природных условиях долин Инда и Ганга существуют различия: в первой – редко выпадают дожди, во второй – с июня по сентябрь идут ливни. В древности долину Ганга покрывали топкие болота и джунгли.

Сообщение ученика о Гималаях

На северо-востоке Индии расположены горы Гималаи. Слово «Гималаи» в переводе означает «жилище снега». Эти горы защищают страну, от холодных ветров, а в древности Гималаи служили хорошей защитой от вражеских нашествий. В Гималаях находится самая высокая вершина на земле – Джомолунгма, чья высота около девяти тысяч метров. В переводе данное название означает «поднебесное жилище богов». Древние индийцы верили, что на вершине горы обитают боги. (Презентация, слайд №11-12)


Приложение 2.

ДИОДОР СИЦИЛИЙСКИЙ

«Природные богатства Индии»
«Много в Индии больших гор, поросших всевозможными, приносящими плоды деревьями, много широких плодородных равнин, отличающихся красотой»


«Индия никогда, говорят, не знала голода или общей недостачи того, что необходимо для пропитания. Ведь каждый год там бывает по два дождливых сезона - один зимний.., другой – летний...»
НЕ ПЕЧАТАТЬ!!!!!

Презентация «Путешествие в Индию» (слайд №14-20)
Учитель читает стихи.
Между морем Аравийским
И Бенгальским заливом
Омывается Индийским
Материк тот океаном.
С севера его границей
Горы служат Гималаи
Две реки текут широких
Инд и Ганг их называют.
Здесь Лианы прорастают,
И деревья-великаны
Свои ветви раскидали,
Здесь тропические фрукты
На верхушках пальм созрели
Вот в таких опасных джунглях
Бродят звери-людоеды:
Это тигры, леопарды,
Львы с косматой головою.
На деревьях висят змеи,
И огромные питоны.
А вокруг шипят гадюки
Яд выплескивают кобры
А еще есть добрый слон
Он приручен и смирен
Тяжести привык возить
И в сраженье победит
Если боевой тот слон,
Если не обожествлен.
Но с любовью и заботой
Относились к корове.
Ее мясом не питались
И божественной кормилицей
С почитанием называли.

Физминутка:

Учитель: Давайте прогуляемся по джунглям. Повторяйте за мной движения:

заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим, зажмуриваем глаза - открываем (несколько раз);
идем по тропинке ( ходьба на месте); стараемся высоко поднимать ноги - вдруг нам встретится змея (ходьба на месте с высоким подниманием бедра);
увидели птицу слева, справа (поворот головы влево вправо);
впереди увидели красивый цветок, понюхаем его (вытягивая шею вперед, втягиваем воздух носом);
раздвигаем лианы на пути (разводим руками: правой, левой, двумя);
вот вышли из джунглей, увидели солнышко, улыбнулись ему и потянулись вверх руками (потягивания).



Заголовок 115