Конспект урока по географии Природные зоны Южной Америки

Конспект урока по географии на тему:
«Природные зоны Южной Америки»

Цель урока: продолжить формирование понятия «природная зона», изучив особенности природных зон Южной Америки.
Задачи урока:
1) Обучающие:
Сформировать представление о природных зонах Южной Америки, выявив их особенные, уникальные черты;
Конкретизировать общие природные закономерности и взаимосвязь компонентов природы на примере природных зон Южной Америки;
Продолжить формирование умения работать с картой;
Продолжить формирование умения давать характеристику природной зоны по плану;
Сформировать представление о типах высотной поясности в Андах;
2) Развивающие:
Продолжить формирование умения работать с текстом учебника (преобразование текста в таблицу);
Способствовать развитию познавательной активности учащихся и интереса к географии посредством проблемных вопросов, изучения интересного, занимательного материала;
Развивать географический кругозор учеников, посредством изучения новых типов природных зон (сельва, пампа, патогония), новых видов растений и животных (водосвинка - капибара, виктория - регия, кебрачо и др.);
3) Воспитательные:
Способствовать формированию целостной естественно - научной картины мира на примере изучения зависимости широтной зональности от климата, высотной поясности от географического положения и высоты гор;

Тип урока по дидактической цели: комбинированный.
Методы: объяснительно – иллюстративный, исследовательский, репродуктивный.
1 мин.

10 мин, письменно, фронтально по вопросам





























5 мин, устно по вопросам, фронтально























5 мин, устно, фронтально, используя настенную карту природных зон и карты в атласе на стр. 18 - 19





5 мин, устно, фронтально, используя настенную карту природных зон и карты в атласе на стр. 18 -19.










12 мин, письменно в тетради, в виде таблицы, используя учебник на стр.154-156, карты атласа
стр. 18-19.
Д! Т!


























3 мин, устно, фронтально по вопросам, используя текст учебника на стр.156 -157 и рисунок на стр.157

2 мин, устно, фронтально, таблица!
Д! Т!


















2 мин.










I Организационный момент:
Приветствие, проверка готовности к уроку.
II Опрос домашнего задания:
(Учитель раздаёт заранее приготовленные листы бумаги)
Вопросы:
О каких водных объектах Южной Америки говорится?
Эта река имеет самый большой речной бассейн мира (Амазонка)
Назовите реку Южной Америки, которая находится в северном полушарии (Ориноко)
Назовите водопад, расположенный на одном из притоков Параны (Игуасу)
На какой реке находится самый высокий водопад мира (Ориноко)
Назовите самое большое озеро на материке (Маракайбо)
Назовите реку, в водах которой обитают хищные рыбы – пираньи (Амазонка)
Назовите самое большое высокогорное озеро мира (Титикака)
Как называется река, в притоках которой растёт кувшинка виктория-регия ( Амазонка)
Назовите озеро, по берегам которого со дна добывают нефть (Маракайбо)
Самый высокий водопад мира (Анхель)
(Учитель собирает листочки, правильные ответы обсуждаются фронтально, комментируются учителем)
Критерии оценивания:
«5» - без ошибок
«4» - 1,2 ошибки
«3» - 3,4 ошибки
«2» - 5 и более ошибок
III Объяснение нового материала:
1)Актуализация опорных знаний:
Задачи: повторить основные отличительные особенности ранее изученных природных зон, вспомнить комплекс понятий, закономерностей, связанных с общим понятием «природная зона»
Что такое природная зона (это крупный природный комплекс, обладающих общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительного и животного мира)
Перечислите уже известные вам природные зоны
( экваториальные леса, саванны, тропические пустыни и полупустыни)
От чего зависит чередование природных зон (от климата: соотношения тепла и влаги)
Назовите характерную черту пустынь (мало осадков)
Как называется чередование природных зон в горах с высотой (высотная поясность)
Кто такие эндемики (растения и животные, обитающие на каком-то одном ограниченном ареале)
Как географическое положение влияет на климат, почвы, на растительность и животных (чем севернее находится территория тем меньше количества тепла поступает на поверхность; также зависит количество осадков от ГП, а следовательно тип почв, растительности и животных)
2) Природные зоны Южной Америки
Задачи: с помощью карт атласа и настенной карты изучить расположение крупных природных зон, выявить их зависимость от климата и рельефа, продолжить формирование умения чтения карты.
Назовите природные зоны, указанные на карте?
Какие из них занимают наибольшую площадь и почему?
(Учитель правильно показывает природные зоны по настенной карте, ученики в парах повторяют действия учителя по карте атласа, проверяя друг друга. Учитель показывает картины с изображением природных зон, растений и животных, ученики внимательно слушают и запоминают.)
Учитель напоминает, что на следующем уроке показ природных зон у доски будет проверяться.
3) Зависимость природных зон Южной Америки от климата и рельефа
Задача: зная общие закономерности, конкретизировать их для природных зон Южной Америки.
Назовите основные особенности экваториальных лесов Южной Америки (большое количество осадков, высокая температура в течение всего года, богатый растительный и животный мир)
Назовите природную зону Южной Америки, характеризующуюся наименьшим количеством осадков (полупустыня)
Объясните влияние океана на природные зоны (океан оказывает огромное влияние на климат: увеличивается количество осадков, а следовательно формируются соответствующие природные зоны)
В какой части материка и в каких горах проявляется высотная поясность (в западной, в Андах)
Назовите природную зону, формирующуюся в условиях субтропического климата (степь)
4)Характеристика природных зон Южной Америки
Задачи: показать особенности природных зон Южной Америки, дав их характеристику по плану (стр. 278), письменно в тетрадь с учебника. Продолжить формирование умения работы с учебником и картами атласа.
Инструктаж: заполнить таблицу , используя текст учебника на стр. 154 – 156 и карты атласа на стр. 18, 19.
Название: Характеристика природных зон Южной Америки.
Графы: природная зона, географическое положение, климат, почвы, растительность, животный мир.
Время заполнения 12 минут.
Природная зона
Географ
положен.
Климат
Почвы
Растительность
Животный мир

Экваториальные леса
Находятся между экватором и 10°с и ю. ш.
Экват. и субэкват влажный, тёплый
Красно-жёлтые ферралитовые
Сейба, какао, гевея, пальмы, орхидеи
Ленивцы, анаконда, тапир, капибара,
обезьяны

Саванны
В южном полушар, от экватора до 30° ю.ш. на востоке
Субэкват, тропич, тёплый, чередование сухого, влажного сезона
Красные ферралитные
Кебрачо
Свиньи – пекари, броненосцы, муравьед, нанду, олени

Степь
На юге материка, между 30° и 40°ю.ш.
Тропич, субтроп, ещё более сухой и тёплый
Чернозёмы
Ковыли, дикое просо
Пампас. олень, пампас. кошка, лама

Полупустыня
Узкой полосой вдоль Анд на западе
Тропич, субтроп, сухой и жаркий
Бурые
Колючие, вечнозелёные кустарники
Вискача, броненосец

Анализ таблицы: выявить сходства и различия между природными зонами, проследить взаимосвязь всех компонентов.
Спросить 4х учеников по таблице.
5) Характеристика высотной поясности в Андах
Задача: изучить чередование природных зон с высотой, выявить их закономерности, влияние океанов, географического положения.
От чего зависит количество высотных поясов в горах?
В какой части Анд на высотную поясность большое влияние оказывает океан? Почему?
Через какие климатические пояса протянулись Анды?
Какие компоненты наиболее заметно сменяются при подъёме от подножий гор к вершине?
IV Повторение и закрепление пройденного изученного материала:
А сейчас, в качестве обобщения, давайте заполним таблицу: ученики отвечают на вопросы, в нужную клеточку ставят крестик.
Пример природной зоны
№ вопроса


1
2
3
4
5
6
7
8

Экваториальные леса

+





+

Саванны
+

+


+



Степь



+
+




Полупустыня






+


Вопросы к таблице:
В какой природной зоне растёт дерево кебрачо?
Растут многоярусные леса с большим разнообразием орхидей?
Здесь водятся свиньи – пекари?
Растут высокие злаки и бобовые растения?
Почвы в этой природной зоне обладают высокой плодородностью?
Растут галерейные леса?
Этот суровый край называется Патогония?
Здесь обитает водосвинка – капибара?
V Инструктаж домашнего задания:
Стр. 153-159 читать, пересказывать.
Вопрос № 1 после параграфа письменно в тетради
Уметь показывать природные зоны на карте
VI Подведение итогов урока, выставление отметок
Выставление отметок
VI I Выводы по уроку
Сегодня на уроке мы познакомились с типами природных зон Южной Америки, изучили их особенности, зависимости компонентов, растительный и животный мир. Также рассмотрели высотную поясность в Андах.














=ђ Заголовок 1=ђ Заголовок 2=ђ Заголовок 3=ђ Заголовок 4=ђ Заголовок 5=ђ Заголовок 6=ђ Заголовок 7=ђ Заголовок 8=ђ Заголовок 915