Технологическая карта урока Природа и люди Древней Индии


Тема урока: «Природа и люди Древней Индии», 5 класс
Учитель – Голубятникова Татьяна Петровна
Цель урока: создать образное представление у обучающихся о географическом положении, природе, основных занятиях жителей Древней Индии
Планируемые образовательные результаты:
Предметные
развитие умений: анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию; читать историческую карту с опорой на легенду;
Метапредметные
способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе
Личностные
формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками,
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая «История Древнего мира», дополнительная литература, карта "Древний Восток» контурные карты, тесты, презентация, раздаточный материал.
Ход урока:
Этапы урока Деятельность педагога Деятельность учащихся Формирование универсальных учебных действий
I. Организационный момент Прозвенел для нас звонок
Начинаю я урок
Гости к нам пришли сегодня
К ним сейчас вы повернитесь
Улыбнитесь, подружитесь
Здравствуйте ребята, я рада приветствовать Вас и гостей на нашем уроке. В это холодное время года мы изучаем историю стран, где сейчас тепло, и я надеюсь, что теплая, добрая атмосфера будет сегодня царить на нашем уроке.
Готовность класса к уроку.
Регулятивные: волевая саморегуляция;
Личностные: действия смыслообразования;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.II. Проверка домашнего задания. На прошлом уроке мы завершили изучение темы «Западная Азия». Я не сомневаюсь, что вы много узнали нового и выполнили домашнее задание, однако я попрошу вас, чтобы вы сами оценили, насколько хорошо вы готовы к уроку.
Каждая группа сегодня получит свое задание.
Группа №1 сегодня работает с заданием установи соответствие, группа №2 отвечает устно, группа №3 решает тест, группа №4 письменно отвечает на вопросы. После завершения работы над заданиями взаимопроверка и выставление отметок на основании критериев. Прошу вас приступить к работе над заданиями.
Ребята, прошу поднять руку у кого оценка, которую он поставил себе, совпала с оценкой за задание. Спасибо.
Ребята, вы хорошо потрудились, а теперь физкультминутка
Работа в группах (приложение №1)
Группа №1 работает с заданием: установи соответствие, группа №2 отвечает устно, группа №3 решает тест, группа №4 письменно отвечает на вопросы.
Взаимопроверка и выставление отметок на основании критериев.
Физминутку проводит ученик
Быстро встаньте.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
Познавательные: умение осознано и произвольно строить речевое высказывание;
умение структурировать знания.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли;
Регулятивные: волевая саморегуляция; выделение и осознание учащимися того, что усвоено что ещё подлежит усвоению
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
IV.Актуализация знаний Спасибо, сейчас я предлагаю вашему вниманию небольшой фоторяд при просмотре, которого вы попробуете назвать страну историю, которой мы начнем сегодня изучать
И так, как вы думаете, с историей какого государства нам предстоит сегодня познакомиться.
Правильно Индией, запишем тему
Слайд №1
А какие цели вы ставите перед собой, приступаю к изучению темы.
Слайд №2
Сегодня на уроке мы будем учиться
- работать с исторической
-с учебником, дополнительной л-рой
- учиться создавать проект
-работать в группе
Цели
1. Изучить с географическое положение и природу Древней Индии
2. Познакомиться с основные занятия жителей
3. Выяснить особенности религиозных верований индийцев
Презентация
Запись темы урока
Тема «Природа и люди Древней Индии»
Формулирование темы урока и цели
Ответы учащихся
Изучить историю Индии, познакомиться с географическим положением, занятиями, религией.
Познакомиться с ее историей, достопримечательностями, законами
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной целиРегулятивные: целеполагание,
планировать пути достижения цели;
Коммуникативные: умение выражать свои мысли, уметь слушать и слышать учителя, одноклассников, совместно обсуждать проблему, уважительно относиться к мнению собеседника;
V.Первичное усвоения новых знаний
Чтобы достичь поставленных целей при изучении новой темы мы будем работать в группах над созданием проекта, каждая группа получила свою тему и задания
После завершения работы каждая группа представит свой проект.
Все, что необходимо для этого у вас есть, дополнительная литература лежит на столе, вы можете ей воспользоваться
А теперь просим представителя группы
Ребята, во время прослушивания проектов вы должны будете выполнять задание, впишите недостающие слова. Посмотрите на это задание.
Физкультминутка
Ребята, вы хорошо потрудились, теперь время немного отдохнуть. Восстановить силы
Так как наш урок посвящен Индии, то и физкультминутка у нас будет сегодня индийская.
В Древней Индии была создана специальная система духовного и физического совершенствования человека- йога. Мы с вами сегодня займемся йогой пальцев.
Мудра - это особое положение пальцев рук.
Мудры лучше всего выполнять сидя. Обязательно условие - спина прямая.
Вы не должны испытывать никакого напряжения и боли.
Благотворно влияет на работу мозга, улучшает память.
Набравшись сил и энергии, мы продолжаем работу
Проектная работа в группах. Ребята изучают литературу, составляют проект
(Приложение №2)
группа №1. Картографы
Тема группы « Географическое положение и природные условия»
Группа №2 Исследователи
Тема «Джунгли и их роль в жизни индийцев»
Группа № 3 Историки
Тема «Основные занятия населения»
Группа №4 Культурологи
Тема « Религиозные верования»
Презентация группами своих проектов
Лидеры групп выставляют отметки за работу в группах.
Ребята выполняют физкультминутку по инструкциям, с помощью учителя (Приложение №3)
Мудра Знания
Указательный палец соединяем с подушечкой большого пальца. Остальные три пальца прямые, но не следует их напрягать.
Мудра ЖИЗНИ
Подушечки безымянного пальца , мизинца и большого пальцев соединяем вместе, указательный и средний палец выпрямлены без напряжения
Мудра ОКО МУДРОСТИ
Безымянный палец руки прижимается первой фалангой большого пальца этой же руки. Остальные пальцы свободно расставлены
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество и сбор информации, управление поведением партнёров по группе, умение выражать свои мысли, договариваться о распределения функций и ролей в совместной деятельности;
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, умение принимать решение в проблемной ситуации на основе переговоров, адекватно самостоятельно правильно оценивать свои действия, умение читать историческую карту, работать с контурной картой
Регулятивные: планирование- определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий
VI.Первичная проверка понимания Первичное закрепление
VII. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция Самопроверка задания
Впишите недостающие слова.
Выполнение задания впишите
недостающие слова.
1) Индия расположена на юге материка …...
2) Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире. Их название ……..
3) Берега Индии с запада, с востока и с юга омывает ………
океан.
4) Самые многоводные реки Индии — это ………..
5) Трудные непроходимые леса называют ……..
6) Основные занятия древних индийцев - это ……
7) С давних пор индийцы выращивали на полях
Взаимопроверка правильности выполненного задания в парах
Выставление отметок
Познавательные: умение осознано и произвольно строить речевое высказывание;
умение структурировать знания.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли;
Регулятивные: волевая саморегуляция; выделение и осознание учащимися того, что усвоено что ещё подлежит усвоению.
VIII.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
IX. Этап рефлексии И так, что мы сегодня узнали об Индии
Скажите ребята, цели нашего урока были достигнуты?
Прошу вас оценить, как вы научились работать с учебником, отвечать на поставленные вопросы. Работать в группе.
Рефлексия
Что из вновь изученного материала вы считаете самым интересным запоминающимся?
Что вас удивило?
У вас появилось желание совершить путешествие в эту загадочную, интересную страну?
Индия удивительная страна в ней была создана специальная система духовного и физического совершенствования человека – йога, у вас на столах инструкция по выполнению йоги пальцев, которая активизирует работу мозга, улучшает память, вы дома с ней ознакомитесь, а на следующем уроке мы ее выполним.
В Индии возникла традиция именовать года в честь животных. Индия родина шахмат, цифр, которые мы сейчас называем арабскими. Об этом и многом другом мы узнаем на следующем уроке
Ребята, мы с вами хорошо поработали и заслужили хорошие отметки.

Домашнее задание: П.20, к/к №3, желающие могут подготовить презентацию или сообщение по теме.
Ребята оценивают как они овладели учебными действиями
(приложение № 4)
Познавательные : оценка процесса и результата деятельности
Коммуникативные: умение выражать свои мысли;
Регулятивные: волевая саморегуляция