Рабочая программа УД Механика (2 курс, ВПО, спец. Прикладная геология)

Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.К. АММОСОВА»
Чукотский филиал
Кафедра общих дисциплин








Рабочая программа дисциплины

Б1.Б.15 Механика

для программы подготовки: специалистов
по направлению подготовки/специальности
21.05.02. Прикладная геология

Форма обучения: очная


Автор(ы): Еремин С. А., к.ф.-м.н., доцент, кафедра общих дисциплин, serge-eremin@rambler.ru



РЕКОМЕНДОВАНО

Заведующий кафедрой разработчика ____________

________/_______________
протокол №_____
от «___»__________20___ г.
ОДОБРЕНО

Заведующий выпускающей кафедрой________________

_________/______________
протокол №_____
от «___»__________20___ г.

Руководитель программы**
_________/______________
«___»__________20___ г.

ПРОВЕРЕНО

Нормоконтроль в составе ОП пройден
Специалист УМО/деканата
___________/ ___________

«___»___________20___ г.


Рекомендовано к утверждению в составе ОП

Председатель УМК ___________/ ___________
протокол УМК №___ от «___»____________20___ г.

Эксперт УМК

___________/ ___________
«___»____________20___ г.




Анадырь 2016
1. АННОТАЦИЯ
к рабочей программе дисциплины Б1.Б.15 Механика
Трудоемкость 3 з. е.

1.1. Цель освоения и краткое содержание дисциплины
Цель освоения: формирование систематизированных знаний в области современной физики, ее теоретических и экспериментальных основ.
Краткое содержание дисциплины: кинематика, динамика, статика, сопротивление материалов, теория упругости, теория машин и механизмов, основы проектирования и конструирования.

1.2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);
готовность использовать теоретические знания при выполнении производственных, технологических и инженерных исследований в соответствии со специализацией (ПК-1).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты обучения:
1) знать:
общие законы движения и равновесия материальных тел под действием приложенных к ним сил (З-1);
теоретические основы сопротивления материалов и теории упругости (З-2);
основные понятия теории машин и механизмов (З-3);
2) уметь:
правильно выбирать схемы, модели и делать расчеты с использованием знаний по теоретической механике, сопротивлению материалов, теории машин и механизмов для оценки процессов геологоразведочного назначения (У-1);
3) владеть:
знаниями законов механики для оценки деформации горных пород и проектирования технологических процессов геологоразведочных работ (Н-1).

Компетенции
Знания
Умения
Навыки

ОПК-1
З-1 – З-3
У-1
Н-1

ПК-1
З-1 – З-3
У-1
Н-1


1.3. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Индекс
Наименование дисциплины (модуля), практики
Семестр изучения
Индексы и наименования учебных дисциплин (модулей), практик




на которые опирается содержание данной дисциплины (модуля)
для которых содержание данной дисциплины (модуля) выступает опорой

Б1.Б.15
Механика
3
Б1.Б.11 Математика
Б1.Б.12 Физика
Б1.Б.14 Информатика
С3.Б.2 Инженерно – геологическая графика
С3.Б.5 Метрология и стандартизация


1.4. Язык преподавания: русский
2. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Выписка из учебного плана:

Код и название дисциплины по учебному плану
Б1.Б.15 Механика

Курс изучения
2

Семестр(ы) изучения
3

Форма промежуточной аттестации (зачет/экзамен)
зачет

Курсовой проект/ курсовая работа (указать вид работы при наличии в учебном плане), семестр выполнения
-

Трудоемкость (в ЗЕТ)
3

Трудоемкость (в часах) (сумма строк №1,2,3), в т.ч.:
108

№1. Контактная работа обучающихся с преподавателем (КР), в часах:
Объем аудиторной работы,
в часах
Вт.ч. с применением ДОТ или ЭО, в часах

Объем работы (в часах) (1.1.+1.2.+1.3.):
108
-

1.1. Занятия лекционного типа (лекции)
15
-

1.2. Занятия семинарского типа, всего, в т.ч.:
-
-

- семинары (практические занятия, коллоквиумы и т.п.)
-
-

- лабораторные работы
-
-

- практикумы
15
-

1.3. КСР (контроль самостоятельной работы, консультации)
7
-

№2. Самостоятельная работа обучающихся (СРС) (в часах)
71

№3. Количество часов на экзамен (при наличии экзамена в учебном плане)
-


3. Содержание дисциплины, структурированное по темам с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

3.1. Распределение часов по темам и видам учебных занятий

Тема
Всего часов
Контактная работа, в часах
Часы СРС



Лекции
из них с применением ЭО и ДОТ
Семинары (практические занятия, коллоквиумы)
из них с применением ЭО и ДОТ
Лабораторные работы
из них с применением ЭО и ДОТ
Практикумы
из них с применением ЭО и ДОТ
КСР (консультации)


3 семестр

Раздел 1. Основы теоретической механики
37
1





1

2
33

Тема 1.1. Кинематика
15
-





-


15

Тема 1.2. Динамика
9
-





-


9

Тема 1.3. Статика
13
1





1

2
9

Раздел 2. Основы сопротивления материалов и теории упругости
37
6





6

2
23

Тема 2.1. Основные понятия и определения сопротивления материалов и теории упругости
6
-





-


6

Тема 2.2. Растяжение – сжатие
7
2





2


3

Тема 2.3. Кручение
10
2





2


6

Тема 2.4. Плоский изгиб
14
2





2

2
8

Раздел 3. Основы теории машин и механизмов
34
8





8

3
15

Тема 3.1. Основные понятия теории механизмов и машин
3
-





-


3

Тема 3.2. Основные виды механизмов
7
2





2


3

Тема 3.3. Структурный анализ механизмов
7
2





2


3

Тема 3.4. Кинематический анализ механизмов
7
2





2


3

Тема 3.5. Динамический анализ механизмов
10
2





2

3
3

Всего часов
108
15





15

7
71


3.2. Содержание тем программы дисциплины

Раздел 1. Основы теоретической механики

Тема 1.1. Кинематика
Кинематика точки. Классификация видов движения твердых тел. Простейшие виды движения твердых тел. Плоскопараллельное движение твердого тела.

Тема 1.2. Динамика
Основные понятия и определения. Законы динамики Галилея-Ньютона. Дифференциальные уравнения движения материальной точки. Введение в динамику механической системы. Принцип Даламбера.

Тема 1.3. Статика
Аксиомы статики. Связи и их реакции. Система сходящихся сил. Плоская система сил. Пространственная система сил. Приведение. Равновесие.

Раздел 2. Основы сопротивления материалов и теории упругости

Тема 2.1. Основные понятия и определения сопротивления материалов и теории упругости
Деформация, прочность, жесткость, устойчивость. Задачи науки о сопротивлении материалов. Нагрузки. Классификация нагрузок. Внешние и внутренние силы. Дополнительные внутренние силы (усилия). Понятие о деформации и упругом теле. Основные допущения и гипотезы. Метод сечений. Виды сопротивления: осевое растяжение, сжатие, кручение, плоский изгиб.

Тема 2.2. Растяжение-сжатие
Построение эпюр продольных сил, напряжения в поперечных сечениях. Расчет на прочность.

Тема 2.3. Кручение
Эпюры крутящих моментов, расчет на прочность.

Тема 2.4. Плоский изгиб
Поперечные силы и изгибающие моменты в сечениях балок, эпюры поперечных сил и изгибающих моментов, нормальные напряжения при изгибе, расчет на прочность при изгибе.

Раздел 3. Основы теории машин и механизмов

Тема 3.1. Основные понятия теории механизмов и машин
Машина, механизм, звено механизма, входные и выходные звенья механизма, ведущие и ведомые звенья, кинематическая пара, классификация кинематических пар по числу степеней свободы и числу связей, низшие и высшие пары, кинематические цепи, кинематические соединения.

Тема 3.2. Основные виды механизмов
Классификация механизмов, плоские и пространственные механизмы с низшими парами, механизмы с высшими кинематическими парами (кулачковые, зубчатые, фрикционные механизмы), механизмы с гибкими звеньями, гидравлические и пневматические механизмы.

Тема 3.3. Структурный анализ механизмов
Обобщенные координаты механизма, начальные звенья, число степеней свободы механизма, механизмы с избыточными связями, местные подвижности механизма, структурный синтез механизмов, структурные группы Ассура.

Тема 3.4. Кинематический анализ механизмов
Задачи кинематического анализа механизмов, методы кинематического анализа механизмов, метод планов, особенности кинематического анализа механизмов с высшими кинематическими парами, кинематический анализ зубчатых и волновых механизмов.

Тема 3.5. Динамический анализ механизмов
Назначение силового расчета, характеристика сил, действующих на звенья механизмов, условие статической определимости кинематических цепей, последовательность силового анализа механизмов, силовой анализ механизмов с учетом трения в кинематических парах, метод Жуковского, мгновенный и общий коэффициенты полезного действия механизма.


3.3. Формы и методы проведения занятий, применяемые учебные технологии

Технология обучения – это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей.
При изучении дисциплины «Механика» используются следующие образовательные технологии: лекции, практические занятия. Перечень методов обучения и форм организации обучения представлен в таблице:

ФОО

Метод
Лекция
Практическое
занятие
СРС

Проблемное обучение

+


Работа в команде

+
+

Контекстное обучение
+
+


Обучение на основе опыта

+
+

Информационно-
коммуникационные технологии

+

+

+


4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

Содержание СРС

Наименование раздела (темы) дисциплины
Вид СРС
Трудо-
емкость (в часах)
Формы и методы контроля

1 семестр


Раздел 1. Основы теоретической механики

33



Тема 1.1. Кинематика
Индивидуальное домашнее задание «Сложное движение точки»
3
Отчет о выполненной работе в письменной форме



Самостоятельная проработка темы «Мгновенный центр скоростей и ускорений»
3
Отчет о выполненной работе в форме конспекта



Индивидуальное домашнее задание «Исследование
вращательного движения твердого тела вокруг неподвижной оси»
3
Отчет о выполненной работе в письменной форме



Самостоятельная проработка темы «Сложное движение твердого тела»
3
Отчет о выполненной работе в форме конспекта



Индивидуальное домашнее задание «Исследование
плоскопараллельного движения твердого тела»
3
Отчет о выполненной работе в письменной форме


Тема 1.2. Динамика
Самостоятельная проработка темы «Принцип Гамильтона-Остроградского»
3
Отчет о выполненной работе в форме конспекта



Самостоятельная проработка темы «Принцип Даламбера»
3
Отчет о выполненной работе в форме конспекта



Индивидуальное домашнее задание «Применение теоремы
об изменении кинетической энергии механической системы»
3
Отчет о выполненной работе в письменной форме


Тема 1.3. Статика
Индивидуальное домашнее задание «Равновесие тяжелой рамы»
3
Отчет о выполненной работе в письменной форме



Самостоятельная проработка темы «Центр тяжести тела»
3
Отчет о выполненной работе в форме конспекта



Индивидуальное домашнее задание «Равновесие вала»
3
Отчет о выполненной работе в письменной форме


Раздел 2. Основы сопротивления материалов и теории упругости

23



Тема 2.1. Основные понятия и определения сопротивления материалов и теории упругости
Самостоятельная проработка темы «Сложное напряженное состояние»
3
Отчет о выполненной работе в форме конспекта



Самостоятельная проработка темы «Гипотезы прочности»
3
Отчет о выполненной работе в форме конспекта


Тема 2.2. Растяжение-сжатие

Индивидуальное домашнее задание «Расчет стержня при
растяжении и сжатии»
3
Отчет о выполненной работе в письменной форме


Тема 2.3. Кручение

Индивидуальное домашнее задание «Расчет вала при кручении»
3
Отчет о выполненной работе в письменной форме



Самостоятельная проработка темы «Сложное сопротивление»
3
Отчет о выполненной работе в форме конспекта


Тема 2.4. Плоский изгиб

Индивидуальное домашнее задание «Расчет стержня при
поперечном изгибе»
3
Отчет о выполненной работе в письменной форме



Самостоятельная проработка темы «Динамическое действие нагрузок»
3
Отчет о выполненной работе в форме конспекта



Самостоятельная проработка темы «Переменные во времени напряжения»
2
Отчет о выполненной работе в форме конспекта


Раздел 3. Основы теории машин и механизмов

15



Тема 3.1. Основные понятия теории механизмов и машин

Самостоятельная проработка темы «Синтез зубчатых передач»
3
Отчет о выполненной работе в форме конспекта


Тема 3.2. Основные виды механизмов

Самостоятельная проработка темы «Виброзащита машин»
3
Отчет о выполненной работе в форме конспекта


Тема 3.3. Структурный анализ механизмов

Индивидуальное домашнее задание «Структурный анализ механизма»
3
Отчет о выполненной работе в письменной форме


Тема 3.4. Кинематический анализ механизмов

Индивидуальное домашнее задание «Структурный,
кинематический анализ плоского механизма»
3
Отчет о выполненной работе в письменной форме


Тема 3.5. Динамический анализ механизмов

Индивидуальное домашнее задание по теме: «Динамический анализ механизма»
3
Отчет о выполненной работе в письменной форме


Всего часов

71



5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение содержания учебной дисциплины «Механика» осуществляется на лекциях, практических занятиях и в процессе самостоятельной учебной деятельности студентов.
Лекционные занятия обеспечивают теоретическое изучение дисциплины. Основными методами обучения являются информационно-объяснительный и проблемный. На лекциях излагается основное содержание тем программы, проводится анализ основных понятий и рассматриваются примеры.
Лекционный материал является важным, но не единственным для усвоения учебной дисциплины. Его обязательно необходимо дополнить материалом основной и дополнительной литературы по теме.
Практические занятия служат для закрепления теоретических основ, излагаемых в лекциях. На практических занятиях обучаемые овладевают основными методами и приемами решения задач по теоретической и технической механике.
Важным моментом при изучении любой дисциплины является организация самостоятельной работы. При освоении материала не следует стремиться к механическому запоминанию приведенных определений, формулировок и положений, если требования к Вам прямо не указывают на это. Вполне эффективной может оказаться попытка понять суть явления, выработать свое отношение к нему, опираясь на материал, содержащийся в рекомендованной литературе. Также, рекомендуется равномерно распределять нагрузку самостоятельного обучения в течение семестра.
Перед выполнением индивидуального домашнего задания студент должен изучить соответствующие разделы курса «Механика», используя учебную литературу (имеющуюся в НБ ЧФ СВФУ) и методические указания (имеющиеся в ЭБ ЧФ СВФУ), ссылки на которые приведены ниже в таблице. Содержание заданий приведено в источнике № 6 указанной таблицы. Студент может использовать также иные учебники и учебные пособия, если эти пособия содержат соответствующие разделы учебного курса.
Индивидуальное домашнее задание выполняется в отдельной тетради в письменном виде. На обложке тетради необходимо указать:
- название учебной дисциплины,
- тему задания,
- вариант,
- полностью фамилию, имя и отчество студента,
- группу.
Задания выбираются в соответствии с указаниями преподавателя из таблиц вариантов.
Оценка за выполненное задание выставляется по результатам проверки и собеседования. Перед собеседованием студент обязан исправить в работе ошибки, отмеченные преподавателем.
Самостоятельная проработка темы состоит в прочтении и конспектировании необходимой литературы.
Конспект – это краткое последовательное изложение содержания статьи, книги, лекции. Его основу составляют план, тезисы, выписки, цитаты. Конспект, в отличие от тезисов воспроизводят не только мысли оригинала, но и связь между ними. Конспект – это не полное переписывание чужого текста. Э
·то переработка информации за счет ее свертывания. В  конспекте отражается не только то, о чем говорится в работе, но и что утверждается, и как доказывается, приводятся примеры и иллюстрации (без подробного описания).
Составляя конспект, можно отдельные слова и целые предложения писать сокращенно, выписывать только ключевые слова, вместо цитирования делать лишь ссылки на страницы конспектируемой работы, применять условные обозначения.
При конспектировании, рекомендуется оставлять место (широкие поля) для дополнений, заметок, записи незнакомых терминов и имен, требующих разъяснений.
 Типы конспектов:
1. Плановый конспект – конспект, который пишется на основе составленного плана статьи, книги. При написании такого конспекта составляется подробный, сложный план, в котором освещаются не только основные вопросы  источника, но и частные. Наиболее существенные положения каждого пункта или подпункта плана (тезисы) последовательно и кратко излагаются своими словами или приводятся в виде цитат, причем цитаты заключаются в кавычки и даются ссылки на источник с указанием страницы. Рекомендуется использовать реферативный способ изложения (например: "Автор считает...", "раскрывает...").
2. Текстуальный конспект – это конспект, созданный в основном из отрывков подлинника – цитат. Это прекрасный источник дословных высказываний автора и приводимых им фактов. Такой конспект точно передает логику материала и максимум информации. При написании такого конспекта в тексте-источнике выделяются основные положения и подбираются примеры. Затем идёт перекомпоновка материала и оформляется текст конспекта.
3. Свободный конспект представляет собой сочетание выписок, цитат, иногда тезисов, часть его текста может быть снабжена планом. Это наиболее полноценный вид конспекта.
Отчет о проработанной теме в форме конспекта (любого типа) сдается в отдельной тетради в письменном виде. На обложке тетради необходимо указать:
- название учебной дисциплины,
- тему задания,
- полностью фамилию, имя и отчество студента,
- группу.
Оценка за выполненное задание выставляется по результатам проверки.

№ п/п
Название
Вид материала
ФИО автора
Издательство/ организация-разработчик
Год издания

1
2
3
4
5
6


Теоретическая механика
Сборник заданий и методические указания по их выполнению
Соловьева Н.И., Шумский М.П.
Томск: Изд-во ТПУ
2006


Расчет балки на прочность при изгибе
Методические указания
Глазов А.Н.
Томск: Изд-во ТПУ
1991


Основы расчетов на прочность
Методические указания
К.Н. Цукублина, Н.А. Куприянов
Томск: Изд-во ТПУ
2002


Решение задач по сопротивлению материалов
Учебное
пособие
Буланов Э. А.
Москва
1994



Сборник заданий для курсовых работ по теоретической механике
Учебное
пособие
Яблонский А. А. и др.
Москва
2000


Задания для самостоятельной работы по механике
Учебное
пособие
Белый Д. М., Овсянникова Н. Б.
Ульяновск: УлГТУ
2014




6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

6.1. Показатели, критерии и шкала оценивания

Оценка уровня освоения программы производится в ходе:
выполнения заданий для самостоятельной работы;
зачета, проводимого в электронной либо устно-письменной форме по темам аудиторных занятий, а также по темам, выносимым на СРС.
Необходимым условием положительной оценки освоения программы является:
выполнение согласно требованиям всех заданий для самостоятельной работы;
сдача зачета на уровне не ниже минимального.

Коды оцениваемых компетенций
Показатель оценивания
(по п.1.2.РПД)
Уровни освоения
Критерии оценивания
(дескрипторы)
Рейтинговая оценка
Оценка

ОК-1
ПК-1
З-1 – З-3
У-1
Н-1
Базовый
Освоение материала курса, включая умение применять полученные знания для решения простых задач.
55 – 100 баллов
зачтено



Не освоено
Отсутствие базовых знаний по курсу в целом, либо по отдельным его частям.
0 – 54 баллов
не зачтено



6.2. Типовые контрольные задания (вопросы) для промежуточной аттестации

Вопросы для контроля по разделу «Основы теоретической механики»
1. Что изучает кинематика?
2. Определения скорости и ускорения точки?
3. Какие существуют способы задания движения точки и в чём заключается каждый из них?
4. Что называется траекторией движения точки?
5. Что значит определить (задать) движение точки?
6. Какие параметры необходимо знать для задания движения точки естественным способом?
7. При каких условиях считается заданным способ определения движения точки в координатной форме?
8. Чему равен и как направлен в пространстве вектор скорости?
9. Чему равны проекции скорости точки на неподвижные оси декартовой системы координат?
10. Как по проекциям скорости найти её модуль и направление?
11. Чему равна проекция скорости точки на касательную к траектории?
12. Что изучает раздел «динамика» в теоретической механике?
13. Что называется материальной точкой?
14. Что называется механической системой?
15. Что называется сплошным телом?
16. Что называется абсолютно твердым телом?
17. Что называется силой?
18. Что называется инерциальной системой отсчета?
19. Сформулировать закон инерции.
20. Сформулировать основной закон динамики точки.
21. Сформулировать закон равенства сил действия и противодействия.
22. Какими тремя параметрами определяется сила, действующая на твёрдое тело?
23. Какие силы по отношению к системе тел являются внешними, какие внутренними?
24. Сформулируйте аксиому отвердевания.
25. Сформулировать простейшие теоремы статики.
26. Перечислить типы связей.
27. Определение понятия равновесия точки в инерциальной системе отсчёта.
28. Какие системы сил называются статически эквивалентными?
29. Как перенести силу, параллельную самой себе?
30. Образуют ли действие и противодействие уравновешенную систему сил?
31. Что устанавливает правило параллелограмма сил?
32. В чём заключается пассивный характер реакции связи?

Вопросы для контроля по разделу «Основы сопротивления материалов»
1. Что изучает в разделе «Основы сопротивления материалов»?
2. Объясните метод сечений.
3. Назовите внутреннее усилие при деформации растяжение- сжатие?
4. Назовите внутреннее усилие при деформации кручение?
4. Назовите внутренние усилия при деформации изгиб?
5. Какие напряжения возникают при деформации растяжение- сжатие?
6. Какие напряжения возникают при деформации кручение?
7. Что такое сложное сопротивление?
8. Что такое эпюра?

Вопросы для контроля по разделу «Основы теории машин и механизмов»
1. Приведите классификацию кинематических пар. Какие пары могут существовать в плоских механизмах.
2. В чем заключаются формулы образования пространственных и плоских механизмов (Малышева, Чебышева).
3. Укажите основные характеристики пассивных звеньев, кинематических пар и приведите примеры.
4. Каковы принципы образования механизмов по Ассуру. Что такое группа Ассура. Приведите основные виды плоских рычажных механизмов образованных группами 2 класса 2 порядка.
5. Структурный анализ механизмов рассмотрите на примере. Обоснуйте основные цели и условия замены в плоских механизмах высших кинематических пар низшими.
6. Каковы основные задачи кинематического исследования механизмов. Понятие о геометрических и кинематических характеристиках. Связь кинематических и передаточных функций.
7. Каковы основные задачи кинематического анализа механизмов. Аналитический метод – способ проекций векторного контура (рассмотреть на примере).
8. Каковы основные задачи кинематического анализа механизмов. В чем заключается метод планов (показать на примере).

Образец 1
типового практического задания на тему «Статика»
Определить реакции связей, наложенных на раму. Система находится в равновесии. Исходные данные для расчета: G = 8 Н, P1 = 5 Н, P2 = 3 Н, P3 = 6 Н, q = 2 Н/м, a = 3 м,
M = 4 Н(м,
·1 = 30(,
·2 = 60(.


Образец 2
типового практического задания на тему
«Растяжение-сжатие»
Требуется:
1) Построить эпюры N,
·;
2) Рассчитать перемещение концевого сечения стержня.
Исходные данные:
F1 = 20 кН, F2 = 25 кН, F3 = 40 кН, l = 1 м, A1 = 100 мм2,
A2 = 200 мм2, A3 = 300 мм2, E = 2(105 МПа.


Образец 3
типового практического задания на тему «Кручение»
Требуется определить величину и направление момента m2. Построить эпюры Mx и
·max.
Исходные данные:
m1 = 200 H(м, m3 = 70 H(м, m4 = 60 H(м,
d1 = 30 мм, d2 = 40 мм.

Образец 4
типового практического задания на тему «Изгиб»
Требуется построить эпюры Q и M и определить наименьший диаметр стальной балки при
· =160 МПа. Изобразить вариант изогнутой оси балки.
Исходные данные:
q = 20 кН/м, F1 =10 кН, M =14 кН(м, a = 3 м, b = 2 м

Образец 5
типового практического задания на тему «Структурный, кинематический и динамический анализ зубчато-рычажного механизма»
Исходные данные:
количество оборотов n1 =100 об/мин,
угол поворота кривошипа АВ ( = 110(,
количество зубьев Z1 = 20,
количество зубьев Z2 = 30,
модуль сцепления m = 2,
размеры механизма: AB = 15, BC =75 мм,
BD = 40 мм, DC = 40 мм, e = 10 мм.









Коды оцениваемых компетенций
Оцениваемый показатель (ЗУВ)
Тема (темы)
Образец типового (тестового или практического) задания (вопроса)

ОК-1
ПК-1

З-1
У-1
Н-1
Раздел 1. Основы теоретической механики
Темы 1.1 – 1.3
Образец 1

ОК-1
ПК-1

З-2
У-1
Н-1
Раздел 2. Основы сопротивления материалов и теории упругости
Темы 2.1 – 2.4
Образцы 2 - 4

ОК-1
ПК-1

З-3
У-1
Н-1
Раздел 3. Основы теории машин и механизмов
Темы 3.1 – 3.5
Образец 5



6.3. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания

Качество освоения дисциплины студентами контролируются защитой самостоятельно выполненных заданий, а также зачетом по окончанию обучения.
Для контроля знаний и умений студентов используется рейтинговая система, т.е. при оценке работы учитываются успехи не только при сдаче зачета, но и текущей работы. Ниже приведены виды контроля и максимально возможная оценка в баллах (по 100-бальной системе). В нее входят:
1. Рейтинг расчетно-графического задания (РГЗ).
2. Рейтинг самостоятельно проработанной темы (РСПТ).
2. Рейтинг зачета (РЗ).
Рейтинг расчетно-графического задания (РГЗ) – это оценка за решение задач индивидуального задания. Если задача правильно решена и «сдана» в срок, то она оценивается в «max» баллов. Задания, «сданные с опозданием», оценивается на 25-50% меньше в зависимости от срока выполнения и сдачи задания.
Рейтинг самостоятельно проработанной темы (РСПТ) – это оценка за составление конспекта проработанной темы. Если конспект верно отражает данную тему и «сдан» в срок, то он оценивается в «max» баллов. Конспекты, «сданные с опозданием», оценивается на 25-50% меньше в зависимости от срока выполнения и сдачи работы.
В конце семестра подсчитывается рейтинг семестра (РС), максимальное значение которого 90 баллов.
Студент допускается к сдаче зачета, если он выполнил все задания в семестре и если его рейтинг не менее 45 баллов.
Максимальный рейтинг зачета (РЗ) – 10 баллов. Форму проведения зачета (устно, письменно, по билетам, без билетов и т.д.) устанавливает лектор.
Рейтинг зачета суммируется с рейтингом семестра и подсчитывается общий рейтинг: ОР=РС+РЗ; общий рейтинг не должен быть меньше 55 баллов.
Рейтинг поощряет активных студентов дополнительными баллами за участие в олимпиадах, написание рефератов, выполнение заданий повышенной сложности.

Рейтинговый регламент по дисциплине:
Вид выполняемой учебной работы
(контролирующие мероприятия)
Количество баллов (min)
Количество баллов (max)

Выполнение расчетно-графического задания
0 ( 12
4 ( 12

Составление конспекта
0 ( 12
4 ( 12

Количество баллов для допуска к экзамену (min-max)
45
90


7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины


Автор, название, место издания, издательство, год издания учебной литературы, вид и характеристика иных информационных ресурсов
Наличие грифа, вид грифа
НБ СВФУ, кафедральная библиотека и кол-во экземпляров
Электронные издания: точка доступа к ресурсу (наименование ЭБС, ЭБ СВФУ)

Основная литература

1
Поляхов, Н. Н.
Теоретическая механика: учебник для академ. бакалавриата / Н. Н. Поляхов, С. А. Зегжда, М. П. Юшков; под ред. П. Е. Товстика. - Москва: Юрайт, 2014. - 592 с.
Мин. обр. РФ
НБ СВФУ,
10 экз.


2
Мещерский, И. В.
Задачи по теоретической механике: учебное пособие / И. В. Мещерский; ред.: В. А. Пальмов, Д. Р. Меркин. - Санкт-Петербург: Лань, 2012. - 448 с.
УМО
НБ СВФУ,
5 экз.


3
Прикладная механика: учебник для академ. бакалавриата / под ред. В. В. Джамая. - Москва : Юрайт, 2014. - 360 с.
Мин. обр. РФ
НБ СВФУ,
10 экз.


4
Ахметзянов, М. Х. Сопротивление материалов: учебник для бакалавриатов / М. Х. Ахметзянов, И. Б. Лазарев. - Москва : Юрайт, 2013. - 300 с.
УМО
НБ СВФУ,
10 экз.


Дополнительная литература

1
Иосилевич, Г. Б.
Прикладная механика: рекомендовано методсоветом ВУЗа / Г. Б. Иосилевич, П. А. Лебедев, В. С. Стреляев. - Москва: Машиностроение, 2013. - 575 с.
УМО
НБ СВФУ,
5 экз.


2
Кузьмин, В. Р. Лекции по сопротивлению материалов: учебное пособие. Ч. 1. / В. Р. Кузьмин. - Якутск: ЯФ Изд-во СО РАН, 2002. - 183 с.

УМО
НБ СВФУ,
1 экз.


3
Монастырский, В. Ф. Прикладная механика: учебное пособие для студентов ВУЗов / В. Ф. Монастырский, Н. Н. Монастырская, О. В. Кочнева. - Мирный: Миринс. гор. типогр., 2003. - 278 с.
УМО
НБ СВФУ,
1 экз.


4
Кононов, В. Н. Основные понятия и формулы краткого курса "Сопротивление материалов": учебное пособие / В. Н. Кононов. - Якутск: ЯГУ им. М. К. Аммосова, 2001. - 72 с.
УМО
НБ СВФУ,
1 экз.



8. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее сеть-Интернет), необходимых для освоения дисциплины

1. http://teoretmeh.ru/
2. http://www. knigafund. ru/
3. http://www. edu. ru/
4. http://www. soprotmat. ru/
5. http://www. mysopromat. ru/
6. http://sopromat. org/
7. Электронная библиотечная система [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
8. Электронная библиотечная система «Университетская библиотека онлайн»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
9. Электронная библиотека [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
10. Электронная библиотечная система издательства «Лань» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
11.  Электронная библиотечная система «Юрайт» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
12. Научная электронная библиотека Российской Академии Наук [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


9. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Ауд. 103. Лаборатория физики и робототехники:
АРМ преподавателя;
АРМ обучающихся;
Мультимедиапроектор.

10. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

10.1. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине

При осуществлении образовательного процесса по дисциплине используются следующие информационные технологии:
использование на занятиях электронных изданий (чтение лекций с использованием слайд-презентаций, электронного учебного пособия);
использование специализированных и офисных программ, информационных (справочных) систем;
организация взаимодействия с обучающимися посредством электронной почты и СДО Moodle;

10.2. Перечень программного обеспечения

При осуществлении образовательного процесса по дисциплине используется следующее программное обеспечение:
пакет программ Microsoft Office (Word, Excel, PowerPoint);
программы для чтения электронных книг (Acrobat Reader, WinDjvu);

10.3. Перечень информационных справочных систем

Информационная справочная система Консультант Плюс
ЛИСТ АКТУАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

Б1.Б.15 Механика


Учебный год
Внесенные изменения
Преподаватель (ФИО)
Протокол заседания выпускающей кафедры(дата,номер), ФИО зав.кафедрой, подпись


























































































































































































13PAGE 141515




Заголовок 1 Заголовок 4 Заголовок 515