Урок по географии для 7 класса Природа Австралии


Технологическая карта.
Тема урока: «Природа Австралии».
Тип урока: «Изучение нового материала и первичное закрепление знаний».
Класс: 7
Учитель: Олюнина Т.В., учитель географии КОГОБУ «Лицей г. Советска»
Цели урока.
Образовательные: 1) Создать условия для формирования представлений о рельефе, климате, внутренних водах, природных зонах и органическом мире Австралии 2) Создать условия для самостоятельной познавательной деятельности учащихся в группах.
Развивающие: Развивать умения находить сведения в тексте учебной статьи, в картах атласа; анализировать, сравнивать, делать выводы на основе полученных данных. Развивать умение называть и показывать крупные формы рельефа, климатические пояса, крупные реки и озёра, природные зоны Австралии на карте.
Воспитательные: воспитывать у учащихся навыки коллективного сотрудничества.
Методы обучения:
Частично-поисковый.
Репродуктивный.
ФОПД:
Фронтальная.
Групповая
Средства обучения: программа для работы с доской Polyvision; документ-камера
Этапы Деятельность учителя Деятельность ученика
1. Организационный Учитель проверяет насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места. (учащиеся разделены на пять групп) Проверяют готовность рабочего места
2. Целеполагание и мотивация
Сегодня мы отправимся в путешествие. Начать его хочу со стихотворения.
Заброшен материк почти на край земли, Поэтому его не так давно нашли. Чтоб вновь не потеряли на век или на сутки, Все жители материка с собою носят сумки. 
(под значком солнца спрятана карта Австралии, после того, как учащиеся назвали материк, открывает карту)
Демонстрирует отрывок из документального фильма о природе Австралии. (c 50 сек. по 2 мин. 18 сек.)
Учитель предлагает определить тему урока
Какие компоненты природы будем сегодня изучать? Учащиеся называют материк, с которым будут знакомиться на уроке - Австралия.
Учащиеся: «Природа Австралии»
Учащиеся называют: рельеф, климат, внутренние воду, природные зоны, органический мир
3. Первичное усвоение новых знаний.
В каком случае наш отчет о природе материка будет полным?
Организует работу учащихся по изучению нового материала. (каждая группа имеет у себя задания и инструкции для его выполнения)
Группа №1 рельеф (приложение 1)
Группа №2 климат (приложение 2)
Группа №3 внутренние воды (приложение 3)
Группа №4 природные зоны (приложение 4)
Группа №5 органический мир (приложение 5)
На работу группам отводится примерно 12 минут. Учитель контролирует процесс работы в группах, в случае необходимости дает рекомендации.
По истечении времени учитель предлагает представить результат своей работ.


Когда мы соберем всю информацию
Учащиеся изучали материал учебника, атласа, составляли выступления, оформляют работу согласно своей инструкции. Готовятся к ответу по изучаемому материалу.

От каждой группы выходит представитель и рассказывает об изученном материале, рассказ сопровождается демонстрацией карты.
Группа №1 демонстрирует карту, на которой они нанесли и подписали формы рельефа. (используется документ –камера)
Группа №2 соотносит карту с названиями климатических поясов
Группа №3 показывает объекты гидросферы
Группа №4 соотносит карту с названиями природных зон
Группа №5 демонстрирует созданный ими плакат «Органический мир Австралии»
Остальные учащиеся в ходе ответов заполняют лист под названием «Полный отчёт экспедиции» (приложение 6)
4. Осознание и осмысление новых знаний. Учитель предлагает учащимся проверить, насколько хорошо они работали сами и слушали выступающих. Для этого выполняется упражнение «Заполни пропуски»

После того, как все слова открыты и предложения стали целыми, учитель предлагает каждому предложению найти пару, соединить предложения в которых явления связаны друг с другом
Желающий (желающие) выходит к доске. Читает предложение, называя спрятанные за прямоугольниками слова. Затем открывает прямоугольники и проверяет.
Желающий (желающие) выходит к доске и с помощью инструмента «карандаш» маркирует парные предложения.
5. Рефлексия. Подведение итогов урока.
Что нового вы сегодня узнали на уроке?
Что ещё хотелось узнать об Австралии? Отвечают на вопросы
6. Домашнее задание. Предлагает домашнее задание.
1) карточку «Полный отчет экспедиции» вклеить в тетрадь
2) знать расположение форм рельефа и объектов гидросферы на карте Австралии
3) подобрать дополнительный материал, связанный с особенностями природы Австралии (по желанию) Записывают домашнее задание в дневник.
Дополнительный материал:
Изображение для слайда №1

http://randomwallpapers.net/sailing-towards-the-horizon-1920x1080-wallpaper253990.jpgЗаброшена Австралия почти на край земли, Поэтому Австралию не так давно нашли. Чтоб вновь не потеряли на век или на сутки, Все жители Австралии с собою носят сумки. Большие или маленькие, авоськи или сетки. Ведь важно, чтобы маленькие не потерялись детки. 
А. Усачев 
http://www.fordating.ru/forum/26-1101-1 фильм об Австралии
http://gelz.net/video/14680/изображение для слайда №2

http://cmex29.ru/uploads/posts/2009-12/1262035442_y4itel.pngПриложения для работы в группах:
Приложение 1
Рельеф
1.Найдите на физической карте основные формы рельефа
Плоскогорье (название)
Низменность (название)
Горы (название)
Высшая точка материка (название)
2.подпишите их на контурной карте, раскрасьте
3.используя статью учебника стр. 123 – 125 устно ответьте на вопрос: Почему Австралия – материк, где нет высоких гор и вулканов?
http://previews.123rf.com/images/skvoor/skvoor0712/skvoor071200022/2170895-Australia-outline-map-with-shadow-Detailed-Mercator-projection--Stock-Photo.jpgПриложение 2
Климат
1. Используя текст учебника с.125 - 127 и дополнительный материал, заполните таблицу.
2. Обязательно найдите описанные вами климатические пояса и типы климата на карте
3.Устно ответьте на вопросы: Почему Австралия самый сухой материк (почему мало осадков)?
В какой части материка и почему выпадает больше всего осадков?
Климат Австралии
Субэкваториальный климат, характерный для северной и северо-восточной части континента, отличается ровным ходом температур (в течение года средняя температура воздуха 23—24 °C) и большим количеством осадков. В субэкваториальной Австралии дождливое лето и сухая зима Осадки сюда приносит влажный северо-западный муссон, и выпадают они главным образом летом. Зимой, в сухой период года, дожди выпадают только эпизодически. В это время дуют сухие, жаркие ветры из внутренней части материка, которые иногда вызывают засухи.
Тропический влажный климат свойственен крайней восточной части Австралии, Вся область прибрежных равнин и восточных склонов Большого Водораздельного хребта хорошо и имеет мягкий теплый климат (температура самого теплого месяца в Сиднее +22—+25 °C, а самого холодного —+11,5—+13 °C). Массы воздуха, приносящие влагу с Тихого океана, проникают и за Большой Водораздельный хребет, потеряв по пути значительное количество влаги, поэтому осадки выпадают только на западных склонах хребта и в районе предгорий.
Тропический пустынный климат характерен для центральной и западной частей материка. Летом (декабрь — февраль) средние температуры поднимаются здесь до 30 °C, а зимой (июнь — август) снижаются в среднем до +10—+15 °C . Центральная и западная части Австралии, получают в среднем 250—300 мм осадков в год. Иногда в течение нескольких лет подряд вообще не бывает дождей.
Субтропический климат  характерен для юга Австралии. Лето здесь жаркое и, как правило, сухое, а зима тёплая и влажная. Сравнительно небольшие колебания температуры по временам года (январь — 23—27 °C, июнь — 12—14 °C), достаточное количество осадков (от 500 до 1000 мм).
Достаточно мягкий климат и среднее количество осадков обеспечивают комфортные условия для проживания, отдыха, выращивания плодовых деревьев и кормовых трав.
http://www.yestravel.ru/world/australia_and_oceania/australia/climat/Климат Австралии
Климатический пояс Тип климата Часть материка Особенности климата (какой?)
тропический субэкваториальный субэкваториальный субтропический субтропический
https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=42fab1880cf9fb708d485eb81b759d8d&n=33&h=215&w=287Приложение 3
Внутренние воды
1. Используя текст учебника с.127 – 129 письменно составьте описание вод Австралии по плану в тетради.
2. крупные реки и озёра Австралии найдите на карте и приготовьтесь показать
3. устно ответьте на вопросы: Каковы особенности вод во внутренних частях материка? Чем объясняется неравномерное распространение вод по материку?
План:
1) название крупных рек Австралии
2) в какой части материка находятся эти реки. С Чем это связано?
3) Питание рек
4) Использование рек в хозяйстве
5) чем восполняется недостаток поверхностных вод на материке?

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=bb1b0e09e57997669a6fb47981d67249&n=33&h=215&w=304
Приложение 4
Природные зоны
1. используя текст учебника с130- 132, дополнительный материал, заполните таблицу
2. найдите природные зоны на карте и приготовьтесь их показать
3. устно ответьте на вопрос: почему смена природных зон происходит не только с севера на юг, но и с запада на восток?
Природные зоны Австралии
Природная зона В какой части материка находится растительность
С…
П…
Влажные…..
Суб…..

http://fs00.infourok.ru/images/doc/136/158893/img3.jpgПриложение 5
Органический мир
1. используя статью учебника с.129 – 130 оформите плакат «Органический мир Австралии»
2. Внимание, среди предложенных вам растений и животных есть «африканские чужаки» Необходимо выбрать австралийских представителей и охарактеризовать их.
3. устно ответьте на вопрос: почему органический мир Австралии отличается бедностью своеобразием?
Для данной группы необходимы: лист ватмана, фломастеры, клей, набор изображений животных и растений Африки и Австралии (так как про австралийских животных и растений учащиеся будут кратко рассказывать, то иллюстрации необходимо подобрать согласно статьи учебника)
Приложение 6
«Полный отчет экспедиции»
Основные формы рельефа Австралии это………………………………………………….плоскогорье,
……………………………………низменность и ………………………………………………………………..хребет.
В основе материка лежит древняя ………………………………………………
Климатические пояса Австралии -……………………………………………..…….................................
………………………………………………………………………………………………..
Летние месяцы Австралии………………………………………………………………………………………………..
а зимние………………………………………………………………………………………………………………………
Тропический пояс делится на две части……………………………………..и ………………………………..
Основную часть влаги для тропического пояса приносят ветры с ……………………………… океана.
По климатическим показателям Австралия является самым ……………………… материком.
Крупные реки Австралии это ………………………………………., ……………………………………………..
Полноводные в течение всего года реки находятся на……………………………………….. материка.
Для внутренних частей материка характерна сеть временных пересыхающих рек - ……………………………
Природные зоны материка:……………………………………………………………………............................
………………………………………………………………………………………………………………………………………
Природные зоны меняются как с севера на юг так и с ………………………… на ………………
Органический мир материка своеобразен. Это объясняется тем, что Австралия очень давно…………………………………………………………………………………………………………………………………..
……………………………………………………………………………………………………………………………………….